Живопись в фильмах Дэвида Линча

Дэвид Линч один из главных визуализаторов подсознательных страхов, проповедующий торжество иррационализма, алогизма и силу образов. Большинство его картин обладает определённым набором личных штампов: уютных американских кафешек, красных занавесок, музыкальных номеров, абсолютного зла, воплощенного в человеческой форме, и прочих дам с поленом. Но ничего не берётся из ниоткуда в век постмодернизма. Чтобы понять, чем вдохновлялся Линч обратимся к его биографии.

Живопись в фильмах Дэвида Линча

Режиссёр обучался в Пенсильванской академии искусств, где особое внимание уделял скульптуре, фотографии и живописи. В число его любимых художников входят Оскар Кокошка, Эдвард Хоппер, Рене Магритт и Фрэнсис Бэкон. Здесь же, Линч снял свой первый анимационный короткометражный фильм «Шестеро болеют». Однажды Дэвид работал над полотном и ветер шелохнул холст. Тогда он решил, что ожившая картина неплохая идея.

«Six figures getting sick»(1967)
«Six figures getting sick»(1967)

Фундаментом для творчества режиссера стала живопись, даже его первый фильм — по сути, анимированная картина. Здесь и кроется источник вдохновения, а в частности, в экспрессионизме, реализме и сюрреализме.

Экспрессионизм

Экспрессионизм — это жанр, в котором реализм уступает место внутреннему ощущению автора, его эмоциональному состоянию. Художественное течение развивалось в начале ХХ века, и его можно трактовать как проекцию ужаса цивилизации, Первой мировой войны и революционных движений. Основные мотивы экспрессионизма — разочарование, страх, боль. Работа Эдварда Мунка «Крик», незаслуженно, стала мемом.

Живопись в фильмах Дэвида Линча

Фрэнсис Бэкон — английский художник-экспрессионист. Его излюбленная тематика искаженные, вытянутые тела заключенные в геометрические фигуры. Части триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» встречаются аж в двух работах Линча.

Слева: «Голова-Ластик»(1970); Справа: «Три этюда к фигурам у подножия распятия»(1944).
Слева: «Голова-Ластик»(1970); Справа: «Три этюда к фигурам у подножия распятия»(1944).

Искусствоведы трактуют работу Бэкона по разному. Часть склоняется к библейскому подтексту, ведь название намекает, часть склоняется к греческой мифологии и называет существ с картины — эриниями. У Линча, по одной из версий, эта фигура символизирует страх перед отцовством.

Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Три этюда к фигурам у подножия распятия»(1944).
Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Три этюда к фигурам у подножия распятия»(1944).

Вторая часть триптиха отразилась в третьем сезоне «Твин Пикс», через жителя Красного Вигвама «Эволюция Руки».

Portrait of Agent Cooper

Другие работы Бэкона также не обошли стороной мир Твин Пикс. Картины «Две фигуры у окна» и «Портрет человека» воплотились третьем сезоне. Характерная геометрическая фигура Бэйкона у Линча стала точкой перехода между материальным и не материальным миром. Этот факт открывает широкое пространство, для спекуляций на тему того, как сам Дэвид воспринимал картины художника.

Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Две фигуры у окна».
Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Две фигуры у окна».
Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Портрет человека».
Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Портрет человека».

Безымянный триптих Бэйкона, выставленный в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, вдохновил режиссера на знаменитую сцену танца Человека из Другого Места.

Слева: «Твин Пикс»(1990); Справа: «Три этюда».
Слева: «Твин Пикс»(1990); Справа: «Три этюда».

Интерьеры в картине «Сидящая фигура» мало чем отличаются, от Красный Комнаты, те же занавески, диван и кресло слева.

Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Сидящая Фигура».
Слева: «Твин Пикс: Возвращение»(2017); Справа: «Сидящая Фигура».

Реализм

Реализм показывает реальность объективно, но в этом тоже бывает магия. Эдварда Хоппер, в своих работах, воспевает эстетику американской реальности сороковых годов и использует для этого мягкое теплое освещение. Дэвид Линч в Твин Пикс также делает оммаж уютным американским кафе, в которых всегда подают чертовски хороший кофе с вишнёвым пирогом.

«Твин Пикс»(1990)
«Твин Пикс»(1990)
«Полуночники»(1942).
«Полуночники»(1942).

Тематика кофе также присутствует в работах Хоппера:

DAMN FINE COFFEE!
DAMN FINE COFFEE!

Сюрреализм

Линч часто использует чёрный цвет для создания тревожной атмосферы. Вспомнить те же «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», в которых автомобиль несётся по трассе в кромешной тьме, а фары не светят дальше двух метров. В Синем Бархате такой сцены нет, зато открывающая сцена демонстрирует пародоксально пугающую грядку с цветами:

«Blue Velvet» (1980).
«Blue Velvet» (1980).

Похожий эффект производит работа сюрреалиста Рене Магритта «Империя Света», в которой голубое небо сочетается с подозрительно тёмным домом. Сочетание пародоксальных форм — отличительная черта сюрреализма.

«Empire of light» (1954).
«Empire of light» (1954).

Когда-то ветер шелохнул картину юного художника и пробудил в нём режиссёра. Фильмы Дэвида Линча до сих пор представляют собой ожившие полотна, на стыке уютного реализма, пугающих экспрессионизма и сюрреализма. Их не всегда нужно как-то трактовать, достаточно почувствовать.

Кинематограф сродни музыке, он может быть совершенно абстрактным. Однако если зритель силится объяснить его, выстраивая логические цепочки из слов, у него это едва ли получится, и все, что он почувствует, это разочарование. Лучше просто прислушаться к тому, что происходит внутри вас, и объяснение родится само... На самом деле мы понимаем гораздо больше, чем нам кажется.

Дэвид Линч
5959
13 комментариев

Комментарий недоступен

5
Ответить

Когда я посмотрел Голову-ластик, то понял, что фильм с фактически отсутствующим сюжетом может быть в 10 раз сильнее чем таковые с ним. Фильмы Линча - это и есть картины, только динамичные вместо статики.

3
Ответить

Линч - гений, жаль, что полнометражек давно не делал.

2
Ответить

Жаль, что короткометражек давно не делал, как Dumbland.

1
Ответить

Ты совершил семь ошибок в фамилии Кодзима.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить