«WHIPLASH» и неправильное понимание «смысла»
Прежде чем мы начнём обсуждать сам фильм, давайте вспомним, как многие из нас, включая меня, впервые услышали о режиссёре.
2017 год
«Ла-Ла-Лэнд» был номинирован на 14 различных номинаций премии «Оскар».
Чтобы вы понимали, в последний раз такое рекордное количество наград получил фильм Джеймса Кэмерона «Титаник».
Совпадение или нет, но на момент 17 года «Титанику» как раз исполнилось 20 лет.
По итогу церемонии «Ла-Ла-Ленд» одержал победу в шести номинациях:
- лучший режиссёр
- лучшая песня
- лучший саундтрек
- лучшая работа оператора
- лучшая женская роль
- лучшая работа художника-постановщика
Фильм был тепло принят как зрителями, так и критиками.
Результаты кассовых сборов оказались впечатляющими: при бюджете в 30 миллионов долларов фильм собрал более 400 миллионов.
Дэмьен Шазелл, режиссер ленты, доказал, что мюзикл в кино жив и актуален как никогда.
А чтобы достичь успеха в этом жанре, необходимо не только понимать, как он работает, но и искренне его любить.
Важно отметить, что перед тем, как поставить «Ла-Ла-Ленд», Дэмьен снял другой фильм о музыке, и я хотел бы остановиться на нём поподробней.
Однако, прежде чем перейти к обсуждению кинчика, стоит обратить внимание на его историю создания, которая не менее увлекательна, чем сам фильм. В том числе любопытно узнать о личности режиссёра и о том, как он пришёл к тому, чтобы стать тем, кем является сейчас. Поверьте, это интересно)
Творческий путь Дэмьена Шазелла
Для понимания, откуда у Шазелла возникла любовь к кино и музыке, стоит обратить внимание на его родителей.
Мать — Селия Мартин, писатель и профессор истории.
Вот только в контексте повествования наиболее интересен другой аспект её биографии.
Отец Селии играл небольшие роли в кино и преподавал английскую литературу. А дед был менеджером в компании Paramount Pictures в Лондоне во времена немого кино.
В дальнейшем это нашло отражение в одном из фильмов режиссера.
Отец семейства — Бернар Шазелл — учёный в области информатики.
Он любил музыку Америки 20 века, и в их доме часто звучал джаз и блюз. Именно благодаря отцу Дэмьен с ранних лет проникся любовью к музыке.
С самого раннего возраста наш будущий режиссёр проявлял интерес к кино.
Кино и музыка являлись неотъемлемой частью жизни молодого Демьена: первым фильмом, который он посмотрел, была диснеевская «Золушка».
Как вспоминает режиссер, одним из самых важных для него фильмов стала «Доблесть» 1989 года. Ранее ему и в голову не приходило, что главный герой может умереть в конце истории.
В том возрасте на Дэмьена влиял каждый увиденный фильм. Он находил некую эмоциональную связь с кино, которую не испытывал к другим форматам искусства.
Уже тогда он хотел разобраться, как устроено кино и по каким правилам оно работает.
В связи с тем, что первыми фильмами, увиденными им, были анимационные картины Диснея, одно время Дэмьен много рисовал и мечтал стать Уолтом Диснеем.
Со временем мечта видоизменилась и Шазелл захотел стать Спилбергом.
«Кто был кумиром — тем и хотелось быть»
Во время учёбы в школе Демьен попробовал себя в качестве барабанщика и подавал большие надежды как музыкант.
Это было «КЛЮЧЕВОЕ СОБЫТИЕ», определившее его дальнейшую жизнь.
Дэмьен неплохо играл на барабанах в джазовом коллективе Высшей школы Принстон.
Именно там он столкнулся с требовательным учителем, который послужил прототипом для Флетчера в его первом фильме «WHIPLASH».
WHIPLASH - КРОВЬЮ И ПОТОМ
Преподаватель был настолько требователен и строг, что у него начались проблемы со сном: Дэмьену снились кошмары, в которых он вновь переживал травмирующие воспоминания с репетиций.
«Ты тормозишь или торопишься? Ты играешь не в моём темпе!!!»
Позже эти цитаты были использованы в фильме
Музыкальная карьера не сложилась, но полученный опыт оказал свое влияние в дальнейшем.
Кто знает как могла сложиться история стань Дэмьен профессиональным музыкантом?
Как бы оно ни было, после Шазелл получил образование в области кинематографа в Гарвардском университете, окончив его в 2007 году.
В 2009 году, только выпустившись из университета, Дэмьен перебрался в Лос-Анджелес.
Город , где сбываются мечты
Первым шагом на пути будущего режиссера стала работа сценаристом по найму.
Шазелл рассказал, что это были фильмы ужасов низкого качества и их сиквелы. Он не стал уточнять, какие именно фильмы были выпущены, но сказал, что некоторые из них увидели свет.
Одним из них был «Кловерфилд 10»
Демьен переписывал один из его черновиков сценария.
По сюжету фильма девушка, которая попала в автомобильную аварию, придя в себя, обнаруживает, что находится в бункере. Скуфидон, который затащил её сюда, утверждает, что спас её от химической атаки, обрушившейся на всю Америку.
Не могу знать, что Дэмьен там изменил, но факт остаётся фактом — фильм АХУЙ.
Был бы он так хорош без его редактуры? Хороший вопрос
В этой рутине Шазелла утешала мысль, что своей «писаниной» он оплачивает счета.
У этого была обратная сторона: дабы суметь платить за свой квадрат, ему приходилось браться за всё, что ему предлагалось.
А в свободное время Дэмьен писал «WHIPLASH» и «Ла-ла-ленд».
Сценарий «WHIPLASH» был написан еще в 2011 году, как режиссер утверждает, от отчаяния и безысходности.
Что чувствуется в самом фильме
Параллельно Дэмьен работал над своим мегапроектом «Ла-Ла-Ленд». По задумке это был высокобюджетный фильм-мюзикл.
Увы, молодому нонейм режиссёру никто не хотел давать денег на такой амбициозный проект.
В этой ситуации «WHIPLASH» выглядела куда перспективней, а главное, ДЕШЕВЛЕ)))
Фильм планировался камерной историей, которую можно было бы снять с ограниченным бюджетом.Сценарий около года пролежал в столе, Дэмьена сильно терзали сомнения в успехе.
Спустя время он все же решился показать текст своему знакомому агенту. Сценарий ему дико зашел, и тот разослал его в несколько продюсерских компаний.
Когда ему звонили и просили кратко описать суть кинчика, он мямлил что-то по типу:
«Ну-у-у-у..Это фильм о джазовом барабанщике…»
На этом разговор обрывался.
Прошло полгода
Дэмьен словил лютый =тильт= и окончательно потерял веру в свой кинч.
Ситуация осложнялась тем, что кровь из носа нужно было оплатить счета.
Ему снова позвонили, и внезапно разговор затянулся дольше обычного.
Его снова попросили описать суть кина.
На это раз Дэмьен сказал:
«Фильм на самом деле триллер…»
Дальше он подробно объяснил свой замысел.
Идея внезапно зашла, и чуть позже продюсерская команда снова связалась с ним.
Проекту дали зеленый свет, но был нюанс: средства на полный метр ему не дали, зато взамен предложили снять короткометражку, расходы на съемки они обязались взять на себя.
Как ни посмотри, у Дэмьена не было достаточного опыта работы, поэтому крайне важно было убедиться в его компетентности, прежде чем доверить ему деньги.
Ему дали важное условие: для короткометражки необходимо выбрать одну сцену из сценария.
Короткометражка
После долгих раздумий Дэмьен выбрал эпизод первой репетиции в оркестре Флетчера.
Этот эпизод идеально показывал суть токсичных отношений Эндрю и Флетчера, к тому же кратко давал понять, о чем будет фильм.
На удивление режиссера съемки прошли довольно быстро.
Дело в том, что тогда Дэмьен до усрачки боялся первого съёмочного дня.
Это был первый раз, когда ему приходилось иметь дело с актёрами и съёмочной группой.
Главные роли в короткометражке сыграл Джонни Симмонс и не нуждающийся в представлении Дж. К. Симмонс.
В полнометражном версии фильма Джонни Симмонса сменил Майлс Теллер.
И должен признать, что рекаст актёра главной роли фильма — максимально удачное решение.
Не хочу никого обидеть, но на фоне Теллера Джонни Симонс кажется ущербом.
Почему?
Майлз Теллер — талантливый актёр
Майлс способен одним лишь своими взглядом передавать огромный спектр эмоций.
Вот вам пример:
Отличия от итогового фильма
В короткометражке репетиция оркестра проходила в ярко освещенном помещении. В школьные годы Дэмьен репетировал в подобных классах. Вот только для психологического триллера подобное визуальное решение выглядело не очень.
Для сравнения :
Было решено сменить интерьер на более тёмный.
«Место репетиции должно было напоминать ад»
Стоит отметить, что, в отличие от финальной версии фильма, в короткометражке есть сцена, где Флетчер успокаивает Нимана после того, как тот становится свидетелем морального разъёба Жирнича.
Короткометражная версия «WHIPLASH» была показана на фестивале Сандэнс 2013 года.
По итогу она получила специальный приз жюри и позитивные отзывы критиков
Съёмки полнометражного фильма стартовали в сентябре 2013, они заняли 19 дней.
Дэмьен был невероятно трудолюбив. Чтобы вы понимали, насколько он запарился, скажу, что он лично создал раскадровки для всех 150 эпизодов фильма.
Кроме того, он тщательно планировал каждый съёмочный день, уделяя внимание всем мелочам.
Увы, без происшествий не обошлось
К несчастью, Майлс Теллер попал в автомобильную аварию, повторяя судьбу своего героя.
У актера были подозрения на сотрясение мозга, съёмки могли быть отложены...
ПАНИКА!!!
А потом внезапно на следующее утро после аварии Майлс явился на съёмочной площадке и как ни в чём не бывало продолжал свою работу.
Как вы могли понять, не только режиссер ебашил по полной
Время шло.
Съёмки подошли к концу, однако работы не стало меньше: монтаж фильма приходилось выполнить в ебануто сжатые сроки, примерно за месяц.
Это было связано с тем, что в ноябре заканчивался приём заявок на фестиваль «Сандэнс» 2014.
Приходилось кранчить по 18 часов в сутки.
И оно того стоило!
После успешного участия в фестивалях картина «WHIPLASH» вышла в широкий прокат в октябре 2014 года.
Общие сборы составили $49 млн при бюджете в 3 млн.
«WHIPLASH» одержала победу в 3-х номинациях на премии «Оскар»:
- лучший монтаж
- лучший актер второго плана
- лучший звук
Это была ПОБЕДА!!!
На этой замечательной ноте можно было и закончить очередной пересказ с Википедии, но, если вы помните название статьи, есть ещё один момент, который необходимо обкашлять.
Трудности понимая
О фильме я узнал из рекомендации Валентина Лейтера.Однако по-настоящему я смог оценить этот фильм только спустя некоторое время, когда окружающие начали активно обсуждать его.Кому интересно, прикреплю видос ниже, а таймкод в описании.
После первого просмотра я испытал разочарование и чувство опустошённости.
Исходя из рекомендаций друзей-киноманов, я искренне думал, что сейчас увижу историю успеха молодого барабанщика, чей потенциал раскрыл учитель с суровым характером и жёсткими методами.
По крайней мере, мне так продавали фильм
Лицо мое представили, когда вместо этого передо мной предстал триллер-драма, где ебанутый дед кошмарит своих студентов, прикрываясь высшей целью.
Мне нужно действительно объяснять, насколько метод Флетчера жесток и сомнителен?
На протяжении фильма мы видим как он ментально ломаем своих учеников. И далеко не всем хватает сил жить с этим дальше.
«Жоские» мамкины циники, разумеется, скажут:
-Да какая разница? Зато Ниман превозмог трудности и стал великим. Жертвы оправданы!
В этом взгляде на фильм и заключается главная проблема
Нужно понимать,что одно хорошее выступление не гарантирует Ниману карьеру, особенно учитывая, как он перед этим обосрался.
Многие ошибочно думают, что фильм о успехе, который гарантирован, если ты полностью отдашься делу в ущерб себе.
К сожалению, это не всегда работает.
Всё хорошо в меру, а крайности только вредят.
В конце концов, ты можешь остаться ни с чем, что и случается с героем в конце.
В финале Эндрю опустошён и травмирован, у него ничего не осталось, кроме игры на барабанах.
Друзей за время учёбы он себе не завел, а только потерял, а свою девушку неоправданно жестоко бросил, лишь бы осуществить «свою мечту».
Вы мне скажите, неужели одно хорошее выступление и то, где он сначала обосрался, и признание со стороны ебанутого деда того стоило?
В реальной жизни фильм должен был закончиться примерно вот так:
Метод Флетчера губителен, и мне страшно представить, сколько людей под впечатлением после просмотра могли перенять его манеру «воспитания».
А сколько молодых парней увидело в главном герое пример для подражания
Думаете, я всё неправильно интерпретировал и вообще «соевого порвало»?
Как видите, сам режиссер признал будущее Эндрю мрачным и неутешительным.
Финал «WHIPLASH» поражает за счет своей впечатляющей режиссуры и динамичного монтажа, но вместе с тем вызывает тихий ужас.
Ведь Флетчер так и не создал нового Чарли Паркера, он лишь убил своего очередного студента...