Фильмография Майкла Манна

В честь 76 дня рождения великого американского режиссёра вспоминаем его кинокартины.

В закладки
Аудио

Майкл влюбился в кино, когда учился в университете, он посмотрел «Доктора Стрейнджлава» Кубрика и увидел в нём «откровение»: фильм был хорош и как авторское высказывание, и как фильм для широкой аудитории. Подобное влияние нетрудно проследить в карьере самого Манна – режиссёра голливудского, но умудряющегося сохранять верность своему авторскому стилю.

В 60-е Манн, получив высшее образование в штатах, переехал в Лондон, чтобы учиться в Лондонской киношколе. За 7 лет, прожитых в Британии, Манн успел окончить киношколу, поработать в рекламе и снять несколько короткометражек. В 1971 он вернулся в США, где начал работать на телевидении сценаристом. В 1979 он снял первый полнометражный фильм, «Миля Джерико», для телеканала ABC, который получил 3 премии «Эмми». Но настоящий прорыв для Майкла был ещё впереди.

«Вор» (Thief, 1981)

На ТВ Манн не только познакомился с нужными людьми, но и понял, что фильмы требуют большого предварительного исследования, иначе сделать аутентичное кино не получится, а перфекционист-Манн по-другому снимать и не собирался. В первом кинотеатральном фильме виден стиль и дух его будущих картин, это такая азбука творчества: ночной город, глубокие тени, синий цвет, профессионал с собственным кодексом чести, реализм, внимание к мелочам.

«Вор» – это криминальный триллер, снятый по роману грабителя-профессионала Фрэнка Хохаймера. В центре сюжета – мужик (иначе назвать нельзя) по имени Фрэнк, который занимается грабежом ювелирных изделий. Он лучший в своём деле, привык работать по-своему и исключительно на себя и ни от кого не зависеть. Он отсидел в тюрьме 11 лет, поэтому считает, что терять время больше не может и должен всеми средствами как можно быстрее заработать на собственное счастье. При этом, он хоть и грабитель, казалось бы, негодяй, но друзей не кидает и не забывает, любимую женщину защищает и оберегает, пытается добиться счастья для неё, готов даже пойти на жертвы.

Будь это боксер, как Мухаммад Али, или строитель, или грабитель, или парень, проводящий исследования в табачной компании или фармацевтической компании, как Джеффри Вайганд. Я нахожу таких людей интересными. Люди, которые хотят работать по 50-60 часов в неделю и уходить домой, не осознавая, что жизнь движется, меня не очень интересуют.

Майкл Манн

Короче, перед нами – типичный манновский протагонист, который готов добиться своего места в жизни несмотря ни на что. Но осуществить это очень сложно, особенно когда у тебя проблемы с криминальными авторитетами.

Сцену в кафе исполнитель главной роли Джеймс Каан называет лучшей в своей карьере. Она сама по себе пример того, как органично следует раскрывать героев через диалог.

Сюжет в фильме крайне простой, Манна больше волновали две вещи: атмосфера (а она есть благодаря электронной музыке Tangerine Dream, ночному городу, медленному темпу повествования) и реализм. Второй в «Воре» на каком-то документальном уровне, потому что ни в одном другом фильме вы не увидите ограбления настолько правдоподобными.


Здесь вообще нет никакого расслабленного флёра каких-нибудь «Оушенов», всё максимально аутентично, к фильму для этого специально привлекали в качестве консультантов настоящих вскрывателей сейфов и использовали настоящие инструменты, предварительно научив актёров ими пользоваться. Этим упором на реализм фильм и подкупает.

В фильме снимались бывшие полицейские и грабители: Деннис Фарина, экс-коп полиции Чикаго получил роль прихвостня криминального авторитета, Джон Сантуччи кроме того, что исполнял обязанности технического консультанта, также исполнил роль офицера полиции, при этом он же был одним одним из прототипов главного героя. Практика привлечения к пре-продакшену и съёмкам полицейских, преступников, военных, хакеров и других профи стала для каждого фильма Манна нормой.

Дебют на большом экране для Манна получился удачным и укрепил в нём уверенность в важности соблюдения режиссёрского видения. Как выяснится в следующем фильме – ему самому на беду.

«Крепость» (The Keep, 1983)

Качество картинки: Remove kebab. 

Читать о создании этого хоррора, не менее, а иногда и более страшно, чем смотреть итоговый результат. История создания «Крепости» – это странный пример как того, что бесконечный перфекционизм и самоуверенность режиссёра до хорошего не доведут, так и того, что вмешательство студии – это рак.

Фильм снимался по одноимённому роману Пола Уилсона, однако он был значительно переработан к большому неудовольствию автора оригинала. Съемки продолжались 13 недель, но потом были пересъёмки и досъёмки, затянувшие процесс до 22 недель. Облик главного злодея перерабатывался прямо на ходу, потому что Манн не был уверен в том, как он должен выглядеть.

На этапе пост-продакшена умер супервайзер VFX Уолли Виверс, что усугублялось тем, что усопший не делал никаких записей и раскадровок, держа всё в голове. По словам Манна, ему самому пришлось доделывать часть эффектов, а остальное было выброшено. Из-за этого от оригинальной концовки пришлось отказаться, а там была эпическая битва вселенских масштабов.

Внушает? У фильма даже есть классный спецэффект, превращающий монстра в логотип Мишлен (шутка безбожно сворована у "Перемотки"), но вы лучше увидьте сами.

В итоге, была собрана 210-минутная версия, здесь, впрочем, до конца не ясно – была ли это финальная режиссёрская версия или обычная рабочая версия. Так или иначе, продюсеры заставили урезать кино до двух часов, тест-просмотры этой сборки прошли неудачно и уже без вмешательства режиссёра фильм был сокращён до 96 минут.

"Крепость" существует только в качестве VHS, что связано с тем, что и сам Манн не торопится ремастерить и перевыпускать свою самую неудачную работу. В некоторых сценах доходит до того, что картинка превращается в кашу, особенно на дальних планах, качество звука тоже нелучшее, а усугубляет всё это – монтаж, в котором кадры криво стыкуются, а звуки и музыка резко обрываются. Так какой же фильм в итоге?

На самом деле, не так уж и плохо, как может показаться, местами даже отлично. 1941 год, Румыния. Отряд солдат вермахта под командованием капитана Верманна занимает заброшенную крепость в стратегически важном ущелье в Карпатах. Однако, в твердыне таится древняя сила, которую немцы, случайно пробуждают.

Верманн докладывает начальству о том, что доблестных солдат Рейха что-то убивает, чтобы разобраться в ситуации высылают подразделение СС, но в конце концов, немцам приходится привлечь еврейского учёного, который занимался изучением крепости.

Иэн МакКеллен неплохо играет слишком гуманного учёного. 

И вот тут проблемы – потому что вся эта завязка длится 40 минут, а ведь я даже не сказал, что здесь есть ещё одна древняя сила и любовная линия. Фильму банально не хватает времени, чтобы рассказать историю не урывками и скачками. В итоге, все сюжетные линии получаются обрывочными и недоработанными, а некоторые и вовсе смехотворными – это как раз любовная линия. Ключевая идея фильма о том, то современные люди могут быть гораздо более страшнее и жестоки, чем какие-то древние бабайки звучит любопытно, но в фильме толком не раскрывается.

При этом, несмотря на плохое качество картинки, в фильме видны отличные по тем временам эффекты, работа с декорациями и костюмами. Сам фильм, если бы не VHS, смотрелся бы до сих пор хорошо. Саундтрек снова писали Tangerine Dream и здесь получилось даже лучше, чем в «Воре». Фильм в принципе смотрится хорошо, потому что атмосфера чувствуется и антураж интересный, но это явно неоднозначное кино, которому бы не помешал ремастер.

«Охотник на людей» (Manhunter, 1986)

Когда вспоминают об этом фильме, то, зачастую, в сравнении с «Молчанием ягнят» и «Красным драконом», а всё потому что это первая из ряда экранизаций романов Томаса Харриса о Ганнибале Лекторе. И вспоминают об «Охотнике» с гораздо меньшей любовью и уважением – там нет Энтони Хопкинса.

Фильм Манна – экранизация «Красного дракона», первой книги о Лекторе. Уилл Грэм, бывший профайлер ФБР, возвращается на работу по убеждению своего начальника, чтобы поймать серийного убийцу, названного в СМИ Зубной Феей. «Охотник» в отличии от остальных экранизаций Харриса интересен главным героем: что Кларисса Старлинг в исполнении Джоди Фостер, что нортоновский Грэм, явно блекли на фоне психопатов. У Манна же, протагонист более интересен, чем второй план, потому что он прописан с гораздо большим вниманием.

Грэм из 80-х – человек депрессивный и надломленный, которому опротивела служба, но он не может её бросить потому что профессионал и, как обычно у Манна, ещё и лучший в своём деле, потому что среди стражей порядка никто не понимает психопатов лучше, чем Уилл. Более того, чем ближе конец фильма, тем больше ты сомневаешься в том, что сам агент ФБР психически стабилен. Грэма от маньяка, которого он ищет, отделяет какая-то совсем крошечная черта, которую ничего не стоит пересечь. При этом и сам серийный убийца, кажется, может быть адекватным человеком, который не лишён эмпатии.

На этом дуализме фильм и построен, что подчёркивается также на визуальном уровне. Например, синий – цвет дома и счастья, зелёный – города, работы (читай депрессии) и маньяка. Оператором-постановщиком фильма был Данте Спинотти, который впоследствии снимет ещё 4 фильма Майкла и даже «Красного Дракона» версии 2002 года.

Спинотти рассказывает о визуальном языке фильма. Видео на английском.

Музыку в этот раз писали Майкл Рубини и группа The Reds, получилось в итоге не хуже, чем у Tangerine Dream – саундтрек «Охотника» нередко называют одним из главных достоинств фильма, атмосферу и тон фильма он задаёт и подчеркивает неплохо.

А что Ганнибал Лектор? Фильм не о нём, у него есть несколько сцен и всё, что даже, на мой взгляд лучше – пролог рэтнеровского «Дракона» был скорей фансервисом для фанатов Хопкинса, нежели действительно важной и нужной частью фильма. Здесь у Лектора совсем маленькая роль и он не пытается перетянуть на себя одеяло, а потому Брайану Коксу играть почти нечего, хотя с ролью он справился неплохо. Неплох и Том Нунен в роли серийного убийцы, зато Уильям Петерсен в роли Грэма очень хорош и смотрится даже выгодней, чем Нортон (удивительно).

В целом, «Охотник на людей» получился очень добротным криминальным триллером, которому просто не повезло появиться раньше «Молчания ягнят».

«Последний из могикан» (Last of the Mohicans, 1992)

Этот приключенческий эпик стал первой крупнобюджетной картиной Манна и одним из самых масштабных его фильмов. В фильм вложили 40 млн. долларов, привлекли больше 900 индейцев в качестве статистов, построили целый форт за 6 млн., сделали кучу костюмов, томагавков и прочих кремниевых ружей, и в итоге всех этих трудов получился один из самых зрелищных, если не самый, фильмов про XVIII век.

Манн признался, что его "Могиканин" гораздо ближе к киноадаптации 1936 года, чем к оригиналу Фенимора Купера. Его понять можно – перенос на экран описания каждого камня, лежащего на дороге, был бы малокинематографичным и просто бессмысленным. Майкл переделал роман и на идейном уровне, решая не ставить во главе угла борьбу хороших и плохих индейцев.

Что я хотел сделать, так это пойти другим путем и взять наше понимание этих культур [индейской, английской, французской] - и я думаю, что мы понимаем их лучше, чем Купер в 1826 году - и использовать нашу современную перспективу в качестве инструмента, чтобы создать более напряжённый [кино]опыт о действительно сложных людях, живших в сложное время.

Майкл Манн

Натаниэль По (как всегда отличный Дэниел Дэй-Льюис) – приёмный сын индейца племени могикан Чингачгука и соответственно сводный брат его сына Ункаса. Он живёт обычной, естественной жизнью, дружит как с колонистами, так и с индейцами, фронтир для него – родная стихия. И всё было бы хорошо, если бы не война между ненасытными англичанами и французами за контроль над Америкой.

В финальной режиссёрской версии Манн решил отказаться от программного монолога Чингачгука в конце фильма.

И эти две державы Старого Света противопоставлены Натаниэлю как такому собирательному образу «настоящего американца» – человека независимого и волевого. Взгляните на английских офицеров – напыщенные, обещания не сдерживают, говорят о чести и долге, а сами из ревности готовы лгать. И сравните их с Соколиным Глазом и его спутниками (читай американцами), которых вообще геополитика не интересует, зато они благородные и честные.

В «Могиканине» Манн снова разгулялся на детализации, много ночей было потрачено на съёмку осады форта, а один раз процесс настолько затянулся, что Майкл даже не заметил, как встало солнце и просил убрать «оранжевый свет» из кадра. На многие сцены тратили по 20 дублей, что заставляло представителей Fox торопить режиссёра. Количество искусственного света в кадре также старались свести к минимуму, получился, конечно, не «Выживший», но местные ночные сцены всё равно отлично передают какую-то приключенческую романтику.

Изначально Манн хотел, чтобы саундтрек был электронным, однако отказался от этой идеи, в итоге композитору Тревору Джонсу пришлось переделывать музыку, результат, впрочем вышел годный. Часть саундтрека писал Рэнди Эдельман, потому что Джонс не успевал закончить в срок. Однако знаменитую главную тему написал именно Джонс, взяв за основу шотландскую песню The Gael.

Кажется я знаю чем вдохновлялся Джастин Гурвиц сочиняя The Landing.

В итоге, "Последний из могикан" – это отличный приключенческий фильм, прекрасно поставленный и снятый, превосходно передающий атмосферу времени, с неглупым сценарием и отличными актёрскими работами.

«Схватка» (Heat, 1995)

Сцена в кафе - одна из самых знаменитых в истории кино. 

Вам нужно представлять этот фильм? Нет? Вот и я так думаю, давайте дальше. Но если серьёзно, то это вне всяких сомнений главный фильм в творчестве Манна, самый признанный, самый кассово успешный, с лучшими актёрскими работами. Это тот фильм, который наиболее полно характеризует Майкла и как режиссёра, и как сценариста – это уже не азбука творчества, а целая многотомная энциклопедия.

В центре сюжета два профи: грабитель банков Нил МакКоли (Роберт Де Ниро) и детектив Винсент Ханна (Аль Пачино), оба, конечно же, харизматичные, целеустремлённые и просто лучшие в своём деле (кто бы сомневался). Здесь получилась какая-то игра в кошки-мышки от главных героев «Вора» и «Охотника на людей».

Нил – это такой Фрэнк, который готов отстаивать своё место в жизни и который готов добиться счастья для себя чего бы это ни стоило. И это счастье совсем близко, его новая жизнь должна совсем скоро начаться, осталось только уладить последние дела и можно уйти на покой.

Винсент – это человек, который как Грэм, как никто понимает преступников, а потому ловит их с большой эффективностью. Он трудоголик и помешан на работе, а потому семейная жизнь даётся ему с трудом, зов долга отвлекает его от личной жизни слишком часто.

Перестрелка в центре города - одна из лучших в истории кино. 

На противостоянии этих во многом похожих людей и построен фильм, хотя это только часть почти трёхчасового криминального эпика, здесь же ещё банки грабят и стреляют. И здесь снова видно стремление Манна сделать всё как максимально правдоподобно: экшен-сцены, одно из главных украшений фильма, сняты и поставлены как нигде, перестрелки радуют масштабами, а такой оглушительный звук выстрелов вы услышите только в фильмах Манна и то не всегда.

В «Схватке» есть всё за что мы любим фильмы Манна: экшен, ограбления, сильные характеры, реализм, нео-нуар, почти живой город, масштаб. Если вы до сих пор не видели этого легендарного кино, то я вас совершенно не понимаю.

«Свой человек» (The Insider, 1999)

Дуэт Пачино - Кроу, конечно, не такой как Пачино - Де Ниро, но и тут всё вышло отлично. 

Фильм основан на реальных событиях – громком деле о том, что табачные компании намеренно добавляют в сигареты вредные вещества, чтобы усиливать эффект никотина и как следствие зависимость от курения.

Это кино о борьбе за правду, гласность, свободу слова, о коррумпированности и несовершенстве политической системы США. Джеффри Вайганда, вице-президента одной табачной компании, увольняют за честность. Однако, Джеффри сидеть сложа руки не намерен – он пытается заставить общество услышать его и принять меры, но добиться изменений в устоявшейся и прогнившей системе – сложно, сложно бороться одному против целой системы.

Особенно сложно, когда тебе угрожают, когда угрожают твоей семье, а жена под таким давлением жить с тобой не может. Здесь показано, чего может стоить борьба за правду и Манн по ходу фильма раз за разом задаёт вопрос – стоит ли она того?

В плане эстетики - это одна из самых совершенных работ режиссёра. 

В борьбе Вайганду помогает другой непримиримый борец за правду – продюсер на телевидении Лоуэлл Бергман. Он, выполняя не столько профессиональный долг, сколько долг гражданина готов идти против системы до конца чего бы это не стоило. То есть у нас снова во главе сюжета два манновских героя, довольно разных (Вайганд не такой дерзкий и решительный), но очень похожих в одном – они ставят интересы общества выше собственных, они борются за справедливость несмотря ни на что.

«Свой человек» – до сих пор крайне актуальная картина, особенно в России, по понятным причинам. Мало ворчать у себя дома о том, как всё вокруг плохо: без борьбы, без упорства, без готовности отстаивать правду, без решительных действий – никакого гражданского общества не будет и никакой справедливости не добьёшься.

«Али» (Ali, 2001)

Есть у Манна фильмы, которые вписываются в его стиль, в них узнаются черты героев его фильмов, они технически отличны, но что-то с ними не так и «Али» – пример подобных работ.

Сюжет описывает десять лет жизни между 1964-1974 самого известного боксёра в истории Мохаммеда Али. То есть, перед нами байопик и это уже проблема. Тот же «Свой человек» – не байопик, он концентрируется на одной теме и ставит во главе угла именно борьбу с системой, а весь фильм пропущен через эту призму.

В «Али» же показан довольно продолжительный отрезок времени, в котором пытаются ухватить всё то, чем Мохаммед занимался и это, на мой взгляд, кино только вредит. Потому что это художественное кино, не документалка, оно не должно и не может в полной мере осветить всё. Манну отчасти удалось преодолеть болезнь большинства байопиков, но совсем оправиться от неё так и не вышло.

Эта снова история о том, как человек сделал себя сам, трудился и развивался, боролся за своё счастье, шёл до конца. Но эту историю обрамляет столько всего, что тебе становится попросту скучно: здесь и пацифизм на фоне Вьетнама, борьба против системы, религия, отношения с отцом (проблема, которая оформилась, но тут же решилась), отношения с женщинами (аж целых 3 на фильм), дружба с тренерами и прочими телеведущими, проблемы Африки, борьба чёрных за права в США. Ну и бокс тоже есть, чуть не забыл.

Майкл Манн, Мохаммед Али, тренер боксёра Анджело Данди и Уилл Смит. 

При этом технически – это отличное кино: каждый поединок поставлен превосходно, потому что актёры боксируют по-настоящему, сами актёры, а особенно Уилл Смит выложились на полную (я бы ещё Джейми Фокса выделил), камера Любецки порхает как бабочка, Манн пробует в деле цифру. Но следить за историей бывает попросту неинтересно: нам правда нужно показать третью женщину в жизни Али, нам правда нужно настолько много внимания уделить религии, нам правда нужен был этот конфликт с отцом в начале фильма?

«Али» – неплохое кино, у него есть серьёзные проблемы, для Манна это не лучший фильм, но это явно не провал и далеко не самый ленивый и бесполезный байопик, в нём всё-таки есть что-то кроме пересказа Википедии.

«Соучастник» (Collateral, 2004)

Лос-анджелесский таксист Макс хочет лучшей жизни: быть решительным, успешным и творцом своей судьбы. Но он всего лишь неуверенный и зажатый таксист с туманными планами на будущее. Однажды ночью, один из его клиентов дал ему задание – повозить по городу, а за это Максу будет приличное вознаграждение. Пассажир окажется киллером.

Действие происходит в течение одной ночи, дуэт успеет объездить весь Лос-Анджелес от трущоб до офисных зданий, от джаз-баров до ночных клубов, город в этом фильме выходит чуть ли не на первый план. На фоне этого зловещего и жестокого города волков происходит психологическое противостояние маленького человека и самого сурового волка.

«Соучастник» не хочется лишний раз спойлерить потому что кино насыщенно событиями, оно динамично и напряжённо – Манн как всегда в этом плане на высоте. Противостояние киллера и таксиста – отлично прописано, Майкл, готовясь к съёмкам, написал целую предысторию для главных героев, чтобы актёрам было проще играть. Отыграно так вообще выше всяких похвал – Джейми Фокс получил целую номинацию, но главная звезда здесь Том Круз, который в кои то веки не играет Итана Ханта.

Начиная с «Соучастника» Манн начал использовать цифровые камеры как основные, эстетика его фильмов полностью сменилась к гиперреалистичной, что было заметно ещё в «Схватке» и в «Своём человеке», только на плёнке. Ещё одним существенным изменением в эстетике был переход на ручные камеры, что также играло на реализм и «документальность» происходящего. Поэтому же, изменился и экшен, он стал более жёстким, внезапным, менее продолжительным, зато более кровавым и натуралистичным.

Если действия фильма происходит ночью в Лос-Анджелесе, и я хочу видеть на расстоянии двух миль и получить этот горелый, коричневый цвет чего-то вроде морского дна, эти облака на высоте 1200 футов, вы знаете, что это должно быть снято на цифру.

Майкл Манн

«Соучастника» нередко считают последним однозначно хорошим фильмом Майкла, что понятно – фильм напряжённый, простой, но крайне эффективный, а атмосфера ночного горда в нём настолько густая, что тебя засасывает с головой и не отпускает до самых титров.

2004 год стал поворотным в карьере Манна, изменился визуальный стиль, а затем начались эксперименты с формой повествования, бюджеты начали превышать 100 млн. долларов. И тогда же пошла серия спорных картин.

«Полиция Майями. Отдел нравов» (Miami Vice, 2006)

Если вы думали, что «Али» является спорным фильмом, то киноадаптация знаменитого сериала 80-х (у которого Манн был шоураннером) – это неоднозначность в вакууме.

История крайне проста – двое детективов, Рикардо Таббс и Джеймс Крокетт, борются с наркокартелем для чего внедряются в него, чтобы разрушить изнутри.

Несмотря на простоту сюжета, у фильма довольно странный и недружелюбный к зрителю нарратив, почти лишенный экспозиции. История как будто вырвана из контекста, не имеет толкового начала и конца, герои часто предпочитают молчать и многозначительно смотреть вдаль от чего их трудно понять, что разительно отличается от предыдущих фильмов режиссёра, в которых герои любили раскрываться во всей красе в продолжительных монологах и диалогах (вспомните сцены в кафе из «Вора» и «Схватки»).

Настроение какое-то размеренное и меланхоличное, чувствуется какая-то усталость и экзистенциальная тоска, причём кажется, что она исходит от самого Манна. Это вообще похоже на экспериментальное кино: можно ли за 150 млн. долларов снять фильм об обычных полицейских, но при этом он будет поэтичным и размеренным. Здесь брутальный реализм и какая-то вселенская безысходность умудряется сочетаться с романтикой ночных городов.

Та же контрастность видна в главных героях: собранном и приземлённом Таббсе (Фокс) и в непредсказуемом и импульсивном Крокетте (Фаррелл). Последний – манновский романтик, мечтающий о счастье на пляже с красоткой, но режиссёр теперь слишком безжалостен и бескомпромиссен к своим героям.

Цифровая камера как нигде у Манна умудряется снимать прекрасно как в каком-то классическом, академическом смысле, так и грязный реализм со всеми этими трущобами и жёсткими, натуралистичными экшен-сценами.

Полнометражная «Полиция Майями» – самый недооценённый фильм Манна. Это явно не фильм, в котором сюжет ставится во главу угла, под него нужно особое настроение. Не стоит ждать от «Полиции» оригинального полицейского триллера, Манн и сам понимал, что из жанра уже давно всё выжато, но атмосфера и тон фильма – это то ради чего стоит попробовать это кино.

«Джонни Д» (Public Enemies, 2009)

Несмотря на бандитскую тематику, цифровой и ручной экшен, истории о грабителях банков – это скорее «Али», чем «Схватка» или «Полиция Майями». Манн снова решился снимать кино, основанное на реальных событиях, взявшись за жизнь самого известного грабителя 30-х и первого «врага общества» Джона Диллинджера (Депп).

Несмотря на то, что в фильме показан самый насыщенный период жизни Диллинджера, ему не хватает какой-то цельности и динамики, которой не хватало и фильму про боксёра. За почти два с половиной часа режиссёр пытается уместить и атмосферу времени, и становление ФБР, и показать во всех подробностях похождения знаменитого преступника.

Он [Диллинджер] был уникальным парнем, очень умным и харизматичным. По популярности в 1930-е годы уступал лишь президенту Рузвельту. За свою короткую, но насыщенную жизнь прожил 3 или 4 обычные человеческие жизни. Он вытворял вещи, в которые сейчас невозможно поверить. Планировал и совершал ограбление банка, потом, раненый, бежал через всю страну, а через неделю, едва оправившись, снова шел на дело.

Майкл Манн

Джон напоминает манновского героя, но не в полной мере им является – его не слишком волнует будущее, ему важней здесь и сейчас, грабёж – не слишком весело, в отличии от планирования, деньги – не суть, главное создать себе образ. То есть здесь не какой-то трудяга-профи, творящий судьбу своими руками, а скорее прожигатель жизни, пытающийся получить от процесса кайф.

Но больше всего кайфа получает главный ненавистник цыган. 

Со свойственной себе дотошностью режиссёр снимал кино в местах боевой славы Диллинджера: сцена побега снята в той самой тюрьме, из которой сбежал Джон, перестрелка в «Маленькой Богемии» происходит в той самой «Маленькой Богемии» и так далeе. Манн и Депп даже пытались определить то, как «враг общества» разговаривал, что по понятным причинам весьма трудно сделать.

Однако, здесь целая толпа героев, большая часть которых реальные люди, но все кроме героя Деппа недоработаны и недописаны. Фильму гораздо лучше подошёл бы формат сериала, потому что событий и лиц здесь просто тьма, но даже в таком виде это годное кино – атмосфера эпохи передана превосходно, Депп не играет Джека Воробья (аллилуйя), экшен как всегда на высоте. И фильм всё же сделал главное: он показал двух разных Джонов Диллинджеров – того, каким его видели окружающие и обычным человеком.

Диллинджер не был Робин Гудом, он не воровал у богатых, чтобы отдать бедным. Он все клал себе в карман. Он умел манипулировать средствами массовой информации, умел создать нужный имидж. Но кому попало это не удается, для этого нужно быть очень обаятельным человеком!

Майкл Манн

«Кибер» (Blackhat, 2015)

К сожалению, последний на данный момент фильм в карьере Манна, на мой взгляд, является самым неоднозначным в его карьере. Даже в отношении «Крепости» и «Полиции» было проще делать выводы, чем после просмотра «Кибера». Фильм получил средние оценки как от критиков, так и от зрителей, при этом оглушительно провалился в прокате.

Главная цель критиков фильма – выбор Криса Хемсворта на главную роль хакера Ника Хэтуэя. То есть вместо бледного, тощего и небритого чувака с плохим зрением у нас Тор, что странно. Вторая цель – съёмка ручными камерами. Третья – сценарий. Четвёртая – непосредственно хакинг и компьютеры. Давайте разбираться по порядку.

Китаю и США приходится начать совместное расследование, чтобы поймать загадочного хакера, устроившего взрыв на АЭС в Китае и нажившегося на фондовой бирже. Для этого, на помощь следствию, привлекают гениального хакера Ника Хэтуэя, отбывающего срок в тюрьме за киберпреступления.

И вот мы подошли к главной претензии – Тор в главной роли. Многие зрители упустили существенную вещь – Ник типичный манновский герой в том плане, что он делает себя сам, а потому усердно вкалывает, в том числе и в физическое развитие. Нам даже показывают, что он в тюрьме не просто сидит без дела, а тренируется, так что вполне понятно, что и до срока он не бездельничал. Другое дело, что боевые навыки у него какие-то слишком имбовые и появляются, действительно, из ниоткуда. Вот за это критиковать стоит.

Вторая претензия мне понятна, но многие люди почему-то не отличают трясущуюся камеру от ручной. Сравните ручные камеры Манна и «Идентификации Борна» с какими-нибудь «Голодными играми» – вот там реально трясучка и ничего не видно. У Манна, к тому же, экшен сделан отлично – снова радует оглушительный звук, рукопашный бой поставлен неплохо и в целом экшен динамичен и встряхивает во время просмотра. Это единственная однозначно удачная часть фильма.

Зато со сценарием действительно есть проблемы. Во-первых, это главный герой, который напоминает какого-то Джейсона Борна. Во-вторых, это главный злодей, который абсолютно скучен и не прописан вообще никак, а потому тебе в финале совершенно всё равно. В-третьих, здесь в принципе герои не прописаны почти никак. В-четвёртых, многие диалоги сводятся к тому, что персонажи описывают тебе то, что происходит на экране, что, мягко скажем, не слишком кинематографично. И в-пятых, проблема уязвимости и незащищённости в цифровом мире, которую пытались в фильме обсудить потерялась где-то в погонях, перестрелках, драках и шпионских играх.

О хакинге и его достоверности я судить не берусь (одним из тех. консультантов был Кевин Поулсен), главная здесь проблема – это абсолютно нелепые анимационные вставки всяких компьютерных процессов, которые напоминают какого-то Дэвида Финчера на минималках. Здесь это мало того, что выглядит смехотворно, так ещё совершенно не вяжется со стилем Манна, приземлённым и реалистичным. Скорее всего это было сделано, чтобы показать компьютеры хоть сколько-нибудь кинематографичными, но вышло откровенно плохо.

Из начала фильма, 1:57.

В целом, «Кибер» скорее проходной, чем плохой. Он не скучный, несмотря на попытки усыпить зрителя описаниями текста на экране, экшен и съёмка как всегда внушают, но вот сценарий и всё остальное – мимо.

Майкл Манн – один из самых влиятельных и лучших кинематографистов современного Голливуда. Его фильмы на протяжении лет всегда сохраняли самобытность и неповторимый авторский почерк, многие из них вошли в золотой фонд мирового кино.

Конечно, не каждый его фильм был «Схваткой», однако каждый не оставлял после себя чувства пустоты, чувства, что ты зря потратил время. Были как взлёты, так и падения, как фильмы, наиболее полно вобравшие в себя узнаваемые черты стиля, так и эксперименты с формой.

Какой проект для Манна станет следующим – неясно, несколько лет назад упорно шла подготовка к съёмкам биографического фильма об Энцо Феррари, но после ухода из проекта Кристиана Бэйла, новости о фильме куда-то пропали. В 2017 были новости, что Манн снимет сериал о войне во Вьетнаме для канала FX по книге Марка Боудена («Чёрный ястреб»), но и этот проект пропал с радаров. В том же 2017 были новости о том, что Майкл готовил фильм о Синтии Паркер, женщине, прожившей большую часть жизни с индейцами команчи, и которая не смогла приспособиться к цивилизованной жизни.

Как бы то ни было, пожелаем Манну дальнейших творческих успехов и долгих лет жизни, кинематограф терять таких режиссёров пока не готов.

#long

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Иван Вахрушев", "author_type": "self", "tags": ["long"], "comments": 36, "likes": 61, "favorites": 86, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 38635, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 05 Feb 2019 15:27:27 +0300" }
{ "id": 38635, "author_id": 94089, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38635\/get","add":"\/comments\/38635\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38635"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

36 комментариев 36 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
10

Схватка - великое кино. Можно долго описывать почему, но за меня это сделали уже кучу раз и куда лучше, чем если рассказал бы я. Отличное лекарство от современных SJW фильмов, где харизматичные белые мужчины вымерли как класс.

P.S. концовка вышла очень эмоциональна и заставляет всплакнуть, во много благодаря моби.
Told you I'm never going back.

Ответить
2

в моем топе фильмов, наравне с Goodfellas

Ответить
0

Этим фильмом вдохновлялся даже "гений" Нолан, заимствовавший кучу ходов и идей в своем Темном рыцаре, пересматриваю частенько.

Ответить
10

Помню как смотрел Схватку, после сцены с перестрелкой в центре города обнаружил себя сидящим на самом краю кресла.

Ответить
3

Не стал бы называть его великим. В новом веке точно ничего хорошего не снял и можно даже сказать, что слил карьеру.

Ответить
3

Хотя бы Соучастник?

Ответить
0

Ну по мне это просто хороший фильм. Смотрел все фильмы с Крузом, и этот далеко не самый выдающийся.

Ответить
12

ничего хорошего не снял

просто хороший фильм

Excuse me wtf

Ответить
0

Ну да-да, я имел ввиду: не снял ничего выдающегося. "Соучастник" просто неплохое кино.

Ответить
3

А это уже спорно. Как и то, что других годных фильмов в этом веке у него не было.

Ответить
1

Ээ что? Да за одну схватку его можно назвать великим.

Ответить
4

Спасибо за статью, сильно люблю Манна, действительно сильный автор со своим подходом и стилем. В его фильмах, помимо главных героев, всегда есть ещё один персонаж - это город, Манн здорово показывает современный урбанизм.

Отдельно отмечу "Охотника на людей" - шикарный фильм, как правильно подмечено - фильм про самого Грэма, а не про маньяка. Атмосферно, мрачно - саундтрек просто обожаю, такой ретровейв (с той поправкой, что тогда это было совсем не ретро). Переслушиваю очень часто.

Первый Kane and Lynch, кстати, это фактически игра "по Манну". История про Город и людей в нем.

Ответить
3

Один из лучших режиссеров. А в плане красоты кадра и визуализации ему наверное равных нет. Всегда кажется, что Вильнев пытается в Манна. Иногда получается, иногда не очень.

Кстати уши нынешних перестрелок по типу того же Джона Уика торчат как раз из Соучастника Манна.

Ответить
0

Только "Схватка" годный фильм.
Умудрился снять "Последний из могикан" так - что фильм мало кто помнит в 21 веке.

Ответить
1

мало кто помнит в 21 веке

А это показатель? В 2017 вышел ремастер в 4К, на imdb и КП высокие оценки, у критиков тоже.

Ответить
–2

Конечно показатель. Проверка временем и многократная смотрибельность - главные показатели ценности фильма. Практически все фильмы Манна эти проверки не проходят, даже Схватку максимум пересматривают чисто ради одной перестрелки и дуэта актеров. Переоцененный режиссер.

Ответить
1

Это нихера не показатель, извините за выражение. Есть огромное количество фильмов о которых знает мало народу, но это не делает их хуже.

Ответить
0

Я про такое и не говорил.

Ответить
2

Схватку максимум пересматривают чисто ради одной перестрелки и дуэта актеров.

123 лучший фильм в истории на imdb. 183 на КП. Ну предположим, угу. И учитывая комментарии под постом, угу.

мало кто помнит

Это нихера не показатель

Я про такое и не говорил.

Excuse me wtf

Ответить
1

Чуть отредактировать статью и будет сок. Спасибо :)

По поводу самого Манна: он, конечно, спорный чувак, но со своим стилем и вайбом.
"Схватка" - вообще гениальное кино.
"Полиция Майами" для меня - это аномалия. Я смотрел фильм один раз, много лет назад. Напрочь не помню, о чем сюжет. Но атмосфера и некоторые кадры так и не вылетели из головы. А это о чем-то да говорит.
"Соучастник" - очень уж классная идея. Помню, как мурашки побежали по коже, когда на какой-то кассете спалил трейлер.

Ответить
0

А что стоит отредачить?

Ответить
2

Ну например:
1. "Майкл влюбился в кино, когда учился в университете, он посмотрел «Доктора Стрейнджлава» Кубрика и увидел в нём «откровение»: фильм был хорош и как авторское высказывание, и как фильм для широкой аудитории." вот такие конструкции лучше разбивать на несколько предложений.
2. "Верманн докладывает начальству о том, что доблестных солдат Рейха что-то убивает, чтобы разобраться в ситуации высылают подразделение СС, но в конце концов, немцам приходится привлечь еврейского учёного, который занимался изучением крепости". - вот такие тем более. Здесь три предложения, которые спрессованы в одно.
3. Лично мне не хватило какой-то сквозной линии. То есть ты отмечаешь, что Манн "испортился" с годами и под конец его карьеры все не так однозначно, но мне не хватает какого-то личного измерения. Попытки копнуть глубже в личность режиссера. Мне кажется, это многое бы объяснило. И, кстати, сделало бы вступление не таким внезапным :) У тебя оно немного с места в карьер.

Но в любом случае спасибо. Люблю большие статьи о кино)

Ответить

Комментарий удален

0

Подправил, спасибо.

Ответить
1

Смотрел только Соучастника. Один из лучших боевиков.
Джон Уик просто лох на фоне персонажа Винсента.
Все никак не доберусь до схватки.

Ответить
1

Схватка один из лучших драматических боевиков за всю историю кино. Диалоги, атмосфера, актерский состав, сцены перестрелок, а какой финал с эпическим саундтреком.
Некоторые до сих пор пытаются снять нечто подобное (прим. "Охота на воров"), но мало у кого получается.

Ответить
0

Всегда пугают такие заголовки, потому что современные медиа приучили к тому, что о творчестве великих вспоминают после смерти

Ответить
0

Ну сорян.

Ответить
0

Так акцентируя якобы «реализм» Манна, но у него есть одна общая черта с большинством голливудских фильмов про ограбления: это нереальные умные преступники-интеллектуалы, разрабатывающие очень сложные планы ограбления банков. В реальности это не так, умных грабителей не бывет, основная масса грабителей - это этнические отбросы, совершающие тупые и примитивные грабежи с насилием. А перестрелка из штурмовых винтовок на улице - это нечто из области фантастики, в реальности была только один раз, гуглите по запросу «перестрелка в Северном Голливуде». Перестрелка в Северном Голливуде была настолько экстраординарным событием, что по нему сняли художественный фильм, написали несколько книг и Нэшнл Джиографик снял документалку (рекомендую к просмотру именно документалку), плюс уцелевшие полицеские машины и оружие преступников выставлены в музее Лос-Анджелеса, посвященным именно этой перестрелке. Что интересно, это произошло в 1997 году, то есть после выхода фильма «схватка». И устроили это дело два недалёких спортсмена на седативных препаратах, а не какие-то мифические интеллектуалы-ограбители в костюмах.

Ответить
0

Охотник на людей намного ближе к книге, чем Красный дракон. Я ее год назад прочитал, в разы ближе.

Но все равно, Хопкинс лучше...как Хопкинс может быть хуже? :)))

P.S. Схватка потрясающий фильм.

Ответить
0

Я даже не сравнивал исполнение актёров. Просто как фильм, кмк, Охотник получше Дракона будет.
Книги не читал.

Ответить
–5

Из его фильмографии смотрел только «Схватку», остался жутко разочарованным. Очень нагруженный фильм, делает акценты не там, где надо, и он попросту скучный, не оправдывает свой хронометраж (длинные фильмы люблю, Лоуренса Аравийского, Однажды в Америке и прочие эпики обожаю).

Первая и главная проблема фильма — шаблонные, плоские персонажи, будто бы составленные из стереотипов, особенно бесили второстепенные персонажи, которым уделяли чересчур много времени — жена Аль Пачино, жена Вэла Килмера, падчерица Аль Пачино, девушка Де Ниро и так далее. Преступники оказываются на поверку не такими интересными, а полицейские не интересны от слова совсем.

Вторая проблема — много-много диалогов, мало действия. Я не за то, чтобы каждую минуту в фильме стреляли, но в фильме под названием Схватка на удивление мало напряжённых сцен, а те, которые претендуют на напряжённость, поставлены не так хорошо, как могли бы — ограбление в доках, например. Да, сцена перестрелки в городе хороша, но весь фильм она не покрывает. Концовка совершенно не впечатлила.

Третья проблема — драма не вытягивает, потому что персонажам не сопереживаешь. Даже великолепные Пачино и Де Ниро свои роли не отыгрывают на полную, хотя это один из самых амбициозных кроссоверов в истории, ждал многого от их встречи, а по итогу Пачино орёт весь фильм, будто он вновь играет Тони Монтану, а Де Ниро играет типичного Де Ниро-бандита. Твист с Натали Портман, которая совершила попытку суицида, вообще насмешил — про неё Манн вспомнил только под конец, и я даже успел забыть об ее существовании.

И так во всём. Если это лучший фильм Манна, то боюсь представить, каковы же его худшие работы.

Ответить
4

Категорически не согласен. Фильм не только про ограбления, основный конфликт внутри персонажей, который и делает их интересными - это их отношение к работе и близким, то как они разделяют эти две стороны жизни.
Пачино отделить работу от жизни не может и самое главное не хочет, без работы детективом он никто и сам это осознаёт. Он даже говорит жене: All I am is who I’m going after.
С другой же стороны есть Де Ниро, который грабит не потому что больше ничего не умеет, а потому что хочет на старости лет жить припеваючи. Он готов измениться и начать жизнь заново, никого потом не грабя и не убивая.
Семейный уровень нужен был для раскрытия героев, потому что именно через него мы определяли, что движет героями, он лучше же их раскрывал.

Ответить
0

По-моему ты немного не прав. Персонаж Дениро делает что делает, потому что у него это отлично получается, как и Пачино.

I do what I do best, I take scores. You do what you do best, try to stop guys like me.

Ответить
0

Ну вот хз, зачем он тогда так хочет в Новую Зеландию уехать, совсем уйти с "работы" после ограбления банка, улететь с девушкой? То есть понятно, что Де Ниро крут в своём деле, но он работает не ДЛЯ себя как Пачино, а НА себя.

Ответить
0

Да это манямечта как по мне) Влюбился в бабу или думает что влюбился вот и прорвало, попытка сбежать от самого себя.

Ответить
0

Так они же все хотели разбежаться после ограбления, грабители в смысле.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В Steam появилась функция продажи
подержанных цифровых копий игр
Подписаться на push-уведомления