Творец, повествующий о людях. Мир Даррена Аронофски

Об одном из немногих, кто занимается искусством

В закладки
Аудио

Современный кинематограф представляет собой довольно жалкое зрелище. Индустрией во всех странах правят люди, что расценивают кино исключительно как средство заработка. Именно поэтому в последние годы балом правят одноразовые пустые картины, созданные по утвержденным шаблонам и лекалам, не представляющие абсолютно никакой художественной ценности, зато приносящие невероятную прибыль.

В мире кино остается все меньше людей искусства, ведь их сменяют прагматичные бизнесмены, которым важны лишь цифры сборов по отношению к потраченным средствам. Именно поэтому все те немногие режиссеры, что способны действительно творить, а не выкачивать деньги из зрителей, достойны обожания и похвалы, как бы кто не относился к их произведениям.

Отсутствие драмы в жизни

В жизнеописании Даррена Аронофски практически нет ярких страниц. Он не жил в нищете, парня не воспитывали улицы или мать-одиночка, в детстве у юноши не было никаких проблем с законом. Даррен родился в семье добропорядочных школьных учителей, придерживавшихся консервативного иудаизма и уделявших гигантское внимание воспитанию детей. Сестра Патти, в итоге, профессионально занималась балетом, а Даррена потянуло в кино и театр.

Юноша в 1987 году поступил в Гарвард, в котором и снял свои первые короткометражки: «Чистку супермакета» и «Печенье с предсказанием». Университет Аранофски закончил с отличием, после чего переехал в Лос-Анджелес, где поступил на режиссерские курсы Американского института киноискусств. Там же и появилась на свет его третья короткометражка — «Протозоа».

Биография настолько скучная, что от сдерживаемого зевка сводит скулы. Ни тебе историй о насилии в детстве, никаких проблем с наркотиками или алкоголем. Жизнь Даррена Аронофски не была омрачена кошмарными событиями, он поэтапно всю жизнь шел к тому, чтобы стать режиссером. Для желтой прессы или любителей покопаться в грязном белье никакого раздолья, поэтому лучше поговорим о том, что маэстро, в итоге, явил миру.

Пи. 1997 г.

Первый фильм абсолютно безызвестного режиссера, разумеется, ни одна из крупных студий не собиралась спонсировать. Бюджет картины составил всего 60 тыс. долларов, большую часть которого составили одолженные деньги у многочисленных родственников и друзей Даррена. Фильм снимали без согласования с властями Нью-Йорка, из-за чего приходилось расставлять часовых, предупреждающих о приближении полиции.

По словам самого режиссера, гигантскую помощь при съемках столь рискованного проекта Даррену оказала его семья. Отец помогал собирать средства, а мама готовила еду для всей съемочной группы. Как и у многие другие начинающие режиссеры, снимающие свои первые малобюджетные картины, Аронофски сделал свой выбор в пользу черно-белой палитры цветов в фильме.

Картина рассказывает о молодом талантливом матиматике, что пытается найти уникальный цифровой код, который послужит объяснением для всех происходящих в мире процессов. Универсальная формула, по мнению главного героя, сумеет объяснить изменение курсов всех биржевых акций, важнейших законов природы, поможет ответить на главные вопросы мироздания и позволит человечеству приблизиться к пониманию божественной сущности.

Разумеется, за столь ценной информацией начинают охотиться как аналитики с Уолл-Стрит, так и суровые ортодоксальные иудаистские фанатики, готовые на все, лишь бы раздобыть формулу. За главным героем начинают охотиться представители как материального, так и духовного мира, да и сам юноша находится на грани сумасшествия из-за обретенных знаний.

Фильм подтверждает одну простую истину: для того, чтобы на свет появилась яркая, смелая и необычная картина, затрагивающая важнейшие вопросы в истории человечества, не требуется участие многомиллионных корпораций с привлечением первых лиц Голливуда. Нужен лишь качественный сценарий, особый стиль повествования, не отпускающий ни на минуту, а также отличное музыкальное сопровождение.

К слову, о сопровождении. В фильме сыграл Клинт Мэнселл, также написавший и музыку для картины. С этим композитором Даррен поработает еще не раз, как и со многими актерами первого фильма. Ну, а «Пи» был продан студии «Артисан» за $1 млн, что позволило раздать долги всем «инвесторам» с немалым процентом сверху. В прокате фильм $3,2 млн, что приблизительно в 53 тыс. раз больше затраченных во время съемок средств.

Реквием по мечте. 2000 г.

Второй фильм в карьере режиссера едва ли не стал самым известным его творением. Картина стала настолько популярной, что на долгое время стала синонимом к понятию «фильм о наркотиках», затмив даже легендарные «На игле», «Дневник баскетболиста» и «Кэнди». Ну, а главная музыкальная тема к фильму, созданная все тем же Клинтом Мэнселлом, обязательно присутствовала на всех возможных носителях у каждого второго ребенка в нулевых.

Одним из главных плюсов картины можно назвать невероятно удачно подобранный состав актеров. Джаред Лето, дабы лучше вжиться в роль, похудел на 13 кг, а также проводил немало времени, беседуя с настоящими бруклинскими наркоманами. Эллен Берстин, была вынуждена сниматься в специальных костюмах, увеличивавших вес героини и ее комплекцию. Ну, а про прекрасную Дженнифер Коннелли и говорить нечего: девушка способна украсить одним своим присутствием любую картину.

История повествует о четырех персонажах, чья жизнь медленно, но верно превращается в ад из-за пристрастия к всевозможным веществам. Режиссер не осуждает и не оправдывает своих героев, он просто рассказывает о том, к чему может привести зависимость. Что любопытно, в фильме ни разу не упоминается определенное название наркотика, так как Аронофски хотел рассказать о пристрастии к веществам в целом, а не к определенным видам препаратов.

Также на фоне остальных фильмов, посвященных данной тематике, Реквием выгодно отличается благодаря затронутой теме пристрастия людей к легальным веществам. Персонаж Эллен Бёрстин — старушка, что страдает не из-за своих проступков, а по вине врачей и фармацевтических компаний, пичкающих бабулю всеми возможными препаратами.

Безумная популярность «Реквиема по мечте» в какой-то момент вызвала эффект пресыщения и сделала обратную тягу. В итоге, многие, кому друзья и товарищи рассказывали о «лучшем фильме в истории человечества», при знакомстве с картиной были несколько разочарованы, так как на выходе получился просто отличный фильм о наркомании, зачастую не оправдывающий завышенных ожиданий. Впрочем, подобное так или иначе затронуло многих именитых режиссеров.

Фонтан. 2006 г.

Следующую картину мастера пришлось ждать аж 6 лет из-за гигантских проблем при съемках фильма. Изначально главные роли должны были сыграть Брэд Питт и Кейт Бланшет, но из-за разногласий Питт покинул картину еще на стадии пре-продакшена. Проект был задвинут на полку на долгие годы, и лишь после того, как изначальный бюджет был сокращен более чем в два раза, съемки возобновились, но уже с участием Хью Джекмана и Рейчел Вайс.

Из-за сокращения бюджета пришлось свести к минимуму использование компьютерных спецэффектов. Так, во время съемок космоса использовалась микро-съемка химических реакций. Аронофски делал хорошую мину при плохой игре и утверждал, что к подобным ухищрениям прибегает вовсе не из-за нехватки средств, а «чтобы картина выдержала испытание временем». Так одно и вышло.

Сюжет картины описывать не то, чтобы очень просто, так как существует несколько версий о том, что действительно происходит в фильме. Есть три сюжетные линии, развивающиеся в разных временных параметрах. Первая линия повествует о конкистадоре, что по приказу королевы Испании отправляется в Южную Америку на поиски древа жизни — источника бессмертия, излечивающего от всех болезней.

Во второй линии талантливый онколог пытается спасти умирающую от рака жену, проводя бессонные ночи в поисках лекарства от болезни. Наконец, есть третья линия, в которой есть некий монах, что летит в звездном пространстве в капсуле с неким деревом, за которым заботливо ухаживает. Возможно, все вышеперечисленное звучит как бред сумасшедшего, но именно так и развиваются события в «Фонтане».

Многообразие смыслов, образов, поднятых тем и заданных вопросов, безусловно, поражает. К тому же, все это сопровождается потрясающим актерским перфомансом Джекмана и Вайс, сыгравших одни из лучших ролей в своей жизни. Но что действительно цепляет, так это великолепное сочетание прекрасной картинки и просто невероятной музыки (за авторством все того же Клинта Манселла).

Порой кажется, что в некоторые моменты визуальная и аудиальная составляющие работают строго в унисон, поражая зрителя в самое сердце. Автор сих строк скромно признается, что, на его взгляд, «Фонтан» однозначно входит в список лучших фильмов, когда-либо созданных человечеством, и именно ради таких картин когда-то давным-давно и был изобретен кинематограф.

Рестлер. 2008 г.

Пробыв некоторое время в космосе, Аронофски вернулся на грешную землю с ее проблемами и невзгодами и решил уделить внимание грешным человечкам. Режиссер решил сосредоточиться на жизнеописании людей, зарабатывающих на хлеб при помощи возможностей своего тела. Мужское начало было представлено в лице сурового рестлера, а женское – балетной танцовщицей. Но о ней позже.

Фильм рассказывает историю престарелого рестлера, что в 80-х был звездой, но уже к 00-ым в силу возраста превратился сильно сдал позиции. В один прекрасный день главный герой получает инфаркт во время одного из поединков, и врачи строго-настрого запрещают спортсмену продолжать карьеру. Ко всему великолепию прибавляются семейные проблемы: герою никак не удается наладить контакт с дочерью, что обозлена на отца за несчастливое детство.

Картина полностью реанимировала карьеру полузабытого Микки Рурка, который выдал в фильме по-настоящему яркий спектакль. Образ невероятно сильного и брутального мужчины, что тайно плачет в душе, пришелся по нраву и кинокритикам, наградивших актера премией BAFTA за лучшую мужскую роль. Да и все остальные персонажи в картине смотрятся весьма органично и к месту.

И лишь одна крошечная деталь не дает покоя. Доподлинно известно, что на главную роль в свое время претендовал Николас Кейдж, и, черт возьми, искренне жаль, что этого не случилось. Опять же, Микки Рурк великолепно справился со своей ролью, но появление Николаса Кейджа в любом образе обязательно прибавляет каждому фильму +5 в зрелищности и + 10 к наслаждению. Возможно, когда-нибудь Аронофски, все же, позовет парня в свою следующую картину.

Черный лебедь. 2010 г.

Второй фильм о людях, чьим главным инструментом является их собственное тело, и на этот раз — повесть о балерине. А точнее о молодой балерине, чьей главной и единственной целью в жизни является получение главной роли в новой постановке «Лебединого озера» нью-йоркской труппой. На фоне бесконечного стресса и жесткой конкуренции девушка постепенно теряет рассудок.

Как и в большинстве других фильмов, на первый план выходит невероятный актерский состав, в котором даже Мила Кунис смотрится органично и нераздражающе. Но захватывают внимание две главные скрипки картины — несравненный Венсан Кассель, что играет роль хореографа, а также Натали Портман, которой удалось настолько точно попасть в образ, что актрису вполне заслуженно наградили Оскаром за лучшую женскую роль.

Сюжет прекрасен, да и темп повествования вполне динамичен и захватывает полностью. Добавьте к этом уже вполне аппетитному блюду невероятную операторскую работу, а также несколько видоизмененную Клинтом Мэнселлом музыку Петра Ильича Чайковского, и получите настоящий пир для ума, глаз, ушей, сердца и прочих жизненно важных человеческих органов.

Создание подобного чуда потребовало от всех участников максимального напряжения и работы на максимальных возможностях человеческого организма. Так, ради напряжения между героинями Аронофски специально настраивал Натали Портман против Милы Кунис. Ну, а сама Портман во время съемок получила травму ребер, после которой восстанавливалась около 6 месяцев и даже сотрясение мозга. Во многом благодаря подобной жертвенности на выходе получилась столь потрясающая картина.

мама! 2017 г.

Между «Черным лебедем» и «мамой!» режиссер снял еще «Ноя», который вышел весьма средним фильмом по мнению критиков, а также невероятно слабым по меркам самого Аронофски. Впрочем, за слабость этой картины режиссер целиком и полностью реабилитировался в своем недавнем творении.

Сюжет этого фильма, как и в случае с «Фонтаном» описать довольно трудно, не испортив ощущение от просмотра картины. В центре повествования — юная девушка, что живет в гигантском уютном доме с невероятно талантливым творцом. Размеренную уединенную жизнь влюбленных нарушают посторонние люди, нагло вторгающиеся в личное пространство героев.

Что примечательно, фильм не способен оставить равнодушным практически никого. Все посмотревшие делятся на два лагеря: тех, кому безумно понравилась вся палитра подтекстов и затронутых в картине тем, а также тех, кому подобное абсолютно противопоказано. Обе армии по численности приблизительно равны, и обе точки зрения имеют право на существование.

Аронофски пытается одновременно рассуждать на тему бога, человечества, искусства, сосуществования на одной планете мужчин и женщин, любви, экологии, жертвенности, жестокости, религии, ненависти, творцах и почитателях, семейных отношениях — и все это многообразие обрушивается на неподготовленных зрителей всего за 120 минут времени. Разумеется, подобное безумие не всем придется по вкусу.

Но что действительно нельзя не отметить, так это великолепную актерскую игру Дженнифер Лоуренс и Хавьера Бардема, невероятно органичных в своих образах. Людям, что выдвинули Лоуренс за ее перфоманс на «Золотую малину», необходимо раз и навсегда распрощаться с миром кино, подобного плевка в лицо не заслуживает ни одна актриса.

Сам же Аронофски в фильме плюет на все каноны и установленные правила и погружает зрителя в настолько глубокую пучину из мыслей и образов, что не каждый способен из нее самостоятельно выбраться. Временами картину попросту некомфортно смотреть, одна сцена с младенцем чего стоит. Одним, словом, выдающееся, смелое и захватывающее воображение кино — то, за что мы так любим Аронофски.

See you soon

Аронофски — исчезающий вид режиссера. Многие его картины в силу сложности восприятия, а также из-за противоречивости поднимаемых тем плохо окупаются, а подобное в суровом мире кинематографа не прощается. К тому же, его работы сложно назвать «развлекательными», фильмы действительно заставляют работать серое вещество, а это далеко не везде приветствуется.

Но пока такие люди продолжают снимать кино, на индустрии кинематографа сложно поставить крест. Потому что пока есть творцы, что весь свой талант воплощают в искусстве, а не выкачивании денег из зрителей, у кино остается надежда на светлое будущее.

p.s. В комментариях можно описать свои любимые или нелюбимые картины

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Лев Бабенко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 60, "favorites": 91, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 33213, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 06 Dec 2018 15:23:23 +0300" }
{ "id": 33213, "author_id": 35227, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/33213\/get","add":"\/comments\/33213\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/33213"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "possessions": [] }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Мама! Великолепный фильм. Объяснение нужно и лучше после него пересмотреть фильм еще раз и афигеть еще больше :D

Ответить
1

После "мамы!" пошел Библию читать, ибо стало интересно)
Надо будет пересмотреть...

Ответить
5

Фонтан отличный фильм. Когда увидел его 10 лет назад впервые - нихрена не понял. Недавно пересмотрел и всё стало явным.

Ответить
1

Саундтрек там волшебный еще.

Ответить
0

Шикарный фильм. Но, всё лежит на поверхности, если бы не дурацкий перевод названия. Какой "Фонтан"? Где? Зачем?

"Источник" он.

Ответить
1

Ну это же ТРЕТЬЕ значение в словаре, вы что!
Кто такие глубины английского учить-то будет?!

Ответить
0

и всё стало явным.

ты понял, что ничего не понял?

Ответить
4

Пи Даррена Аронофски

Ответить
2

Вы говорите, что "Реквием по мечте" затмил "На игле", но ведь "Реквием.." активно идеализирует жизнь наркомана, это красивые страдания с кучей мишуры под возвышенную музыку. По мне так в плане раскрытия темы Бойл выигрывает, его фильм это неприкрытый реализм, драйв и шутки, да! А разве даже в самой печальной судьбе нет места смеху? И нет этих грустных мин под классику. Бойлу веришь больше, несомненно. Даже отмечу, как герои обоих фильмов употребляют: в "Реквиеме" мы видим ложку и зрачки, и вот они уже лежат под кайфом, а "На игле" показывает вены, иглы, смрад. Разве правильно бесконечно романтизировать то, в чем нет ни капли красоты и романтики?
Чувствую минусы

Ответить
1

Алиса дело говорит. А ведь она еще не вспомнила "Кэнди".

Ответить
2

Несомненно это Pi. Фильм прямо таки пропитан загадочностью, чем то незримым, которое вот-вот и приоткроет занавес тайны. Очень сильно погружает в эту атмосферу великолепный саундтрек. Чего только стоит композиция Kalpol Introl от Autechre. В совокупности с происходящем на экране, слушая её, в тебе начинает наростать тревога, как-будто перед чем-то грандиозным и доселе неизвестным. Фильм выше всех похвал. Пересматриваю переодически.

Ответить
2

Спасибо за статью! Приятно знать, что кому-то действительно нравятся работы Аронофски. Не смотрела только "Ноя", но от остальных работ до сих пор в восторге. Была на 1ом курсе университета, когда впервые посмотрела "Фонтан" и скажу, что после первого просмотра сразу решила пересмотреть это творение, дабы прийти к какому-то пониманию. Затем очень долго слушала Клинта Манселла и вот до сих пор вызывает бурю эмоций любимая композиция с фильма "Together We Will Live Forever".
После "мамы" я реально ещё больше уважаю творчество Аронофски. Но мне, например, было несколько обидно слушать тонну негатива по поводу этого фильма и вообще работ Аронофски... да еще и Лоуренс сюда добавили, хотя сыграла она шикарно. В общем, надеюсь увидеть еще новые работы Даррена и чтобы Манселл был при нем ^__^

Ответить
1

Смотрел Реквием по мечте будучи пездюком-подростком и люто охренел. Потом пару дней ходил мрачный и задумчивый. Окружающие спрашивали, что со мной такое? Одно из самых первых и самых больших потрясений от просмотра фильма. А от саундтрека до сих пор мурахи.

Ответить
2

Этот трек Моцарт написал перед смертью

Ответить
0

Ага, еще Paul Oakenfold сделал офигенный ремикс - Zoo York на ост.

Ответить
0

Об одном из немногих, кто занимается искусством.
Но лучше бы этого не делал.

Ответить
0

«Реквием по мечте» так и остался самым сильным фильмом.

Ответить
0

Ненавижу этот "фонтан". Специально 5 раз пересмотрел, пытаясь понять сюжет, а когда понял - я осознал его бессмысленность.
Зато аудиовизуал шикарный

Ответить
0

Ну и ещё одна пометка. Почему ни слова в вашей статье о работе Сатоши Кона "Идеальный синий", с которой умело скоммунизжен сюжет для картины "Черный лебедь"?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления