Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Великий советский и российский режиссер родился 17 сентября 1939 года в Баку. Его жизнь с самого рождения была тесно связана с Москвой, которая позже станет главным героем его оскароносного фильма. В отличие от некоторых коллег, чья режиссерская стезя была предопределена с юности, путь Меньшова начинался с актерской игры.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

С молодых лет Владимир Валентинович проявлял глубокий интерес к театру и актерскому искусству, стремясь понять и передать живые человеческие эмоции. Этот интерес к «чистоте» переживаний и жизни «простого человека» заложил основу для его будущего мастерства в создании реалистичных и крайне лиричных историй.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Поступив в Школу-студию МХАТ на актерский факультет, а затем и во ВГИК на режиссерский, Меньшов глубоко погрузился в мир кино. Именно там, в стенах главного кинематографического вуза, сформировался его уникальный почерк.

Меньшов стал знаковой фигурой советского и российского кинематографа 1980-х годов. Его фильм «Москва слезам не верит» (1980) не только завоевал сердца миллионов зрителей по всему миру и принес стране премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, но и бросил вызов представлениям о «серьезном» кино, доказав, что искренняя история о жизни «маленького человека» может завоевать мировое признание и любовь публики.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Его картины, такие как «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли», стали иконами «народного» кино, где юмор и трагедия переплетались в узнаваемых образах, а диалоги и характеры отражали живую душу народа. Его подход, порой кажущийся простым, оказался глубоко проницательным и любимым миллионами.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Интересные факты: «Ширли-Мырли». Это кладезь уникальных историй и интересных моментов. Фильм вышел в непростое для России время (1995 год) и был воспринят неоднозначно. Особенно острой была реакция на фразу: «Москва построена на еврейских костях», из-за которой фильм даже обвиняли в антисемитизме. Владимир Меньшов всегда объяснял, что это была сатира на абсурдность национальных стереотипов, призванная высмеять ксенофобию, а не поддерживать её.

Отрывок из фильма «Ширли-Мырли»

«Оскар» без личного присутствия. Самый знаменитый триумф Меньшова – победа фильма «Москва слезам не верит» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» на премии «Оскар» 1981 года – обернулся парадоксальной ситуацией. Режиссер не смог лично присутствовать на церемонии вручения из-за нежелания советских властей выпускать его за границу. Он узнал о победе из новостей, а саму статуэтку смог получить лишь спустя десятилетия, что стало символом его непростого, но великого пути к мировому признанию.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Народный «золотой фонд». Владимир Меньшов, возможно, не собирал коллекцию из всех главных фестивальных призов мира, как Антониони, но его «тройным кушем» стала безграничная и вечная любовь миллионов зрителей. Картины «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби» и «Ширли-мырли» мгновенно стали частью национального культурного кода, разошлись на цитаты и по сей день занимают особое место в сердцах людей, доказывая его гениальную способность говорить о простом сложно.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Уход эпохи искренности. День смерти Владимира Меньшова – 5 июля 2021 года – стал воистину печальным днем для российского кинематографа. Его уход ознаменовал конец целой эпохи режиссеров, способных с невероятной теплотой и искренностью говорить со зрителем о вечных ценностях. Он оставил после себя не просто фильмы, а целое наследие человеческих историй, которые продолжают жить в сердцах поколений, напоминая о важности надежды, любви и непоколебимой веры в человека.

Владимир Меньшов. Мастер искренности и народного оптимизма.

Владимир Меньшов — режиссер, который не боялся показывать жизнь во всей ее полноте, с ее трудностями и радостями, всегда с неизменной верой в силу духа человека. Его фильмы — это погружение в житейскую мудрость, оставляющие после себя светлое чувство и напоминание о ценности простых человеческих связей и народного характера.

Если личность с принципами, то принципы потом прорастут в кино.
Владимир Меньшов
50
3
2
1
6 комментариев