Орудия (Weаpons, 2025) || Страшное кино || Обзор

В тихом и спокойном городке Мэйбрук происходит странное и необъяснимое событие – 17 детей из одного класса однажды ночью просто встают из своих постелей и убегают в неизвестном направлении. Поиски пропавших результата не приносят, полиция разводит руками – единственный мальчик из класса, который не исчез, уверяет, что ничего не знает об этом странном флэшмобе, равно как и учительница пропавших ребят. Тем не менее, родители детей требуют ответов, а кое-кто из них продолжает копать, даже когда надежда, казалось бы, потеряна.

Многие молодые и амбициозные сценаристы любят играть с формой своих проектов, принципиально отказываясь следовать классической драматургической структуре. У кого-то из них выходит, но брать эти единичные победы за правило не рекомендуется, чтобы избежать ошибки выжившего. Играть со структурой можно лишь в том случае, если ты идеально изучил ее правила и точно понимаешь, что ты делаешь и зачем – не просто пытаешься удивить и соригинальничать, а твой хаос идеально организован и находится под жестким контролем.

Сценарист и постановщик Зак Креггер – один из тех, кто смог. В кино он не первый год, но птицу удачи за хвост схватил всего три года назад, сняв камерный ужастик «Варвар», поразивший насмотренную публику не только грамотной работой с жанром, но и нестандартной структурой, изящно обманывающей ожидания и ловко переключающей наше внимание с одного персонажа на другого. Фильм окупил свой 5-миллионный бюджет десятикратно и перевел Креггера в категорию перспективных дарований со своим видением, которых даже не нужно продюсировать – им можно просто довериться.

«Орудия», прежде всего, показали, что «Варвар» не был случайностью, и Зак Креггер прекрасно понимает, что делает. Он взял сравнительно простую, но интересную и эффектную страшилку и добавил к ней дополнительное измерение, разделив экспозицию на главы, в каждой из которых в центре событий оказывается новый персонаж. Всю мозаику происходящего целиком мы сложим только в момент, когда их линии сойдутся, но даже тогда мы не будем уверены, кто из этих людей – настоящий герой этой истории, а кто – всего лишь пешка в руках судьбы.

Сценарий «Орудий» интересен не только со структурной точки зрения, но и потому, что его интрига работает и на метафорическом уровне. Фильм можно представить, как метафору зомбирующей пропаганды и борьбы с ней, в нем можно увидеть аргументы как в защиту права на владения оружием, так и против него, Крегер не постулирует, а размышляет. Как любое настоящее искусство, «Орудия» можно толковать разными способами – или не толковать никак, а смотреть как чистый ужастик, наслаждаясь непредсказуемым развитием событий и выпуклыми героями, в которых как никогда чувствуется надлом, нерв, жизнь.

В принципе, уже к «Варвару» было сложно предъявить какие-то претензии с технической точки зрения, но в «Орудиях» Креггер взял новую высоту, объединившись с оператором Ларкином Сейплом, до этого снявшим «Все, везде и сразу», «Одиноких волков» и сериал «Грызня». Сейпл умеет дирижировать обыденностью – извлекать из нее какую-то пасторальную красоту или добавлять ей зловещие нотки. И этот его дар очень помогает Креггеру выстраивать тревожную атмосферу, в которой, что важно, нет ни намека на заумную артхаусность – это на все сто процентов зрительское, массовое кино, в отличие от, например, похожего тематически, но очевидно перехваленного «Собирателя душ» Оза Перкинса. Кино, которое останется не только в памяти эстетов, но и в истории жанра.

Видеообзоры на новые фильмы ужасов и триллеры:
https://rutube.ru/u/scarymovies/videos/
https://www.youtube.com/@scarymovieru/videos

9
6
23 комментария