"Конец романа"(The end of the Affair)
Молиться, как и заниматься любовью, нужно с полной самоотдачей
Посмотрел недавно "Конец романа" - название простецкое и приторное, но есть тут парочка оригинальных идей. Сходу удивляет "аморальность" главных героев по меркам фильмов того времени. Измена не несёт никаких мук совести, а доверие и любовь мужа не воспринимаются в позитивном ключе, зато становясь вполне удобными, чтобы заниматься тёмными делами прямо под носом.
Гвоздь программы - жена чиновника, имеющая довольно практичный подход к внебрачным связям. Почему зная всё это, писатель стал связываться с такой женщиной - неужели не подумал, что станет очередной жертвой, возомнившей себя хищником? Ну, в самом деле как маленький поверил в сказки, гордо считая себя тем самым единственным, а теперь ревнует и бесится. Неожиданно любовь становится не чем-то светлым, а обыденным, как грязь на этих осенних улицах дождливого Лондона.
— Я тебя люблю
— Ты говоришь это с таким тоном, словно описываешь, какая сегодня чудесная погода
Или вот что говорит частный детектив, успокаивая несчастно влюблённого писателя, стыдящегося своей ревности: "любить, значит хотеть защитить - значит не доверять другим, то есть ревновать". На протяжении фильма писатель(Морис) не раз будет оправдывать себя такими, и другими подобными заблуждениями - ведь вроде бы всё логично, и притом вполне добродетельно звучит. Но о недоверии не только другим, но и "ей" детектив умолчал.
Через слежку частного детектива(в исполнении Джона Миллса, он общепризнанно крут) фильм совершает элегантный переход к точке зрения женщины(зовут Сара, роль играет Дебора Керр, которую как обычно приятно видеть), сначала рассматривая события с нейтральной позиции добытых фактов. Кстати, детектив тут не для галочки, а полноценный персонаж, увлечённый своей профессией: видно, что ему так и нетерпится поделиться с заказчиком тонкостями организации слежки. На удивление творческая и увлекательная профессия(если судить по фильму), хоть и неблагодарная.
Ещё интереснее становится, когда рассказ стартует от лица Сары. Во-первых, начинаешь замечать хорошо воссозданную атмосферу военного времени. Редко возникает такая мысль, но здесь почему-то показалось, что фильм идеален именно в чёрно-белой съёмке. Повсюду разруха и разочарование во всём, в том числе Боге. Священник только злит своими оправдательными словами в адрес всевышнего. Кто-то в тяжёлые времена разочаровывается в Боге - другой ищет, в чём же перед ним провинился. После одного события(не скажу какого), Сара также поначалу пытается обратиться к Богу с ненавистью, а потом с раскаянием.
Фильм не кажется открытой пропагандой какой-либо религии, её понимание здесь довольно-таки извращённо и туманно, как и "общение" с Богом. Такое общение в фильме не более, чем форма внутреннего диалога, а результаты этих "разговоров" довольно противоречивы. С позиции неверующего человека смотрится внушительно, жестоко почти на уровне ритуалов жертвоприношений языческим богам. Хотя вряд ли это было целью режиссёра, экранизирующего "католический роман". Я считаю, это прекрасно, когда фильм не даёт прямых ответов.