Человек-Паук: от малых до больших экранов #3. [лонг].

Человек-Паук: от малых до больших экранов #3. [лонг].

Итак, эпопея с лонгридом обо всех, или почти, экранизациях персонажа на малых и больших экранах, от мультсериалов и телевизионных фильмов до полнометражных кинолент, продолжается. Не уверен, что не думаю об идее сшить собственный сине-красный костюм и отправиться пытаться спасать какой-нибудь город от преступности, но сейчас не об диссоциативном расстройстве личности, а о культовом супергерое.

И снова этакий дисклеймер — тема именно экранизаций. Исходя из этого опущу историю создания самого персонажа, разглагольствования о стариках Ли и Дитко, и, само собой, ни слова о комиксах. А, ну, и некоторые совсем сомнительные на мой взгляд проекты, как попытка сделать из Питера Паркера «могучего рейнджера», пропущу. Погнали!

Spider-Man Unlimited. 1999 год.

Создатели: Патрик Арчибальд / Saban Entertainment.

Продолжительность: 1 сезон / 13 эпизодов.

Телеканал: Fox Kids.

В главной роли: Рино Романо.

Что ни говорите, а дизайн этой версии был очень интересным.
Что ни говорите, а дизайн этой версии был очень интересным.

Этот мультсериал был отличной идеей на бумаге, но когда дело дошло до реализации, по причине множества факторов, а в особенности компании «Sony», все полетело почти к чертям. В этом моменте обычно писал про музыкальную тему в предыдущих лонгридах — здесь она никакая. Главная проблема заключалась в бюджете, который систематически урезался с начального этапа производственного процесса. На пост композитора был приглашен Джереми Свит, который в большей степени являлся телевизионным ремесленником, нежели музыкантом с большой буквы. Да, работал над рядом известных проектов, но на вторых-третьих ролях, так скажем, четвертой скрипкой слева.

Так как созданием мультсериала занимались «Saban Entertainment», основанная Хаимом Сабаном и Шуки Леви, написавшем саундтрек к тому самому «Человеку-Пауку» 1994 года, Джереми Свит попытался переделать его узнаваемую заглавную тему. Что первое приходит на ум при слове «будущее»? Электронное звучание. Именно к нему обратился композитор, но нарочито искусственное, пластиковое и синтетическое переосмысление знакомой мелодии, не впечатлило никого, в том числе и боссов компании. Скорее всего зритель бы не услышал этой поделки, а Свита уволили, но подсобил вездесущий Ави Арад. Снова со своими игрушками, партия которых была уже готова и нужно было скорее выходить на телеэкраны, дабы не потерять миллионы долларов. Времени на написание новой музыкальной темы, как и бюджета на это, не было, поэтому оставили все как есть.

Вперед в будущее или очередное влияние Бэтмена.
Вперед в будущее или очередное влияние Бэтмена.

Пока основные права на Человека-Паука уже переходили к «Sony» и те вовсю возились с черновым сценарием, который должен был реализовать в полном метре на больших экранах Джеймс Кэмерон, что в итоге не срослось, «Saban Entertainment» решили выжать хоть что-то из оставшейся у них лицензии на персонажа. Ко всему, контракт между «Fox» и «Marvel» предусматривал, что для сохранения прав на старые шоу, телеканалу необходимо было транслировать в эфире новые мультсериалы с участием геройского альтер эго Питера Паркера. Однако ни один из пунктов юридического соглашения не предусматривал какого-либо контроля качества.

За эту бюрократическую уловку и зацепились в руководстве «Saban Entertainment». Как уже упоминал ранее — особо бюджета на мультсериал не было. На отсутствие финансовых средств еще накладывался и запрет на использование классического костюма Человека-Паука, а действующий контракт на телетрансляцию с «Fox» выглядел неимоверно соблазнительно. Надо было что-то придумывать.

Для поиска новой идеи был приглашен в качестве шоураннера Уилл Меньот, который уже успел успешно поработать над мультсериалом «Капитан Планета» в схожих условиях ограниченного финансирования. Важно обратить внимание, что в то же время на экранах уже транслировалось очень удачное продолжение оригинального мультипликационного телешоу «Бэтмен будущего», основную идейную концепцию которого и решили применить к «Непобедимому Человеку-Пауку». Да, ничего со временем не меняется — защитник Готэма все так же влияет на истории внештатного фотографа «Дейли Бьюгл».

Борьба с квадроберами вышла на новый уровень.
Борьба с квадроберами вышла на новый уровень.

Помимо запрета на использование костюма Человека-Паука, невозможно было представить на малых экранах и известных злодеев, если этого не позволял сценарий полнометражной ленты от «Sony». А он, черт подери, в тот момент был не утвержден и постоянно переписывался!

Недоступными для создателей мультсериала оказались даже такие персонажи, как Мэри Джейн и Дж. Джона Джеймсон. Самым непонятным из всего этого является наложенное вето на оригинальные сюжетные линии из классических комиксов. Мультсериал, который не должен был доставить особых проблем в производстве, внезапно оказался очень и очень неудобным для компании «Saban Entertainment», желавшей срубить немного долларов на известной франшизе.

На запрос Уилла Меньота «Marvel» и «Sony» предоставили список комиксных арок, которые были доступны из-за невостребованности в грядущей киноленте, к которой на тот момент уже подтянули режиссера Сэма Рэйми. Перечень разрешенных сюжетов состоял преимущественно из серии про «Высшего Эволюционера» и «Контр-Земли». Отталкиваясь от этого, шоураннер решил перенести историю не в реальное будущее, а в альтернативное измерение, в котором благодаря научным экспериментам животные развились в антропоморфных существ, а технологии шагнули настолько вперед, что позволяли представить перед зрителями желаемый футуристичный антураж.

Уровень детализации персонажей в мультсериале заметно вырос.
Уровень детализации персонажей в мультсериале заметно вырос.

Опасаясь того, что зрители попросту не примут новую итерацию героя в измененном сеттинге, а отсутствие знакомых персонажей не вызовет особого интереса, «Saban Entertainment» снова зацепились за канцелярские уловки.

Во-первых, исходя из действовавшего на тот момент соглашения, производственное подразделение не имело возможности использовать «злодеев», но если изменить их дизайн, а главное характер, то юридически нельзя было докопаться. Таким образом антагонисты Питера Паркера и превратились в этом мультсериале в героев.

Во-вторых, так как «Saban Entertainment» принимало участие в создании «Человека-Паука» 1994 года, то за ними остались смежные права на использование художественного образа. Так в первом эпизоде Питер Паркер появляется в узнаваемом «паучьем» костюме, но быстро сменяет его на высокотехнологичный с обновленным дизайном. Создавалось ощущение преемственности, будто это продолжение той самой истории про Человека-Паука, которая к тому же в свое время так резко оборвалась. На деле это абсолютно не так.

Новая Земля — новая девушка.
Новая Земля — новая девушка.

Мэри Джейн Уотсон мельком вернулась в самом начале мультсериала и все так же представала в качестве главного любовного интереса Питера, но оказавшись на Контр-Земле, Паркер нашел новую девушку — доктора Наоко Ямада. Ах, да, это бывшая Гектора Джонса, он же теперь Зеленый Гоблин. Интересный поворот.

Вообще, мультсериал удачно «пересобирает» персонажей, создавая занимательный задел на их индивидуальное сюжетное развитие. Шаткое партнерство между Человеком-Пауком и Зеленым Гоблином, а также наличие любовного треугольника вокруг них. Тоталитарный политический взгляд на общественное устройство Великого Эволюционера. Трагичная дуальность, некий надлом образа героя, Джона Джеймсона и эволюция, не только биологическая, но и сценарная, Венома и Карнажа, не нуждающихся больше в человеческом носителе во всех смыслах.

С технической стороны, даже сравнивая с мультсериалом 1994 года, «Непобедимый Человек-Паук» стал гораздо динамичнее, герои более пластичными, а нестандартный персональный подход к разработке самих образов значительно детальным и запоминающимся.

Этот новый угловатый дизайн симбиотов сделал их более монструозными.
Этот новый угловатый дизайн симбиотов сделал их более монструозными.

Главное изменение же коснулось самой натуры Человека-Паука — если на Земле он представлял собой супергероя, пусть порой и сталкивающегося с проблемами вселенского масштаба, то на Контр-Земле он предстает в амплуа революционера, выступающего против классовой несправедливости. Питер Паркер в этот раз не просто парнишка в сине-красном костюме, обладающий необыкновенными способностями, а самоотверженный борец за свободу.

По сюжету нанокостюм Человека-Паука был создан Ридом Ричардсом.
По сюжету нанокостюм Человека-Паука был создан Ридом Ричардсом.

«Непобедимый Человек-Паук» вышел на малых экранах в конце 1999 года, практически без рекламной поддержки от «Fox». Реакция зрителей была довольно негативной, все сравнивали его с «Бэтменом будущего». И такое сравнение «паучок» не выдерживал.

Заволновавшись руководство телеканала бесцеремонно поместили мультсериал в тот же слот, что и «Покемон», по сути обрекая его на тотальный провал, так как приключения Эша Кетчума и Пикачу были не просто успехом, а культурным феноменом. Мультипликационный проект Уилла Меньота продержался в эфире всего три недели, после чего был полностью снят с трансляции. Питер Паркер не появлялся на экранах почти два года, а в 2001 году оставшиеся эпизоды транслировались с перебоями. Мультсериал стал последний проектом про Человека-Паука , созданным для «Fox».

Spider-Man. 2002 год.

Создатели: Сэм Рэйми / Дэвид Кепп.

Продолжительность: 121 минута.

Киностудия: Columbia Pictures / Sony Pictures / Marvel Enterprises.

В главной роли: Тоби Магуайр.

Пора начинать визжать от восторга.
Пора начинать визжать от восторга.

Спустя 25 лет после того, как Супермен взмыл в синее небо на больших экранах, зрителям было легко поверить в летающего супергероя и проникнуться к нему симпатией. Однако, вызвать те же чувства к герою, который раскачивается на паутине между небоскребами Нью-Йорка, совершенно иная техническая задача.

Есть много причин, по которым «Человек-паук» является отличным фильмом, и все они правдивы. И все же, если бы его раскачивания на паутине не выглядели идеально или хотя бы правдоподобно, все остальное не имело бы значения. Каким бы замечательным ни был сюжет, актерская игра или костюмы, кто такой кинематографический Питер Паркер, если он не может делать то, что умеет паук?

Кинокритик Джошуа Паттон для издания «CBR».
Помните свои впечатления от просмотра? Поделитесь ими в комментариях.
Помните свои впечатления от просмотра? Поделитесь ими в комментариях.

Итак, в который раз обратимся к заставке. В киноленте 2002 года, под чертовски крутые вступительные титры дизайнера Кайла Купера, звучала музыкальная тема, написанная самим Денни Эльфманом. Знаменитый американский композитор и вокалист нью-вейв группы «Oingo Boingo», чьи тринадцать альбомов входили в «Billboard 200», является обладателем премий «Грэмми» и двух «Эмми», шестикратным обладателем «Сатурн», четырежды номинировался на «Оскар», и многократно на «BAFTA» и «Золотой глобус».

Эльфман принимал участие в работе практически над всеми фильмами своего друга Тима Бертона, а также над кинокартинами таких именитых режиссеров, как Брайан Де Пальма, Питер Джексон, Джосс Уидон, Барри Зонненфельд, Гильермо Дель Торо и многих, многих других.

Его оркестровая партитура не обращалась к предыдущим, уже ставшими классическими, композициям Пола Томаса Вебстера и Боба Харриса или Джона Семпера и Шуки Леви. В киноленте Сэма Рэйми на смену гармоничным инструментальным или гитарным, с искаженным вокодером вокалом, интонациям пришло зловеще помпезное, отдающее этнической перкуссией, глубокое и масштабное звучание.

У Питера Паркера и Человека-Паука разное музыкальное звучание. Сначала я написал тему Человека-Паука. С ней все ясно — героическая, эпичная музыка. Но эта партитура не резонировала с сердцем растерянного Питера Паркера, стоящего над телом дяди Бена. В этом и была сложность. Тема работает для Человека-Паука, но не для Питера. Тогда я взял фрагменты композиции Человека-Паука и трансформировал их в совершенно новую музыку, пропитанную сожалением и сентиментальностью, внутренним надломом, которая и стала темой Питера Паркера.

Композитор Дэнни Эльфман для издания «Variety».

Осенью 1999 года Сэм Рэйми пришел в офис «Sony Pictures» в безупречном черном костюме, чтобы предложить свои услуги в качестве режиссера «Человека-Паука». У него не было оснований рассчитывать на то, что он получит эту работу.

Мой агент Джош Донен сказал — они хотят быть с тобой честными. В списке есть около восемнадцати режиссеров, которых они предпочли бы тебе. На что я ответил — хорошо, тогда передай им, что я на девятнадцатом месте.

Режиссер Сэм Рэйми для издания «Variety».

В переговорном зале режиссера ожидал генеральный директор «Sony Pictures» Джон Кэлли и исполнительный директор Мэтт Толмач, председатель «Columbia Pictures» Эми Паскаль, глава «Marvel Studios» Ави Арад и продюсер фильма Лора Зискин. Чтобы разрядить обстановку официоза, Рэйми начал рассказывать, почему он так любит Человека-Паука. Поведал о постере с изображением героя, который висел на стене в его детской спальне, и о том, что Питер Паркер стал первым персонажем, благодаря которому такой ботаник, как Сэм, смог представить себя супергероем, а не каким-то туповатым помощником, мельтешащим на съемочной площадке. Главное — кинематографист сделал акцент на том, что Стэн Ли создал персонажа, чьи слабости и неудачи были не менее, а то и более важны, чем его удивительные способности и подвиги, бросающие вызов смерти.

Встреча проходила очень, очень хорошо! вдруг Сэм посмотрел на часы, встал и сказал — что ж, большое спасибо, что уделили мне время. Я ценю, что вы меня приняли. После чего незамедлительно попрощался со всеми присутствующими и ушел!

Исполнительный директор Sony Pictures Мэтт Толмач для издания «Variety».

Дело было в том, что агент Сэма Рэйми опасаясь негативной реакции студийных боссов, настропалил режиссера, акцентируя на том, что его не особо хотят видеть и в распоряжении имеется всего лишь час на деловые переговоры.

Сэм Рэйми на съемках своего кинокомикса.
Сэм Рэйми на съемках своего кинокомикса.

Как мы все знаем, в итоге Сэм Рэйми получил режиссерское кресло, а рекордный кассовый успех «Человека-Паука» — на тот момент это был самый прибыльный фильм о супергероях за всю историю, собравший 825 миллионов долларов по всему миру — стал причиной роста популярности жанра. Но заглядывая в кулуары, можно сказать, что на тот момент для Человека-Паука мало что было предопределено. Пришлось задействовать буквально толпу юристов, чтобы разобраться с правами на персонажа, а крупные киностудии не горели желанием вкладывать такие огромные деньги, запрашиваемый бюджет составлял 139 миллионов долларов, в историю о Питере Паркере.

Они еще не знали, что снимают один из самых важных фильмов для жанра.
Они еще не знали, что снимают один из самых важных фильмов для жанра.

Для большего понимания истории создания киноленты Сэма Рэйми нужно оглянуться назад и покопаться в том, что творилось с компанией «Marvel» — в 1985 году, когда издательство очевидно проиграло в конкурентной борьбе «DC Comics», боссы Человека-Паука подписали пятилетний контракт с киностудией «Cannon Films», преимущественно известной по фильмам категории «B». Согласно договоренностям, киноделы обязывались до 1990 года снять и выпустить в прокат историю про супергероя в «паучьем» костюме.

Стоит отметить, что руководство «Cannon Films» понятия не имели, кто такой Человек-Паук. Не заглядывая никогда в комиксы, они полагали, что это чудовищный восьминогий мутант, который сражается с другими монстрами. Студийные боссы даже опрометчиво успели заказать телепродюсеру Лесли Стивенсу сценарий на эту тему, пока Стэн Ли лично не разъяснил о чем на самом рассказывает история Питера Паркера на страницах печатных комиксов. Что еще более забавно — поставить такую мрачную киноленту предлагали Тоубу Хуперу, режиссеру «Техасской резни бензопилой».

Когда же наконец Менахем Голан и Йорам Глобус, владельцы «Cannon Films», разобрались в том на какого именно персонажа купили права, они оплатили новый сценарий, который под патронажем Стэна Ли писали Тед Ньюсом и Джон Бранкато. Теперь это уже была история о студенте Питере Паркере и его менторе докторе Отто Октавиусе, которые проводили эксперименты с применением передовых технологий, в результате которых подвергались мутации из-за огромного выброса радиации. Для съемок этой ленты собирались привлечь режиссера Джозефа Зито, известного по боевикам с Чаком Норрисом, а на главные роли рассматривали Тома Круза и Боба Хоскинса.

Изначально планировалось вложить в предстоящий кинокомикс 20 миллионов долларов, но из-за провалов и нескольких затянувшихся в производстве кинолент, бюджет урезали до 5 миллионов долларов. Джозеф Зито отказался снимать малобюджетного «Человека-Паука», а все попытки упростить сценарий не увенчались успехом.

В конце концов Менахем Голан и Йорам Глобус, не выдержав свалившейся финансовой нагрузки, в 1989 году продали свою киностудию французской компании «Pathe», но вместо того, чтобы получить причитающуюся долю в долларах, теперь уже бывшие студийные воротилы, предпочли забрать с собой права на несколько проектов, включая «Человека-Паука».

Теперь за дело взялись «Columbia Pictures», которым Менахем Голан и Йорам Глобус предложили купить часть от принадлежащих им прав на персонажа и выпустить крупнобюджетную экранизацию комикса о Питере Паркере. Примечательно, что киностудия была готова выкупить полную лицензию у Голана и Глобуса, но те желали самостоятельно довести задуманное, теперь уже в качестве продюсеров, до больших кинотеатральных экранов. Может сложиться впечатление, что обоими двигала исключительно жажда наживы, но стоит признать, что Менахем и Йорам в какой-то момент искренне поверили в потенциал материала, оказавшегося у них в руках.

Сними меня так, будто я легенда кинематографа.
Сними меня так, будто я легенда кинематографа.

В начале 1990-х Менахем Голан и Йорам Глобус начали сотрудничать с другой, гремящей в то время, компанией — «Carolco», которая привлекла к проекту Джеймса Кэмерона. Режиссер на тот момент уже работал со студией над «Терминатором 2: судный день». Кэмерон взялся переписывать сценарий про Человека-Паука, подробно расписывая его становление. В качестве антагонистов планировалось использовать Электро и Песочного Человека. Это должен был быть блокбастер с взрослым возрастным рейтингом, персонажи которого использовали ненормативную лексику и присутствовала даже эротическая сцена с участием Питера Паркера и его возлюбленной Мэри Джейн Уотсон.

В начале 1990-х Джеймс Кэмерон написал 80-страничный черновик — наполовину сценарий, наполовину синопсис, в котором главным злодеем был Электро, а Питер Паркер уже вовсю был Человеком-Пауком. К тому времени, когда к проекту присоединились «Sony», он уже работал над другим проектом, но наработки шли в комплекте с правами на экранизацию и содержали несколько довольно смелых идей.

Исполнительный директор Sony Pictures Мэтт Толмач для издания «Variety».

Черновик собирался, в том числе, и из предыдущих, отвергнутых сценарных редакций, а также идей самого первого варианта Лесли Стивенса. Именно из него в грядущую ленту попала «органическая» паутина, выделявшаяся из желез на теле Питера Паркера.

На самих съемках было явно весело.
На самих съемках было явно весело.

К сожалению, у студии «Carolco» тоже начались финансовые проблемы, приведшие к продолжительным судебным разбирательствам касательно прав и того, кто и на каких условиях будет экранизировать «Человека-паука». Все пересудились со всеми — Кэмерон, потратив столько времени на написание сценария, не хотел терять возможность экранизировать кинокомикс, Менахем и Йорам не хотели упускать принадлежащие им права, «Carolco» пытались отсудить полную лицензию у «Columbia Pictures», а «20th Century Fox» требовала через суд, чтобы Джеймс, ранее подписавший контракт, снимал для них, а не тратил время на какого-то там Питера Паркера.

Результатом такой бюрократической волокиты в 1996 году стало банкротство практически всех участников судебных распрей — «Carolco», «20th Century Fox» и «Marvel». В этот момент подсуетилась киностудия «MGM», выкупив права на реализованные и нереализованные проекты Менахема Голана и Йорама Глобуса, естественно, включая и Человека-Паука. Теперь уже настал черед компании «Metro-Goldwyn-Mayer» препираться с «Marvel». В 1998 году суд признал, что экранизаторский контракт истек и права снова вернулись издательству комиксов.

Человек-Паук по-прежнему оставался жемчужиной компании, и в конце концов «Sony Pictures» выкупили права на экранизацию всего за 7 миллионов долларов, при этом «Marvel» сохранила за собой 5% прибыли и 50% прав на мерчандайзинг.

Президент «Marvel Studios» Ави Арад для издания «Variety».

Как показывает история — руководство «Marvel» ничего не учит и они раз за разом совершают одни и те же ошибки. Уже год спустя, в 1999 году, компания снова продала права на экранизацию все еще заинтересованным «Columbia Pictures» и их владельцам, корпорации «Sony». Но не стоит списывать со счетов «MGM», которые настаивали, что у них все еще есть права на съемки «Человека-паука» и угрожали очередными судебными тяжбами.

Триединый святой «Марвел» — Арад, Рэйми и Магуайр.
Триединый святой «Марвел» — Арад, Рэйми и Магуайр.

Назревающий конфликт разрешился благодаря Джону Колли, который являлся бывшим топ-менеджером «MGM», а на тот момент уже возглавлял «Columbia Pictures». Если вкратце — он пригрозил «Metro-Goldwyn-Mayer» имевшимися косвенными правами на персонаж «агента 007», предлагая своего рода паритет: «MGM» отказывается от претензий на Человека Паука, а «Columbia Pictures» не трогает Джеймса Бонда. Шантаж сработал и Джон Колли выкупил права на все написанные сценарии «Человека-Паука» скопом. В первую очередь студийного воротилу интересовал черновик Джэймса Кэмерона, который считался лучшим из всего предлагаемого. При этом самого режиссера «Columbia Pictures» нанимать не стала, заявив, что запускает в разработку собственную киноленту.

Среди претендентов на кресло постановщика числились Тони Скотт, Роланд Эммерих, Крис Коламбус, Дэвид Финчер, Ян де Бонт, М. Найт Шьямалан и Сэм Рэйми. Ну, остальное уже известно...

Сэм был уникальным. Сэм занимался этим не ради денег. Сэм был парнем, которому нужно было добиться успеха!

Президент «Marvel Studios» Ави Арад для издания «Variety».
А вас точно получится лучше, чем в комиксах?
А вас точно получится лучше, чем в комиксах?

В качестве сценариста был приглашен именитый Дэвид Кепп с отличным послужным списком и кучей наград — премиями «Сатурн», «Хьюго», «Брэма Стокера» за «Парк Юрского периода» и гран-при на кинофестивале в Жерармере за «Отзвуки эха».

Дэвид Кепп, один из самых востребованных сценаристов 1990-х годов, на счету которого такие фильмы, как «Парк Юрского периода» и «Миссия невыполнима», был приглашен в проект благодаря своим смелым идеям, в том числе о том, как показать отношения Питера Паркера с Мэри Джейн Уотсон, на которой он в итоге женится в комиксах.

Исполнительный директор Sony Pictures Мэтт Толмач для издания «Variety».

В первой редакции написанный им черновик очень сильно опирался на сценарий Джэймса Кэмерона. История становления оставалась той же, как и осознание приобретенных суперспособностей, многие диалоги и пассажи были перенесены слово в слово, а главными антагонистами Человека-Паука по-прежнему были Электро и Песочный Человек.

Тут стоит отступить и обратить внимание вот на что — Сэм Рэйми не собирался снимать киноленту о супергероях, он задумывал «Человека-паука» как мыльную оперу. Да, вам не показалось. Для режиссера это была приземленная история сложной любви молодого парня и девушки, пока на фоне разгорались разборки между обладателями суперспособностей. Но главное, чего хотел добиться постановщик — ощущение реального мира.

На протяжении 1990-х годов фильмы по комиксам, даже самые лучшие, были переосмыслением, в котором супергерои оказывались в центре фантастического мира, мало похожего на наш. В худшем случае это были упражнения в иронии и чрезмерном пафосе, которые намекали на клише из комиксов и никогда не воспринимались всерьез. Кепп и Рэйми ненавидели такой подход.

Президент «Columbia Pictures» Эми Паскаль для издания «Variety».

Именно поэтому во второй редакции черновика главными злодеями должны были стать Зеленый Гоблин и Доктор Осьминог. И не просто так. Поскольку Озборн-старший в повседневной жизни относится к Питеру почти как отец к сыну, Рэйми полагал, что противостояние с Зеленым Гоблином станет драматичным и берущим за душу началом саги о Человеке-Пауке. Это не просто война, это семейная драма. Однако, чем дольше режиссер работал над кинолентой, тем отчетливее понимал, что второй злодей картине не нужен. «Человек-паук» должен был в первую очередь показать зрителям обретение Питером суперсилы и о его первых шагах в борьбе с преступностью в Нью-Йорке. В следствие чего из сценария был практически вычеркнут персонаж Отто Октавиус.

В свою очередь, продюсер ленты Лора Зискин привлекла своего супруга, Элвина Сарджента, двукратного лауреата сценарного «Оскара», чтобы он отполировал романтические сцены Питера и Мэри Джейн. Еще один аргумент в пользу того, что «Человек-паук» в первую очередь мелодрама, а потом уже кинокомикс.

По сути итоговый сценарий представлял собой солянку из идей Дэвида Кеппа, Скотта Розенберга, Джэймса Кэмерона и Элвина Сарджента, но в виду регламента гильдии сценаристов и бюрократических проволочек в титрах числится только имя первого.

Кастинг на главную роль был не просто смелым, а о*еть каким смелым!
Кастинг на главную роль был не просто смелым, а о*еть каким смелым!

Параллельно с работой над сценарием шел подбор актеров. Особое внимание, разумеется, уделялось касту исполнителей главной роли. Питер Паркер в киноленте должен был быть старшеклассником, но кандидаты школьного возраста даже не рассматривались. Больше всего студия хотела на роль Человека-Паука нанять Леонардо Ди Каприо или Хита Леджера, но Рэйми не видел их в амплуа студента-героя. Основная причина заключалась в том, что режиссер не хотел делать Питера красавчиком. Да, он видел Паркера обаятельным, но при этом неловким, неладным и застенчивым парнишкой, пока не надевает супергеройский костюм и не начинает совершать подвиги.

Помимо прочих претендентов на роль Человека-Паука киностудией и продюсерами обсуждались: Юэн Макгрегор, Джуд Лоу, Фредди Принц-младший, Скотт Спидман, Крис Кляйн, Уэс Бентли, Крис О’Доннелл и даже Джон Кьюсак.

Вопреки ожиданиям студийных боссов, режиссер фактически протолкнул на главную роль в своей киноленте Тоби Магуайра. Это был крайне неожиданный выбор. Сэм Рэйми заприметил молодого актера при просмотре исторической мелодрамы шведского кинематографиста Лассе Халльстрема под названием «Правила виноделов».

Как раз в то время, когда Сэм начал свои поиски, фильм «Правила виноделов» — экранизация романа Джона Ирвинга 1999 года о молодом человеке, который вырос сиротой в штате Мэн во время Второй мировой войны, — начал завоевывать награды. Его звезда, 24-летний Тоби Магуайр, был настолько близок к образу Питера Паркера, насколько Рэйми мог себе представить.

Президент «Marvel Studios» Ави Арад для издания «Variety».

Продюсеры не верили, что Магуайр будет хоть немного убедителен как экшен-герой, но Рэйми был непреклонен в своем выборе. Для того, чтобы убедить руководство, за полгода до начала съемок, режиссер поручил Тоби снять презентационный ролик при участии каскадеров. Да, назвать это просто пробами кощунственно. Это была практически полноценная сцена с поставленной боевой хореографией. И такой трюк сработал, актера незамедлительно утвердили на роль Питера Паркера.

Тоби, возможно, был не самым очевидным выбором на роль самого важного персонажа, который появляется в студии, потому что на тот момент не особо известным актером, только набирающем популярность. Но он отлично умел играть и обладал всеми качествами, которыми должен был обладать Питер Паркер. Честно говоря, его выбрал Сэм Рэйми, не согласовывая это ни с кем. Если бы мы не предоставили ему такую возможность, он бы ни с кем другим не стал работать.

Президент «Columbia Pictures» Эми Паскаль для издания «Variety».
Было бы преступлением скрывать такую отрицательную харизму.
Было бы преступлением скрывать такую отрицательную харизму.

Роль главы корпорации и своего рода ученого Нормана Осборна, который позже сходит с ума под воздействием экспериментального газа и предстает в амплуа злодея Зеленого Гоблина, предлагалась Николасу Кейджу, Джону Малковичу, Кристоферу Уокену, Джону Траволте, Джейсону Айзексу и, представьте себе, Джиму Керри!

Однако нужно понимать, что на тот момент жанр кинокомиксов не пользовался ни особой популярностью, ни демонстрировал особых кассовых показателей, поэтому все эти актеры отказались, как тогда казалось, от такой одиозной роли.

После череды отказов, Сэм Рэйми лично предложил Уиллему Дефо взяться за воплощение этого персонажа в своей киноленте, объяснив претенденту за чашкой кофе насколько это должен быть глубокий образ на экране. И вызов актером был принят, но при условии, что он будет играть сам и Нормана Осборна, и Зеленого Гоблина.

Моя задача заключалась в том, чтобы не сделать Зеленого Гоблина слишком кичливым и фарсовым, а наоборот пугающим и безумным. Я думаю, что благодаря использованию технологий, он получился угловатым, оригинальным, облаченным в современные доспехи. При этом, на ранних тестах из-за аниматронной маски персонаж больше походил на хэллоуинскую куклу с тошнотворно-зеленой рожей и выпученными глазами. Это выглядело довольно глупо.

Актер Уиллем Дефо для издания «Variety».

Подобный императив предполагал не только отсутствие дублеров, но и отказ от разработанной для злодейского альтер эго персонажа аниматронной маски, полностью скрывающей лицо. С одной стороны, подвижный концепт, созданный художниками по спецэффектам «Amalgamated Dynamics», ужасающей гримасы Зеленого Гоблина был достаточно близок к каноничному образу из комиксов, с другой — на большом экране это выглядело бы слишком искусственно и вычурно, ко всему доставляло уйму ненужных проблем на съемочной площадке.

Моя игра была сочетанием комичных и очень драматичных моментов, порой переплетавшихся в одной сцене. Хотя я не очень хорошо разбирался в комиксах, я вырос в театральной среде, где ценился стиль игры, отличный от натурализма. И я увидел возможности в том, чтобы создать такого персонажа-монстра, а затем дополнить его психологическим портретом измученного парня.

Актер Уиллем Дефо для издания «Variety».
Доспехи Зеленого Гоблина были попыткой скрыть механизм для аниматронной маски от зрителей. 
Доспехи Зеленого Гоблина были попыткой скрыть механизм для аниматронной маски от зрителей. 

Даже с учетом того, что один съемочный костюм Человека-Паука обходился в 100 тысяч баксов, самой большой статьей финансовых затрат был Нью-Йорк. История Питера Паркера неразрывно связана с «большим яблоком», но и показывать настоящий мегаполис Сэму Рэйми тоже казалось не лучшей идеей.

Демонстрация города и так обходилась в огромные суммы, но к этому режиссер, при помощи художника-постановщика Нила Списака, решил построить огромные уличные декорации, «улучшая» архитектуру реальных зданий. Сэм Рэйми хотел добиться ощущения гротескности реального Нью-Йорка. Да, чтобы хоть как-то сэкономить, многие сцены, в которых не требовались узнаваемые достопримечательности или небоскребы, снимались на улицах Лос-Анджелеса.

Нередко здания снимались только снаружи, а интерьеры строили уже в павильонах голливудских студий. О возможности проводить съемки на Таймс-сквер договаривались за год до начала производственного процесса. Одну из самых эффектных сцен киноленты снимали в ангарах студии «Sony», находящихся в Калифорнии. Там была построена трехэтажная декорация здания, которое разрушает Зеленый Гоблин.

Невероятно впечатляющие масштабом декорации.
Невероятно впечатляющие масштабом декорации.

Сэм Рэйми столкнулся еще с одной, практически самой главной, проблемой — полеты Человека-Паука на паутине. Еще на этапе продакшна режиссер переживал, что придется постоянно работать с тросами и кранами, снимая экшен вживую. На выручку пришел Джон Дайкстра, сооснователь легендарной студии спецэффектов «Industrial Light & Magic», который к тому моменту уже успел поработать над «Звездными войнами», «Бездной», «Терминатором», «Парком Юрского периода», «Каспером», «Джуманджи» и «Мумией». Он убедил Рэйми в том, что для самых сложных и красивых сцен можно создать компьютерную модель Человека-Паука и реализовать с помощью нее трюки, которые для реального каскадера были бы слишком опасны.

Один из самых ярких моментов съемок был, когда мы впервые показали Стэну Ли компьютерную графику полета Человека-Паука на паутине. Я смотрю на него, и он такой, знаете, как ворчливый дядя шепчет мне на ухо — и это все? И тут я понял, что он не знает, что это превиз. Он был новичком в этой технологической сфере. Вы не представляете насколько он был разочарован! Я сказал ему — Стэн, мир ещё не видел ничего подобного! На что он ответил — да, но выглядит это не очень круто. Как бы то ни было, когда он увидел финальные кадры у него на глазах выступили слезы, потому что это его детище.

Президент «Marvel Studios» Ави Арад для издания «Variety».
Да, в ленте есть сцены, где графика бросается в глаза, но для того времени это было настоящим прорывом.
Да, в ленте есть сцены, где графика бросается в глаза, но для того времени это было настоящим прорывом.

Нужно понимать, что для того времени это были новаторские технологии. В «Человеке-Пауке» предстояло создавать полноценную модель живого человека, пусть и в полностью скрывающем тело костюме. В общей сложности было создано 500 фрагментов с компьютерной графикой. Иногда актер или каскадер в костюме был единственной реальной частью сгенерированного кадра. Комбинированные кадры снимали раздельно — Человека-Паука на зеленом экране, Зеленого Гоблина на синем. Работать над ними совместно было невозможно из-за цветовой гаммы их костюмов. Больше всего доставалось каскадерам, принимавшим участие в длинных пролетах над городом — их подвешивали на высотном кране и снимали на фоне Тихого океана, так как зеленый экран соответствующего размера было найти или сшить попросту невозможно.

Особое неудобство Тоби Магуайру и его дублерам доставлял сам костюм героя, представлявший из себя цельный комбинезон на невидимой молнии. Отдельным элементом была только маска. На облачение уходило много времени, а съемки отдельных сцен порой затягивались на 5-6 часов, поэтому приходилось справлять нужду через специальную трубку при помощи ассистентов.

Делайте такое упражнение два раза в день и спина болеть не будет.
Делайте такое упражнение два раза в день и спина болеть не будет.

Съемки «Человека-Паука» проходили с января по июнь 2001 года. Они затянулись из-за постоянных переездов между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. В то время, когда картину монтировали и готовили к прокату, произошли теракты 11 сентября 2001 года. В результате этого некоторые сцены пришлось переснять и переделать с помощью компьютерной графики, , чтобы удалить из киноленты разрушенные башни-близнецы международного торгового центра.

Это была рискованная затея, которая в итоге обернулась грандиозным успехом.
Это была рискованная затея, которая в итоге обернулась грандиозным успехом.

«Человек-Паук» обошелся «Sony» в 140 миллионов долларов. Кинокомиксу понадобился всего лишь один уикенд, чтобы собрать 100 миллионов долларов. Для того времени это был рекорд. Общемировые сборы составили 821 миллион долларов, что являлось третьим результатом кинопроката 2002 года. Лишь «Властелин Колец: две крепости» и «Гарри Поттер и тайная комната» показали результаты выше. Стоит отметить, что лента Сэма Рэйми обошла их в домашнем прокате.

Я ходил на премьеру. Подготовка была невероятно масштабной. Это положило начало новому жанру во всем кинобизнесе — тому, что можно сделать что-то подобное. Слезы и неистовство фанатов — ты понимаешь, что прикоснулся к чему-то, что выходит за рамки любого отдельного сегмента. Это разрушило представление о том, что комиксы — это просто то, что ты читаешь в одиночестве у себя в комнате.

Президент «Sony Pictures» Сэнфорд Пэнитч для издания «Variety».

Кинолента Сэма Рэйми, добравшаяся до больших экранов кинотеатров с таким трудом, безусловно изменила привычные устои кинобизнеса и послужила стартом для жанра кинокомиксов.

Знаете, я никогда не снимал фильмы, которые становились хитами. С 1980 года, когда я снял «Зловещих мертвецов», и до 2002 года, когда вышел этот фильм, мне приходилось выживать, убеждая себя, что кассовые сборы не имеют значения. Я уже тогда знал, что каким бы успешным ни был первый уик-энд, это не было результатом чего-то, что мы могли бы назвать своим. Он опирался на наследие Стэна Ли, на опыт примерно 60 лет работы сценаристов «Marvel», художников и писателей, которые создали мультсериал «Человек-паук», полюбившийся детям.

Режиссер Сэм Рэйми для издания «Variety».
Так выглядит режиссер, на которого совсем скоро свалится невероятный успех.
Так выглядит режиссер, на которого совсем скоро свалится невероятный успех.

Не хочется растягивать серию лонгридов, но кажется, и так мог утомить написанным. Предыдущие части прикреплю ниже для тех, кому интересно с чего все начиналось. Ну, и ставьте реакции, оставляйте комментарии, заглядывайте в тг-канал, а главное, как обычно — берегите внутреннего ребенка.

28
2
1
1
19 комментариев