Это просто пранк. Рецензия на фильм "Уродцы" (1932)
Хоррор-драма Тода Браунинга о людях с различными физиологическими причудами.
Считается одним из лучших его фильмов, наравне с "Дракула" (1931) и "Неизвестный "1927". Режиссёр сам имеет опыт с цирком, поэтому не первый раз использует эту тематику. Плюс для 1932-го картину можно назвать достаточно выделяющейся. Она пугала, шокировала, а фильмов про подобных "уродцев" и на сегодняшний день известных не так много.
Но здесь и возникает проблема, что кино это чисто эксплуатационное и если отбросить парочку уникальных моментов, то не думаю, что оно было бы интересно не то, что сегодняшнему зрителю, но и тогдашнему.
Конечно здорово, что всего за 59 минут нам рассказали цельную историю, где вскрыли и моменты связанные со взаимодействием общества с подобными "не такими" и придумали стандартный сюжетный каркас про брак по расчёту, чтобы можно было этот необычный перформанс склеить в нормальный фильм, однако, почти весь фильм мы находимся в локации цирка, где почти ничего не происходит и одни банальные действия и диалоги, обычными монтажными склейками сменяются другими, поэтому с точки зрения эмоций и киноязыка в фильме не происходит ничего интересного.
Красавица акробатка по имени Клеопатра вдруг ради шутки начинает заигрывать с карликом Гансом (все подобные люди играют в фильме самих себя и в реальности рост актёра где-то 99 см) и только она хочет забросить эту забаву, как вдруг узнает от Фриды (подружки Ганса, с которой до Клео у них по сути любовь и отношения!), что он наследник огромного состояния и тут уже начинается знакомая всем история про брак из-за денег.
Данная драматическая линия разыграна откровенно слабо и даже глупо, никакой драматургии, остросюжетности и медленного движения к развязке с экспрессивным финалом. Клео оказалась настолько глупой, что прям во время празднования свадьбы развязала язык и все разболтала. Даже глупенький Ганс понял, что к чему, но авторы решили двигать телегу дальше, якобы он все ей простил и она ещё на что-то рассчитывает, хоть потом и оказывается, что он все-таки не забыл. Так очевидно растерять весь драматический накал и тянуть жвачку, с которой уже все понятно — это верх сценарной слабости. Который ещё и дополняется недоумением от того, как легко Ганс отдалился от своей подружки Фриды только из-за того, что "нормальная" женщина проявила к нему внимание.
Остальные люди здесь для массовки, лишь только с сиамскими близняшками будут комичные эпизоды, что только лишь подтверждает то, что кино чисто китч своего времени. С романтической точки зрения понятно, что автор пессимистически констатирует нам невозможность "красавице" полюбить "чудовище" и в итоге ничего Гансу не остаётся, как соединиться снова с Фридой и то лишь потому, что это она сделала шаг к воссоединению.
Стоит признать, что с социальной точки зрения авторы точно ударили по общественному мнению насчёт "не таких" людей. С одной стороны, лицемерие одних, когда в частном разговоре они готовы таких людей изгнать, но на публике они такие великодушные. И с другой как раз случай свадьбы, где, пытаясь примерить социальную маску толерантности, как только появляется возможность её доказать, то такие люди показывают свой уже ничем нескрываемый шовинизм по отношению к подобным людям. Но основная мысль в картине все же проста и банальна, что чудовища не те, кто физически страшен, а кто душой негодяй.
Банально, но очень гуманно, однако, фильм не проходит проверку на гуманизм, которую сам же и ставит. Ведь в знак мести наша команда очень жёстко наказала пусть и моральную уродку, но я не считаю, что превращение её в такого же физического уродца, как и они сами - это соразмерная месть за её пранк над Гансом.
Так что на самом деле не так уж и страшно, что кино простое по киноязыку, почти банальное по многим идеям и слабое по сценарию, так оно ещё и манипулятивное, нагло эксплуатационное, жестокое и очень лживое в плане того гуманизма, который якобы продвигается, так что возможно, моральными уродами в фильме являются две стороны, но одних "нормальных" пожурят, а другую сторону, за гораздо большую проделку - пожалеют и посочувствуют.
5/10