Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
!!!ДИСКЛЕЙМЕР!!! Данная статья является сугубо личным, но в то же время объективным мнением автора! Прошу уважать перцепцию и суждения других людей! В СТАТЬЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!
©Ваш путеводитель в мире кино «Медный Тигр».

Введение

В этом обзоре я хочу не только вспомнить ключевые моменты каждой части «Чужого», но и глубже рассмотреть, как эта франшиза сформировала жанр научной фантастики, хоррора и триллера. Мы исследуем, как идеи о страхе, человечности, технологии и бескрайних просторах космоса были связаны с каждым из фильмов, начиная с культового «Чужого» Ридли Скотта 1979 года и заканчивая последними лентами, которые продолжают расширять мифологию. Каждая часть франшизы по-своему вносила что-то новое — будь то идеи, открывающие новые горизонты в понимании этих страхов, или неожиданные подходы к жанру. Сюжетные переплетения, появление новых героев, а также те самые хищные существа, ставшие символом бессмертного ужаса, не оставляют равнодушным никого. Но что стоит за всеми этими изображениями ужаса, страхом перед неизведанным и сталкиванием с неизвестным врагом? И почему мы так не можем оторваться от «Чужого»? Моя цель — дать вам не просто обзор, а попытаться разобраться в том, как франшиза с каждым новым фильмом задала все новые и новые вопросы, а порой и сама на них отвечала. Поднимемся с вами на борт корабля и посмотрим на все «Чужие» — от первого до последнего — через призму их невероятного культурного и философского значения. А также рассмотрим все плюсы и минусы каждого фильма отдельно, дав трезвую оценку не операясь на эффект «ностальгии»

Примечание

В данной статье мы рассмотрим все 7 фильмов, являющихся костяком основной франшизы «Чужой». Сюда входят такие фильмы, как:

  • Прометей (2012)
  • Чужой: Завет (2017)
  • Чужой (1979)
  • Чужие (1986)
  • Чужой 3 (1992)
  • Чужой: Ромул (2024)

*Важно! Все фильмы в обзоре в хронологическом порядке для четкого построения целостности истории, кроме «Чужой: Ромул». Происходящее в фильме «Ромул» по хронологии франшизы, находится между «Чужой» (1979) и «Чужие» (1986). Также в статье не упоминается дилогия серии фильмов «Чужой против Хищника», т.к. она не является канонической частью основной франшизи. Приятного просмотра!*

  • Глава 1: Прометей (2012)
Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Может быть, они не создали нас. Может быть, мы просто были ошибкой. И эта ошибка привела к нашему существованию»
©Дэвид (в исполнении Майкла Фассбендера)

Начал я своё увлекательное путешествие с правильного хронологического порядка, а точнее с «Прометей», что и советую Вам. Ведь в картине рассказывается история зарождения великой трагедии вселенной — появление Чужих. Это научно-фантастический фильм режиссёра Ридли Скотта, который стал своеобразным приквелом к его культовой картине «Чужой» (1979). Хотя фильм разворачивается в том же вселенной, «Прометей» задает совершенно другие вопросы и предлагает зрителям более философский подход к теме человечества, его происхождения и встречи с инопланетными существами.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Действие «Прометея» начинается в 2093 году, когда экспедиция исследовательского корабля Прометей отправляется в глубокий космос, чтобы найти следы инопланетной цивилизации, которая, как предполагается, могла бы быть предшественниками человеческой расы. Открытие древних изображений и артефактов на Земле приводит команду к тому, чтобы искать в далекой части вселенной так называемых "Инженеров" — таинственных существ, которые могут быть ответственными за создание людей. Сразу же хочется отметить вишенку на торте, фильм развивается как смесь научной фантастики и ужасов, когда экспедиция сталкивается с опасностями, связанными с существами, которые не только могут быть их создателями, но и, возможно, несут угрозу.

Философия Картины

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Прометей поднимает важные вопросы, касающиеся философии, религии и науки. Одна из основных тем — это вопрос о происхождении человечества. Экспедиция стремится найти свои "корни" и понять, кто нас создал, но сталкивается с тем, что истина может быть гораздо мрачнее, чем они ожидали. Также фильм затрагивает вопросы о научной ответственности, желаниях людей и их стремлении к знаниям, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Особое внимание уделено вопросу, что же на самом деле стоит за созданием людей. Создатели (Инженеры) оказываются существами, которые, возможно, изначально создали человечество, но в какой-то момент решили уничтожить его. Фильм исследует потенциальную ошибку или предательство со стороны создателей, что вызывает у зрителей вопросы о человеческой природе и месте человека в более широком контексте Вселенной.

Эстетика и этика

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Визуально «Прометей» — это потрясающий фильм. Ридли Скотт известен своей способностью создавать атмосферные, визуально запоминающиеся картины, и Прометей не стал исключением. Декорации, костюмы и спецэффекты — все это выполнено на высшем уровне. На протяжении всего фильма присутствуют величественные космические пейзажи, а также темные и мрачные сцены внутри инопланетных сооружений, что добавляет элемент страха и неизвестности. Майкл Фассбендер, сыгравший андроида Дэвида, также выделяется в фильме. Его персонаж вызывает неоднозначные чувства, от восхищения до тревоги, и добавляет дополнительную философскую глубину в ленту.

Итог и оценка

Начало конца. Признаюсь, картина превзошла мои ожидания. Но как мы знаем, красивой этикетки и глубокой философии недостаточно, чтобы проникнуть в темные коридоры души заядлого кинолюбителя. Ридли Скотт буквально плюет в лицо Дарвину, подавая нам на блюдечке новую теорию развития человечества. Но человек не был бы человеком, если бы не захотел превзойти создателя. На повестке проекта важный вопрос, но к сожалению сбросивший педаль газа слишком рано. Зритель должен быть готов остаться с противоречивыми ощущениями. С одной стороны, это визуально великолепная картина с масштабным сюжетом и интересными философскими вопросами. Но другая сторона к сожалению перевесила, так как сюжет не всегда логичен и к сожалению последовательный. Некоторые элементы фильма могут показаться излишне запутанными тот недостаточно объясненными, особенно это заметно в мотивации персонажей и того, почему определенные события происходят. Например, не все моменты взаимодействия с Инженерами или разгадывания их планов раскрыты достаточно ясно. Это оставляет много вопросов, которые либо остаются без ответа, либо требуют интерпретации зрителем(в данном случае недосказанность неуместна).

Но самый важный аспект, который неудовлетворил мои вкусовые рецепторы — нехватка традиционного ужаса и напряжения. Хоть и данный фильм является началом одной из самых известных хоррор франшиз, но трудно не заметить, что Прометей больше сосредоточен на философских размышлениях, а не на прямом физическом ужасе.

Итоговая оценка: 6,7/10

  • Глава 2: Чужой: Завет (2017)
Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Я создал жизнь. Суть бытия — это создание. Слава Творцу!»
©Дэвид (в исполнении Майкла Фассбендера)

«Чужой: Завет» (2017) — это сиквел фильма «Прометей» (2012) и второй фильм в приквельной серии, связанной с культовой франшизой «Чужой» Ридли Скотта. В нем продолжает развиваться тема происхождения человечества, исследования космоса и взаимодействия с инопланетными существами. В то время как «Прометей» сосредоточился на философских вопросах о создании жизни, «Чужой: Завет» возвращается к более классическим темам ужаса и выживания в жанре научной фантастики.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Действие фильма разворачивается в 2104 году, когда космический корабль Завет направляется к удаленной планете Origae-6, чтобы колонизировать ее. На борту корабля находится группа колонистов и андроид Дэвид (Майкл Фассбендер), который выжил после событий «Прометея. Команда обнаруживает неведомую планету, которая, как выясняется, является домом для самого опасного и смертельного существа — Чужого.

Сюжет постепенно раскручивает загадку, заключающуюся в том, как Дэвид, будучи в числе выживших после Прометея, оказался на этой планете, и как его действия привели к созданию новых форм жизни. Главная героиня, Даниелла Роуз (Кэтрин Уотерстон), вместе с остальной командой пытается выжить в этой трагической и опасной ситуации.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Важно отметить, что в «Чужой: Завет» затронули несколько ключевых тем:

  1. Тема создания и разрушения. Как и в Прометее, фильм исследует вопросы о божественном творении и нашем месте в этой вселенной. Дэвид продолжает свои эксперименты, пытаясь создавать новую форму жизни, основанную на своих собственных взглядах и желаниях. Его стремление к «божественному» актам создания приводит к трагическим последствиям. В фильме появляются новые инопланетные существа, которые еще более устрашающие, чем те, что мы видели ранее, и они, по сути, являются результатом извращенной «эволюции», продвигаемой Дэвидом.
  2. Идеи совершенства и эволюции. В «Чужом: Завет» Дэвид продолжает свою одержимость идеей создания «совершенной» формы жизни. В его глазах Чужой — это не случайный паразит, а эволюционный процесс, которым он намерен управлять. Он считает себя искусным создателем и находит людей лишь марионетками в своей грандиозной игре.
  3. Природа человечности. Как никогда актуально. Вопрос о том, что делает человека человеком, присутствует в фильме через взаимоотношения с андроидом Дэвидом, а также через столкновение с опасными существами, которых он создает. Противостояние между человеком и искусственным существом, как и в предыдущих фильмах серии, продолжается как борьба не только за выживание, но и за сохранение собственной природы.
  4. Ну и выживание и ужас. В отличие от «Прометея», где акцент был сделан на философских и метафизических вопросах, «Чужой: Завет» возвращается к более традиционным элементам ужасов и выживания, которые присущи оригинальной франшизе. Лента больше ориентирована на напряженные сцены с Чужими, атмосферу тревоги и ужаса, что делает фильм более мрачным и жестоким.

Визуал

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Как и в случае с Прометеем, «Чужой: Завет» отличается великолепной визуализацией, которая погружает зрителя в безбрежный космос и мрачные, заброшенные планеты. Ридли Скотт, как всегда, утонченно создает атмосферу загадочности и угрозы. Чужие, как и их создатели, обладают по-настоящему зловещими и устрашающими образами. Фильм также продолжает традицию Чужого с использованием тесных, замкнутых пространств и зловещих монстров, что делает страх не просто внешним, но и внутренним, все элементы фильма работают на поддержание чувства постоянной опасности, что не может не порадовать фанатов классических частей.

Итог и оценка

Было сложно признаться себе, что Завет стал для меня одной из самых любимых частей франшизы Чужой, но пожалуй я рискну. Это фильм, который имеет свои сильные стороны, но также и недостатки. Он удачно возвращается к корням франшизы, создавая атмосферу страха и опасности, с которой фанаты знакомы по первым фильмам серии. Также не может не радовать цикличность философии «Создатель/Создание», где низшая форма в виде андроида (ниже человека, т.к. была создана именно им) берет на себя роль убийцы Богов, а также создателя новой формы жизни. Сюжет, хотя и продолжает исследовать философские вопросы, связанные с созданием жизни и эволюцией, все же больше ориентирован на зрелищность и ужасы. Важно также подчеркнуть плюсы и минусы картины.

Положительные аспекты:

  • Визуальные эффекты и атмосфера — фильм выглядит зрелищно, при этом Ридли Скотт создает крайне тревожную атмосферу, которая возвращает нас к тем элементам ужаса, которые были так важны в оригинальной серии.
  • Дэвид как персонаж — это одна из сильнейших сторон фильма. Персонаж Майкла Фассбендера в роли андроида с божественными амбициями вызывает глубокие философские размышления о природе творца и его созданий.

Минусы:

  • Незавершенность некоторых сюжетных линий — важно понимать, что для фильмов с подобной подачей масштабирования, это важный момент. Несмотря на обилие вопросов, касающихся человечности, морали и философии, фильм не всегда дает удовлетворительные ответы на них, что может оставить зрителей в недоумении.
  • Упрощение ужаса — хотя фильм и возвращается к традиционным элементам хоррора, некоторые моменты оказываются предсказуемыми, а ужасы — менее инновационными, чем в оригинальных фильмах.

Фильм точно понравится поклонникам франшизы и фанатам научной фантастики, но обычные зритель останутся с чувством неудовлетворённости, особенно те, кто ожидал глубокого продолжения философии Прометея. Это средняя лента, которая ставит акцент на ужасы и напряжение, но не всегда оправдывает ожидания по части глубоких философских размышлений.

Итоговая оценка: 6,8/10

  • Глава 3: «Чужой» (1979)
Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«В космосе никто не услышит твой крик.»
©Элен Рипли (в исполнении Сигурни Уивер)

Ну что же, настал тот волнительный момент, на котором большинство из Вас перестанут читать эту статью, а фанаты серии закидают меня камнями, но я рискну! Да простит меня Ридли Скотт и Сигурни Уивер за суровую объективность, которой я сейчас не побрезгую. Но прежде чем возненавидеть меня, я советую тебе, читатель, прямо сейчас пересмотреть Чужой отбросив призму ностальгии! Но по порядку.

«Чужой» (1979) — это один из самых влиятельных и культовых фильмов ужасов и научной фантастики в истории кинематографа, все же будет грубейшей глупостью не учитывать это. Режиссёр Ридли Скотт создал настоящий шедевр, который сочетает в себе напряжение, страх и глубокие философские вопросы о жизни, смерти и месте человека в бескрайних просторах космоса.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Сюжет фильма разворачивается в будущем, когда корабль «Ностромо» и его экипаж возвращаются на Землю после долгого путешествия. Во время полета корабль получает сигнал бедствия с отдаленной планеты, и команда решает исследовать источник сигнала. Однако, оказавшись на планете, они сталкиваются с ужасным, неизведанным существом, которое впоследствии начинает охотиться на членов экипажа, превращая их в жертв своего жуткого «рождения». Центральной фигурой становится Элен Рипли (Сигурни Уивер), сотрудник корабля, который, несмотря на свою незаурядную роль, оказывается последним выжившим. Чужой не только является угрозой, но и воплощает в себе страх перед неизведанным и перед собственной беспомощностью в лицах космической пустоты.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Однако «Чужой» раскрывает несколько ключевых тем, которые стали основой для последующих частей франшизы, а также для других произведений научной фантастики и ужасов.

  1. Страх перед неизвестным и космическим одиночеством. Да-да, дорогой читатель, я знаю, что ты боишься одиночества бесконечности. Этого не стоит стыдиться, ведь все мы боимся остаться в бесконечной пустоте с самим собой. Именно в основе «Чужого» лежит тема абсолютной изоляции и страха, который рождается из бескрайних просторов космоса. Эта бездна не только пугает внешними угрозами, но и делает невозможным любое спасение. В этом контексте фильм напоминает космическую трагедию, где герои, будучи на краю Вселенной, не могут ожидать помощи от кого-либо.
  2. Чуждость и биологический ужас. Страх в фильме вызван не только явной угрозой существования «Чужого», но и самим его биологическим строением, которое по сути является метафорой животной природы и, одновременно, высшей формы эволюции. Своими действиями Чужой символизирует неминуемое столкновение человечества с тем, что выходит за пределы разумного и знакомого. Конечно же, свою лепту в развитие жанра «body horror» фильм внёс, и даже вполне весомую.
  3. Женская сила и выживание. Важно также понимать, что Ридли Скотт наглядно показал, что суровым протагонистом может быть и женщина, (и это в 1979 году) без грубой повестки ради галочки. Рипли стала одним из первых по-настоящему сильных женских персонажей в кино, который не просто оказывается героем, но и оставляет глубокий след в восприятии кинофильмов ужасов. Её выживание не основано на случайности или на мужской помощи — это самостоятельное, решительное и логичное преодоление страхов и угроз. Рипли стала символом силы и стойкости в самых тяжёлых условиях.
  4. Человечество как добыча. В «Чужом» человечество, в лице экипажа Ностромо, оказывается лишь объектом для инопланетного хищника. Люди — не титаны, не герои, а всего лишь «добыча», которая слаба перед лицом дикой природы и насилия.

Атмосфера

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Приятным бонусом в рецепте данной картины также являются визуальные особенности и атмосфера. Фильм обладает уникальной визуальной эстетикой, которая сочетает в себе атмосферу клаустрофобии и ужаса. Ограниченные пространства космического корабля, темные и тесные коридоры, а также мрачные и зловещие пейзажи инопланетной планеты, создают ощущение замкнутого мира, из которого невозможно выбраться. Все это усиливается за счет мощного саундтрека Джерри Голдсмита, который, как и сама картинка, нагнетает напряжение. Одной из самых сильных сторон фильма является дизайн Чужого, который был создан художником Гансом Рудольфом Гигером. Его зловещие и органичные формы, слияние тела и машины, создают поистине страшного и необычного врага, который стал символом не только серии фильмов, но и вообще жанра хоррора.

Итог и оценка

Пересматривая фильм в 2024, я со спокойной душой могу сказать — проверку временем он не прошел. Да, с одной стороны мы имеем дико крутую идею, но с другой слабую подачу. Сигурни Уивер подарила зрителям не только сильную женскую героиню, но и персонажа, который стал иконой кинематографа и символом стойкости. Качественно прописанный персонаж плохо комбинируется с медленным темпом. Для некоторых зрителей медленный темп, особенно в первой половине, может показаться растянутым. Это больше свойственно атмосферному хоррору, чем современным фильмам с быстрым развитием событий. Да и некоторые сюжетные элементы могут показаться слишком абстрактными или неопределёнными. Например, мотивы поведения Чужого и его стремление убивать не всегда поясняются, что оставляет место для интерпретаций. Я также не забыл повесить медаль одного из первых представитель Sci-fi синематинга. Но спустя столько лет, я больше не верю этому фильму. В то же время, меня поражает преданность фанатов франшизы, которые врасли в ностальгию, и как ненормальные до сих живут любя. Это очередной раз доказывает, что искусство кино многогранно, и не забывает заслуг. Но если судить через трезвую призму без ностальгии — на сегодняшний день, фильм крайне неактуален. *крайне рекомендую ознакомиться с иллюстрациями главного дизайнера картины Ганса Рудольа Гигера, незабываемый экспирианс*.

Итоговая оценка: 6,1/10

Глава 4: «Чужие» (1986)

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Это не мы такие. Это они такие.»
©Элен Рипли (в исполнении Сигурни Уивер)

Раз уж я позволил себе так несносно отзываться о картине Ридли Скотта 1979 года «Чужой», то стоит похвалить «Чужие» снятые уже Джеймсом Кэмероном. При внимательном просмотре, можно даже обратить внимание, как Кэмерон провёл работу над ошбками первого фильма, что не может не радовать, но в то же время он сделал пару новых. Этот фильм стал не только достойным продолжением, но и одной из самых влиятельных картин в жанре научной фантастики и боевика.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Действие «Чужих» разворачивается спустя 57 лет после событий первого фильма. Рипли, выжившая в «Чужом», оказывается в психиатрической клинике после того, как её корабль был найден и возвращен на Землю. Она узнает, что колонисты на планете LV-426, на которой в первом фильме была найдена Чужая форма жизни, пропали. Компания Weyland-Yutani отправляет туда экспедицию с целью изучить возможные угрозы и захватить Чужих для использования в военных целях. Когда Рипли соглашается помочь, она становится частью военной группы, отправляющейся на планету. Вскоре они сталкиваются с массой агрессивных Чужих, и задача выживания становится главной, поскольку большинство солдат погибает, а оставшиеся пытаются найти способ сбежать и уничтожить Чужих. Рипли, оказавшаяся в центре событий, вновь сталкивается с кошмаром, который она пережила ранее, и теперь она должна не только выжить, но и защитить маленькую девочку Ньют (Карен Фарр), ставшую её единственной связью с внешним миром.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

«Чужие» — это фильм, который обогатил франшизу новыми темами и глубже раскрыл персонажей. Здесь ключевыми темами стали:

  1. Материнство и защита. Одной из главных тем фильма является материнская забота. Рипли, оказавшаяся единственным взрослым человеком рядом с маленькой девочкой Ньют, становится её защитницей, что не только расширяет персонажа Рипли, но и усиливает драматическую составляющую. Противопоставление материнского инстинкта и насилия Чужих (которые также имеют свою материнскую фигуру в лице Королевы) придает фильмам особую философскую глубину. Чужие — это своего рода извращенная форма материнства, где их «королева» заботится только о своей колонии, а не о жизни других существ. Тут же открывается актуальная степь философии материнства. Ведь каждая мама защитит своё чадо от любой опасности, даже если ради этого придется пожертвовать чужими детьми.
  2. Корпоративная жадность и эксплуатация. В отличие от Чужого, где корпорация Weyland-Yutani была лишь фоном, в «Чужих» она становится активным игроком. Компания стремится использовать Чужих как оружие, что отражает её готовность пренебречь человеческими жизнями ради прибыли. Это уже не просто изучение неизвестного, а конкретная эксплуатация инопланетных существ в целях военного использования, что раскрывает тему алчности и безответственности.
  3. Выживание в условиях экстрима. Как и в первом фильме, «Чужие» затрагивают тему выживания, но уже в другом контексте — здесь уже не одиночка, а целая группа людей, пытающихся пережить схватку с Чужими. В отличие от предыдущего фильма, где у Рипли была только интуиция и сила воли, в «Чужих» появляется целая команда, что добавляет динамики и исследует коллективное выживание.
  4. Героизм и жертвенность. «Чужие» — это фильм о том, что героизм порой требует невероятных жертв. Как в случае с Рипли, которая снова рискует жизнью, чтобы спасти других, так и в действиях некоторых других персонажей, например, Хика (Майкл Бин), солдата, который становится одной из самых ярких фигур в фильме. Жертвенность этих героев превращает фильм в настоящую оду храбрости и самоотверженности.

Визуальные особенности и атмосфера

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

«Чужие» — это фильм, который не только развивает идеи оригинала, но и значительно расширяет визуальный мир. Силуэт Чужой Королевы, которая становится центральной угрозой фильма, привносит новый уровень ужаса и масштаба, сопоставимый с действиями боевых солдат. Помимо новых, более агрессивных Чужих, фильм исследует и необычные дизайны технологий, а также улучшенные спецэффекты по сравнению с первым фильмом. «Чужие» приобрели более динамичный и в некотором смысле «эпический» характер, благодаря чему действие стало более напряженным и масштабным, сохраняя при этом атмосферу клаустрофобии, которая была одной из сильных сторон оригинала. Кэмерон также использует контрасты, чтобы усилить страх — от безжизненных, мрачных коридоров планетарной станции до ярких, напряженных сражений с Чужими. Эта контрастность усиливает ощущение страха и беспокойства, даже когда герои чувствуют, что они на шаг впереди.

Итог и оценка

Масштабирование — наше всё. Приятно осознать что «Чужие» одновременно сохраняет дух оригинала и развивает его, превращая историю Рипли в более масштабную, эмоциональную и драматическую. Это не просто продолжение — это самостоятельная и невероятно эффективная работа, которая глубже раскрывает тему выживания и человеческих ценностей. Рипли ещё сильнее как персонаж, этот фильм по праву стал её историей. Рипли, как героиня, претерпевает невероятные изменения — от пережившего человека до матери, готовой защищать всех. Сигурни Уивер делает её образ не просто символом, а настоящей иконой силы и самоотверженности. «Ну наконец-то он перестал ругать классику» подумали Вы? Увы. Неожиданно для меня будет утверждать, что «Чужие» — это всё-таки «зрелище для зрителей», а не фильм с глубоким подтекстом, который хочется разбирать. И, несмотря на всю его популярность и восхищение, это не фильм, который продолжает и развивает идеи, заложенные в первой части. Если в первом фильме персонажи были ярко прописаны, даже если некоторые из них не успели раскрыться (к примеру, в большей степени это касалось солдат в «Чужом»), то в продолжении большинство персонажей слишком однообразны. Например, солдаты, по сути, все похожи друг на друга, они сплошь стереотипные "крутые парни" с военными фразами и шутками. Это сильно контрастирует с тонким психологизмом и сложными характерами первого фильма. Рипли, конечно, продолжает впечатлять, но и она теряет ту загадочность и уязвимость, которые были так важны в «Чужом». Здесь её персонаж скорее становится символом героизма, а не женщиной, борющейся за свою жизнь. Её образ уходит в сторону архаичного и несколько идеализированного героя, что несколько снижает эмоциональную привязанность к персонажу. Для многих «Чужие» — это потрясающий боевик с невероятным количеством динамики и экшн-сцен. Но если глубже погрузиться в фильм, можно заметить, что этот акцент на боевых сценах начинает затмевать те элементы ужаса и атмосферности, которые сделали «Чужого» Ридли Скотта таким уникальным. Это сиквел, а не продолжение истории, и на фоне первой части «Чужие» сильно теряют в плане саспенса. Большие огненные бои, множество оружия, взрывов и бесконечных стрельб действительно превращают фильм в военную фантастику, но такие сцены часто выглядят перегруженными и затянутыми. Персонажи, начиная от солдат и заканчивая Рипли, больше похожи на героев боевиков, чем на людей, оказавшихся в смертельной ситуации. Это делает картину менее атмосферной, а ужаса меньше, чем в первой части.

Итоговая оценка: 6,4/10

Глава 5: «Чужой 3» (1992)

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Я — не человек. Я — монстр. Всё это произошло из-за меня.»
©Элен Рипли (в исполнении Сигурни Уивер)

*Важно уточнить, что у третьего фильма в франшизе Чужой есть несколько версий, театральная и режиссерская. Вся нижеперечисленная информация касается лишь театральной версии, т.к. режиссерская является худшим аналогом.*

«Чужой 3» (1992) — это третий фильм в серии, который стал знаковым не только для франшизы, но и для киноиндустрии в целом. Режиссёр Дэвид Финчер (в его дебютной полнометражной работе) привнес в известную серию темные, мрачные и мизантропичные элементы, отойдя от предыдущих фильмов. Несмотря на амбиции и интересные идеи, «Чужой 3» вызывает смешанные чувства, и его несложно назвать одним из самых спорных продолжений в истории кино. Рассмотрим подробнее.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

В отличие от предыдущих частей, «Чужой 3» переносит нас в совершенно новый контекст. Рипли (Сигурни Уивер) оказывается на планете, представляющей собой исправительную колонию, где находятся лишь заключенные, многие из которых пожизненно наказаны за самые тяжкие преступления. Всё начинается с того, что её корабль терпит крушение, а она оказывается на планете Fiorina 161. Тут же выясняется, что на планете находится не только Рипли, но и невидимый, смертельно опасный Чужой, который начинает свою охоту на заключенных.

Динамика сюжета кардинально сменилась благодаря индивидуальному Финчеровскому взгляду. Рипли также сменила тесные и темные коридоры на целую планету, где её единственные союзники уже не маскулинные пехотинцы, а простые и безоружные заключённые.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

«Чужой 3» демонстрирует несколько отличных идей, но, к сожалению, они часто теряются на фоне запутанного сюжета и неудачных решений.

  1. Жертвенность и одиночество. Основная философская линия, которую мы видим в «Чужом 3» — это вопрос жертвенности. Рипли оказывается в ситуации, где ей приходится решать судьбы других людей, несмотря на то, что её собственное выживание и жизнь давно поставлены под угрозу. Тема одиночества также становится важной — Рипли вынуждена столкнуться с последствиями своих прошлых решений, и теперь она окружена лишь преступниками, которые не могут ей помочь.
  2. Проблема корпоративной эксплуатации. В отличие от предыдущих частей, в «Чужом 3» корпорация Weyland-Yutani не играет столь заметную роль. Вместо этого сюжет фокусируется на внутренней борьбе Рипли, её чувстве вины и ответственности. Эта философия более «интимная», что в некотором смысле подчеркивает суть человеческой сущности, но не даёт той остроты, что была в предыдущих частях.
  3. Мизантропия. В фильме явно прослеживается мизантропичный мотив. Планета, на которой оказывается Рипли, населена исключительно осужденными преступниками, что отчасти подчеркивает идею того, что человечество в лице этих людей деградировало до ужасных, бездушных существ. Но этот подход скорее делает фильм тяжёлым для восприятия и лишает его того антиутопического настроения, которое могло бы раскрыть более сложные темы.

Атмосфера

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

«Чужой 3» — это, безусловно, визуально мрачный и эстетически интересный фильм, который отличает холодная, почти готическая атмосфера. Колония представляет собой запущенную, изолированную тюрьму, и темные, грязные коридоры становятся идеальной площадкой для создания клаустрофобной атмосферы ужаса. Однако, визуальные элементы здесь выглядят несколько устаревшими и не так технологичными, как в предыдущей части. Вместо того чтобы стремиться к монументальности, фильм заливает унылой серостью и холодом, что порой лишает его зрелищности. Что касается самого дизайна Чужого, то он тут значительно меняется. Вместо привычного биомеханического чудовища, Чужой в третьей части получает более органичную форму, что делает его немного менее запоминающимся. Несмотря на это, его физическое присутствие всё равно довольно угрожающее.

Итог и оценка

Картина вышла крайне неудачной, но сложно игнорировать её плюсы в виде мрачной атмосферы и интересной идеи. Некоторые темы, такие как жертвенность и страх перед собой, обещают глубокие размышления, но они сильно потеряны на фоне других слабых моментов. Несмотря на некоторые визуальные проблемы, атмосфера отчаяния и одиночества на планете передана очень хорошо. Но картина буквально утонула в минусах. Невнятный и разрозненный сюжет. Сюжет фильма запутан и не имеет ясной цели. В отличие от более структурированных частей франшизы, в «Чужом 3» слишком много необоснованных поворотов, а сами события часто кажутся случайными или даже искусственными. Но самым неудачным решением бросающимся в глаза словно голодный хищник — отсутствие Чужого как угрозы! Хотя Чужой и присутствует в фильме, его образ сильно изменяется, и он утрачивает ту загадочность и зловещую силу, которая была в первых частях. Режиссёрская версия даёт больше возможностей для погружения в атмосферу ужаса, но всё равно не хватает того напряжения, которое было присуще «Чужому» и «Чужим». Часто кажется, что персонажи принимают решения, не опираясь на внутреннюю мотивацию или обстоятельства. Это размывает общий смысл происходящего и снижает вовлеченность зрителя. Если быть кратким, «Чужой 3» словно бывший партнёр, к которому не хочется возвращаться, потому что он скучный и тоскливый.

Итоговая оценка: 5,9/10

Глава 6: «Чужой 4: Воскрешение» (1997)

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Ты не человек. Ты не чужой. Ты — чудовище.»
©Колл (в исполнении Вайноны Райдер)

Настало время разобрать четвертую часть культовой франшизы о Чужих. Выпущен фильм был в 1997 году, а режиссером стал Жан-Пьер Жене, известный своими необычными и визуально яркими работами, такими как Амели и Деликатессы. Жене серьёзно взялся за визуальный upgrade, что не может не радовать. Режиссер также взялся за формулу подбора актерского каста в франшизе Чужих, и усовершенствовал её. Если раньше главным протагонистом считалась ТОЛЬКО Рипли (Сигурни Уивер), и весь акцент был лишь на её выживаемости *рыжий кот из первого фильма не считается*, то теперь сюжет делят два ключевых вида героя, а точнее «системы главных героев».

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Действие фильма происходит спустя 200 лет после событий Чужого 3. Рипли, погибшая в предыдущей части, была клонирована в рамках эксперимента, целью которого было извлечь ДНК Чужих, что позволило бы их контролировать. Клонированная Рипли оказывается обладательницей не только человеческих, но и инопланетных генов, что даёт ей уникальные способности и странное чувство, почти сродни Чужому. Она вместе с группой преступников, а также андроидом (Вайнона Райдер), должна бороться с новыми Чужими, созданными на основе её генетического материала.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Философия фильма Чужой: Воскрешение действительно интересна и многослойна, и в этом плане он отличается от предыдущих частей франшизы. Жан-Пьер Жене, режиссёр этой картины, привнёс в её философию много элементов, которые фокусируются на сущности жизни, смерти, идентичности и мутации. Вопросы морали, самопознания и природы человеческой души здесь поднимаются через образы, которые не всегда однозначны. Вот несколько ключевых философских тем, которые можно выделить в этом фильме:

  1. Человечность и нечеловечность. Главная философская линия в фильме связана с поиском идентичности и вопросом, что значит быть человеком. Когда Рипли (клонированная версия) начинает осознавать, что в её теле течёт кровь Чужого, она оказывается в своём роде заперта между двумя мирами. Её человечность и инопланетная природа переплетаются, и ей нужно найти, кем она является в этой новой реальности. Её слова: "Я не человек. Я не чужой. Я — это что-то между", ярко иллюстрируют этот внутренний конфликт. Колл, андроид, в свою очередь, также сталкивается с вопросами идентичности и прав. На протяжении всего фильма она старается соблюдать строгие моральные принципы и руководствоваться логикой, но по мере развития событий она всё больше осознаёт, что её действия иногда идут вразрез с человечностью.
  2. Жизнь как бессмысленный эксперимент. Фильм, особенно через линию с клонированием, исследует тему жизни как эксперимента. Учёные, создавшие Рипли и Чужих, делали это не ради спасения мира, а ради тщеславных целей и научных изысканий, не думая о последствиях. В этом контексте жизнь Рипли становится "ошибкой", клонированной с целью извлечь полезную информацию, но она оказывается нечто большим, чем просто инструмент. Фраза Рипли "Жизнь — это не то, что я хотела бы видеть. Это то, что я должна видеть." подчеркивает эту трагичность. Она не выбирала такую судьбу, но её вынуждают принять её, как часть эксперимента, ставшего куда более сложным, чем любой изначальный расчёт.
  3. Вопросы морали и этики. Фильм поднимает вопросы морали и этики научных экспериментов, касающихся жизни и смерти. Сначала учёные хотят создать новую форму жизни, которая будет под их контролем. Однако, как мы видим, всё выходит из-под контроля, и они сталкиваются с последствиями своего стремления к "совершенству". Клонирование Рипли — это не только жестокая наука, но и попытка манипуляции самой природой человека. Вопрос: "Стоит ли играть с такими силами?" становится важным философским вопросом для всех персонажей фильма.
  4. Тема смерти и бессмертия. Фильм также затрагивает концепцию бессмертия и философию смерти. Рипли, как клонированное существо, обречена на вечное повторение своей жизни, но она понимает, что её смерть будет неизбежной. Когда она понимает, что все её действия (и даже её существование) в какой-то степени являются частью эксперимента, она переживает как моральный кризис, так и физическое осознание собственной ограниченности. Интересно, что сама смерть Чужих, их "смертельность", становится ещё одним элементом философии фильма. Несмотря на все усилия, Чужие неизбежно гибнут, когда теряют свою цель — быть частью системы. Эта концепция пересекается с тем, что и человек, и Чужой имеют свою конечность, несмотря на попытки учёных создать нечто бессмертное.
  5. Роль женщин и их силы. Через персонажа Рипли фильм также поднимает вопросы силы, власти и ответственности. В отличие от первых частей франшизы, где Рипли была в роли выжившего, здесь её персонаж сталкивается с не только физическими, но и моральными и философскими вопросами. Она становится символом не только жертвы, но и силы, несмотря на свою внутреннюю борьбу с тем, кем она стала. Фильм ставит под сомнение роль женщин в фантастике, где они могут быть не только жертвами или «героями», но и существами с совершенно иной сущностью. Рипли — это не просто человек, а чудовище, созданное учёными в попытке контролировать природу.

Проблемы фильма

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Хотелось бы отдельно обозначить проблемы фильма, так как он показался мне действительно неплохим, но закрывать глаза на недостаточность в качестве я не собираюсь. В первые же 30-40 минут хронометража в глаза бросились основные минусы картины. Грубый коктейль из неудачной смеси жанров, размытого ощущения угрозы и конечно же переработанного образа Рипли оказался горьким на вкус. Но давайте рассмотрим все по порядку. Чужой: Воскрешение пытается объединить элементы научной фантастики, ужаса и даже черной комедии, но часто теряет баланс. Из-за этого многие моменты кажутся неуместными или странными. К примеру, сцены с Чужими иногда выглядят почти абсурдно, что снижает напряжённость. В предыдущих частях франшизы Чужие были олицетворением ужаса, настоящей угрозой. В этом фильме они утратили эту функцию и стали частью игры, что делает их менее страшными и менее значимыми для сюжета. А что касается виновника торжества, хотя идея о клонированной Рипли интересна, она несколько размывает её характер, который в предыдущих фильмах был настоящим символом человечности и выживания. Теперь она больше напоминает персонажа из фантастического боевика, чем трагическую героиню.

Итог и оценка

Чужой: Воскрешение визуально выглядит довольно неплохо для своего времени. Спецэффекты, хоть и не такие инновационные, как в первых частях, всё же способны впечатлить (важно понимать разницу между инновацией и качеством, ведь я ругал спецэффекты первого фильма). Музыкальное сопровождение и звуковое оформление поддерживают атмосферу, но не настолько сильно, чтобы оставить глубокое впечатление. Фильм достаточно необычен для франшизы, и, вероятно, он мог бы понравиться тем, кто любит нестандартные, слегка ироничные подходы к известным историям. Однако для поклонников оригинальных Чужих он может показаться излишне лёгким и даже странным. Несмотря на несколько интересных идей и достойную актёрскую игру, фильм теряет ту атмосферу ужаса и напряжения, которые сделали предыдущие части культовыми.

Итоговая оценка: 6,4/10

Глава 7: «Чужой: Ромул» (2024)

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».
«Несколько лишенный фантазии, но хорошо поставленный и с удачным актерским составом фильм — с достаточным количеством острых ощущений, чтобы стать частью бессмысленного развлечения».
Ави Офер, NYC Movie Guru.

После просмотра Чужой: Ромул я был приятно удивлен. Не возлагая особых надежд на эту картину, я был приятно поражен — она мне даже понравилась. Конечно, сюжет показался несколько заезженным в рамках франшизы, но всё-таки вполне сносным и пригодным для восприятия. Но настоящей радостью стали сами «виновники торжества» — Чужие, особенно их новое, неожиданное перевоплощение, которое появилось ближе к финалу и подарило немало впечатлений. Что касается персонажей, то, конечно, они куда менее яркие и запоминающиеся, чем герои прежних фильмов, но это неудивительно. Вместо культовой Рипли в исполнении неповторимой Сигурни Уивер, создатели попытались ввести новую героиню — Рейн, в исполнении не менее симпатичной и харизматичной Кейли Спейни. Это было смело, но, увы, не хватило того магнетизма, который присущ Рипли. Особенно хочется отметить, как фильм великолепно сохранил дух старых картин, сочетая его с современными технологиями съемки, визуальными эффектами и стилем. Он как бы «переливает» классику в новую форму, не утрачивая при этом своей уникальной атмосферы. Но давайте разберемся во всем по порядку.

Сюжет

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

К сожалению, не могу рассказать вам слишком много о фильме, ведь он только что вышел, и большая часть зрителей еще не успела его посмотреть. Чтобы не испортить впечатление, постараюсь быть кратким. В этот раз в центре сюжета — актуальная и, возможно, одна из самых болезненных тем современности: миграция. Группа молодых, полных энтузиазма людей, в сопровождении андроида (ну, куда же без синтетиков в мире «Чужого»?), решает покинуть свою родную планету под названием «Звезда Джексон» и найти приют на более благоприятной планете — Ивагу. Сюжет снова погружается в мир бесконечных интриг и корпоративной жадности, сдерживаемой, как всегда, жесткими корпорациями. Здесь на первый план выходит влиятельная компания «Вейланд-Ютани», чье давление, как и прежде, становится основным двигателем действия. Желание группы вырваться из своих ограниченных условий приводит их к рискованному шагу — они решают украсть криокамеры с заброшенной станции «Ренесанс». Однако вскоре все выходит из-под контроля, когда они сталкиваются с теми, кто знаком нам не понаслышке...

Визуал и атмосфера

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Визуальная составляющая фильма заслуживает похвалы. Дизайн Чужих, хоть и подвергся некоторым изменениям, сохраняет свою зловещую и таинственную привлекательность. При этом зрителя не торопятся окончательно раскрыть врага человечества, что добавляет дополнительного напряжения в атмосферу. К тому же, герои вновь оказываются в мрачных, переполненных тенями коридорах космического корабля, где каждый уголок скрывает опасность, а чувство тревоги и клаустрофобии нарастает с каждой минутой. Однако в этом фильме режиссер сделал шаг в сторону активного экшн-сюжета, что немного размывает хоррор-основу, а для поклонников жанра является скорее минусом, чем плюсом. Чужие, как и в случае с другими элементами фильма, становятся несколько слабее по сравнению с более грозными версиями из предыдущих частей. Тем не менее, несмотря на это, с великолепными спецэффектами, создатели сумели сохранить дух оригинального «Чужого» 1979 года, что наверняка порадует старых фанатов и обеспечит приятное и в то же время обновлённое чувство ностальгии.

Философия

Франшиза «Чужой»: от «Прометей» до «Ромул».

Философская составляющая «Чужой: Ромул», к сожалению, не столь глубока, как в предыдущих частях франшизы. Прежде всего, в глаза бросается концепция станции «Ренессанс», которая через свои корпуса, названные «Ромул» и «Рем», отсылает к мифу о зарождении Римской империи. Эти два названия символизируют братьев, вскормленных волчицей, и в этом контексте эволюционно развитые существа, олицетворяющие два разных пути, становятся метафорой, разворачивающейся вокруг легенды о происхождении великой цивилизации. Однако, помимо этой отсылки, на первый план выходит другая актуальная тема — проблема переселения, как символ стремлений современной молодежи. Это стремление найти лучшее место для жизни, сбежать от неизбежной судьбы на родной планете, но у режиссера, увы, не получилось глубоко раскрыть характеры персонажей. Герои скорее движутся инстинктивно, их мотивация — простое желание увидеть солнце — становится причиной их путешествия, но в то же время не раскрывает по-настоящему их внутренний мир. Путеводная звезда их приключений оказывается не более чем импульсом, и за этим мотивационным порывом сложно уловить большее содержание.

Итог и оценка

«Чужой: Ромул» — фильм, который, несмотря на высококачественные спецэффекты и визуальные достижения, не оправдывает всех ожиданий поклонников франшизы. Дизайн Чужих, хоть и изменён, сохраняет свою зловещую силу, но сама угроза от этих существ ощутимо ослабла. Вмешательство экшн-элементов размывает атмосферу ужаса, а Чужие, потеряв свою былую мощь и грозность, становятся гораздо менее устрашающими, чем в предыдущих частях. Это создаёт странное ощущение, что герои сталкиваются не с неуправляемой угрозой, а с чем-то гораздо более уязвимым. Сюжет, хотя и стремится быть самобытным, не раскрывает философскую глубину, на которую можно было бы надеяться. Темы миграции и поиска лучшего будущего затронуты лишь поверхностно, а герои, двигающиеся по сюжету, остаются скучными и плоскими. Их мотивация сводится к простому желанию «увидеть солнце», что делает их действия предсказуемыми и лишёнными глубины. Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, «Чужой: Ромул» всё же удаётся сохранить атмосферу оригинала. Спецэффекты, визуальная работа и элементы классической тревоги не дают фильму утратить связь с тем, что сделало серию такой любимой. И хотя фильм не раскрывает весь свой потенциал и имеет очевидные слабости, он всё-таки приносит некоторое удовлетворение. Взгляд на него как на часть франшизы остаётся положительным, и «Чужой: Ромул» можно смело назвать одним из лучших фильмов в серии. Он не идеален, но точно заслуживает внимания и остаётся интересным продолжением, которое никого не оставит равнодушным.

Итоговая оценка: 6,9/10

А какой Ваш любимый фильм в франшизе «Чужой»?
Прометей (2012)
Чужой 4: Воскрешение (1997)
Чужой: Завет (2017)
Чужой 3 (1992)
Чужой (1979)
Чужой: Ромул (2024)
Чужие (1986)
44
22
11
11
11
16 комментариев

Завет лучше Прометея?! Надо ли говорить что ценности эта писанина не имеет никакой.

3

Возможно, если чётче ознакомиться с данной «писаниной», то можно понять почему)

Эм, любопытный лонг.

За себя скажу, что вырос на "Чужих" и от этого никуда не деться, но мрачный "Чужой 3" всегда остаётся моим guilty pleasure.

2

На самом деле, это очаровательно, что у каждого зрителя выстраивается своё мнение по поводу одного фильма. Картина Финчера действительно внесла нововведения в франшизу.

1

Какие-то странные оценки - 6.4, 6.7, 6.8. Как будто 10-бальная шкала, но в рамках от 6 до 7.

1

Да, надо было 6,573 или 6,761

2

Тонкости Голливудской франшизы, даже при смене режиссера была выработана формула, каждый последующий фильм её придерживался лишь усовершенствуя.