Что Star Trek: Discovery мог бы позаимствовать у «Орвилла» Сета Макфарлейна

Одни идеи, разный подход.

Сет Макфарлейн, автор «Гриффинов» — пожалуй, одно из важнейших открытий в телефантастике последних лет. Кто бы мог подумать, что «Орвилл», изначально выглядевший как пародия на Star Trek, окажется вполне серьёзной и умной космической оперой? А человек, который пел на «Оскаре» про сиськи знаменитостей, вдруг будет писать сценарии в лучших традициях «Стартрека» 80-х?

«Орвилл» запустили практически одновременно со Star Trek: Discovery. «Дискавери» сразу попал в производственный ад: в результате сначала ушёл его создатель — Брайан Фуллер («Ганнибал»), а после первого сезона и ещё несколько ключевых сценаристов. У «Орвилла», меж тем, всё хорошо — большую часть сюжетов пишет сам Макфарлейн (он же играет капитана корабля), а постановкой занимается в том числе Бреннон Брага, приложивший руку к сериалам во вселенной Star Trek 80-х.

Внимание: в тексте есть спойлеры к некоторым сериям «Орвилла».

Star Trek: Discovery
Star Trek: Discovery

Вторые сезоны обоих шоу также запустились практически одновременно. И если у Discovery есть явные проблемы со сценариями (герои вслух проговаривают свои действия, повествование рваное, интересных концепций пока нет), то у «Орвилла» всё по-прежнему великолепно, если не считать акцент, чуть сместившийся на вопросы отношений и семейных ценностей. Это глубоко концептуальный фантастический сериал с действительно живыми героями, сложной моралью и духом исследования.

Пока что рано судить о втором сезоне Discovery, но сравнивать эти два шоу можно и даже нужно. «Стартреку» есть чему поучиться у шоу Макфарлейна.

«Орвилл»
«Орвилл»

Дух исследования

Ситуация с Discovery постепенно начала выправляться — второй сезон посвящён таинственным сигналам неизвестного происхождения, которые разом появились в разных точках галактики. Судя по всему, с этими сигналами связан Красный ангел, которого время от времени видят разные люди. Очевидно, речь идёт о некой сущности, что в развитии далеко ушла от других рас Млечного пути.

Кадр из опенинга второго сезона Star Trek: Discovery
Кадр из опенинга второго сезона Star Trek: Discovery

Однако интересных концепций от этого не появилось — из трёх эпизодов только второй может хоть в чём-то сравниться в этом плане с «Орвиллом» и старым Star Trek. Общество людей, странным образом оказавшееся вдали от Земли, построенное на смешении разных верований — разве это интересно? К тому же, концепция никак не раскрывается, и на их верованиях акцент не ставится. Серия больше похожа на «Звёздные врата», чем на Star Trek. В плане концептуальности Discovery проигрывает даже анимационному сериалу 70-х.

А вот как с темой религиозного общества обращается Макфарлейн. В пятом эпизоде второго сезона команда попала на обычную, казалось бы, цивилизованную планету, которая доросла до первого контакта. Вот только выяснилось, что их социальный строй основан на гороскопах — все, кто родился в определённое время, считаются социально опасными и отправляются в лагеря. Более того, сами люди в лагерях считают себя опасными для общества. Всё дело в том, что три тысячелетия назад одна из звёзд исчезла, что потрясло население планеты и создало такое странное верование, пустив под откос всю цивилизацию.

«Орвилл»
«Орвилл»

В последнем эпизоде первого сезона речь идёт о планете, которая существует сразу в двух пространствах: каждый раз, когда она появляется у нас, на планете проходит семьсот лет. Старпом Келли спасает маленькую девочку в эпоху бронзового века, а во время следующего визита, спустя 700 лет, выясняется, что всю общество планеты поклоняется божеству Келли и казнит неверных. В следующий раз «Орвилл» наблюдает примерно наше время — планету раздирают священные войны. И лишь ещё спустя 700 лет общество планеты начинает слушать разум и уважать жизнь.

Да, во втором сезоне концепций пока мало, и Макфарлейн в большей степени уделяет внимание своим героям и отношениями между ними, но всё равно — «Орвилл» хотя бы занимается исследованием космоса, в отличие от «Дискавери».

Star Trek: Discovery
Star Trek: Discovery

В первом сезоне Discovery сюжет был последовательным и связным, но во втором авторы, судя по всему, решили подбрасывать экипажу свой «кризис» в каждой серии. По идее это должно развязать руки, но пока никаких креативных концепций и связанного с ними духа исследований не наблюдается.

Да, на стороне Discovery — мощнейший лор и дорогой продакшен (первый эпизод по зрелищности не уступает фильмам Абрамса), зато у «Орвилла» — чистый креатив, ничем не ограниченный полёт творческой мысли.

Персонажи и их истории

Discovery за всё время успел рассказать истории лишь нескольких персонажей. Во втором, вместо того, чтобы, например, уделить внимание устройству общества келпианцев, которое очень интригует, авторы вводят Спока и закручивают сюжет вокруг него. То же касается и многих других членов экипажа — им просто не уделяется экранное время. Как зовут пилота «Дискавери», к примеру, я даже и не помню.

В первой серии второго сезона  Star Trek: Discovery появился новый член экипажа — гениальный инженер. Но потом про неё забыли
В первой серии второго сезона Star Trek: Discovery появился новый член экипажа — гениальный инженер. Но потом про неё забыли

Шоураннеры Discovery так сильно торопятся показать масштабные события, что попросту забывают о важнейших мелочах. Всё равно что в каком-нибудь Mass Effect не было бы личных квестов членов команды «Нормандии».

В то же время, во втором сезоне «Орвилла» Макфарлейн делает всё наоборот — ставит мощный акцент на членах экипажа звездолёта и, пожалуй, перебарщивает с личными историями. Хоть идея любви между машиной и человеком и интересна, но не так сильно, как неизученные ранее планеты.

Однако с героями «Орвилла» зритель знаком гораздо лучше, и сопереживать им получается сильнее. Если на «Дискавери» вдруг заменят половину мостика, то будет не так уж и страшно — мы о них всё равно почти ничего не знаем. А вот когда «Орвилл» решила покинуть офицер службы безопасности Алара — было очень больно.

«Орвилл»
«Орвилл»

Ей и раньше уделяли много внимания, а перед уходом и вовсе показали её семью, с которой она оказалась в конфликте, и устроили остросюжетный триллер напоследок.

Во всех сериалах Star Trek всегда были «спокойные» серии, которые лучше раскрывали личности членов экипажа. Было бы неплохо, если бы и во втором сезоне Discovery такие были — хотя бы одна.

Смелость и сложная мораль

«Орвилл» — в том числе сатира, а произведения этого жанра обязаны быть смелыми и поднимать сложные проблемы. Однако Сет Макфарлейн никого не высмеивает, лишь изредка поддевает. Из-за этого сериал больше напоминает «Чёрное зеркало», чем тех же «Гриффинов».

В основном же он ставит серьёзные проблемы и решает их нестандартно. Один из членов экипажа звездолёта, лейтенант Бортус, принадлежит к расе, которая спаривается только в однополых отношениях. При этом, мужчины рожают мужчин. Если вдруг родилась девочка (что признаётся аномалией), то ей насильно меняют пол.

«Орвилл»
«Орвилл»

Очевидно, это плохо — решать за ребёнка, какого пола ему быть. Бортус не одобряет операцию, как и другие члены экипажа, но затем всё-таки сдаётся — таковы традиции, да и своего партнёра он любит. И никакого чудесного спасения, никакого «бога из машины» — ребёнку действительно меняют пол.

Во втором сезоне история продолжается: Бортус всё-таки сломлен, постепенно он начинает ненавидеть своего партнёра и проводит время в компании голограмм. Макфарлейн игриво называет это «зависимостью от порно», но на деле ситуация кажется гораздо глубже. И в итоге семейные отношения преобладают над насильственной сменой пола ребёнка. Мораль этого сюжета настолько сложная, что я до сих пор не могу понять, как отношусь к этой ситуации. Что плохо, что нет? Что важнее?

«Орвилл»
«Орвилл»

Мораль в «Орвилле» часто бывает размыта. Если экипаж спасает жителей колонии, планета которых вот-вот развалится, то спасти удаётся лишь часть. Обман здесь в порядке вещей, и порой он во благо. И всё это проходит на фоне вялотекущей войны с глубоко религиозной расой криллов, злодейство которых также ставится под сомнение.

«Орвилл» уничтожает огромный экипаж корабля противника ради спасения мирной колонии людей, оставляя в живых лишь детей. Вроде бы хэппи-энд? Но нет — ведь дети остались без родителей, они вырастут озлобленными на человечество, что лишь усугубит конфликт.

«Орвилл»
«Орвилл»

На фоне всего этого (а ведь «Орвилл» — ещё и комедия) мораль Star Trek: Discovery пока выглядит наивной и детской. Клингоны там — сплошь злодеи, за лишь одним исключением. Авторы даже не пытаются показать ситуацию с другой точки зрения.

Сериал после первого сезона кардинально поменял тональность, так что экипаж «Дискавери» теперь — исключительные добряки, этакие герои, у которых всё всегда получается. Мир строго делится на добро и зло, а поведение персонажей — на героизм и трусость. Полумер пока не заметно, как почти не было их и в первом сезоне, а сюжеты с точки зрения вопросов морали максимально безопасны.

Разумеется, пока рано судить о вторых сезонах Star Trek: Discovery и «Орвилла»: у первого вышло три эпизода, у второго — шесть. Однако их можно и нужно сталкивать друг с другом и смотреть параллельно. Они оба представляют интерес, но к одним и тем же вопросам подходят по-разному — и пока, к сожалению, «Орвилл» выглядит гораздо умнее, чем новый сериал легендарного Star Trek.

11 показ
11K11K открытий
100 комментариев

Пост от Олега про Орвилл? Йей.

У меня к сериалу (Дискавери не смотрю) сейчас такие претензии.

1) ВЕРНИТЕ АЛАРУ!
2) Половина серий в сезоне годные (про Алару, отпуск, дни рождения), а вот вторая половина... Ну-у-у, могло быть лучше. Последняя серия и вовсе, имхо, ужасная. Это где про свидания.
3) Было бы неплохо вернуть Алару.
4) Окей, Бортус и его раса - однополые. Но хз, вторая серия, про порно - некоторые моменты в сериале было попросту неприятно смотреть. Я думаю, если бы это упустили, то серия бы ничего не потеряла.
5) Алара, вернись, мы скучаем. :'(

Ответить

1. Согласен, её не хватает. Но это вопрос к актрисе. Как я понял, она неожиданно стала популярна и не справлялась по времени со всеми съёмками. То есть решение о её замене вынужденное (а не идея сценаристов).
2. Да ладно, про свидания занятно обыграли же тот факт что люди - биороботы и показали взгляд на любовь с чисто машиной стороны. Глубоко, то есть. И не о роботах же оно на самом деле.
3. Согласен. Она была прекрасна.
4. Да ладно. Где ещё вы видели чтобы корабль ломался от порновирусов? Это же уморительно!
5. Скучаем, когда-нибудь ещё заглянет, я думаю. Сезоне в 3-4.

Ответить

Ненависть к новому и восхваление старого - как новый вид аутизма.
Совсем не понимаю нытьё про то, какой Дискавери не очень. Это современный сериал, у которого новый подход к франшизе. Примите это и начинайте получать удовольствие от просмотра(если сможите).
Людей ещё можно было бы понять, будь сериал действительно плохим, но ведь таковым он не является.

Ответить

Странный взгляд. В статье же прямым текстом сказано что тот же новый Орвилл очень даже хорош. И обоснованно, почему Дискавери не очень. И это проистекает вовсе не из того, что он "новый".

Ответить

Уже неоднократно писали, что Орвилл это гораздо больше Стар Трек, нежели сам Стар Трек. Дискавери может быть хорошим сериалом про космос (на самом деле нет), но это не Стар Трек ни разу.

Ответить

Не смотрел старый стартрек, но новый плоский даже в сравнении с ЗВ.
Но сравнение в статье тоже не совсем справедливое. Концепция, отсутствие прописанной вселенной и фанатов сильно развязывают руки Макфарлейну.

Ответить

Что вообще хорошего в Дискавери? Персонажи неживые, пафос пробил отметку космоса, все делается в угоду толерантности. Такое же разочарование как и последний сезон Доктора Кто.

Ответить