Откуда взялись сцены после титров и какие они бывают
За последние 15 лет сцены после титров стали привычным приемом — в первую очередь из-за фильмов Marvel. Но очевидно, не комиксы впервые их придумали — так давайте разберемся, откуда они появились и зачем нужны!
Текста тут будет по-минимуму, а картинок и видео — по максимуму (я, если честно, даже устал все это нарезать).
Про историю появления титров (кратко)
Так, перед тем как рассказать, откуда появились сцены после финальных титров — нужно рассказать откуда взялись финальные титры :)
В самом начале титры всегда шли в начале фильма — вместе с названием картины. А конец фильма ознаменовался просто — титром «Конец», «The End» или «Fin».
Но уже в 30-ые список актеров перенесли в конец (считается, что первым фильмом, который перечислил всех участников был «Волшебник страны ОЗ»)
Под всеми — даже включая собачку Тото, которая играла, собственно, роль собачки Тото.
А вот первые красочные «долгие» финальные титры появились в фильме «Вокруг света за 80 дней» 1956-го года — после финальной сцены начиналась очень красивая анимация, где появлялась имена всех членов съемочной группы.
И примерно тогда же активизировались профсоюзы (типа IATSE), которые начали требовать явного упоминания имен всех участников съемочной группы.
С тех пор значимых изменений в структуре титров не было — кроме того, что они обрастали все более новыми и новыми требованиям типа юридических копирайтов, дисклеймеров и так далее.
Кстати, первые классические бегущие вверх титр появились в фильме «Лоуренс Аравийский» 1962-го года.
Из забавного — на текущий момент своеобразным рекордсменом считается «Кредо Убийцы» — в нем титры длятся 15 минут (то есть буквально 15% от 100-минутного фильма).
Так, ну и собственно давайте перейдем теперь к сценам после титров.
История появления сцен после титров
Сложно отследить первое появление какого-то действия после финала — буквально уже в 1939 году был фильм «Приграничный горизонт», где в конце фильма ковбои идут под музыку, параллельно с надписью «The End» — что формально можно считать сценой после титров.
Поэтому мы тут исключим случаи, при котором титры просто начинаются параллельно последней сцене фильма.
Также не будет включать в себя случаи, когда параллельно титрам идут забавные моменты — как культовые неудачные дубли Джеки Чана.
Первая сцена после титров
Считается, что первым фильмом с «классической» сценой после титров был фильм «Глушители» 1966-го года с Дином Мартином.
Это был первый фильм киносерии про агента Мэтта Хелма — и в конце, после упоминания участников съемочной группы была сцена с Мартином, окруженном девушками — где тизерилась следующая часть, «Закоулок убийц».
Такой прием был скорее единичный (тот же Джеймс Бонд, например, представлял следующую часть сразу в титрах, а не в отдельной сцене)
Прием особо культовым не стал и особо не использовался — пока не наступили 80-ые.
Первые культовые примеры
Так, первая по-настоящему знаковая сцена после титров была в комедии «Аэроплан!» с Лесли Нильсеном 1980-го года.Фильм был пародией на все возможные клише и игрался с форматом как мог.
Поэтому, после всех титров, появлялся отрывок с пассажиром, который ждет главного героя, таксиста (который убежал на самолет в самом начале фильма).
А в 1985 на экран вышел «Молодой Шерлок Холмс», который впервые использовал сцену после титров как клиффхэнгер для создания интриги — оказывается, что главный злодей, профессор Рот выжил.
И, заселяясь в швейцарский отель, он указывает свое имя — Мориарти (отсылая к заклятому противнику Шерлока Холмса)
Таким образом, прием со сценой после титров закрепляется в двух типах использования: или комичный момент, или клиффхэнгер и создание интриги.
Ну а теперь — самые яркие примеры!
Комичный или забавный момент
Самый культовый пример использования сцены как комичного пост-модернового приема, это, безусловно, «Феррис Бьюллер берёт выходной» 1986-го года. После титров, сам Феррис в домашнем халате обращается к зрителям, удивляясь, что они все еще тут и прогоняя их из кинозалов.
Кстати, именно эту сцену спародировал уже в своей сцене после титров Дэдпул:
А еще, очень похожий прием еще за 20 лет до него использовал Элем Климов в «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» :)Но справедливости ради, это была сцена до титров, а не после
Из еще примеров забавных моментов — как например в фильме «Миллион способов потерять голову», в сцене после финала внезапно появлялся Джанго из фильма «Джанго Освобожденный»!
Создание интриги
Тут было несколько примеров до 2008 года — например, в фильме «Властелины Вселенной» Скелетор в конце оживал и говорил «Я вернусь!» (но продолжения фильма не было).
Или в «Константине», в сцене после титров Чес (герой Шайа ЛаБафа) воскрешался в образе ангела.
Но, давайте тут не прятать слона в комнате — очевидно этот прием узурпировала Марвел.В конце 2008 года, вышел первый «Железный Человек».
И после титров Ник Фьюри зовет Тони Старка присоединиться к Мстителям — таким образом была начата кинематографическая вселенная Марвел, где все фильмы были связанны друг с другом.
Это стало своеобразной фишкой франшизы, в каждом фильме Марвел была сцена после титров (и обычно не одна).Но, как и любой прием, который стал обязательным — если честно, в какой-то момент эта традиция уже вышла из берегов.
Кульминацией были вторые «Стражи Галактики» — где было уже 5 (!) сцен после титров.
Кстати, а первая франшиза, которая использовала сцены после титров — сюрприз, не Марвел, а «Форсаж» (2001 год)!
Формально, в первом «Блейде» (1998) тоже была сцена после титров, но во второй части после титров ничего не было — так что не засчитываем.
Еще из известных франшиз — в конце каждых «Пиратов Карибского моря» был небольшой забавный момент:
А лично моя любимая сцена после титров — в мультике «Валли», где в конце у лампы Пиксара перегорает лампочка, и ее меняет робот Валли.
Какого-то сакрального смысла она не несет, но мне очень нравится, как соединили классическую заставку и героя мультика.
В итоге, такой прием как сцена после титров стала повсеместно использоваться — почти во всех развлекательных блокбастеров.Marvel, конечно, довёл этот трюк до мейнстрима, но сцены после титров жили задолго и до Тони Старка.
Это как секретная открытка от режиссёра зрителю: «Спасибо, что досмотрел». И ради такого сюрприза иногда стоит задержаться ещё на пару минут (или нет — тут уж как повезёт)
Спасибо за прочтение!
Мой телеграм-канал: Одно Кино