«Бэтмен будущего»: киберпанк после школы | Лонг
Представьте ранние нулевые: вы возвращаетесь домой после школы, бросаете рюкзак в угол и включаете телек. По СТС как раз идет необычный мультик – мрачный футуристический Готэм, знакомый логотип летучей мыши, но под ним новый герой. В заставке звучат рубленые слова – «Апатия. Жадность. Коррупция. Власть. Надежда. Мужество. Честь. Правосудие» – и сразу чувствуешь: это что-то более серьезное, чем привычные детские шоу. «Бэтмен будущего» (англ. Batman Beyond) ворвался в наше детство, подарив нам глоток киберпанка и необычно взрослую атмосферу в послеобеденное время.
Помню, как меня поразила общая жесткость и мрачность этого мультсериала. Даже по сравнению с легендарным «Бэтменом» 90-х тут всё было мрачнее и жестче – не зря сам проект задумывался Warner Bros. как «молодежный» перезапуск, а вышел темнее своего предшественника. Неонуарные улицы «Нео-Готэма», грохочущие гитарные риффы, дерзкий подросток в высокотехнологичном костюме – от экрана веяло чем-то новым и дерзким. Для подростка того времени каждый показ серии был событием: казалось, что нам доверили более взрослый секрет, истории, которые не боялись быть серьезными.
История создания
Как же появился на свет этот футуристический Бэтмен? В конце 90-х команда авторов легендарного Batman: The Animated Series – продюсер Брюс Тимм, сценаристы Пол Дини и Алан Бёрнетт – получила неожиданный запрос от руководства: канал The WB захотел новый сериал, где Брюс Уэйн был бы… подростком. Для ветеранов, создавших мрачную готическую вселенную классического Бэтмена, это прозвучало дико. Тимм вспоминал, что был ошеломлён и разочарован странным требованием – «будто почва ушла из-под ног». Однако отказаться не получилось: цель стояла сделать более «молодёжное» шоу, чтобы привлечь юную аудиторию и продать больше игрушек.
К чести Тимма и команды, они не пошли по пути упрощения или перезапуска канона. Вместо этого родилась изящная идея: перенести действие в будущее и ввести нового героя, оставаясь верными наследию старого сериала. Так в 1999 году на экраны вышел «Batman Beyond» – прямое продолжение вселенной BTAS, но через 40 лет вперёд. Брюс Тимм не захотел «выбрасывать в окно» всё, что они построили, поэтому предложил компромисс: молодой Бэтмен будет не Брюс Уэйн, а его преемник, ученик из следующего поколения. Канал одобрил план, и работа закипела – правда, по легенде, скептично настроенные боссы всё равно покинули предварительный показ после двух серий, решив, что молодёжного простака из нового шоу не вышло. Но время расставило всё по местам: «Бэтмен будущего» не только вышел в эфир, но и быстро завоевал свою аудиторию.
Особенности мультфильма
Действие сериала происходит в Нео-Готэме середины XXI века. Это примерно 2039 год – мегаполис будущего с головокружительными небоскрёбами, летающими машинами и яркими голографическими рекламами. Интересно, что Готэм будущего показан не в полной разрухе: наоборот, город отстроен и относительно благополучен – чистые улицы, повсеместно трудятся роботы, меньше уличной преступности. Тем контрастнее выглядят редкие отблески анархии, например банда «джокеров», подражающая старому Клоуну-принцу преступного мира. Визуальный стиль сериала сочетает мрачное наследие готики с эстетикой киберпанка: неон, тени, монолитные небоскрёбы и ночное небо, часто подсвеченное красноватым оттенком. Музыкальное сопровождение подчёркивает эту атмосферу – вместо оркестровых тем из старого BTAS здесь агрессивный индустриальный рок с примесью металла, идеально подходящий футуристическому антуражу. Даже опенинг без слов – только рваный электронный бит и кислотные видео-заставки – сразу задавал тон всему шоу.
Главный герой – Терри Макгиннис, подросток, которому предстоит стать новым Тёмным рыцарем. В отличие от безукоризненного молодого Брюса Уэйна из флэшбеков, Терри – парень с непростой биографией. В первой же серии он ввязывается в драки с хулиганами раз за разом, угоняет у них мотоцикл, и видно – перед нами не паинька, а вспыльчивый 16-летний парень. Позже выясняется, что у Терри были проблемы с законом: однажды его судили и даже отправили на три месяца в колонию для несовершеннолетних. Тем ценнее его путь к героизму: выйдя из тени ошибок, Макгиннис искупает своё прошлое, надев легендарный костюм Бэтмена. Его мотивация тоже отличалась от классической – не абстрактная крестовая похода против зла, а личная трагедия. После убийства его отца (виновен в котором оказывается коррумпированный магнат Дерек Пауэрс) Терри фактически вынужден стать Бэтменом, чтобы отомстить и предотвратить преступление. Так начинающаяся как история мести сюжетная линия превращается в классическую легенду: легенду о новом Бэтмене под наставничеством старого.
Брюс Уэйн в этом сериале – постаревший, жесткий, но всё такой же непреклонный. Ему под 80, за плечами десятилетия борьбы с преступностью, и здоровье уже не позволяет выйти в ночи под плащом летучей мыши. Тем не менее Брюс вовсе не дряхлый старик: он живёт один в мрачном особняке, окружённый воспоминаниями и псом Эйсом, и первое время скорее ожесточён, чем умиротворён. В первой серии мы видим его последнюю вылазку в роли Бэтмена – которая заканчивается сердечным приступом и страшным для самого Брюса поступком: он берёт в руки пистолет, чтобы спастись. Этот надлом и заставил Уэйна уйти в отставку. Спустя 20 лет он встречает Терри и сперва противится передать ему mantle (мантию) Бэтмена. Старый Брюс требователен и суров со своим непрошеным протеже, но под этой колючей оболочкой чувствуется забота. Герои постепенно выстраивают отношения наставника и ученика, полные взаимных упрёков, уважения и даже тёплого юмора. Постаревший Брюс – сама харизма: по-прежнему рискует собой, иссечён шрамами, страдает от старых травм, ворчит на пса… Можно сказать, он заново играет роль Альфреда – только гораздо более циничного и травмированного войной с преступностью ветерана. Такое развитие любимого героя потрясло многих из нас в детстве: мы увидели, что даже несгибаемый Тёмный рыцарь может состариться и нуждаться в наследнике.
Смена эпох отразилась и на врагах Бэтмена. Создатели принципиально не стали заново перебирать классическую галерею злодеев Брюса Уэйна. Новому герою – новые угрозы. Так, главным антагонистом первого сезона стал уже упомянутый Дерек Пауэрс, трансформировавшийся в результате несчастного случая в жуткого мутанта Блайта (Blight) – светящегося радиоактивного скелета. Вместо привычных Джокера или Двуликого появились оригинальные враги: метаморф-интриганка Инк (она же Клякса – трудно не провести параллель с Глиноликим, но характер у неё свой), высокотехнологичный звуковой террорист Шрик, загадочная ассасинша Курарэ с лазерным мечом, банда «Royal Flush» стилизованная под игральные карты, охотник на людей Сталкер и другие.
Многие из них даже не обладали «суперсилами» – просто опасные, умелые и безжалостные преступники. В сериале нашлось место и знакомым лицам прошлого: например, мистер Фриз получает в будущей истории весьма трогательную и мрачную завершающую главу своей судьбы, а старый Джокер… что ж, о нём чуть позже. В целом же злодеи «Бэтмена будущего» получились свежими и не шаблонными – именно благодаря тому, что авторы смело осовременили преступный мир Готэма, сохранив дух противостояния добра и зла.
Наконец, нельзя не отметить, как сериал затрагивал тему подростковых проблем и вызовов будущего. Под маской супергеройского боевика скрывалась своего рода антология ситуаций, близких молодым зрителям. Шоу поднимало темы школьной травли и опасных компаний, сложных отношений с родителями и конфликтов поколений, экспериментов с внешностью (в одной серии подростки делают экстремальные мутации тел, чтобы выделиться), темы зависимости (есть эпизод, явно намекающий на наркотики через вымышленный препарат «слэпперс»), фанатизма и ложных кумиров.
Каждый эпизод имел самостоятельный сюжет, но нередко – мораль или вопрос для размышления. При этом «Batman Beyond» не был назидательным в лоб – он скорее показывал, к чему приводят те или иные ошибки, будь то властолюбие, жадность или глупость. Для юных зрителей того времени, привыкших к более простым мультфильмам, такие темы стали откровением. Неудивительно, что многие из нас почувствовали: мультсериалы тоже могут быть серьёзными и глубокими, говорящими со зрителем на равных.
Реакция и критика
На старте аудитория приняла нового Бэтмена не сразу. Идея заменить Брюса Уэйна казалась еретической для давних фанатов – мол, «не канон» и вообще нарушение наследия Тёмного рыцаря. Однако уже первые серии убедили скептиков: «Бэтмен будущего» оказался достойным преемником классических сериалов DC. Критики отметили смелый шаг в сторону киберпанковой стилистики и более мрачного повествования. Шоу быстро приобрело культовый статус среди поклонников: в 2001 году оно выиграло две дневные премии «Эмми» (в том числе за лучшую музыку), а позже IGN включил его в список 40 лучших анимационных сериалов всех времён. Даже самые яростные фанаты вскоре признали Терри Макгинниса «своим» – новый герой грамотно вписался в вселенную, уважая легенду Брюса. Сам Брюс Тимм позже говорил, что сезоны вышли несколько неравномерными по качеству, особенно последние, но в лучшем своём проявлении сериал почти достигал высот оригинального BTAS. Спустя годы после окончания в 2001-м у «Бэтмена будущего» сохраняется верная фан-база – поколение зрителей, выросших на нём, продолжает тепло его вспоминать.
Отдельного упоминания заслуживает полнометражный мультфильм «Бэтмен будущего: Возвращение Джокера». Эта картина, вышедшая сразу на видео в 2000 году, стала кульминацией сериала, подарив фанатам мощнейший сюжетный поворот – внезапное возвращение заклятого врага Бэтмена, Джокера, в будущем. Фильм, впрочем, не на шутку встревожил студийных боссов своей жестокостью: по совпадению, как раз после трагических событий в Колумбайне, WB настояло на цензуре самых мрачных сцен, из-за чего релиз задержали. Лишь через год с лишним вышла uncut-версия (с рейтингом PG-13), где зрители увидели историю полностью – и она произвела фурор.
Критики хвалили «Return of the Joker» за смелый сценарий, отличный экшен и музыку. Многие фанаты считают этот фильм едва ли не лучшим во всей анимационной батмановской франшизе – настолько он эмоционален и мрачен. К слову, в России на дисках тогда ходила именно отцензуренная версия, и для многих открытием стало существование более жестокой режиссёрской версии (например, судьба Тимма Дрейка и Джокера там показана куда откровеннее). Сегодня «Возвращение Джокера» прочно входит в список обязательных к просмотру для всех ценителей DC.
Несмотря на успех, сериал продлился всего три сезона – в 2001 году Warner Bros. переключили ресурсы на новый проект («Лига справедливости»), и история Терри на ТВ завершилась. Однако на этом наследие «Бэтмена будущего» не закончилось. Персонажи и сеттинг всплывали в других проектах DC Animated Universe. Так, в мультсериале «Статик Шок» был кроссовер-эпизод, где юный герой Статик случайно попадает в будущий Готэм и сражается бок о бок с Терри и пожилым Брюсом. В «Лиге справедливости без границ» создатели дважды возвращались к этому будущему: в эпизоде «The Once and Future Thing» члены Лиги переносятся на 50 лет вперёд и встречают там Бэтмена Макгинниса и его команду. А заключительная серия JLU под названием «Epilogue» (Эпилог) и вовсе стала неофициальным финалом истории «Бэтмена будущего». В ней раскрывается шокирующая тайна происхождения Терри: выясняется, что его рождение было подстроено правительственным проектом с использованием генов Брюса Уэйна. Фактически этот эпизод поставил точку в саге, показав, что связь между Брюсом и Терри куда глубже, чем учитель-ученик. Для фанатов увидеть такой финал спустя несколько лет было одновременно неожиданно и трогательно – история получила достойное завершение.
Сейчас, оглядываясь назад, «Бэтмен будущего» ценят как смелый эксперимент, опередивший своё время. В разные годы всплывали слухи о его возрождении. DC то обсуждала киноадаптацию (упоминались даже имена Киану Ривза и Клинта Иствуда в ранних несостоявшихся проектах), то хотела вернуть Брюса Уэйна в исполнении Майкла Китона в роли наставника для нового поколения.
Совсем недавно – на волне мультивселенных – вновь заговорили о возможности увидеть Терри Макгинниса на экране. Пока эти планы остаются мечтой, но сам факт, что спустя более 20 лет герой продолжает будоражить умы, говорит о многом. Batman Beyond оставил яркий след в поп-культуре: его киберпанковский стиль вдохновил комиксы, игры и фанатские арты, а образ Терри периодически всплывает то в мультфильмах, то в играх (например, в серии Arkham можно разблокировать футуристический костюм). Видно, что для целого поколения зрителей этот мультик стал таким же культовым, каким был оригинальный «Бэтмен» для предыдущего поколения.
Личное послесловие
Для автора этих строк «Бэтмен будущего» навсегда остался особенным воспоминанием. Я до сих пор ясно вижу себя того – младшеклассником, который мчится после уроков домой, чтобы успеть к началу серии. Помню, как поначалу было непривычно видеть не Брюса под маской Бэтмена, но Терри быстро завоевал симпатию. В его подростковых проблемах – ссорах с родителями, гулянках с девушкой, попытках совмещать учебу и ночные вылазки – мы узнавали себя. А наставник-Брюс напоминал строгого деда или учителя, который ворчит, но в трудную минуту всегда прикроет спину. После особенно крутых эпизодов на следующий день в школе мы бурно обсуждали: «А ты видел, как новый Бэтмен уложил того мутанта? А момент с Джокером – это же вообще…». В начале 2000-х интернет еще был в диковинку, и все эмоции от просмотра были живыми – во дворе, на переменах, на сборах одноклассников.
Спустя годы я пересматривал Batman Beyond уже взрослыми глазами и каждый раз ловил приступ ностальгии. Да, сегодня некоторые сюжетные ходы кажутся простоватее, чем в памяти, а анимация – уже не такая впечатляющая. Но атмосфера будущего Готэма, синтез киберпанка и супергероики, все так же цепляет. И главное – цепляют эмоции, которые я испытал в детстве. Этот мультсериал научил нас, что время не стоит на месте: даже легенды стареют, но на их место приходят новые герои. «Бэтмен будущего» сохранил дух Бэтмена, подарив ему новое лицо – и за это его полюбили мы, дети эпохи после школы на СТС. И сколько бы лет ни прошло, при одном упоминании Terry McGinnis душу приятно согревает тёплая волна воспоминаний о том самом неоновом, загадочном и чуть пугающем будущем, которое мы увидели на экране. Это будущее навсегда осталось частью нашего прошлого.
💬 Если вам понравился этот лонгрид, буду очень благодарен за вашу поддержку — лайком, репостом, подпиской или даже небольшим донатом. Это поможет продвинуть материал выше и приблизит меня к мечте — попасть в топ-3 блогов. Спасибо, что читаете и вдохновляете меня ❤🙏
#БэтменБудущего #BatmanBeyond #DC #DCComics #Бэтмен #TerryMcGinnis #ТерриМакгиннис #BruceWayne #БрюсУэйн #BruceTimm #БрюсТимм #PaulDini #ПолДини #AlanBurnett #АланБёрнетт #WB #TheWB #анимация #мультфильмы #киберпанк #ностальгия #2000е #90е #анимесериал #DCUniverse #BatmanTheAnimatedSeries #BTAS #комиксы #мультсериал #cartoon #animation #лонг #лонгрид #AyratX #AyratXлонг