Призрак в доспехах. Обретая себя
Первым моим аниме была «Акира», спустя два месяца я открылся «Призраку в доспехах», а он — мне. Аниме как форма, пожалуй, самая самобытная из существующих. Раньше на поклонников аниме смотрели искоса, далеко ходить не нужно — еще лет десять назад таков был порядок вещей. И не стоит путать: аниме — именно японская мультипликация всецело, а не нескончаемые сериалы для школьниц, сборников фанфиков по которым больше, чем рецензий зрителей.
Осторожно, спойлеры!
Творение Мамору Осии относится к жанру киберпанк-аниме, ровно как и «Акира». Ровно как и «Акира», за основу взята манга. В таком поджанре крайне важно погрузить зрителя в атмосферу, чтобы и визуальная часть, и звуковое сопровождение окутали с головой. Он не должен сомневаться в происходящем, именно поэтому в титрах, которые тоже оформлены эффектно, среди прочих указаны специалисты, отвечающие за механическое проектирование и проектирование оружия. Ультразвуковые пули, термооптический камуфляж, органический мозг как единственно важное присутствие живого среди металла и проводов. И все эти технологии — согласно сюжету — в 2029 году. Боюсь, такого мы не достигнем, но спустя тридцать лет после выхода аниме можно с уверенностью сказать, что форма «Призрака в доспехах» стала понятнее, а главное — более актуальной.
С первых секунд зрительский взгляд фокусируют на нарочито сексуальном теле. Ибо с чего начинается личность? Мы с детства слышим установку: «Главное, что внутри, а не снаружи». Может, и так — это тема для отдельного разговора, — но странно спорить, что внешний вид и визуальные особенности не принимают участия в формировании индивидуальности. Главная героиня — майор Мотоко Кусанаги — застряла в вечной дилемме: существует ли «она»? А ее тело, на деле доспехи, служат скорее в роли ограничения, а не черты индивидуальности.
Отсюда и название — «Призрак (призрак сознания, перенесенный после кибернетизации организма) в доспехах». Будучи киборгом, майор занимается дайвингом: она не боится рисковать, чтобы прикоснуться к неизвестному. В поисках ответов удается найти, казалось бы, ее «отражение» — программу, осознавшую себя и свою сущность (совсем как в фильме «Она» Спайка Джонса, вышедшем спустя восемнадцать лет). В надрыве она жертвует собой, тем самым освобождая себя от доспехов. Программа-отражение предлагает им слиться, дабы увековечить друг друга и быть независимыми от оболочек. И в новом теле, и после смены сознания (слияния, если угодно) она уже не та, кем была: ни снаружи, ни внутри. Но она обрела себя. Такова цена.
Марк Ньютон