"Кровавый урожай" / Clown in a Cornfield (2025, реж. Элай Крэйг)
Будучи большим фанатом "Настоящего детектива" и лично Мэттью Макконахи, который сыграл роль циничного копа Растина "Раста" Коула, плодовитый автор хоррора Адам Чезаре не раз порывался посвятить любимому антигерою целую книгу, однако не был уверен, что издательство согласится выкупит у HBO права на использование персонажей. Тем не менее, идея создать историю о типичной американской глубинке, подобной луизианскому приходу Вермиллион, где разворачивалось основное действие первого сезона, не отпускала писателя - и, в конечном итоге, вылилась в его самое успешное произведение "Клоун на кукурузном поле", отмеченное премией Брэма Стокера как лучший подростковый роман ужасов. Имена двух важных для сюжета персонажей - Раста Вэнса и Коула Хилла, были одной из многих отсылок на сериал от HBO. Тем не менее, многие литературные критики отметили, что самое большое влияние на книгу оказал не "Настоящий детектив", а... "Типа крутые легавые"!
Любой, кому "посчастливилось" посетить Кеттл-Спрингс, что в Миссури, очень быстро понимает: с этим городком творится что-то неладное! В этом, на первый взгляд, унылом и тихом захолустье царит настолько плотная атмосфера угрозы, что ее можно разрезать ножом на куски... если, конечно, до этого кто-то не разрежет на куски вас самих. За каждой улыбкой местного жителя угадывается волчий оскал, а их взгляды, буравящие вам спину, заставляют подумать о нацеленных ружейных дулах. Вот и обычная старшеклассница Куинн Мэйбрук, после смерти матери приглядывающая за отцом-недотепой куда больше, чем он за ней, начинает подозревать, что новое место жительства, мягко говоря, выбрано не очень удачно. Больше всего в Кеттл-Спрингс ее пугает плохо скрываемые раздражение и ненависть, исходящие от консервативного старшего поколения, считающего свободолюбивую молодежь корнем всех бед. Кажется, радикальной точки зрения придерживается и таинственный клоун Френдо, который объявляет сезон охоты на тинейджеров, стремясь раз и навсегда вдолбить им в головы простую мысль: взрослым лучше не перечить, иначе вам будет не до смеха...
Большую часть "Кровавого урожая" не назвать ни деконструкцией слэшера, подобной "Убойным каникулам" от того же режиссера Элая Крэйга, ни частичной пародией, вроде "Дня благодарения" от другого Элая - Рота. Это максимально банальный ужастик про клоуна-убийцу, бесчинствующего в маленьком городе, при этом ни о каких продолжительных зверских расправах в духе "Ужасающего" и менее известных "100 слез" речи не идет. Нет, в принципе "Кровавый урожай" может впечатлить зрителя, не особо погруженного в жанр слэшера: одну из жертв пришпилят вилами к потолку, другую очень близко познакомят с взведенной бензопилой, третью сделают мишенью для арбалетных болтов... но камера не смакует "жесть", будто боясь ненароком шокировать потенциальную молодую аудиторию. Кстати, в "Кровавом урожае" вспоминают про штамп, ныне считающийся оскорбительным: угадайте, какого цвета кожи будет первый "жмур" из компании главных героев? Тем не менее, на примерно 50-минутной отметке происходит крайне занимательный сюжетный поворот: выясняется, что под личиной Френдо скрывается не один человек, а целая орава! Но движет ей не месть или жажда славы, как, скажем, во франшизе "Крик", а желание очистить Кеттл-Спрингс от "асоциальных элементов". Ну как-то не вспомнить о "Типа крутых легавых"?
"Кровавый урожай", как и его книжный первоисточник, создавался с явным заделом на продолжения, поэтому не стоит удивляться, что основной злодей - мэр-детоубийца в исполнении Кевина Дюранда (известен целым рядом отрицательных ролей), уезжает в неизвестном направлении, так и не получив по заслугам. При скромном бюджете в менее, чем 1 миллион долларов, фильм с легкостью окупился в 10 раз - убедительный довод в пользу сиквелов. Да и пока существует индустрия ужасов, Френдо и прочая размалеванная братия останутся актуальными антагонистами - особенно в слэшерах. вот уже много лет с успехом разрушающих репутацию клоунов как веселых цирковых артистов...