Додзё самурайских пацанов, ронинов и шиноби представляет: «47 Ронинов» (1994)

" - Что опять? Японский городовой. Ну, сколько можно." —  спросите вы.
" - Что опять? Японский городовой. Ну, сколько можно." — спросите вы.

Итак, самурайская драма «Shijushichinin no Shikaku» (1994) очередная экранизация культовой истории про месть 47 верных вассалов из Ако.

Если классический фильм 1962 года был прям хрестоматийным — таким, что по нему домашку можно было написать и получить пятёрку на уроке истории, — то эту версию 1994 года реж. Итикава Кон с бандой сценаристов освежили некоторыми новыми элементами. Так сказать, немного её деконструировали в духе эпохи. Не беспокойтесь, в основе всё та же каноничная история мести, но теперь с интересными нюансами некоторых событий.

князя больше нет, но вы крепитесь
князя больше нет, но вы крепитесь

В отличие от старых версий, где всё пронизано духом братства и коллективизма, и трудновато из 47 чётких пацанов выделить самого чёткого, в новой версии он конкретно обозначен. Это лидер заговорщиков Оиси Кураносукэ, главное доверенное лицо князя Асано. Именно за его действиями мы будем следить весь фильм. Именно его личной драмой режиссёр закрывает проблемный отрезок повествования о 47 ронинах. Если кто не знает или не помнит, суть в том, что середина сюжета крайне провисает из-за разрежённости событий. Так что, нарративно, это история мести с точки зрения конкретно одного из 47 участников т.е их главы.

роль Оиси Кураноске отлично сыграл актёр Кэн Такакура
роль Оиси Кураноске отлично сыграл актёр Кэн Такакура

А в чём же тогда отличия?

Во-первых — неоднозначность конфликта господина Киры Ёсинака и князя Асано Наганори. Само событие остаётся за кадром, и сюжет начинается с планирования заговора, а также противоборства разведки заговорщиков с контрразведкой лорда Киры. В середине фильма нам показывают процесс расформирования клана, где Оиси Кураносукэ выступает душеприказчиком, а на расспросы самураев о происшествии отвечает уклончиво и без всякого воодушевления. Т. е. сюжет тут нелинейный и требует знания классической истории, иначе можно запутаться и не понять что к чему.

"Я ничего не понимаю...хнык... хнык..." (с) х/ф Левиафан
"Я ничего не понимаю...хнык... хнык..." (с) х/ф Левиафан

Во-вторых: в версии 1962 г. трактовка была однозначной — честный и благородный Асано Наганори стал жертвой подлого заговора мздоимца Киры Ёсинака. Здесь же господин Кира в кадре сокрушается, что злодеем люди будут считать его, а не князя Асано, т.к. не ведают всей правды. Нам намекают, что возможно негодяем был как раз Асано, хотя сам Кира тут явно «ненадёжный рассказчик», а поспешные действия администрации сёгуната выглядят крайне подозрительно.

со временем все самураи превратятся в бухгалтеров и бюрократов
со временем все самураи превратятся в бухгалтеров и бюрократов

В-третьих (и мой самый любимый момент): Оиси Кураносукэ, кроме стандартной для классического сюжета подготовки — составления плана мести, разведки, закупки припасов, в общем, диверсионной деятельности — также щедро спонсирует пропагандистскую войну. Он вкладывает деньги в инфо-вбросы про «однозначность» конфликта Киры с Асано. Сами понимаете, в каком ключе. Всё как в наш век высоких технологий, где проплаченные кем надо СМИ определяют, кто герой, а кто злодей.

- А нас-то за шо?
- А нас-то за шо?

В-четвёртых: акцент сделан на служении личности коллективной идее. Остальные 46 самураев горят идеей мести. Оиси же не так уверен в благородстве поступка господина, но готов исполнить свой самоубийственный долг перед ним. Даже обещание раскрыть истину не имеет значение т.к ставка больше чем жизнь. Т. е. идея благородной миссии ставшей легендой, тут ставится под сомнение, но остаётся идея вассальной преданности. Вот только оправданной ли?

батя и сынуля встают на путь мщения
батя и сынуля встают на путь мщения

Авторы задают здравые вопросы, ставя под сомнение многие аспекты легенды. И хотя они играют в деконструкцию, оригинальную историю не извращают. В наши дни часто любят под видом постмодерна поиздеваться над классикой, но здесь же предлагают взглянуть на миф более реалистично.

Снято красиво, добротно, интересно, не затянуто — несмотря на то, что это «новодел». Одна проблема: финальный штурм выглядит не так эффектно, как в версии 1962 года, что меня огорчило. А в целом — очень интересная интерпретация уже затасканного сюжета.

Додзё самурайских пацанов, ронинов и шиноби — крайне рекомендует к просмотру. Но, нужно знать классический сюжет.

Моя оценка: 47 из 47

5
Начать дискуссию