Усыпляющий луч. Рецензия на фильм "Париж уснул" (1923).
Фантастический фильм Рене Клера, который граничит между обычным и авангардистским кино.
Буквально следующей картиной режиссёра станет очень авангардистский фильм "Антракт", где форма важнее содержания и будут обкатываться новые приёмы киноязыка.
Первый же фильм режиссёра имеет вполне себе цельную историю и структуру. С точки зрения киноязыка так же старается привносить что-то причудливое на то время.
Создание застывшего города и сцена, где рассказывают о том, как работает машина сонных лучей, выглядело это на то время новаторски. Плюс иногда играют со скоростью кадра, так что пусть этот киноязык не сильно бросается в глаза и влияет на восприятие произведения, но отметить подобные фишки стоило.
Однажды смотритель Эйфелевой башни просыпается и видит, что город неподвижен, выясняется, что не только он не попал под «засыпание», но и ещё несколько людей. Спустя время они узнают, что город застыл из-за эксперимента одного учёного.
Фильм удивительно воплощает мечту многих детишек, которые часто говорили, что они бы делали что угодно, если в городе исчезли бы люди (тут они просто уснули). Что можно будет делать что хочешь и брать все в магазине бесплатно.
По сути в фильме Клера и отображена подобная реальность, а также все её последствия. Выясняется, что если остановить течение жизни и ты будешь оторван от общества, где за тобой не будет контроля, то личность сразу же снимет с себя все моральные оковы, мало того, что потеряются все моральные ориентиры и по началу это весело, но затем индивиду станет скучно и он все равно придумает конфликт, хоть из-за ревности к девушке, как в данном случае, хоть от чего-то ещё.
Плюс возникает и моральная сторона вопроса, а стоит ли подобной машине существовать или лучше пусть она будет уничтожена. И плюс можно ли остановить естественное течение жизни, ведь даже если его остановить, то после возобновления жизнь продолжит хаотично идти своим чередом.
И в силу этого так же понятно, что если ты ничего не стоишь в обычной жизни, то никакая остановка времени тебе не поможет, ты останешься только лишь с тем, что у тебя внутри и что ты из себя представляешь. Единственное, что у вас может быть вне зависимости от обстоятельств и времени - лишь любовь.
Т.е, с одной стороны, автор вложил и интересный киноязык, и некоторые социальные комментарии, однако, чувствуется это не так четко, а в основном из-за того, что сама история в фильме не очень интересная. Кино даёт смыслы, но выглядит это больше, как додумывание, чем чёткий авторский замысел. Поэтому фильм получается ни туда, ни сюда, что немного озадачивает, его тяжело воспринимать, как цельное произведение. Не хватает интересного сценария и чёткости идей для обычного кино, но при этом не хватает и интересности формы для авангардистского произведения.
6/10