"Змей и радуга" / The Serpent and the Rainbow (1987, реж. Уэс Крэйвен)
Вы можете не ведать, чем гаитянское вуду отличается от луизианского (равно как и от худу, обеа, кандомбле и сантерии), в чем разница между колдуном-бокором и жрецом-хунганом, и почему в праздник Фет Геде принято курить сигары и пить ром, но вы точно знаете, кто такие зомби (от "нзамби", что на некоторых диалектах банту означает "мертвая душа"). Впрочем, знаете ли? Ведь пожиратели плоти из фильмов Ромеро и безропотные рабы на гаитянских сахарных плантациях - далеко не одно и то же! Собственно, о каноничных зомби, то есть о людях с помутненным рассудком, находящихся под воздействием не то специального порошка, не то гипноза или заклинания, как раз и рассказывается в "Змее и радуге".
Конец 1970-х, Гаити. Многострадальный остров из рук в руки передан одним диктатором другому: на смену грозному Папе Доку, считающемуся персонификацией бога смерти Барона Субботы, пришел Бэйби Док - хоть и не такой кровожадный, как отец, но, тем не менее, готовый на все ради удержания власти. Поэтому никуда не делись и печально известные тонтон-макуты - основные сподвижники режима Дювалье, подавляющие любые антиправительственные настроения с помощью "Калашникова" и мачете, и, по слухам, практикующие каннибализм, черную магию и ритуальные жертвоприношения. Народ живет в нищете и страхе, но даже самые могущественные духи-покровители не спешат приходить на помощь. Именно в этот гостеприимный рай на земле приезжает гарвардский антрополог Дэннис Алан - бесстрашный авантюрист, нанятый фармацевтической компанией, которой позарез нужна информация о вуду... особенно секрет превращения человека в зомби.
Уже начальные сцены "Змея и радуги" дают исчерпывающее представление о том, какой фильм сейчас увидит зритель. Босоногая детвора с шумом носится по улице беднейшего района Порт-о-Пренса. Размалеванный под скелета громила в цилиндре и фраке, размахивая заряженным пистолетом, ведет за собой пританцовывающую похоронную бригаду, которая несет пылающий (!) гроб. В это же время врач-миссионер констатирует смерть местного учителя Кристофа Дюранда, еще не зная, что когда того положат в могилу, бедолага откроет глаза...
Как бы неправдоподобно это не звучало, в реальности нечто похожее якобы произошло с Клервиусом Нарциссом - нечистым на руку землевладельцем, который нажил себе врагов столь могущественных, что те превратили его в зомби! Эта полуфантастическая история широко освещалась в западных СМИ, укрепляя зловещую репутацию вуду в глазах обывателей. Желая побольше узнать о случае с Нарциссом, канадский антрополог и этноботаник Уэйд Дэвис отправился на Гаити. Там он досконально изучил формулу зомбирующего порошка и мистические обряды, сопутствующие его применению - результатом этих изысканий стала научно-популярная книга "Змей и радуга", спустя 3 года после публикации вольно перенесенная на экран в виде художественного фильма.
Хотя к моменту съемок Франсуа Дювалье уже давно лежал под землей. а его сын Жан-Клод сбежал во Францию, на Гаити Уэс Крэйвен столкнулся с угрозами от все еще сохраняющих влияние тонтон-макутов, которые варьировались от "Мы тебя проклянем!" до "Мы сдерем с тебя кожу заживо!". Учитывая, что за годы тирании от их рук погибли десятки тысяч мирных граждан, основания не верить им не было. В итоге съемочная группа спешно переместилась в Доминиканскую Республику. Причина ненависти ярых сторонников Дювалье крылась в страхе, что американцы развенчают миф о непобедимых слугах смерти, которыми считали тонтон-макутов суеверные гаитяне. Крэйвен шутил, что зря сел в режиссерское кресло - тем более, Дэвис хотел видеть там своего друга Питера Уира.
Уже после премьеры мстительные вудуисты несколько раз пытались отправить Крэйвену в Америку... ядовитых змей! Конечно, ни одна из этих посылок так и не дошла до адресата - если ему вообще что-то посылали, ведь вся эта история, вероятно, является лишь байкой, призванной немного приукрасить историю создания "Змея и радуги". Тут уж только всемогущий Бонди знает правду.