Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

Вчера я решил пересмотреть нашумевший и скандальный фильм от французского кинорежиссёра «Корали Фаржа», которая громко заявила о себе в 2017 году, выпустив фильм «Выжившая». И спустя 7 лет решила закрепить свой успех выходом «Субстанции» с Деми Мур и Маргарет Куолли, о котором я недавно писал большой обзор. И с одной стороны. Фильм мне безумно понравился, я пересмотрел его 3 раза и с каждым разом я начал любить и ценить этот фильм всё больше и больше, поскольку такого грамотного, стильного и яркого кровавого триллера с таким эпатажным размахом кино-индустрия увидит ещё нескоро. С другой – я прочитал множество комментариев и рецензий на этот фильм. И...половина комментаторов просто не поняла ни суть данного фильма, ни её посыл. Восприняв его как «ода феминизму», которого в фильме вообще, блть, нету! Я внимательно пересмотрел фильм и...в нём нет даже намёка на феминизм. Где его умудрились найти? Тайна за семью печатями.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

Итак. Чему девушек вообще учит современный феминизм? Быть сильной. Быть независимой. Любить себя и быть стойкой ко всем тяготам жизни. Только вот есть одно маленькое «НО!»: Элизабет Спаркл себя не любила. Она не ненавидела своего начальника, который был последней мразью (это шоу-бизнес, хотите вы того или нет, но именно такие мерзкие люди и сидят у руководящей должности вне зависимости от их пола. Которым нужны лояльные, молодые, красивые, сексапильные кокетки, которые будут приносить большие деньги), она не ненавидела гнилой шоу-бизнес, который ставит такие ужасные рамки и глазом не моргнув избавляется от тех, кто годы жизни посвятил себя своему любимому делу. Она ненавидела себя. Она понимала, что она стареет. У неё не было семьи, не было детей. Она вложила всю себя в свою карьеру. А потому осознание того, что все её плоды жизни были выкинуты на помойку. То, что на её место придут более молодые девушки. Её убивало. Усугублялось всё ещё и тем, что замену ей начали искать ровно в тот же момент, когда ей дали понять, что ей пора на пенсию.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

«Сью» это вторая личность Элизабет. Её второе «я», которое пробудилось и получило собственную жизнь благодаря субстанции. Отвечая на вопрос: «почему Спаркл не остановилась, когда могла это сделать?» есть простой ответ. Она ненавидела себя. Также, как Сью ненавидела её. Усугублялось всё тем, что голос по телефону говорит: «то, что использовано одной – потеряно для другой навсегда». И поэтому даже понимая, что матрица Спаркл несёт в себе угрозу и буквально «пожирает» её – она всё равно попыталась спасти её, потому что публика полюбила Сью. В то время как про Элизабет эта самая публика начала потихоньку забывать. Поэтому она её простила и это ей обернулось боком.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

Возвращаясь к теме феминизма. Имя начальника является отсылкой к «Харви Вайнштейну», в реальной жизни осуждённому за домогательства. И в чём тут феминизм заключается? Хотите сказать что такого в реальности ТОЧНО не происходит? Oh my sweet summer child. Другой мужской персонаж фильма – озабоченный сосед героини, который хочет переспать со Сью. Потому что она молодая и красивая. Опять же, таких мужчин полным-полно! Фильм никакой Америки тут не открыл, откуда эти обвинения в сторону «повестки и феминизма» взялись – я не понимаю. В фильме есть одноклассник Элизабет по имени «Фрэд», который хотел пойти с ней на свидание. Который считал её самой красивой девушкой в мире. Почему-то свидетели «феминизма и демонизации мужского пола» умалчивают об этом персонаже. И вот честно, жалко стало в этот момент Спаркл. Поскольку не пошла она в тот день на свидание, потому что ненавидела СЕБЯ. Не мужчин, СЕБЯ! За то, в чём не было её вины!

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

И так во всём. Пересматривая фильм я начал замечать метафоры и отсылки на то, чего не заметил при первом просмотре. К примеру, эпизод на кухне, где Элизабет в ярости общается со Сью у телевизора. Сью молодела за счёт «высасывания жизни» у Спаркл. Своего рода отсылка на большие мегаполисы, где деньги вертятся за счёт наживы с более мелких и бедных городов. Дальше Элизабет говорит, что попасть на сцену была её давней мечтой, а не мечтой Сью. Её раздражало даже не то, что она высасывала из неё остаток жизни. А то, что она буквально копировала её во всём, не проявляя к ней никакого уважения. Своего рода отсылка на современное исскуство, где каждый второй копирует чужие идеи и выдаёт их за свои, пытаясь отнять чужой кусок славы. Опять же, таких случаев много в медиа-пространстве (привет блогерам, делающим реакционные ролики по чужому контенту, который стабильно набирает больше просмотров чем их оригиналы). И меня неимоверно радует, что Фаржа не стесняясь говорит об этом в своём фильме.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

Ещё хотелось бы сказать пару слов о концовке. Много было недовольств тем, что «концовка неправильная, слишком трешовая». Я же считаю, что концовка в фильме – это вишенка на торте. Она идеальна. Именно так фильм и должен был закончиться. Любая другая концовка была бы неправильной. Изначальная суть Субстанции заключалась в желании «стать лучшей версией себя». У «Сью» банально не было выбора: Спаркл вколола в неё «уничтожитель», а потому рано или поздно она бы умерла. Усугубляло всё ещё и тем, что матрица не может существовать в отрыве друг от друга, нужен «стабилизатор», которого у Сью, по понятным причинам, не было. Ведь оригинал забит до смерти. Поэтому она и воспользовалась «активатором» второй раз, при том что в инструкции было написано «использовать ТОЛЬКО ОДИН РАЗ!». В результате чего и получилась...кхм...субстанция субстанции. И возникла она в результате неуважения к своему балансу, жадности и эгоизма «Сью». И последние полчаса фильма – это то, ради чего и существует кинематограф. Та самая вавилонская башня лжи, которую выстраивали Элизабет/Сью своим конфликтом, рухнула в прямом эфире и перед общественностью предстал человек, который уничтожил себя в угоду «стандартам красоты». Вот в чём основной посыл концовки и вот почему она гениальна.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры

Что я хотел сказать этим постом? Мне просто обидно, что многие фильм поняли просто поверхностно. «Субстанция» не стесняясь и не боясь поднимает темы, на которые остальные режиссёры боятся говорить. Это безумно талантливо и красиво сделанный фильм, уровня которых остальным триллерам со схожим социальным подтекстом еще расти и расти. В недавнем интервью Корали Фаржа призналась, что ни сиквелов, ни приквелов, ни ремейков или чего-то подобного к Субстанции не планируется. Тем не менее, хочется сказать «спасибо» Фаржа за то, что она сняла этот фильм. Которого я неиронично считаю одним из лучших фильмов десятилетия и который нашёл большой отклик среди поклонников кино. Не оставив равнодушным никого, в том числе и меня. И я уверен, что если Корали Фаржа не уйдёт из кино-индустрии – об этой женщине мы ещё услышим.

Пару слов о фильме «Субстанция», которые я не успел сказать в своём обзоре. Осторожно, будут спойлеры
7
2
35 комментариев