Хроники Нарнии: дилетант против дилетанта в самом фэнтезийном сражении кинематографа
Наконец-то маховик батальных разборов набрал достаточную амплитуду для того, чтобы затронуть один из самых амбициозных фэнтези-кинопроектов нулевых годов: экранизацию «Хроник Нарнии».
Нулевые были для кинофэнтези благословенным временем. Успех Питера Джексона на ниве экранизации Толкина, как это обычно бывает, сподвиг продюсеров закидывать деньгами все сколько-нибудь схожие проекты в надежде приблизиться к успеху «Властелина колец», и фильмы вылезали как грибы после дождя. Самым заметным конкурентом джексоновского ВК, что символично, стали «Хроники Нарнии» –: попытка перенести на большой экран творчество Клайва Стейплза Льюиса, близкого друга Профессора, который в своем цикле еще и намеренно полемизировал с толкиновскими идеями. Долгоиграющего киносериала, увы, не вышло: — из льюисовского семикнижия запала и денег хватило экранизировать только три. Впрочем, как минимум первые два фильма вышли весьма достойными.
Интересно, что в книжной «Нарнии», собственно, батальных сцен толком и не было:. Льюису другое было интересно, он писал, в первую очередь, христианскую апологию, и немного троллил Толкина. А вот в экранизации, которую явно делали «под Властелин Колец», и даже снимали в той же Новой Зеландии, обойтись без масштабной битвы было нельзя. В итоге сражение, венчающее кульминацию «Льва, колдуньи и волшебного шкафа», получилась одной из самых ярких, эстетичных и запоминающихся батальных сцен в истории фэнтези-кинематографа.
О битве у брода Беруны из «Хроник Нарнии» 2005 года речь сегодня и пойдет.
В прошлой статье, говоря об «Аватаре» Джеймса Кэмерона, я назвал сражение «битвой инвалидов», из-за того, что контингенты обеих сторон конфликта, строго говоря, не являются армиями, но вынуждены решать сугубо военные задачи. Битву у брода Беруны из «Льва, колдуньи и платяного шкафа» можно назвать так же, но по другой причине: оба главнокомандующих сторон – совершеннейшие дилетанты. Великий Бонапарт говорил, что войско львов, ведомое бараном, проиграет войску баранов под началом льва. Но что, если на поле битвы лбами столкнутся именно два барана?
Ответ следует искать в другом афоризме, уже из книги Сэнди Митчелла:
Компетентность на поле боя является мифом. Выигрывает та сторона, которая совершает на одну непростительную ошибку меньше.
Так получилось, что обе армии на момент сражения возглавляют не полководцы, а условные харизматические лидеры. На них чисто по-феодальному завязана мотивация войск в формате «вот за ним/ней мы пойдем», но командующие на поле боя из них никакие. Белой Колдунье это неинтересно, да и в целом явно не приходилось всерьез воевать (магия и орды монстров решали все проблемы сами по себе), а Питер Певенси вообще просто пятнадцатилетний школотрон, который меч в руках держит всего пару дней. Разумеется, сложилась хрестоматийная ситуация, в которой реальное планирование и руководство войсками в бою целиком легло на плечи более опытных начальников штабов. В лагере Аслана это кентавр Орей, а у Джадис – безымянный генерал-минотавр.
Увы, судя по всему, благоговение нарнийцев перед сыновьями Адама и дочерьми Евы, а заодно и страх перед Белой Колдуньей, явно мешали им трезво оценивать компетентность своих лидеров. Из-за этого, к сожалению, решающего влияния на планы сторон заместители командиров не оказали, и битва вышла такой, какой вышла:: красивой и зрелищной чередой катастрофически необдуманных ходов, которые в итоге фактически стоили победы обеим сторонам.
Силы сторон
Битву у брода Беруны из первой «Нарнии» можно назвать самым фэнтезийным сражением в истории кино по одному только видо-расовому составу воинских контингентов. В бою участвуют тысячи воинов, но число людей на поле битвы колеблется от двух (в начале боя) до четырёх (в конце), а наряду с мифологическими существами в бой идут и животные. Собирая материал для заметки, я неоднократно встречал комментарии о том, что сражение из «Льва, колдуньи и волшебного шкафа» – пожалуй, самое близкое, что есть в кинематографе к экранизации типичной битвы из «Героев меча и магии». Каково? При этом создатели фильма не поддались соблазну сделать воинов фэнтезийных рас простым рескином человеческих войск, а постарались честно придумать особенности их вооружения и военного дела. Это вызывает огромное уважение, учитывая, что «Хроники Нарнии» — история совсем не про фэнтезийную войну. Льюис в книгах битв не описывал, и при экранизации с батальной сценой можно было не заморачиваться вовсе: она нужна только для зрелищности. И тем не менее, постановщики заморочились. Честь и хвала! Сегодня такого в кино почти не встретишь.
Главной новацией создателей фильма в фэнтезийном военном деле стало массовое участие в сражении копытных гуманоидов: козлоногих фавнов и сатиров на стороне Аслана, минотавров и мелькающих мимоходом кабаноидов-свиноморфов в войске Джадис.
Их можно обобщить в отдельный род войск, который на удивление нечасто встречается даже в том фэнтези, где есть подходящие расы: копытную пехоту. Отличительной чертой ее является подвижность: ноги парнокопытных куда лучше приспособлены к бегу, чем человеческие, а значит, такие пехотинцы-зверолюды будут перемещаться по полю боя очень шустро, занимая некое промежуточное положение между обычной пехотой и кавалерией. В фильме, кстати, это отражено: козлоногая пехота армии Аслана и в атаке, и в отступлении плюс-минус поспевает за своей кавалерией, что, конечно, немалое для нее подспорье. В войске Белой Колдуньи это заметно меньше за отсутствием кавалерии, но минотавры и прочие копытные так или иначе вырываются вперёд остальных.
Так с какими же силами стороны вступают в бой?
Точное число воинов ни одной из сторон не оговорено, и целиком в кадр ни одна армия не уместилась, но в целом по крупным планам можно предположить, что счет воинов идет на тысячи, при заметном, более чем двукратном численном превосходстве войска Колдуньи. А что с качественными различиями?
Грифон-разведчик, приземлившись рядом с Питером перед самым началом боя, докладывает ему о приближении противника: «Их больше, и они лучше нас вооружены». Насчёт второй части фразы позволю себе усомниться, благо разница в матчасти между войсками под командованием Питера и Джадис показана очень ярко, и отнюдь не в пользу последних.
Армию, собранную Асланом, нам показывают довольно детально. Ее ядро составляют две подвижные компоненты: кавалерия кентавров и копытная пехота, набранная в основном из фавнов и сатиров.
Все, кто не вписывался в их рамки, свели в большое вспомогательное подразделение лучников. Расово-видовой состав там вышел крайне разнородным, от женщин-кентаврих, которых, вероятно, не пустили в полевое сражение их мужчины, через «светлых» гномов до, черт возьми, бобра, на которого даже кольчугу сплели.
Кстати, о бобровой кольчуге. Я в разборах сражений нечасто касаюсь темы материальной культуры, потому что она редко достойна похвалы, а докапываться к ней мне кажется неспортивным. Говоря о Нарнии же, я не могу умолчать о работе реквизиторов и костюмеров батальной сцены: их работа заслуживает уважения, я буду ее хвалить. К счастью, известны имена людей, отвечавших в фильме за военную матчасть: Ричард Тейлор из Weta Workshop и Кимберли Адамс. Посылаю им лучи добра и выражаю свое безмерное уважение: оружие и доспехи «сил добра» в фильме реально выглядят как оружие и доспехи, к ним сложно придраться, и за ними видны уместные исторические прототипы и референсы.
Питер и Эдмунд, к примеру, снаряжены так, что их боевые облачения вполне пристойно вписываются в довольно широкий исторический промежуток примерно от двенадцатого до четырнадцатого века (благо, они оба одеты в сюрко, и зритель не видит защиту корпуса – там может быть и просто кольчуга, и бригантина, и кираса). Разве что на головах у них любимые киношниками гибриды барбюта с саладом – шлемов уже пятнадцатого века, ну да это простительно, фэнтези же. Главное, что при взгляде на принцев-попаданцев не возникает вопросов ни к защитным свойствам доспехов, ни к подвижности их владельцев.
Главный ударный кулак сил добра и света составляет рыцарская конница из кентавров. Это, кстати, идея на удивление оригинальная: почему-то авторы фэнтези очень редко описывают тяжелую кентавриную кавалерию, чаще представляя конелюдов лучниками. А между тем кентавр – это природный рыцарь: ему для таранного удара не нужны стремена! Военное дело Нарнии до этого додумалось, так что кентавры армии Аслана воюют именно рыцарским ударом, для чего вооружены не просто ударными копьями, а пятиметровыми пиками, как у польской гусарии. Защитное вооружение тоже серьезное: помимо каплевидного щита, человеческий торс рыцаря-кентавра защищен латным доспехом, а конское туловище – кольчужной юбкой на всю длину, усиленной сверху кожаными элементами.
Сразу видно, что воины заботятся о своем выживании на поле боя: жалко собственный круп-то! Чаще всего у рыцарских коней в кино и налобную пластину-то не увидишь, не то, что бронированную попону.
Пехота в аслановом войске куда более многочисленна, чем кавалерия; заковать всю ее в сталь не вышло бы из-за дороговизны, поэтому пешие воины одеты в кожу. Лишний раз подмечу: кожаные доспехи фавнов и сатиров в фильме реально похожи на доспехи: это вам не мошоночная броня из нетфликсовского «Ведьмака»! Отдельно радуют, кстати, шлемы с анатомическими прорезями под рожки, чтобы наголовье было удобнее снимать и надевать. У копытной пехоты в кадре показаны два варианта вооружения, типичных для боя в пешем строю: длинная глефа и пара тяжелого щита с катанообразной саблей.
Интересно, кстати, что в дизайне доспехов войска Аслана, особенно в шлемах воинов, прослеживается античный римский мотив – характерные нащёчники, назатыльники, гребни, ушные прорези.
Не совсем понятно, выбран он был случайно или в качестве лишнего реверанса античной мифологии, откуда Льюис изначально и взял кентавров и прочих фавнов с сатирами. Если второе – то это лишний плюс дизайнерам.
Атакующая часть войска, ведомого братьями Певенси, дополнительно усилен боевыми животными. Тут, как бы глупо не звучал каламбур, имеется целый зоопарк: в строю ударной кавалерии есть кабаны и носороги для прорыва вражеского строя, а перед наступающим войском бегут ягуары и гепарды, экранируя построение от вражеских застрельщиков.
А еще, кроме наземной компоненты, под началом Питера есть и воздушная: представительное количество грифонов, тоже способных составить серьезное подспорье. А ведь есть еще и целый феникс… Впрочем, о воздушной войне я еще расскажу отдельно.
Войско Белой Колдуньи показано не столь подробно, и совсем не структурировано по родам. Состоит оно из одной пехоты, без всадников; только сама Джадис едет в бой на колеснице, запряженной белыми медведями. В целом же армия «тёмных» представляет собой плохо упорядоченное сборище монстров.
Тем не менее, в нем можно выделить минотавров и свинолюдов, ударное ядро, отчасти заменяющее ударную кавалерию, боевых зверей, аналогичных таковым у «светлых», и массовку: абстрактных гуманоидных монстров типа огров-орков-циклопов. Слегка особняком смотрится контингент гномов-лучников, снаряженных на восточный манер: интересно, что и лица у них на удивление часто мелькают азиатские.
Дизайн войска Джадис гораздо более фэнтезийный, и (за исключением гномов) почти не опирается на исторические прототипы. А еще монстры куда беднее снаряжены: у многих вообще никаких доспехов нет, а у уже упомянутого генерала-минотавра, например, кираса закрывает торс только спереди, что ему еще аукнется. Вооружение соответствует стереотипам о фэнтезийных злыднях: это здоровенные топоры-лабрисы, хопеши, цепы и подобные девайсы. Интересно, что нет ни одного копья и вообще длиннодревкового оружия… В общем, у страха глаза велики: вооружены войска Белой Колдуньи не лучше, а где-то и хуже, и уж точно хуже одоспешены. Правда, с уверенностью можно сказать, что большинство монстров в личной схватке один на один сильнее, агрессивнее и в целом опаснее среднего фавна: но ведь силу и ярость отдельных бойцов нивелирует организация, плотный строй и четкий план. Правда ведь? Питер? Орей? Ведь правда?..
Диспозиция и планы
Для своего лагеря и встречи войск Колдуньи место Аслан выбрал просто идеальное. Войско стоит на скальном массиве, возвышающимся над огромным, ровным и чистым полем на многие километры, которое прекрасно просматривается и простреливается: это абсолютная командная высота. На фоне такой шикарной диспозиции мы на удивление мало знаем об исходном замысле на бой, разработанном Питером и Эдмундом начштаба Аслана кентавром Ореем. Эти планы в кадре вообще не обсуждаются, но после просмотра батальной сцены изначальную идею можно предположить и реконструировать.
Питер и Орей строят свой ударный кулак из рыцарской конницы и козлоногой пехоты прямо на склоне скальной гряды, для лобовой атаки: впереди двухшереножный строй кентавров для таранного удара, позади шустрая пешая волна, которая добьёт выживших в опрокинутых вражеских рядах. Не знаю, как Питер, а Орей едва ли в самом деле думал, что дело решится одним ударом — в качестве плана Б в загашниках имелся феникс, который рассек бы поле боя огненной стеной, позволяя бить войско Джадис по частям. Покончив с одним изолированным отрядом, войска Питера в теории могли под прикрытием огненной стены оттянуться назад, к скалам и перестроиться к новой атаке. Смыть, повторить до победы. План выглядит, конечно, не очень надёжно, но, по крайней мере, не бредово.
А еще Питер, будучи попаданцем из сороковых годов, не мог не привнести в военное дело Нарнии своих свежих идей. Памятуя рейды Люфтваффе на родной Лондон, он, разумеется, попытался сделать из грифонов бомбардировочную эскадрилью, вооружив их крупными камнями. Насколько это сработало, впрочем… Не будем забегать вперед, но скажу заранее: будущий верховный король Нарнии пал жертвой типичной попаданческой ошибки, попытавшись натянуть свои идеи на неприспособленный к тому базис, да еще и не слишком умно.
Про замысел Белой Колдуньи мы знаем еще меньше: она, как будто бы, в отличие от своих визави, совещающихся над картой, в разработке плана на битву не участвует вообще, свалив всё на начштаба, генерал-минотавра. В одной из сцен в лагере Джадис генерал докладывает своей госпоже предложения в план битвы. Звучат они так:
Минотавры на левом фланге. Великанов поставим в резерве. Вперёд выпустим гномов…
Что ж, по крайней мере, начштабу Белой Колдуньи хватает компетенций использовать численное превосходство, выделив в войске резерв. А вот заявленное построение войско Джадис в битве использовать не будет: у него вообще не будет никакого построения. Что и подводит нас от этапа планирования и подготовки к непосредственному ходу сражения…
Ход сражения
Переходя к описанию показанных в фильме боевых действий, не могу прежде не обратить внимание на пару интересных вывертов русского дубляжа, битву предваряющих. В первом случае, например, локализаторы с концами потеряли в диалоге мрачную шутку, создающую настрой сцены. Когда к Питеру и Орею подлетает взволнованный грифон с докладом о приближении войска Белой Колдуньи, Орей пытается успокоить Питера банальными словами «Не число приносит победу». В русском дубляже он отвечает «Да, но оно тоже важно». В оригинале диалог звучал интереснее:
- Numbers do not win a battle!- No… But I bet they help.
То есть, «число не побеждает само по себе, но, готов спорить, не вредит». Совершенно английский висельный юморок тут характеризует Питера как человека, не лишенного здравого смысла перед лицом опасности, а в откровенно вялой русской версии этот момент теряется.
Зато весьма удачна находка переводчиков в другом моменте. Командуя чуть позже общую атаку, Питер кричит «For Narnia and for Aslan!». Само по себе мне это ничего не сказало, но, изучив комментарии, я с интересом узнал, что у англоязычных людей христианской культуры такой клич ассоциируется со знаменитым «За Господа и Гидеона!» из Книги Судей. Отечественная аудитория, конечно, в массе Библии наизусть не знает, но в нашем дубляже фразу, недолго думая, перевели как «За Нарнию! За Аслана!». Думаю, не надо разжевывать, что ассоциации среднего постсоветского человека тут будут очевидными и отнюдь не библейскими; но, что забавно, вполне уместными в контексте фильма. Вот такая забавная культурная адаптация вышла.
Итак, армия Джадис приближается к позиции Питера при максимально плохом раскладе: по голому полю, которое просматривается очень издалека, так что у сторонников Аслана есть всё время мира на подготовку и построение к бою.
При всем этом Белая Колдунья неоправданно уверена в себе, посчитав, вероятно, что (мнимая) смерть Аслана тотально деморализует противника и лишит его воли к сопротивлению. «Готовьте войска к битве, хоть она и будет недолгой!». Так, увидев вражескую позицию, ведьма даёт генерал-минотавру и всему войску единственное указание на весь бой, скорее политического, чем военного характера:
«Нам не нужны пленники, убить всех».
То есть предприятие она уже воспринимает не как бой, а как избиение, наказание взбунтовавшихся холопов. Зря, очень зря…
Разумеется, при таком заряде самоуверенности ранее оговоренное построение идет в помойку, и по команде начальника штаба орда монстров устремляется в атаку. Причем атакуют они рассыпным смешанным строем: нет ни линии, ни подразделений, по полю вперемешку ломятся минотавры, огры, циклопы, свиноморфы, гномы-лучники, тигры, еще какая-то гнусь, ведомые жаждой крови и желанием убивать-калечить-жечь.
Впрочем, отдадим Колдунье должное: в наступление, пусть и столь дурацкое, пошел только авангард под командованием генерал-минотавра, от трети до половины всего войска, а остальная часть осталась в резерве под началом самой Джадис.
Видя приближение противника, Питер начинает действовать по своему плану и командует воздушной компоненте штурмовку. Эскадрилья грифонов устремляется к ломящейся дуром вражеской толпе и бомбит ее камнями…
…и эффективность этого мероприятия именно настолько низкая, как вы себе представили. Грифонов всего несколько десятков, ну хорошо, пусть сотня, каждый из них несет один большой камень. Это, возможно, неплохо бы сработало для того, чтобы сбить врагу строй непосредственно перед атакой конницы, но ведь авангард Колдуньи и так атакует без строя…
В такой ситуации даже точно сброшенный камень убьет ну одного противника, двух, если повезет, а во вражеской армии тысячи бойцов. Питер очень по-попаданчески попытался воспроизвести современную себе тактику и просчитался: в Нарнии сыскались аналоги самолетов, но нет осколочно-фугасных бомб. Зато для грифонов опасен лучный обстрел с земли: в кадре он наносит летунам видимые потери. Таким образом затея с воздушной атакой вышла защитникам Нарнии скорее в минус: существенного ущерба противнику они не нанесли, зато понес потери довольно малочисленный относительно других компонент грифоний отряд. За неудачу Питера, конечно, трудно судить: он пятнадцатилетний городской пацан с соответствующим уровнем мышления, а нарнийцы из-за одной принадлежности к виду homo sapiens признают его военным вождем. Интересно, что всё бы повернулось иначе, если бы старший Певенси знал про флешетты, или хотя бы догадался сбрасывать на вражеское войско не отдельные булыжники, а ведра мелких камней россыпью… Но имеем что имеем, битва пока не проиграна.
Какой бы безрассудной ни была идея сделать ставку на лобовую атаку, а пока боевая обстановка играет вполне в её пользу. Противник разделил силы, а авангард ломится в тупой накат без боевого порядка – расклад для тяжелой кавалерии едва ли будет лучше. Выпускайте кентавров! Питер командует общую атаку и ведет рыцарскую конницу за собой, а следом почти без отрыва идет козлоногая пехота, чтобы довершить разгром.
Вот только на этом моменте уже хочется выть: зачем же ты, дурак, ради сшибки в поле бросаешь командную высоту?! Пускай твоя пехота бы отбивала вражеские атаки, опираясь на выгодный рельеф. Войску Колдуньи бы пришлось атаковать вверх по склону, да еще и под убийственным лучным обстрелом со скал. Ну убери ты конницу в резерв, и ударь оппоненту во фланг или тыл, когда он будет связан тяжелым боем с твоей пехотой! Но увы.
Тут я обязан отвлечься от тактического рисунка показанного боя и обратить внимание на кинематографию сцены. Атака нарнийской конницы при броде Беруны – пожалуй, одна из самых красивых боевых сцен в кинематографе вообще. Яркие, сочные кадры зеленого поля в ярком дневном свете, на котором сшибаются армии; чётко различимые по цветам силы сторон, за что я всегда хвалю киношные битвы; мелкие детали, да и просто сама картина атаки рыцарей-кентавров, под ногами которых бегут крупные кошки, а впереди в блеске доспехов скачет юный король на белом единороге, вызывает эстетический восторг.
Отдельно преклоняюсь перед композитором Гарри Грегсоном-Уильямсом: написанная им тема с простым названием The Battle вполне тянет на один из лучших батальных саундтреков в истории кино, а мастерский монтаж усиливает её эффект многократно.
Когда копья кентавров с бьющимися на ветру двухцветными прапорцами опускаются для таранного удара, ягуары и гепарды вырываются вперед, а музыка резко переходит в минорную тональность, зрителя неизбежно пробирают мурашки: что в 2005 году, в момент выхода фильма, что сейчас.
А потом Питер опускает забрало шлема, и саундтрек исчезает: остается лишь шум сердцебиения, под который в гнетущей тишине два войска проходят последние разделяющие их метры. Крупные кошки, экранирующие два построения, нейтрализуют друг друга, и рыцарский клин врезается в орущее стадо монстров.
Момент столкновения двух армий из «Льва, колдуньи и волшебного шкафа» — лучшее изображение таранного рыцарского удара из всех, которые я видел в кинематографе. Иронично, что отличилось на этом поле именно фэнтези, а не исторический фильм. Возьмусь утверждать, что вышло даже лучше, чем у Питера Джексона в «Возвращении короля»: на полях Пелленора атака тяжелой конницы изображена красиво, но скорее схематично. Здесь же режиссер подчеркивает детали: в крупных планах копейных ударов ломаются и щепятся древки, падают сраженные минотавры, более удачливые пытаются увернуться и ответить, на вторую шеренгу кентавров прыгают тигры, кому-то подрубают ноги огромными клинками…
Авангард войска Джадис опрокинут и смят. Видя это, Белая Колдунья немедленно ведет оставшиеся силы на помощь, лично отправляясь в бой на своей колеснице. Войска Питера же продолжают действовать по плану: Эдмунд дает отмашку запускать феникса, и птица отсекает подход резервов Колдуньи огненной стеной.
Питер и Орей наверняка рассчитывали таким образом разорвать контакт, отойти на исходные позиции и перестроиться к новой атаке, но Белая Колдунья тоже не пальцем деланная. Огненная стена гасится взмахом волшебной палочки, и войско Питера уже не успевает отойти. Принц-попаданец успевает только скомандовать отход к скалам, но всерьез разорвать дистанцию с преследователями уже не получается, учитывая наличие у обеих сторон копытной пехоты.
Разумеется, идея «заманим их на скалы» не оказывается выигрышной, когда противник залетает на высоту на плечах отступающих, и нет времени даже толком перестроиться. Во время отступления, кстати, под Питером убивают единорога: делает это гном-лучник, затаившийся на ближайшем утесе.
В этот момент у меня возник вопрос: как он там оказался? Неужели гномы на своих коротких ножках умудрились обогнать и кентавров, и козлоногих пехотинцев, и собственное войско, в котором у большинства существ ноги подлиннее? Быть того не может!
И тут я вспомнил озвученный генерал-минотавром изначальный план боя. «Вперёд выпустим гномов». Разумеется, впереди атакующего войска гномы не пошли, но что, если некий гномий отряд отправили к скалам обходным путём для флангового удара, и он подоспел как раз в нужный момент боя? Плюс очко Белой Колдунье!
Вот только Джадис зачем-то лично выходит на поле боя, чем, конечно, привлекает к себе внимание – мотивация вражеского войска держится только на ней, и соблазн разом закончить сражение велик. И начштаба аслановского лагеря Орей на него поддается – вопреки, кстати, прямому приказу Питера. Героический кентавр бросается в атаку на Белую Колдунью, попутно убивает ее генерал-минотавра, но сам превращается в камень от укола волшебной палочкой, не достигнув цели.
Оба опытных военачальника сторон мертвы, и бой закономерно теряет всякую управляемость. Вот только Джадис это на руку! Её монстры в бою один на один сильнее фавнов с сатирами, не говоря уже про гномов и бобра, а сражение как раз распалось на отдельные дуэли.
И вроде бы получается, что ведьма при всех дурных ошибках выиграла битву чисто за счет численного превосходства, но ее решение лично поучаствовать в резне сил добра становится для нее роковым. Потому что «Нарния» — это высокое фэнтези, а куда в высоком фэнтези без эвкатастрофы?
Разумеется, в последний момент приходит Аслан с подкреплением, и кто знает, как бы всё обернулось, но лев быстро находит на поле боя Джадис и убивает её, на чём битва и заканчивается. А вот осталась бы она в тылу, и всё сложилось бы иначе! Ей ведь не нужно вести войска личным примером, как Питеру, её и так слушаются! Эх…
Какие выводы можно сделать из битвы у брода Беруны? Ну, во-первых, если обе стороны равно некомпетентны, преимущество у того, за кем больше войск: численное превосходство даёт право на ошибку. И тут уместно сказать, что бог на стороне больших батальонов, но в случае Нарнии это было бы лукавством. В фэнтезийном мире бог, в нашем случае Аслан, может быть и на другой стороне, и тогда никакие большие батальоны не помогут.
Ну и традиционное. Командиры и начальники штабов, не рискуйте собой понапрасну! И, планируя бой, задавайтесь вопросом: зачем вам нужна командная высота, если вы не будете на нее опираться?
Автор текста: Александр Тимофеев
🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах: