Мамблкор...
Говорят, что сегодня каждый может снять свой фильм. Голливуд больше не играет той роли, какую он играл ещё недавно. Наш мир быстро меняется и вместе с ним меняется кино, которое мы смотрим, знаем и любим. Человек всё больше стремится к узнаванию... к узнаванию ситуаций и людей. Он всё больше хочет видеть на экране того, кто мог бы быть его соседом. Одно из течений, которое может удовлетворить такое желание и при этом покорившее сердца как простых зрителей, так и опытных кинематографистов, — это мамблкор. Его отличительными чертами считаются: акцент на натуралистичных диалогах, которые происходят между людьми постоянно, непрофессиональные актёры и просто жизнь во всей её обыденности.
Истоки мамблкора
В нулевые рынок начинает заполняться большим количеством доступного цифрового кинооборудования, что естественным путем сыграло ключевую роль в становлении такого жанра, как Mumblecore. Молодые кинорежиссёры, прильнувшие к объективам цифровых камер, наконец-то смогли снимать фильмы с минимальными затратами: зачастую такие сьемки проходили в ограниченном пространстве квартиры, а актерами становились друзья режиссера. Фильмы расходились по знакомым и могли попасть в нужные руки, что позволило творцам с ограниченными ресурсами войти в киноиндустрию.
Не секрет, что в тех же 00-х, после 11 сентября в США начинается переоценка ценностей, общество, пережившее трагедию, начинает видит мир иначе. Всё это, конечно, отражается и на кинематографе. Возникший недавно мамблкор, с его интересом к отношениям между людьми и неопределенному состоянию человека в мире, в полной мере отразил этот культурный сдвиг. Как и многие другие предыдущие движения кинематографистов, мамблкор возник, прежде всего, как бунт против закрепившихся норм мейнстримного кино. Отказываясь от отшлифованных толпами редакторов сценариев, больших киносюжетов и повествования, где в центре всего мы видим звездного актера, пионеры мамблкора стремились передать суть повседневной жизни.
Считается, что Джон Кассаветис, крёстный отец независимого кино и движения «Новый Голливуд», известный своим честным изображением изнанки человеческих отношений, оказал значительное влияние на эстетику и философию движения мамблкора.
Характеристики Mumblecore
- Одной из определяющих особенностей мамблкора является его приверженность к натуралистичным диалогам. Персонажи ведут диалоги, имитирующие реальную речь, включая все наши паузы. Этот неотшлифованный подход к диалогам придаёт фильмам ту самую аутентичность и узнаваемость. Многие сцены включают импровизированные диалоги, позволяющие актёрам органично реагировать на разворачивающееся повествование, что способствует ощущению спонтанности и реалистичности.
- Сюжеты часто вращаются вокруг повседневных переживаний персонажей, фокусируясь на их эмоциональных переживаниях. Герои этих фильмов не классические герои, а люди, которые окружают нас. Зачастую, зритель, смотрящий эти фильмы, чувствует себя подглядывающим за жизнью своих соседей. Эти фильмы стали культовыми среди молодежи, поскольку в них показан опыт таких же молодых людей, преодолевающих свойственные их возрасту неопределенности, как в отношениях, так и в работе и самопознании. Герои постоянно сталкиваются с вопросами на которые так и не находят ответов, сам поиск этих ответов и есть ответ, который им дает жизнь.
- Фильмы этого жанра не отличаются большими бюджетами: их снимают небольшим актёрским составом и съёмочной группой, которая может состоять лишь из одного человека.
Важные фильмы и режиссеры Mumblecore
Не знаю слышали вы или нет о Эндрю Буяльски, одном из пионеров мамблкора. Его дебютный фильм «Забавный, ха-ха» (2002) считается краеугольным камнем жанра благодаря исследованию темы неопределённости бытия молодого человека после окончания им университета. Последующие работы Буяльски, такие как «Взаимная оценка» (2005) или «Компьютерные шахматы» (2013), продолжают отражать его стремление остроумно и достоверно запечатлеть хрупкость нашего я, его неуверенность и страх.
До того, как культовый сериал «Девочки» на HBO принёс Лине Данэм широкую известность в жанре мамблкор, она сыграла знаковую роль в полуавтобиографическом фильме «Тайна мебели» (2010). Способность Данэм сочетать личностное повествование с острым социальным подтекстом нашла отклик у зрителей и сделала её яркой фигурой в независимом кино.
Другая её коллега, первоначально известная своими ролям в фильмах жанра мамблкор, таких как «Ханна берёт лестницу» Джо Суонберга, Грета Гервиг впоследствии успешно перешла к написанию сценариев и режиссуре. Её сотрудничество с Ноа Баумбахом в фильме «Милая Фрэнсис» (2012), где котором она сама сыграла главную роль, лишь укрепило её репутацию в жанре. Режиссёрские работы Гервиг, включая «Леди Бёрд» (2017) и «Маленькие женщины» (2019), получили признание критиков и ещё больше укрепили её статус ведущей женщины в современном кинематографе.
Наследие и критика Mumblecore
Мамблкор заслужил как похвалу, так и критику. Сторонники жанра ценят его за достоверное изображение повседневной жизни и стремление передать тонкости человеческого взаимодействия. Критики же, напротив, утверждают, что намеренно неотшлифованная эстетика и извилистые сюжеты могут показаться некоторым зрителям отталкивающими. Хотя сам термин, возможно, не так распространён в современных дискуссиях, его влияние можно проследить в сохраняющейся популярности малобюджетного кино. Вдохновлённые этим кинодвижением режиссёры продолжают исследовать реалистичные, аутентичные истории, формируя новый кинематографический ландшафт, в котором подлинный человеческий опыт ценится выше любой зрелищности.
Очевидно, что «Мамблкор» оставил глубокий след в независимом кино, напоминая нам, что порой самые искренние истории можно найти в повседневных моментах, составляющих нашу жизнь.