Обзор фильма «Поколение романтиков»

Драма, в которой Цзя Чжанкэ превратил осязаемую действительность в художественный вымысел.

Обзор фильма «Поколение романтиков»

Капли дождя шумной и воодушевленной ватагой лопаются об утомленную зноем листву, пыльные вывески магазинчиков, забытые возле домов игрушки и загривки бездомных собак. Сквозь их поток ровно по центру пустой дороги идет женщина, лишенная возраста и имени. Лица немногочисленных прохожих, что спешат укрыться от непогоды, неразличимы и смазаны временем.

Этот мир лишен четких форм и знакомых очертаний. Рекламные плакаты едва различимы, дома неестественно покосились, а небо, и в иные дни не имеющее осязаемой структуры, напоминает спешные мазки начинающего художника. Только безымянная женщина обладает различимым контуром — она уверенно движется к цели, а с каждой каплей мимо проносятся прожитые годы.

Обзор фильма «Поколение романтиков»

Стоит ей остановить на чем-то взгляд, как в памяти всплывают давно утерянные события. Витрина, за которой спряталось несколько манекенов в вычурных платьях, напоминает о начале двухтысячных. В ту пору Китай походил на деревенского подростка, который, несмотря на растрепанный вид, подавал большие надежды.

Тогда женщина была молода и полна романтических чаяний. Бурный экономический рост, о котором ежедневно напоминали государственные СМИ, сулил многое — достаток, счастье и любовь. Многие искренне верили, что можно осуществить любое желание, если достаточно сильно этого захотеть. И все же мечты не падали с неба, для прикосновения к ним следовало приложить усилия.

Поэтому женщина, родившаяся в обычной семье и не имеющая завидного приданого, работала моделью, танцовщицей и пела в небольших клубах. Именно там, в заполненном дымом и хмельными улыбками помещении, она осуществила заветную фантазию — обрела любовь, которая обратила ее сердце в благоухающий цветок и следом сбила с ног.

В те годы мужчину мало заботили чувства, им двигало тщеславие и желание продемонстрировать окружающим собственную ценность. Возможно, в его груди тоже пылало пламя, но этого жара оказалось недостаточно. В итоге он, незаметно приблизившийся к четвертому десятку, отправился покорять новую провинцию, которая манила завораживающими возможностями.

Изначально мужчина планировал обустроиться на новом месте и воссоединиться с возлюбленной. Во всяком случае, она услышала от него эти обещания, вот только сложилось все иначе. Он угодил в жернова государственной инициативы, предполагавшей строительство крупнейшей в мире гидроэлектростанции с поэтичным названием «Три ущелья».

Реализация столь масштабного проекта требовала жертв от народа. Крохотным поселкам и целым городам предстояло оказаться под водой, но банальное погружение их жизней в русло Янцзы попахивало вероломством. Поэтому мужчине в компании других рабочих предстояло снести дома миллионов. Человеческие жизни обратились в песчинки, которые ветер перемен нес в неведомые края.

Обзор фильма «Поколение романтиков»

Нюанс в том, что описанные события не являются полноценной частью картины «Поколение романтиков». В недавнюю пандемию режиссер Цзя Чжанкэ столкнулся с проблемой — во избежание еще большей катастрофы Китай посадил под замок внушительную часть городов. Это не просто затруднило создание нового материала, но и напомнило о незначительности отдельно взятой личности на фоне эпохи.

Спасением для Цзя Чжанкэ стали архивные съемки. Последние двадцать лет он снимал окружающую действительность ради банального интереса. Прогулки по городу, застолья с друзьями или незамысловатый вид из окна деревенского дома. Пока главные герои «Поколения романтиков» проживали свои радости и невзгоды, ровно то же делал и придумавший их режиссер.

В результате, не имея возможности снять полноценное кино с нуля, Цзя Чжанкэ собрал внушительный коллаж из собственных произведений — как художественных, так и любительских. В определенном смысле он препарировал прошлое и, подобно доктору Франкенштейну, изваял из него фантазию. Тем самым художественный вымысел возвысился над реальностью.

Обзор фильма «Поколение романтиков»

Вопреки фрагментарной структуре «Поколение романтиков» обладает удивительной поэтической целостностью. В определенный момент мужчина и женщина растворяются в окружающих событиях, но даже нарастающий гул эпох меркнет на фоне их чувств. Оказывается, что года обесценивают любые материальные стремления и достижения, когда за ними не видна любовь.

«Я сделала парадоксальное открытие — если действительно любишь до боли, то боль не становится сильнее, а любовь, напротив, крепнет»

— Мария Тереза

Время стремительно мчится вперед, оставляя позади амбиции, разочарования и трагедии, которые способны обескровить любую душу. В этой неутихающей гонке человек больше похож на каплю дождя, что вот-вот коснется чьих-то губ и лопнет сотней брызг. Но Цзя Чжанкэ предлагает не страшиться подобной участи, если в сердце однажды жила любовь.

PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать о главном герое «Grand Theft Auto IV» и его сердце, разбитом на мириады осколков.

Обзор фильма «Поколение романтиков»
2
1
2 комментария