Чему может научить сериал Sex Education
Корректная образовательная модель.
События британского сериала Sex Education будто бы разворачиваются в параллельной вселенной. Там почти нет расизма и гомофобии, а люди относятся друг к другу непредвзято.
Собственно, вокруг школы сюжет и вращается — это закрытая экосистема, работающая по своим правилам. И единственный раз, когда внешний мир вторгается в эту уникальную вселенную, переворачивает всё с ног на голову.
Возможно, однажды две наши вселенные сольются воедино, и все мы станем чуточку лучше. Ну а пока что — будем наблюдать и учиться.
Sex Education («Половое воспитание») рассказывает множество историй из ��изни школы Мурдэйл, но акцентируется, главным образом, на двух героях — Отисе, который из-за детской травмы к своему пенису даже прикасаться боится, и отвязной Мэйв, у которой проблем с сексом нет. Как считает Отис, они относятся чуть ли не к разным видам: если он — «кенгуру», то она — «львица», поэтому между ними не может быть ничего общего. Всё, разумеется, совсем не так.
В Sex Education нет ни одного твиста, который вы не сможете предугадать заранее. Это сериал жанра «повседневность»: главная его прелесть — созерцание, наблюдение за чужой жизнью, которой у тебя никогда не будет.
Мэйв из неблагополучной семьи, живёт одна в трейлерном парке, не выносит «телячьи нежности» и, в целом, белая ворона. Другие школьники считают её шлюхой и называют «членоглотом», на что она обычно лишь улыбается и показывает в ответ средний палец. Любит панк-рок новой волны.
Отис воспитывался преимущественно матерью — она психотерапевт-сексолог, которая после развода не хочет продолжительных отношений. Её половые партнёры постоянно по ошибке вламываются в комнату Отиса, путая её с уборной. Разумеется, всё это, а также детская травма, связанная с отцом, повлияло на парня — в результате он не может даже мастурбировать, однако о сексе знает, кажется, всё. Любит пост-панк.
Отис и Мэйв образуют интересный тандем: между ними есть искра, которой не дают разжечь пламя — то с одной, то с другой стороны. Однако же они решают организовать бизнес: пока в рамках полового воспитания учителя рассказывают, как на бананы натягивать презервативы, они действительно решают сексуальные проблемы других учеников.
Одну девушку вырвало на член парня, и теперь у неё из-за этого комплексы. Другая не может достичь оргазма и постоянно симулирует. У третьей не ладятся отношения с подругой. У четвёртого — слишком большой член. У пятого — невзаимная любовь, от которой он чуть ли не вешаться готов.
Сериал проходится, кажется, по всем сексуальным проблемам, которые могут испытывать люди — не только подростки. Нормально ли быть девственником и играет ли эта особенность какую-то социальную роль? Как преодолеть любовную застенчивость? Что насчёт абортов?
Эти и многие другие проблемы поднимаются без всякого стеснения, потому что говорить о сексе — это нормально. А делиться своими проблемами с другими — важно и нужно, равно как и доверять им. Потому что никто не должен оставаться наедине со своими трудностями.
Каждый герой здесь несёт свою важную «образовательную» функцию. Лучший друг Отиса, Эрик — гомосексуал, выросший в глубоко религиозной семье. Однако его родственники, пусть и нехотя, принимают его таким, какой он есть. Поддерживает его и сам Отис, раз в год одеваясь в женское платье и празднуя важное для ЛГБТ-сообщества событие.
Парень Мэйв, спортсмен Джексон, вырос в однополой семье с двумя матерями, однако на него это никак не повлияло. Он добился успеха, его любит вся школа. Но и у него, конечно, есть определённые проблемы — он «слишком обычный», чтобы нравиться Мэйв.
Эрика в школе шпыняет местный задира, Адам: его отец — исключительно консервативных взглядов директор школы. Адам делает вид, что ему на всё плевать, но, разумеется, это вовсе не так — благодаря отцу он получил массу комплексов, с которыми теперь не может справиться.
Sex Education проходится по большинству проблем не только подростков, но и общества в целом. Но главная особенность в том, что сериал это самое «обучение» никому не навязывает, а просто рассказывает истории. Брать из них что-то или нет — исключительно ваше дело.
Здесь нет такого, как было в недавней «Сабрине» или тех же «Охотниках за привидениями». Или в массе других фильмов и сериалов, которые агрессивно запихивают тебе в глотку идеи равноправия. Та же Мэйв, к примеру, любит феминистическую литературу, да и Отису идеи феминизма близки. Однако это не выливается в оголтелую ненависть к мужчинам — как часто говорят, обсуждая феминизм, «стрелочка поворачивается». Если равноправие, то для всех.
И это, кажется, лучшая модель «обучения». Sex Education предоставляет зрителю материал, а что с ним делать — на усмотрение самого зрителя. Авторы сериала просто рисуют мир и рассказывают его истории, вероятно, в надежде, что когда-нибудь мы все станем чуточку лучше. Ну а это уже наше с вами дело.