17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Как можно понять по названию, топ обновляется уже не в первый раз. Да, это можно назвать более-менее строгим топом.

На DTF выкладываю в связи с добавлением одного фильма.

Прошу принять то, что это мой авторский топ. Для меня очень важно не пережёвывать по сто раз то, что все уже давно слышали. Я не очередная говорящая голова, которая будет говорить вам обо всём и ни о чём.

1. "Андрей Рублёв". 1966.


"Зеркало". 1974.


Андрей Тарковский.


"Рублёва" я бы признал конвенционально лучшим фильмом в истории.

2. "Письма мёртвого человека". 1986. Константин Лопушанский.

Фильм - опыт. Фильм, после которого больше не хочешь смотреть кино, потому что понимаешь, что тебя снова ожидает куча посредственной жвачки.


Гремучиий коктейль. Напоминает Тарковского, с его плёночными изменениями цвета. Кстати, режиссёр учился у Тарковского. Напоминает "Иди и смотри", с его физическим ощущением удушающего ужаса. Напоминает аниме "Яйцо ангела". Эстетикой кадра напоминает Кандзи Накодзиму, в частности фильм "Железо". Напоминает даже Светлану Баскову, с её экспрессивным психологизмом.


Фильм - акт гипноза. Фильм, в который вслушиваешься. Фильм, который создаёт свой мир и помещает тебя внутрь.


Один из лучших фильмов СССР. Уникально и обязательно к просмотру.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

3. "Слёзы капали". Георгий Данелия. 1982.

Данелия, конечно, лучший из "народных" советских режиссёров. Очень добрый человек, абсолютно преисполнившийся в понимании человеческой души. Фильм "Слёзы капали" - это скрытый бриллиант, не имеющий аналогов. Возможно лучшая игра Леонова.


Это то, что хотела бы изобразить Кира Муратова в "Астеническом синдроме", но вышла у неё скучнейшая дрянь.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

4. "Перемена участи". 1987.


"Среди серых камней". 1983.


"Познавая белый свет". 1980


Кира Муратова.

Про Муратову и три фильма есть целая статья.

https://vk.com/@dis_s_o_l_v_ing-kira-muratova

5. "Последний сон Анатолия Васильевича". 1990. Владимир Кобрин.

Лучший и к сожалению единственный вменяемый "андерграундный" режиссёр в СССР.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

5. "Пышка". Михаил Ромм. 1934.

Доказательство того насколько важна драматургия и собственно пример идеальной драматургии, тянущей фильм спустя 90 лет после выхода. Да и в общем-то идеальная экранизация текста.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

6. "Человек идёт за солнцем". 1962. Михаил Калик.


Лучшее иносказание в советском кино.

https://vk.com/wall-207664879_15

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

7. "Иди и смотри". 1985. Элем Климов.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

8. "Урга — территория любви". 1991. Никита Михалков.

Михалков's outstanding masterpiece.


Я вообще как-то не верю в то что это Михалков снял. Настолько свежо фильм смотрится в отсутствии характерного для режиссёра совково-дворянского душка.


Я без понятия что это вообще. Весь фильм, как сон одного из главных героев, который поел тушёнки и соснул в степи. Эстетика мировая абсолютно. Выдающаяся. Череда интереснейших образов и пейзажей. Телевизор в степи, затем телевизор в юрте, показывающий степь, татуировка с нотами на спине одного из героев, по которой играют то музыканты в вонючем провинциальном китайском кабаке 90-х, то маленькая монголка в степи на аккордеоне.


Степные пейзажи по запоминаемости на уровне "Андрея Рублёва". Феноменально показан ландшафт.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

9. "Цвет граната". 1969. Сергей Параджанов.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

10. "Экипаж". 1980. Александр Митта.

Отдых.


Для советского кино единичный случай. Океан безумных спецэффектов. А в первой части такие драмы между персонажами, что лицо скукоживается. Очень приятная операторская работа.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

11. "Такси блюз". 1990. Павел Лунгин.

Про этот фильм ещё вспомним ниже.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

12. "Город Зеро". 1988. Карен Шахназаров.

Самый тонкий и изящный перестроечный фильм, НАМНОГО опередивший время в своей манере.

Можно подумать, что какой-нибудь Роман Михайлов снимает как Линч или Гаспар Ноэ, но на самом деле он снимает как Карен Шахназаров возможно даже не подозревая об этом.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

13. "Белорусский вокзал". 1970. Андрей Смирнов.


Лучшая игра актёров и самые живые персонажи в советском кино. Культурный код вшитый в плёнку.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

На этом моменте прошу всех горящих от любого проявления мысли пойти посмотреть Антона Долина. Это вас успокоит.

Если кого ещё и стоит добавить в топ, хотя бы в самый конец, то это Дзигу Вертова и его "Человек с киноаппаратом" 1929 года.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Эйзенштейн - самый переоценённый режиссёр СССР точно, а возможно и не только СССР. Я не знаю в каком состоянии сознания нужно находиться, чтобы возвеличивать Эйзенштейна.

Иоселиани - запредельный уровень уныния и безыдейности. Создан для того, чтобы давать интервью на телеканале "Культура" и тем самым прививать отвращение к культуре.

vk.com/wall-207664879_40

"Вий" - говно для идиотов.

"Июльский дождь" как и ожидалось не удивил. Вы меня извините, но я смотрел "Фотоувелечение" Антониони. Мне что "Июльский дождь", что "Жил певчий дрозд" - детский сад.

"Неоконченная пьеса для механического пианино"...

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Я надеюсь, что когда-нибудь я смогу написать про этот фильм подробно. Потому что сейчас, я думаю, что я не готов.

К этому фильму у меня очень глубокая, личная ненависть. Это не просто плохое и/или скучное кино. Тут всё гораздо глубже. Тут нужно погружение в социальный, исторический, культурный контекст...


Совсем недавно я писал в телеграм канале, что моя цель - освежить дискурс. И дискурс не только кино, но и культуры вообще. Вот с этого-то фильма и можно было бы начать говорить о культуре.

Этот фильм... Он глубоко конъюнктурен. Он не только был удобен для совка, своим чеховским сеттингом, но он удобен и конъюнктурен и сегодня!

Михалков нащупал что-то такое УДОБНОЕ И КОМФОРТНОЕ, что и сегодня про этот фильм идеально вести беседы на телеканале "Культура".

Это невероятно удушающее, мертвейшее произведение, эрзац... Всепоглощающий эрзац.

Невероятно женское, старушечье даже кино, которое вам посоветует училка по литературе. По своей природе это что-то феноменально жизнеотрицающее.

Наверное это можно назвать симулякром.

Это подмена. Подмена буйства и красок жизни унылыми декорациями позапрошлого века. Это умственное усилие не великого писателя, но, опять же, училки, которая поучает пятиклассника.

Михалков, таким образом, антивизионер.

Это кастрированное, одомашненное искусство. Мертвечина, контент для подкидывния в костёр канала "Культура". Мертвечина, как что-то удобное, не вызывающее никаких вопросов, не способное на неудобные высказывания. Мертвечина, как объект для неоспоримого поклонения: Мёртвое - значит великое. Целуй. Целуй икону. Целуй мощи. Чего не целуешь-то? Это Культура!

Да и, пожалуй, всё. Могу ещё написать, что я оценил "Землю" Довженко на 1 из 10, чтобы у кого-нибудь рванула жопа и было не так скучно. Ну вот. Написал.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Вообще, есть два отвратительных явления в совковом кино: Это дебилизация 30-х и алкоголизация 60-х.

В 1924 Яков Протазанов - насквозь ещё имперский режиссёр - снимает неплохую фантастику под названием "Аэлита".

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Отлично поставленные со спецэффектами сцены взлёта космического корабля и земля в иллюминаторе. Нормально. Что потом? Борьба с так называемым "Формализмом". "Старое и новое", "Счастье", "Земля" - фильмы про то, как крестьяне бегают по полю и радуются трактору. Потом из этого вырастает картина "Первороссияне" с идиотскими длинными планами, дебильными актёрами и драматургией по Эйзенштейну, когда абсолютное зло сталкивается с абсолютным добром.

Про алкоголизацию даже писать нет желания. Это можно простить только Данелии. Все остальные имена здесь даже упоминаться не будут.

Все эти диалоги:

- Ловко вы её опрокидываете...

- Достигается упражнением!

Пошло оно всё.

Хотя, тогда наверное стоит ещё пояснить про "Такси блюз".

"Такси блюз" - это про попытки сковать творческую энергию, поставить её на службу, сделать её обязанной. Это попытка создать военного музыканта из фильма Калика "Человек идёт за солнцем". Естественно, получается полная херня. Потому что человек творческий - это человек пьяный без вина. Как у Бодлера. Это хаос, который не может быть упорядочен. И именно алкогольная зависимость Петра Мамонова в этом фильме - это просто формальность. Можно ли назвать простой формальностью завязку фильма "Ирония судьбы"? Я так не думаю.

Всё. Одного упоминания алкоголической комедии уже более чем достаточно. Можно было бы раскрыть тему, но я с этим соприкасаться не желаю.

И ещё немного про "Обыкновенный Фашизм".

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

Когда-то давно поставил фильму 4 из 10 и не мог вспомнить почему.


Сейчас пересмотрел и понял. Оставил ровно такую же оценку.

Дурацкий повествовательный тон, бессодержательный и с неуместными насмешками. Сейчас такие рассказы можно услышать на Рен ТВ.

Дичайшая конъюнктурность в угоду тогдашней политики партии. Нам показывают, что вокруг в наше время все такие же звери как и раньше. Всё также в воздухе пахнет фашизмом. И всё это под совсем идиотскую клоунскую музыку.


Кинокритик Семён Черток пишет, что фильм намекает на сходство СССР и гитлеровской Германии, не говоря об этом напрямую.

Это могло бы быть смело, но, хоть убейте, едва ли я могу разглядеть этот намёк.

Зато прямых обвинений капиталистических стран в фашизме просто навалом. А вот наш родной коллективизм и культ личности остаётся за кадром. Всё это задаёт, как мне кажется, очень опасную установку "можем повторить".


Ни слова о евреях, кстати. Интересно, а почему так? Опять же, конъюнктура.


Есть, конечно, актуальное для нашего времени напоминание о том, что меняется форма свастики, а суть остаётся прежней. Есть напоминание о том, что нужно оставаться человеком в толпе шизофреников. Всё это хорошо, но банально.


В конечном счете, как мне кажется, фильм не являет собой твердое антивоенное и антифашистское высказывание. Он скорее задает вредный тренд на обвинение в фашизме всех подряд. Очень заметна скованность режиссера цензурой. Не хватает анализа собственной родины, потому что этот анализ и невозможно было провести в то время. Задорновщина и Рен ТВ: вот наследие этого фильма. Не стоит преисполняться в собственном антифашизме и воспринимать историю и мир через насмешливую манию величия. Потому что таким образом можно, внезапно, оказаться на месте тех, против кого ты воевал.


PS

Что очень радует: На кинопоиске произошёл редкий случай, когда люди почувствовали фальш и накидали довольно много отрицательных рецензий, причём написанных очень конструктивно и содержательно.

17 лучших советских фильмов v. 1.3 и заметки.

И ещё одна небольшая заметка.

https://vk.com/wall-207664879_34

На этом всё. Я собрал здесь наверное вообще всё, что я писал о советском кино. Надеюсь, вы нашли что-нибудь интересное для себя.

74
15
12
3
2
2
149 комментариев