Как франшиза «Парк Юрского периода» 25 лет старательно игнорировала свою же лучшую идею
Каждый сиквел «Парка Юрского периода», включая, о да, всю трилогию «Мира Юрского периода», упорно наступал на одни и те же грабли, отказываясь копировать единственную гениальную идею «Затерянного мира».
Когда в 1997 году вышел «Парк Юрского периода: Затерянный мир», он сделал нечто немыслимое. Он выпустил взрослого тираннозавра погулять по ночному Сан-Диего. Этот момент был не просто захватывающим — он ломал все правила. Он уничтожил уютную концепцию «проблемы на изолированном острове» и представил миру неоспоримое, топающее и рычащее доказательство существования динозавров. Джинн (в данном случае, динозавр) был выпущен из бутылки. Секретов больше не было. И именно здесь франшиза должна была повзрослеть и показать нам новый дивный мир. Вместо этого каждый последующий фильм с упорством, достойным лучшего применения, нажимал гигантскую кнопку «СБРОС».
Сцена в Сан-Диего в «Затерянном мире» изменила абсолютно всё
Финал «Затерянного мира» должен был стать точкой невозврата. Вы не можете просто так выпустить ти-рекса в американский мегаполис, а потом сделать вид, что ничего не было. Это вам не белку в парке потерять. Мир теперь знал, что корпорация InGen не только успешно клонировала вымерших ящеров, но и, что самое главное, абсолютно неспособна их контролировать. Это была золотая жила для сценаристов: политические скандалы, экстренные заседания ООН, паника на фондовых рынках, черные рынки по продаже эмбрионов, гонка генетических вооружений между странами, протесты PETA с плакатами «Динозавры тоже личности!». Можно было снять напряженные триллеры, шпионские боевики, политические драмы. Но зачем, если можно снова отправить группу людей на остров?
Сиквелы «Парка Юрского периода» следовали одному и тому же унылому шаблону
Несмотря на то, что «Затерянный мир» открыл ящик Пандоры, франшиза решила этот ящик аккуратно закрыть, запереть и выбросить ключ. И «Парк Юрского периода 3», и «Мир Юрского периода» провернули один и тот же трюк: они придумали до смешного натянутый предлог, чтобы снова отправить героев на остров, кишащий динозаврами.
«Эй, Алан, ты же эксперт, который чуть не погиб на этом острове? Не хочешь слетать туда еще раз ради сомнительной экскурсии?» — «Конечно!».
«А давайте построим новый парк на том же острове, но побольше! Что может пойти не так?».
Оба фильма, конечно, предложили нам новые зрелищные аттракционы и парочку новых хищников, но по сути своей они трусливо проигнорировали тот факт, что мир уже не мог быть прежним. Тайна перестала быть тайной, но фильмы делали вид, будто никто за пределами острова об этом не догадывается. Формула «люди застряли — динозавры едят — люди бегут» отлично сработала в первый раз, но ее повторение превратило франшизу в предсказуемое и топчущееся на месте зрелище.
«Мир Юрского периода: Павшее королевство» был так близок к исправлению ошибки
И вот, спустя двадцать лет, «Павшее королевство», казалось, наконец-то выучило урок «Затерянного мира». Фильм снова вывел динозавров на материк, но на этот раз с билетом в один конец. Финальная сцена, где маленькая девочка Мейзи нажимает большую красную кнопку и выпускает всех динозавров на свободу со словами «Они такие же, как я», стала мощнейшим заявлением. Это был перезапуск финала «Затерянного мира», но в глобальном, необратимом масштабе. Вот он, момент истины! Франшиза наконец-то была готова исследовать мир, где мозазавры охотятся на серферов, а птеранодоны вьют гнезда на небоскребах. В наших сердцах затеплилась надежда.
Трилогия «Мир Юрского периода» с энтузиазмом всё испортила
К нашему глубочайшему сожалению, «Мир Юрского периода: Господство» не просто не реализовал этот потенциал — он его показательно растоптал. Вместо того чтобы показать нам настоящий хаос и драму мира, вынужденного сосуществовать с доисторическими хищниками (как это было шикарно показано в короткометражке «Битва у Биг-Рок»), фильм... сосредоточился на гигантской саранче. Да, вы все правильно прочитали. Главной угрозой в мире, наводненном динозаврами, стали гигантские насекомые.
Идея сосуществования была слита до нескольких новостных репортажей на фоне и пары сцен на черном рынке. А основное действие снова перенесли в изолированную локацию — на этот раз в корпоративный заповедник в горах. Таким образом, трилогия «Мир Юрского периода» умудрилась сначала повторить ошибку, вернувшись на остров, а затем, получив идеальный шанс все исправить, совершила новую, еще более грандиозную ошибку. Франшиза снова и снова упускала возможность развить свою самую интересную и смелую идею, которую подарил ей Стивен Спилберг еще в далеком 1997 году.
Понравился пост? Заходите в Дзен — там разборов больше.