Как показать одиночество и противопоставить героя окружающему миру

На примере картины «Таксист» Мартина Скорсезе.

В рецензиях, обзорах и комментариях, посвящённых фильму Мартина Скорсезе «Таксист», многие говорят о чрезвычайном одиночестве и конфликте с миром персонажа Роберта Де Ниро. Разберёмся с приёмами, которые использовал режиссёр, и не только.

Как показать одиночество и противопоставить героя окружающему миру

Работа с планами и положением персонажей в сцене

В большинстве диалогов, особенно в начале, когда между говорящими возможен конфликт, возникающий из-за неприятия Трэвиса обществом, он подчёркивается сменой плана со среднего крупного на крупный. Это позволяет показать, как поставленные рамки ещё больше ограничивают героя.

Например, в сцене, где Трэвис устраивается на работу в такси. Сначала он довольно уверенно и свободно входит в помещение, начинается разговор, в котором, после попытки Трэвиса пошутить и создать дружественную атмосферу, работодатель вспыльчиво подавляет героя. В этот момент Трэвис теряет уверенность, окружение сжимается, отражая психологическое состояние персонажа.

Даже когда в диалоге появляется информация, объединяющая Трэвиса и работодателя, план остаётся прежним, изменения произошли, их не отменить.

Тот самый диалог

Такой приём встречается и дальше, например, в сцене, где Трэвис покупает еду в кинотеатре. Тут первый средний план сменяется на средний крупный, когда кассирша обрывает попытку героя познакомиться.

Говоря о положении персонажей в сцене, хочется выделить два эпизода в кафе и разговор таксистов в конце фильма. По мере того, как конфликт Трэвиса с обществом нарастает, он всё сильнее и сильнее отделяется и обособляется от остальных водителей.

Если в начале он отделяется от них только внутри композиции одного кадра, планами стакана с таблеткой, когда шипение перекрывает звуки происходящего, или большим количеством крупных планов, снятых при малой глубине резкости (как и кадры, где Трэвис в толпе людей), то потом он вовсе не появляется со всеми вместе, и смонтировано всё так, будто Трэвис сидит за отдельным столом.

В противовес описанному выше, последняя общая сцена протагониста с таксистами, после того, как он стал героем в глазах общества, и, вроде как, оно его приняло, объединяет персонажей и на этот раз Трэвис присутствует в ней сразу, а не приходит в компанию откуда-то.

Усиление ощущений от взаимодействия с окружением

Город, наполненный «грязью», ночью показывает свою тёмную сущность ещё сильнее. В своей бесконечной (подчёркивается повторами в монтаже) ночной поездке Трэвис отгораживается машиной от агрессивной среды, не принимая, защищается от неё. Это подчёркивается потоком бликов от фар и вывесок, скользящих по окнам машины.

Город не принимает и атакует таксиста, в одиночестве плывущего по нему, гидранты заливают машину водой, а банды детей закидывают автомобиль бутылками. Ночью Трэвис полноценно видит общество, в которое пытается вжиться, оно ему неприятно и оно же стремится его подавить.

Метафоричное слияние с городом, а точнее попытка сделать это, происходит в момент, когда герой получает купюру извне за то, что не помог девочке-проститутке. Однако в борьбе с городом и тем, что в нём обитает, Трэвис, отторгая идею о встраивании в общество, отдаёт купюру обратно, после чего расправляется с сутенёром и его компанией.

Также в фильме встречается приём внутрикадрового монтажа, когда камера сначала снимает героя, а потом по дуге — окружение. При этом герой проходит сзади камеры, и затем опять входит в кадр. Таким образом режиссёр как бы сталкивает Трэвиса и окружение.

Розовая линия — окружение, голубая линия — Трэвис

Поведенческие особенности

Прописанные детали характера героя, формирующие девиантное поведение. Одним из самых явных примеров являются походы в порно-кинотеатры, к фильмам в которых Трэвис не только относится как к традиционному кино, но ещё и сопрягает просмотр с поеданием большого количества еды (мне кажется, в таких кинотеатрах себя обычно ведут по-другому).

Также в паре сцен герой прямым текстом говорит, что ему некуда девать деньги. Они для него не важны, он не видит в них чего-то ценного, в отличие от окружающего общества, у которого всё крутится вокруг денег.

Неудавшиеся отношения с Бэтси, которые могли стать возможностью приспособится к обществу, привели к тому, что из-за идеализации девушки, Трэвис кроме неё причисляет к «грязи» всех политиков, так как он относился к ним хорошо, только потому, что к ним хорошо относится Бэтси.

Тут можно предположить, что мир героя чёрно-белый, в нём есть только хорошие и плохие. Поэтому появление в нём Айрис —одновременно невинного ребенка и проститутки — сильно влияет на Трэвиса. Он начинает видеть в ней ключ к победе над всем плохим в городе (особенно, если истребить политиков не получилось).

В этот момент герой перестаёт пытаться влиться в общество, которое ненавидит сам и которое его не принимает, и решает начать с ним борьбу. Каким способом? Таким, какому его научили во Вьетнаме, и который подтвердил свою работоспособность в городе (в сцене с мужем, которого играет Мартин Скорсез, что хотел отомстить изменяющей жене).

Как раз поэтому Трэвис хочет купить у нелегального продавца оружием Magnum — символ работающего опыта, перенятого таксистом у города. Стоит обратить внимание, насколько герой уверен в обращении с оружием. Это то, на что он может опираться, не зря камера в этой сцене позволяет себе стать субъективной.

Как показать одиночество и противопоставить героя окружающему миру

Для более явного отображения изменений в Трэвисе в фильме есть несколько парных сцен. Например, сцены с цветами для Бэтси. В первой герой признаётся в том, что его тошнит от цветов, но продолжает хранить их у себя. Во второй, перед тем, как Трэвис идёт совершать убийства, он их сжигает. Если в начале Трэвис хоть и не понимал общественных норм, но пытался с ними ужиться, то в финале, он ритуально их сжигает, показывая, что борьба начата и он готов на радикальные меры.

Ещё есть две сцены с просмотром телевизора, не сильно разделённые хронометражем. Первая, где герой смотрит шоу с танцами под песню Late For The Sky. Непосредственно в фильме звучит два последних куплета, явно намекающих на одиночество таксиста и невозможность отношений с Бэтси.

После этого Трэвис едет на митинг в поддержку кандидата в президенты и там наблюдает за Бэтси. К слову, от этого занятия его опять отрывают и прогоняют, как и в начале фильма: «пойми, ты лишний, тебе здесь не место».

Вторая сцена, где герой смотрит фильм, в котором ему ещё раз намекают на то же, что и в песне. Однако сейчас Трэвис не терпеливо слушает, а делая вид, что стреляет из того самого метафоричного «магнума отмщения», отталкивает ногой импровизированный стол и роняет телевизор.

Как показать одиночество и противопоставить героя окружающему миру

Ну и последнее, Трэвис откровенно врёт в открытке родителям, о том, какая прекрасная у него жизнь в Нью-Йорке. Такой сильный контраст между тем, что мы видели до этого, и тем, что он пишет родителям, ещё раз подчёркивает, насколько герой не смог вжиться в общество.

Внешний вид

Помимо красного пиджака и военной парки, которые сильно выделяют Трэвиса на фоне других людей, наиболее важен околоковбойский внешний вид героя. Сапоги на высоком каблуке, синие джинсы и различные рубашки (в финале белая, украшенная узорами) — всё это отсылает нас к образу ковбоя, как и качества, присущие Трэвису. Он находчив, самостоятелен и полагается на себя. Как пример, только из подручных вещей герой смог собрать себе механизм для быстрой стрельбы из пистолета, а потом тренировался в дуэли с зеркалом.

Поэтому образ ковбоя, как представителя традиционных американских ценностей, сильно контрастирует с происходящим в обществе 60-х или 70-х. Также «ирокез», который выстриг себе Трэвис, перед тем как в финале выполнить замысел, отражает полученный им во Вьетнаме опыт яростных сражений, перед которыми солдаты делали себе такие причёски.

«Берегитесь пешеходы», таксист идёт

Мысли вслух

С кем может общаться одинокий человек? Вести монолог в своей голове, иногда рассказывая кому-то результаты размышлений, и записывать мысли в дневник.

В начале Трэвис стремится вписаться в общество.

Если копаться в себе, сгниёшь заживо. Надо стать таким, как другие люди.

Трэвис Бикл

Но его истинное отношение к окружению не даёт это сделать.

По ночам выползает всякая мразь: шлюхи, сутенёры, ворьё, голубые, бродяги, наркоманы — больные и порочные. Придёт день, и ливень смоет с улиц всю эту падаль.

Трэвис Бикл

Он сам понимает ситуацию, в который оказался.

Всю жизнь меня преследовало одиночество. Повсюду: в барах, в машинах, на тротуарах, в магазинах — повсюду. От него не убежать. Господь создал меня одиноким.

Трэвис Бикл

Аудиовизуальный контрапункт

В основном, в фильме две мелодии, чередование которых явно комментируют происходящее. Первая — это джазовая тема, которая олицетворяет собой спокойствие, обыденность, некоторую меланхолию, а также всё, что нравится Трэвису, звучащая там, где ему комфортно.

Вторая — это иногда маршевая, перкуссионная тема, с объёмной секцией низов, звучащая, когда возникает опасность, готовится что-то «грязное» или неприятное герою фильма. Чёткое разделение помогает яснее передать эмоции Трэвиса, а также его отношение к окружению. В качестве наглядного примера можно посмотреть на сцену, где Бикл выходит из комнаты Айрис (1 час 24 минута).

Хотел ещё расписать про финал, учитывая, что в нём все желания Трэвиса о том, чтобы влиться в общество, сбываются: народ ценит, в общении с товарищами всё хорошо, Бэтси снова любит его и так далее, но об этом как-то в другой раз. Вряд ли я рассказал про все приёмы, которые были в фильме, так что, если у вас есть интересные идеи, добро пожаловать в комментарии. И ещё, что в этой сцене делает персонаж Скорсезе?

10 минута 31 секунда<br />
10 минута 31 секунда
1717 показов
11K11K открытий
11 репост
21 комментарий
Комментарий удалён модератором

Если человек общительный, то это не обязательно означает, что он не чувствует себя одиноким. Излишняя общительность часто может быть симптомом одиночества.
И наоборот.

Ответить

Настоящий задрот и социопат на связи, в фильме все выдумали. Я живу не так!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить

Так он в финале умер или нет? Скорсезе не говорил, какая версия истинная?

Когда смотрю фильм, то всегда почему-то хочу, чтобы выжил, и ищу зацепки для этого, хотя постановка такая, что конец уж слишком похож на грёзы умирающего.

Ответить

Я читал интервью, где он вместе с Полом Шредеором говорили, что Трэвис остался жив, и всё показанное не является предсмертным сном. Где-то ещё сам сценарист заявлял, что вероятно ситуация, показанная в фильме вероятно повторится. На это указывает небольшой момент с реверсом, где Бикл смотрит в зеркало заднего вида. Получилось так, что Трэвис стал героем в глазах общества в обход всех государственных законов, а только из-за законов христианской морали, которые как по мне, показывают через «взгляд бога» (католик Скорсезе и команда много сил потратили, пытаясь создать такие кадры - несколько недель строили рельсы на потолке в доме) в сценах заканчивающих попытку убийства кандидата и финальную бойню. Более того, он стал героем абсолютно случайно, ведь, если бы Трэвис убил кандидата, то закончилось бы всё с точностью до наоборот. И когда Бикл смотрит в зеркало, а затем растворяется в огнях города, как бы смиряясь с ним, эту сцену можно соединить с началом фильма и зациклить его.
Однако мнение режжисёра не является однозначно верным, вольные интерпретации могут раскрыть фильм гораздо больше (как в случае с Матрицей, хихи).

Ответить

Вроде же смысл в другом: Трэвиса приняли в общество по ошибке, случайности, убей он политика, как и хотел изначально, сложилось бы все по-другому. Поэтому концовка у фильма очень открытая, вполне вероятно, со временем Трэвис опять начал бы отдаляться от людей и в этот раз все могло бы закончиться весьма плачевно...

В фильме самая последняя сцена, когда Трэвис снова разъезжает по ночному городу, и резко пытается рассмотреть что-то в зеркало заднего вида, что-то что ему явно не нравится. Кто-то из создателей (по-моему даже сам Скорсезе, хотя не уверен) подтвердил, что это доказывает, что герой и его взгляды не поменялись, и от своей жестокой натуры он вряд ли уйдет, и рецедив очень вероятен....

Так что концовка совсем не счастливая...

На видео момент на 2:34, там даже музыка на долю секунды меняется https://youtu.be/X4wsSRpKXNU

Ответить

Это так важно?

Ответить