Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Посмотрел фильм, который непонятно по каким причинам, ранее ускользал от моего внимания. Возможно потому, что в главной роли актёр, которого я не люблю, но тем не менее, именно он очень сильно изменил направление гонконгского кино.

Погнали!

"В школу кунг-фу мастера Ли заявляется злой и суровый дзюдоист Дяо, который сообщает его ученикам, что сейчас будет их бить, потому что они слабаки, а дзюдо сила. Чем он и занимается вполне успешно, пока наконец не возвращается мастер Ли и вступает с ним в бой. Потерпев от него поражение, Дяо уползает зализывать раны, но обещает через месяц вернуться с мастерами карате, которые "покажут вам всем". Действительно, спустя месяц Дяо с тремя каратистами приходят в школу и убивают не только мастера Ли, но и половину учеников. Один из выживших студентов, Лей Минг (Джимми Ванг Юй), клянется отомстить японцам..."

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Давайте сначала немножко про Джимми Ван Юй. Родился в Шанхае, в раннем возрасте с родителями переехал в Гонконг, вроде как в детстве занимался боевыми искусствами. С 1963 года начинает работать на студии "Shaw Brothers" в Гонкноге, поначалу как каскадёр, затем второстепенный актёр, а в 1967 году получает главную роль в картине "Однорукий меченосец" и... становится звездой. К 1970 году он был самым высокооплачиваемым актёром фильмов в жанре боевых искусств в Гонконге, дико популярным, суперзвездой без всяких но.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

НО!

Насколько я знаю Джимми никогда не изучал никаких боевых искусств, информация о том, что он занимался ими в детстве, может и правдива, но видимо это было в очень раннем возрасте, а затем Джимми "забил". Он был профессиональным пловцом, это правда, довольно хорош собой, его даже называли "азиатский Стив Маккуин".

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Если посмотреть его фильмы, то в них практически всегда довольно посредственный экшн, даже учитывая время, когда они были сняты. Спасают дублёры, оператор с грамотным ракурсом, режиссёр и монтажёр. Если они хороши, то и Джимми на экране красавчик, если нет, то... всё печально.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

В определённые этапы своей жизни Джимми был связан с триадами, обвинялся в убийстве, но был оправдан, имeл двух жён, которых знатно колотил, да и вообще, был довольно неприятным и высокомерным человеком, рано подхватившем звездную болезнь и из-за этого получившем кучу проблем со студиями. Например после конфликта с братьями Шоу, ему было запрещено сниматься в Гонконге и он уехал на Тайвань, где и занимался съёмками. Причём конфликт произошёл по его вине.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Да и закатилась его звезда можно сказать довольно рано, к началу 70-х, на экране появился Брюс Ли, Джеки Чан и другие актёры, которые на экране выглядели не в пример лучше Джимми. Так что можно сказать, в статусе суперзвезды он продержался не более восьми лет, хотя снимался долго и плодотворно и снялся аж в 86 фильмах. Скончался в 2022 году в возрасте 79 лет, инсульт.

Джимми Ван Юй в 2014 году.
Джимми Ван Юй в 2014 году.

Лично мне Джимми Ван Юй не нравится. В первую очередь как актёр фильмов с боевыми искусствами, во вторую как человек, хотя некоторые фильмы у него есть очень даже неплохие, но это те случаи, когда "свита оказалась лучше короля".

А теперь перейдём к фильму, а почему он знаковый, будет в самом конце отзыва.

В школу боевых искусств вваливается неприятный дзюдоист Дяо, задирает учеников, вызывает их на бой и в итоге избивает одного из них, Один из студентов бежит за подмогой к Мингу, тот один из лучших учеников, он отправляет его за учителем, а сам торопится в школу, где дзюдоист продолжает избивать молодежь.

В итоге отпор Дяо даёт учитель Ли, остальные ученики оказались не в силах справится с грозным противником. Тот, утирая кровь уходит, но обещает вернуться с подмогой в виде мастеров карате и тогда все увидят, что круче.

И вот спустя месяц Дяо возвращается в город с тремя мастерами карате, которые планируют не только уничтожить школу мастера Ли, но и открыть в городе казино, дабы обирать бедных китайцев. В общем, классические японские злодеи, которые были в огромном количестве фильмов того времени, обычное дело.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Первым делом японцы убивают одного из учеников, напоровшегося на них в местной харчевне, а затем приходят в школу, убивают учителя Ли, большую часть учеников, а Лей Минг в этой драке получает в голову, теряет сознание и чудом выживает.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Бои здесь даже можно назвать кровавыми. Мы привыкли, что в подобных фильмах с рукопашными поединками, противники просто падают без сознания, а если умирают, то преимущественно бескровно. А тут выбивают глаза, кровь выплескивается изо рта, а мощные удары в районы важных внутренних органов, вызывают у жертвы кровотечение и смерть.

Школа повержена, казино работает, Лей Минг выздоравливает, японцы зарабатывают деньги и насилуют одну из знакомых Минга, которая не выдержав позора совершает самоубийство, что становится последней каплей, переполнившей чашу терпения бойца, он вспоминает рассказ учителя о техниках, с помощью которых можно победить каратистов, тренируется и идет мстить.

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Думаю вы обратили внимание, какие в роликах несуразные бои. Да, в 1970 году в Гонконге дело обстояло именно так и то, что сейчас кажется нам несуразным, убогим и нелепым, тогда было отличным, крутым и мощным. Вот так со временем меняется и развивается киноиндустрия и при просмотре фильма всегда надо учитывать время его создания, где и кем он был сделан, контекст очень важен.

Для начала Минг приходит в казино и разносит его. В маске он, потому что не хочет, чтобы его узнали, а рукавички, потому что для того, чтобы закалить руки и иметь возможность победить каратистов, он перестарался и обжёг их.

И вот тут внезапно появляются некие проблески по хореографии, то изредка удар красиво нанесут, то движения и увороты выглядят неплохо. Неуклюжести вроде чуть меньше, хотя она никуда не делась. Но опять-таки, всё это с позиции сегодняшнего дня

Ну а потом наш герой выходит на бой с "боссами" и там ему и мечом помахать придётся, причем иногда даже красиво и ножами поработать, но преимущественно разумеется голыми руками. Победа конечно же будет за ним, враг будет повержен, можно сказать хеппи-энд.

Умрут они очень кроваво, Лей Минг с ними не церемонится, ниже гибель трёх злодеев фильма.

Вот такое кино далёкого 1970 года, с очень кривыми и неуклюжими боями на взгляд современного зрителя, привыкшего к красивой хореографии, в исполнении Брюса, Джеки, Жана, Скотта, Ико, Тони, продолжать можно долго...

Так что же особенного в этом фильме, наверняка думаете вы.

А особенное в нём то, что это первый фильм, в котором персонажи сражаются голыми руками, то есть можно сказать, перед нами первый кунг-фу боевик, в его классическом виде.

До 1970 году на экранах блистали фактически только "фехтовальные" боевики, в которых персонажи совершали гигантские прыжки и летали по воздуху. Если в них противники и сражались голыми руками, то очень редко и мало, главными были бои с использованием холодного оружия.

Тоже культовое кино, мне оно очень нравится.
Тоже культовое кино, мне оно очень нравится.

"Китайский Боксёр" и Джимми Ван Юй изменили это. Джимми, который не только сыграл главную роль, но и был режиссёром фильма, фактически изменил направление гонконгского, да и азиатского кино вообще, сделав популярными боевики, в которых герои сражаются голыми руками, сами схватки реалистичные и приземлённые, а в центр сюжета поставлены именно бои, да и сам фильм "выстроен" вокруг них.

Тот же "Кулак Ярости" с Брюсом Ли можно сказать имеет в своей основе "Китайского Боксёра" и кто знает, может без Джимми Ван Юй фильмы с Брюсом Ли были бы совершенно другими, да и вообще, возможно сам гонконгский кинематограф шёл бы по другому пути. Да, несомненно кто-то другой стал бы первопроходцем, но когда и кто...

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.

Смотреть ли сейчас это кино. Я думаю если только из академического интереса, увидеть с чего всё начиналось и кто был первым. Современному зрителю будет сложно им насладиться, даже я, горячий поклонник гонконгского кино 1970-х, получающий от него искреннее и неподдельное удовольствие, не смог в полной мере проникнуться фильмом. Решать вам!

Всем спасибо за внимание.

Продолжение следует...

Отзыв на фильм "The Chinese Boxer" / "Китайский Боксёр" (1970). Фильм, изменивший гонконгский кинематограф.
24
9
1
19 комментариев