Дао императора. Величие и малость
«Последний император» (1987 г). Страна: Великобритания, Италия, Китай, Франция. Режиссер: Бернардо Бертолуччи. В главных ролях: Джон Лоун, Джоан Чэнь, Питер О’Тул.
Кинопроизведениям, умещающим целый жизненный путь человека, нередко отводится особое место в эстетическом багаже. В конце концов, не главный ли это исследовательский интерес для искусства – та самая тонкая линия от рождения до смерти? Может ли она быть предначертана, должны ли мы стремиться воплотить собственное предназначение – или дао, согласно означенному менталитету? Духоподъемная сила искусства являет себя во всей красе, когда в центр внимания ставится именно жизнь, даже во многом трагичная, тем не менее многоликая и неоднозначная. Добавьте к этому пестрый полный потрясений период истории Китая прошлого века, когда роскошное убранство императорского Запретного города по мановению ока сменяется тюремными застенками. Благодаря мастерам классической итальянской школы кино – режиссеру Бернардо Бертолуччи и трижды оскароносному оператору Витторио Стораро живописующий свет проникает всюду, и в этот изначальный театр для одного великого и подневольного зрителя, ограниченный пурпурно-красными стенами и вечно закрытыми дверьми, где богатство традиционных восточных костюмов и ритуалов завораживает своим колоритом европейцев, но утомляет тех, кто оказался там заперт. Но это свет наблюдения, не морализаторства. Никто не предстает здесь безгрешным или неисправимо порочным – вдумчивый взгляд со стороны не позволяет оценить так плоско большие личности на изломе эпох.
Проникнуться глубиной этого фильма, когда ты еще молод – большая удача. Но лучше его понять, скорее всего, получится с возрастом. По-восточному идеальная жизнь – это не сказка со счастливым концом, на котором строится миф или который означает просветление. Это возможность почувствовать свое величие и малость, не видя зазорным последнее, ведь без одного нет другого. Парадокс, но величие чаще всего удается ощутить в детстве или юности, даже если они не прошли в императорском дворце, а вот со взрослением и ближе к старости приходят осознание своей малости и поиски счастья в простоте.
Фильм являет собой удивительный калейдоскоп: трудно представить, что снимали его итальянцы, глядя на весь этот антураж Китая ускользающего прошлого и слыша в основном английскую речь. Конечно, это говорит об универсальности посыла, несмотря на экзотичное и историчное обрамление. В создании ярких музыкальных тем в восточном стиле поучаствовал именитый японец Риюти Сакамото и даже сыграл в фильме небольшую роль, хотя он и не об Японии – она присутствует здесь больше в негативном ключе. Впечатляющая работа была проведена и с актерами. Начиная с того, чтобы закрепить ощущение становления одного характера через разные периоды жизни с помощью разных актеров, в том числе детей. Продолжая заметной ролью великого Питера О’Тула, таящего опасность за британской вежливостью и немного напоминающего Уиллема Дефо. Джоан Чэнь многие помнят по «Твин Пиксу», но кроме того она большая кинозвезда и здесь также предстает в трагичном и прекрасном по-своему образе.
«Последний император» – это фильм, хронометраж и близкий уже к немолодому возраст которого не должен смущать, при первой возможности его стоит смотреть на большом экране. Потрудиться и подумать где-то придется, но и духовно-эстетическую отдачу этот шедевр способен дать более чем достойную.
Личная оценка: 9.0.
Оценка на Кинопоиске: 7.9.
Оценка на IMDb: 7.7.