"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Дисклеймер: В данном списке нет фильмов Акиры Куросавы, несмотря на всю его значимость. Нет, потому что, если вы откроете любой список по данной теме, вас этим Куросавой, просто "удавят", я вам гарантирую. 2. Я старался избегать многосерийных самурайских фильмов, вроде "Красного пиона" (1968-1971); "Повести о Затоичи" (1962-1967); "Нэмури Кэсиро" (1963-1969) и других серий, сделав упор на одиночные кинокартины. 3. Все представленные фильмы входят в период 60-х-70-х. Почему выбран именно он ? Потому что, именно тогда началась настоящая красота и настоящее насилие, а японский кинематограф выжал из своего мотора максималку. Но в этот момент, я ещё углублюсь, а вы увидите на практике.
Вы хотели; я сделал.

Для начала, немного расчистим заросли истории, чтобы понять с чем мы сегодня имеем дело. А нужны нам, буквально 2 жанра\термина.

Дзидайгеки (時代劇): дзидай (時代) - эпоха\временной период; геки (劇 - драма. Итого - историческая драма. В данном случае, идёт речь о феодальном периоде японской истории, т.е. примерно от самых истоков зарождения Японии, до конца 19-го века и «реставрации мэйдзи (1868-1912) - социального перехода от феодализма к индустриализации.

"Жизнь куртизанки Охару"\Saikaku ichidai onna (1952). Реж. Кэндзи Мидзогути. Дзидайгеки. 
"Жизнь куртизанки Охару"\Saikaku ichidai onna (1952). Реж. Кэндзи Мидзогути. Дзидайгеки. 

Тямбара (チャンバラ) - «самурайское кино». Сам по себе термин - ономатопея (обозначение звука, посредством языка), выражающее лязг мечей, ударившихся друг об друга. Фактически, под-жанр внутри дзидайгеки, который представляет из себя самурайские боевики\драмы (как правило). дополнение: есть и более мелкое дробление дзидайгеки на поджанры, но я не стану углубляться - дабы не забивать вам голову лишними терминами. (тем более, это уже достаточно профильный уровень, который встретишь достаточно не часто у тех же журналистов. Если не брать специализированные сайты по японскому кино).

"Убийца"\Hitokiri (1969). Реж. Хидео Гося. Тямбара.
"Убийца"\Hitokiri (1969). Реж. Хидео Гося. Тямбара.

Т.е. Дзидайгеки - это любые исторические драмы, вписывающиеся в рамки японского феодального общества. Тямбара - именно истории о самураях. К примеру, большинство фильмов Кэндзи Мидзогутти, снимавшего сюжеты о куртизанках и нелёгкой женской доле, в область тямбара вписываться не могут. Также, чисто технически, тямбара включает в себя множество поединков на мечах по ходу сюжета (на практике - они всегда есть, но их не всегда много).

"Самурай-шпион"\Ibun Sarutobi Sasuke (1965). Реж. Масахиро Синода. 
"Самурай-шпион"\Ibun Sarutobi Sasuke (1965). Реж. Масахиро Синода. 

Если говорить о том, когда появились дзидайгеки, справедливо можно сказать, что они были с самого начала японского кинематографа, который стартовал примерно в 1897-м году, когда японский предприниматель - Кацутаро Инабата, организовал первый кинопоказ в театре Осаки, естественно не без помощи пионеров кинематографа - французов. Примерно тогда же появился и первый местный режиссёр - Сиро Асано, который запомнился, преимущественно своими документальными и хоррор-короткометражками, вроде Bake Jizo (1898), которые ныне утеряны.

Кацутаро Инабата. Первый японский кино-делец. (1862-1949). 
Кацутаро Инабата. Первый японский кино-делец. (1862-1949). 

Чуть позже он стал снимать танцы гейш в театрах Осаки и Токио, чему последовали и другие режиссёры, поскольку фильмы с гейшами были достаточно коммерчески прибыльны. В апреле 1898-го года, режиссёр Цунэкити Сибата, по просьбе братьев Люмьер снимает несколько сценок на улицах Токио. Год спустя, местный «кино продюсер» - Койо Комада, работавший, как с Асано, так и и Сибатой основывает японскую кино ассоциацию (Nihon Sossen Katsudo Shashin Kai) и организует различные кинопоказы с танцами гейш в театрах Осаки и Токио.

Цунэкити Сибата (1850-1929).
Цунэкити Сибата (1850-1929).

В ноябре того же года Комада и Сибата выпускают одну из самых известных японских короткометражек того времени - «Созерцание осенних листьев»\Momijigari (1899), по сюжету которого, знаменитый военачальник из позднего периода «Хейан» - Тайра Но Коремори сражается с демоном, обратившимся девушкой. Так начинается история Дзидайгеки.

"Созерцание осенних листьев"\Momijigari (1899). 

Стоит отметить, что данный исторический хоррор был снят под влиянием театра Но, что сформирует японскую кино-традицию на долгие годы вперед, а элементы театра (как Но, так и Кабуки) станут неотъемлемой частью японского раннего кино.

"Повесть о жестоком Бусидо"\Bushidô zankoku monogatari (1963). Реж. Тадаси Имаи. В этом фильме влияние классического театра ощущается отчётливо. Это притом, что это достаточно поздний пример дзидайгеки для подобного. Хотя, были и более поздние примеры.
"Повесть о жестоком Бусидо"\Bushidô zankoku monogatari (1963). Реж. Тадаси Имаи. В этом фильме влияние классического театра ощущается отчётливо. Это притом, что это достаточно поздний пример дзидайгеки для подобного. Хотя, были и более поздние примеры.

Важно отметить: Несмотря на немалое количество немых японских фильмов, снятых в совершенно различных жанрах до войны, большая их часть была утеряна ввиду нескольких войн 20-го века (2-х мировых и японо-китайской, как минимум), а также крупнейшего землетрясения «Канто» (1 сентября, 1923), по итогу которого Токио, Йокогама и множество других городов, были почти полностью разрушены (включая и архивы киностудий, как вы понимаете). Поэтому на момент 30-х, японцам пришлось начинать кинематограф, практически с нуля.

"Дзирайя, ниндзя"\Gôketsu Jiraiya (1921). Ещё один ранний дзидайгеки\тямбара. Реж. Сёдзо Макино.

Вроде, немножко разобрались. А теперь пойдём по списку. Пойду я по нему произвольно и без распределения по местам, ибо в этом нет смысла. Все рассмотренные фильмы - достойны высокого звания.

«Харакири»\ Seppuku (1962). Режиссёр: Масаки Кобаяси.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Период «Эдо». 1630-й год. В поместье знатного рода Ии приходит нищий ронин - Хансиро Цугумо, желая совершить харакири. Советник клана Ии принимает его и думая, что он хочет его одурачить, просто давя на жалость и ожидая предложения работы\денег, рассказывает ему, что однажды к ним приходил другой ронин из того же клана с той же просьбой. Правда он внезапно передумал - чем опозорил себя, и его вынудили совершить самоубийство. Свои мечи он продал, поэтому собирался совершать сэппуку клинком из бамбука - что повлекло жуткие мучения для смертника. Хансиро настроен решительно, но по странному стечению обстоятельств все секунданты клана Ии, которых выбирает Хансиро для совершения обряда харакири, оказываются заболевшими, либо недееспособными. После чего, Хансиро просит советника и всех присутствующих, выслушать свою историю.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Сценарий данного фильма написан Синобу Хасимото - сценаристом множества фильмов Акиры Куросавы, в том числе и «Расёмона» (1950). И это заметно, ведь по-сути, основным номером обоих историй, является фактически детективная интрига и разворачивается она по аналогии с этим же жанром. Что до самого содержания, здесь нужно сделать отступление и поговорить о японском кинематографе 60-х в целом.

Нагиса Осима (1932 - 2013) - один из Родоначальников "новой волны" в японском кино. 
Нагиса Осима (1932 - 2013) - один из Родоначальников "новой волны" в японском кино. 

В начале 60-х в Японии формируется новое поколение режиссёров, которое среди журналистов приобретёт ярлык «новой волны». (по аналогии с французской). Эти молодые авторы ровно так же, как их французские коллеги, отринут принципы раннего национального кино и начнут экспериментировать в поисках нового киноязыка, призванного теперь отражать проблемы современного общества (ранее, японское кино было обращено, скорее к фольклору и национальной традиции. Что выражалось, как в выборе сюжетов; так и визуальных приёмов). Что же касается настроений японского общества 60-х. Их попытался выразить, например, режиссёр - Корэёси Курахара: «Основой размышлений и взглядов моего поколения является факт, что нас всегда обманывали власти». - на тот момент, Про-американские власти, я бы подчеркнул.

Уже в своём режиссёрском дебюте - "Повесть о жестокой юности"\Seishun zankoku monogatari (1960), Осима заснял реальные марши протестующих против "договоров безопасности", которые подтверждали американское вмешательство в курс азиатской страны.
Уже в своём режиссёрском дебюте - "Повесть о жестокой юности"\Seishun zankoku monogatari (1960), Осима заснял реальные марши протестующих против "договоров безопасности", которые подтверждали американское вмешательство в курс азиатской страны.

Поскольку, хоть Япония юридически выходила из под гнёта американской оккупации, по договору 1951-го года, Фактически, она оставалась под контролем Америки. В тех же 50-х, японцы активно начинают снабжать американцев, помогая им на полях американо-корейской войны. Что в свою очередь положительно сказывается на темпах восстановления японской экономики после 2-й мировой. В начале 60-х же, начинаются обсуждения продления «договоров о безопасности», которые автоматически ставят Японию в зависимое от Америки положение. Данный шаг влечёт за собой небывалые по масштабам акции протеста против вторжения американцев в жизнь японцев во множестве сфер (прежде всего политической, военной и экономической. Но фактически и других). Стоит отметить, что по итогу многочисленных (зачастую и кровавых\смертоносных) протестных демонстраций, данные договора были продлены ещё на десятилетие. А народные восстания «затухли», только к тем же 70-м. Всё это, естественно отразилось и на культурном облике Японии. А именно, в том же современном кино, основной темой стала критика западного влияния на Японию в целом и почти апокалиптические настроения интеллектуалов по отношению к японской молодёжи. Которая, по их мнению, уже не сможет избавиться от негативного западного влияния и западных же ценностей, всё более плотно проникающих в японский социум.

"Иди, иди, вечная девственница"\Yuke yuke nidome no shojo (1969). Пожалуй, один из любимых моих фильмов на тему японской истерии по данному вопросу. Такого накала ненависти и отчаяния ко всему окружающему, ещё поискать. 
"Иди, иди, вечная девственница"\Yuke yuke nidome no shojo (1969). Пожалуй, один из любимых моих фильмов на тему японской истерии по данному вопросу. Такого накала ненависти и отчаяния ко всему окружающему, ещё поискать. 

Как же это отражалось на жанре исторической драмы ? А тем образом, что большая часть дзидайгеки 60-х критиковало институт самурайства. Если учесть, что согласно Хагакуре, истинный самурай - тот кто готов верно служить, а потом и умереть во имя господина, а господин - представитель власти по отношению к народу, который и отражали ронины\самураи, получается, что таким образом, режиссёры\сценаристы, опять же критиковали власть. Причём не власть древних сёгунов, а именно власть настоящую. Тот же Эйити Кудо - режиссёр множества известных тямбара\дзидайгеки, вроде «Замка сов»\Ninja hicho fukuro no shiro (1963); «13 убийц»\ Jûsan-nin no shikaku (1963); «Великого противостояния»\ Dai satsujin (1964) и других, хоть и не признавал открыто своего протеста, однажды обмолвился, что вмонтировал в одну из своих исторических драм, звуковую дорожку со студенческих демонстраций 60-х против размещения американских военных баз и систем ПВО на территории страны. Что по сути выражало социальный и политический протест.

"Великое противостояние"\Dai satsujin (1964). Режиссёр - Эйити Кудо.
"Великое противостояние"\Dai satsujin (1964). Режиссёр - Эйити Кудо.

Отмечу, что критика самурайства, а значит и военного пути общества, также очень удобная метафора анти-военных настроений, в том числе, ярко вписывающихся в картину протестных 60-х. (палка о двух концах, в общем). Подобных же тем своим сюжетом касается и «Харакири», как и большая часть его жанровых собратьев того периода (60-х-70-х годов).

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Что касается самого «Харакири», то плюсов там предостаточно: от великолепной актёрской игры двух оппонентов - Тэцуи Накадаи и Рэнтаро Микуни, до «холодной», но выверенной постановки. (как и интригующего сценария). Не зря этому фильму дали приз в Каннах. А я бы со своей стороны, не удивился бы, узнав, что авторы Ghost Of Tsushima вдохновлялись именно этим фильмом при постановке дуэлей для игры (очень уж много совпадающих деталей заметно). В общем, записывайте себе в блокнотик.

«Три самурая вне закона\ Sanbiki no samurai (1964). Режиссёр: Хидео Гося.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Ронин набредает на хижину, где несколько крестьян удерживают дочь местного вельможи, пытаясь тем самым добиться платы за свою тяжелую работу. Ну а дальше всё закручивается в довольно интересный сюжетный клубок.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Первая полнометражная работа Гося выдалась на редкость мощной - тут и ворох колоритных персонажей, и достаточно интересное развитие сюжета с парочкой вотэтоповоротов. Плюс, отличные актёрские работы: особо отметил бы Исаму Нагато, чей персонаж мечется меж молотом и наковальней. Однозначно в копилку лучших самурайских лент, что я видел.

"Убийство"\ Ansatsu (1964). Режиссёр: Масахиро Синода.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

1860-е, бакумацу. Американцы прибывают в Японию (однако это остаётся за кадром). Всё интенсивнее "дуют ветра" гражданской войны. История сосредотачивает своё внимание на личности Хатиро Киёкавы - ронина-загадки. Сторонника императора, примкнувшего к его противникам - сёгунату. Заговорщик, мастер Хоккусин-итто рю (стиль, популярный именно у сторонников императора), основатель собственной школы фехтования (которая нередко становилась местом собраний для обсуждения политических идей, а так же своеобразным оплотом свободомыслия - плацдармом для создания собственного политического движения). Немножко учитель и философ - в общем, человек образованный. Однако мотивы, достаточно неординарной персоны, так и остались неясны. На этом материале Синода и выстраивает свой фильм.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Во-первых, стоит отметить сам стиль подачи, а именно то, что здесь нет единственно верной трактовки событий: весь сюжет - рассказы различных исторических фигур о Киёкаве, который порой напоминает "теневого кардинала", который лишь "дёргает за ниточки", входя в оба круга (как сторонников императора, так и его противников). Рядом визуальных приёмов, Синода намеренно разрушает стилистический канон исторической драмы, в ряде моментов, чуть ли не "ломая четвёртую стену" - тем самым не столько втягивая зрителя в повествование, сколько соединяя избранный исторический материал с современностью (естественно японскими 60 -ми). Не зря же этот фильм, в своё время сравнивали с "Гражданином Кейном", Орсона Уэллса (1941). Вот здесь - примерно такой же сюжетный конструкт. Однако, "смутное время" и атмосфера тотального недоверия друг к другу играет Синоде на руку, позволяя создать чуть ли не психологический ребус в жанре исторической драмы: кто здесь лидеры на самом деле, за которыми идут "культисты" - ещё поди разбери. Как и симпатии режиссёра, сценаристов, которые они решили оставить на личный выбор каждого зрителя.
В общем, достаточно необычное по своей форме кино, вполне себе умное и с довольно неплохим визуалом в довесок. Почему бы и не включить подобное в данный список, правда ?

«Восставший»\ Joiuchi: hairyo tsuma shimatsu (1967). Режиссёр: Масаки Кобаяси.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Наложницу сёгуна изгоняют за неподчинение и принудительно отдают в жёны сыну добропорядочного самурая, чему противится мать жениха. Спустя время всё устаканивается: у пары рождается дочь и семейный быт в целом налаживается, но тут сёгун решает вернуть себе девушку, чему уже собирается препятствовать отец семейства. Всё это влечёт за собой болезненный конфликт между представителями власти и подчинёнными.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Несколько нудная, но "холодная", а по финалу и беспощадная историческая драма с великолепным сюжетом. не часто встретишь фильм с темой долга, вступающим в конфликт с вопросами человечности и на этом фоне задающий вопрос -что такое быть человеком в принципе: идти по пути социального долга, или отринуть всё во имя собственных интересов ? Взгляд здесь дан неоднозначный, что делает кино достаточно умным и многогранным. Но и конечно же оно и о критике института самурайства, но это привычно для дзидайгеки того периода. Один из самых мощных фильмов Кобаяси, что я видел, пусть и "Харакикри", к примеру, смотрится визуально увлекательнее. Плюс здесь выступает дуэт великих японских актёров: Тосиро Мифунэ и Тацуи Накадаи, которые находятся по разные стороны баррикад. Рекомендую проявить самурайскую выдержку и посмотреть фильм целиком – оно того стоит.

"Самурай-убийца"\Samurai (1965). Режиссёр: Кихати Окамото.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Сюжет крутится вокруг известного убийства министра сёгуната - Ии Наосукэ и заговора, с этим событием связанного.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Чем мне нравится данный фильм, так это сочетанием откровенно бульварного сюжета про сына Ии Наосукэ, который примкнул к противникам сёгуната; характерного для работ Окамото саркастичного чёрного юмора (Окамото вообще много комедийных вещей наснимал за свою карьеру) и при этом очень хорошей постановки, с намеренным использованием, откровенно дешёвых приёмов, вроде "рваного" монтажа, которые он использует здесь совершенно внезапно, будто издеваясь над зрителем (я ж говорю, фильм - чистый сарказм во всём). Однако, картинка здесь напротив, очень качественная (что вообще отличает, как минимум ранние работы постановщика). Единственным минусом данного полотна, я бы назвал, малое количество экшена (а его Окамото ставить умеет). Вообще, данный фильм при всей своей простоте, сделан похлеще жанровых работ многих режиссёров, включая того же Куросаву. Мифунэ здесь играет, в принципе того же "Телохранителя", только местами "пропитого". (но в целом, смотрится на своём месте). А вот Юносукэ Ито, в роли хитрого засранца, хотелось бы положительно выделить. На роже написано - этот всех продаст; вписался, как влитой.

"Демоны"\Shura (1971). Режиссёр: Тосио Мацумото.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Сценарий написан по классической пьесе театра кабуки, Цуруи Намбоку - автора множества кайданов и создателя жанра грубой реалистической пьесы - кидзэвамоно, которое чуть позже вошло в направление эрогуро (которого во времена жизни данного автора, ещё не существовало, как чего-то осознанного. Хотя сюжеты, вошедшие в это направление позднее, в искусстве уже, естественно существовали и были популярны).
Сюжет по своему преподносит знаменитую историю о 47 ронинах, вплетая судьбу ещё одного самурая - Гангобэ, изгнанного из клана Асано за долги. Сумму в 100 рё (очень большие деньги по тем временам), для самурая собирают горожане. И всё, вроде бы хорошо, но тут вмешивается любовница Гангобэ и его друг... а дальше начинается мрачнейший, кровавый дзидайгеки о жизни демонов и падших душ в аду.

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Нереально атмосферный арт -объект, снятый на стыке классического театра (некоторыми приёмами, режиссёр подчёркивает изначальную театральность оригинала, что скорее ещё мощнее выделяет это произведение в положительном ключе) и литературной притчи, о том, что такое ночь человеческой души и каково грешникам в аду, навеки запертым в круге собственных тяжких грехов и страстей. Фильм, по- сути и представляет из себя схождение во всё более глубокие пучины ада, созданного из, почти осязаемой, живой тьмы (великолепнейшая проработка визуальной составляющей, созданной на основе игры теней и света) и человеческого безумия (актёры тоже отдаются делу в полном объёме). Итого - настоящий шедевр "с тёмной стороны" искусства вообще, визуально напоминающий о лучших работах того же Дэвида Линча или психопатологических нуарах\хоррорах на тему безумия и разлада личности с реальностью. Строго рекомендовано к ознакомлению.

"Меч судьбы"\Dai-bosatsu toge (1966). Режиссёр: Кихати Окамото

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Странствующий мастер собственного стиля кэндзюцу, которому его обучил отец, Рюносукэ Цукуэ, вызывает на бой своего давнего соперника. Тот, зная о превосходящем его самого, мастерстве противника боится быть убитым или просто проигравшим - ведь это станет признаком плохой репутации для его школы. Желая помочь мужу в достижении победы, его жена просит Рюносукэ не убивать её мужа, а проиграть - ведь ему от проигрыша не будет никакого вреда. На что самурай отвечает, что проиграть сопернику - всё равно что девушке обесчестить себя, а затем предлагает даме отдаться ему за победу мужа. Та соглашается, что ведёт её к неминуемой трагедии...

"Семь мастеров меча". Рассказываю о великолепных самурайских фильмах 60-х-70-х

Пожалуй, это мой любимый самурайский фильм. Даже несмотря, на странноватый монтаж, "режущий" по эпизодам, аки безумный мясник (подстать главному антигерою, в общем). В чём фишка ? Хоть этот фильм опирается на некие исторические события - сосредотачивает своё внимание вообще на другом. По- сути, это история человека, у которого на фоне собственных амбиций, очень быстро "съезжает крыша" и он превращается в психопата-убийцу. Но это лишь слой. Потому что сценарий, здесь обманчивый. И если следить за другими персонажами (а сделать это непросто, поскольку Тацуи Накадаи просто приковывает зрителя к своему персонажу своей шедевральной актёркой), можно обнаружить, что остальные порочны не меньше Рюносукэ (ну, кроме невинной девчушки - Омацу). Смысл тут и в роковой судьбе, которая касается своей рукой всех героев фильма - поэтому трактовать персонажа Накадаи однозначно, невозможно, ввиду его предыстории. В общем, сценарий данного фильма ценен именно своей сложностью и многогранностью трактовок, при внешне абсолютно понятном и простом сюжете.
Но не только сценарием красен этот дзидайгеки, а ещё и внешними данными - операторка и режиссура на высочайшем уровне. Если добавить к этому, просто монструозную актёрскую игру Тацуи Накадаи, который сыграл, по сути демона в облике человека - получим шедевр жанра. Да и бои тут достойны самых высоких оценок. А по жестокости вкупе с хладнокровием, он уделает большинство представителей жанра, не дав пощады и многим более поздним тямбара-экспло, славными количеством и кровавостью самурайского рубилова.

Конечно, это далеко не все достойные представители жанра. Можно вспомнить и "Месть" (1964), Тадаси Имаи; и работы Киндзи Фукасаку - "Падение замка Ако" и "Самурая Сёгуна" (1978). И шикарную "Госпожу кровавый снег" (1973), снятую по манге Кадзуо Коикэ, и прочие, прочие... хорошего самурайского кино у японцев немало, особенно классического. Периодически, буду просматривать и далее. А потом и с вами поделюсь.
Спасибо, что читали. До новых статей.

68
8
3
2
1
25 комментариев