Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

И этим грешит не только «Индиана Джонс».

Когда-то в сериале «Теория большого взрыва» одна из героинь выдала идею, что в фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» главный герой никак не влияет на события.

«Если бы его не было в фильме, нацисты всё равно бы нашли ковчег, отвезли его на остров, вскрыли и поумирали». С этим действительно трудно поспорить. И если вдуматься, подобная ситуация в кино встречается регулярно.

Конечно, здесь нужно сразу оговориться, что далеко не в каждом фильме герой должен как-то влиять на сюжет, поэтому обсуждать с такой точки зрения, скажем, «Убить пересмешника» было бы просто глупо. Да, Аттикус Финч не спас своего подзащитного, но суть истории совершенно в другом. Точно так же и в «Хранителях» Роршах и Ночная Сова не предотвратили катастрофу, но только потому, что именно так и должно быть.

Но вот в приключенческих фильмах иногда можно с удивлением осознать, что бравые герои действительно никак не повлияли на финал, а, возможно, даже сделали только хуже. Разумеется, всё это не очень серьёзно, просто ради того, чтобы лишний раз покопаться в сюжете.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

«Индиана Джонс и последний крестовый поход»

Как это ни удивительно, но в третьей части приключений знаменитого археолога главный герой оказывается точно так же не нужен, как и в первой. Да и вообще их сюжеты похожи. На сей раз Индиану Джонса нанимают, чтобы он нашёл мифический Святой Грааль — чашу из которой пил Иисус на Тайной вечере.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Герой соглашается только потому, что хочет найти своего отца, пропавшего во время поисков этой самой чаши. И он действительно отыскивает Генри Джонса, но выясняет, что на самом деле его наниматели работают на нацистов, которые и хотят заполучить артефакт.

Но выходит, что без Индианы Джонса нацисты так бы и не узнали, где искать чашу. А даже если бы и узнали, то не смогли бы пройти все ловушки, которые попадаются на пути — в них смог разобраться только Генри. И даже если бы они добрались до помещения, где находится Святой Грааль, как они это и сделали при помощи героев, то не прошли бы последнее испытание, поскольку не знают, как выглядит реликвия. Но даже если бы случилось так, что они бы её нашли — вынести чашу из храма всё равно невозможно.

Так что Индиана Джонс вполне мог ограничиться поисками собственного отца, а в остальное время просто читать лекции по археологии. Польза от его путешествий только в гибели некоторого количества злодеев.

«Tomb Raider: Лара Крофт»

В перезапуске киноверсии приключений знаменитой «расхитительницы гробниц» Лары Крофт авторы решили рассказать историю героини с самого начала. По сюжету, юная Лара работает курьером и всё ещё отказывается верить в гибель отца, который пропал много лет назад. Обнаружив его тайные дневники, она выясняет, что тот занимался поисками гробницы мифической правительницы Химико, якобы обладавшей властью над жизнью и смертью.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Лара отправляется на поиски отца и попадает на таинственный остров, где некая злодейская организация также пытается найти гробницу. Они не могут обнаружить правильное место уже семь лет, но благодаря Ларе в руки злодеев попадают точные координаты захоронения. В это время героиня находит отца, все эти годы тайно жившего в пещере. Но вскоре они оба попадают в руки негодяев, и те заставляют их проходить все ловушки на пути к гробу Химико.

В итоге получается, что без Лары злодеи вряд ли бы нашли саму пещеру (они уже потратили на это семь лет и не приблизились к разгадке). А даже если бы и нашли, то сначала могли застопориться на шифре, который открывает двери, и уж наверняка не сумели бы пройти комнату с проваливающимся полом.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

И ведь Индиана Джонс хотя бы нашёл отца. А здесь в результате Ричард Крофт погиб, хотя до этого благополучно сходил с ума от одиночества.

Кстати, весь фильм нам рассказывают о том, как трудно добраться до острова: его окружают опасные рифы и течения, и множество кораблей разбивалось, не достигнув цели. А в финале главные герои просто улетают оттуда на вертолёте. Оказывается, так можно было. Что-то вроде классического «туда идём три книги, а обратно летим на орлах».

«Гарри Поттер и философский камень»

Первая история из серии приключений знаменитого «мальчика, который выжил» и его первое столкновение с Волан-де-Мортом. Если не брать подробности о самом приезде Гарри в школу Хогвартс и его взаимоотношениях с учениками и преподавателями, то основная часть действия заставляет задуматься.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Гарри подозревает, что профессор Снейп хочет выкрасть Философский Камень. Он пытается опередить учителя и вместе с Гермионой и Роном отправляется в подземелье замка. Герои проходят все ловушки, и Гарри выясняет, что на самом деле за камнем охотится Квиринус Квиррелл, у которого на затылке лицо Волан-де-Морта. После попыток склонить Поттера на «тёмную сторону» наступает время решающей схватки, в результате чего Квирелл рассыпается.

Добро, конечно же, побеждает. Вот только дело в том, что злодей и без Поттера не смог бы добраться до философского камня. Благодаря заклятию Дамблдора, получить его может «лишь тот, кто жаждет найти камень, а найдя, не будет использовать». Поскольку Волан-де-Морт явно пытался добыть его в корыстных целях, он просто бы не смог достать артефакт.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

А в довесок, в результате всех этих действий камень решили уничтожить, и волшебник Николас Фламель, проживший благодаря его магии шесть веков, оказался обречён на смерть. Но зато Гарри нашёл себе друзей.

«Воздушная тюрьма»

Конечно, существование этого фильма уже оправдано потрясающими длинными волосами Николаса Кейджа. Хотя бы ради них стоит посмотреть «Воздушную тюрьму». Но вот с пользой его героя для сюжета картины есть проблемы.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Кейдж играет отставного рейнджера Кэмерона По, по стечению обстоятельств оказавшегося в тюрьме. Он уже скоро должен выйти на свободу. Но во время перевозки заключённых на самолёте те поднимают бунт, захватывают управление и планируют сбежать в какую-нибудь страну, из которой нет экстрадиции.

Кэмерон, оказавшийся в числе пассажиров, всеми силами пытается помешать их планам, а заодно отговаривает власти от намерения уничтожить самолёт. Естественно, он в финале голыми руками побеждает всех преступников, которых бы и так взорвали, если бы его не было на борту. А потом сажает судно прямо на Лас-Вегас, разрушив половину города.

Искать логику в боевике, где главную роль играет длинноволосый Кейдж — занятие забавное и неблагодарное. Но в итоге преступники не преуспели в реализации заведомо провального плана, самолёт разбился, да ещё и город порушен. Наверное, Кэмерону По стоило передвигаться автобусом.

«Бесславные ублюдки»

Ещё раз хочется подчеркнуть, что всё это не очень серьёзно. Ведь Квентин Тарантино осознанно пародирует жанры и создаёт ироничные сюжеты. Но если копаться в логике его фильма о вымышленном покушении на Гитлера, выходит, что те самые Бесславные Ублюдки были не нужны.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Это история о группе американских военных, которые во время Второй мировой войны отправились в оккупированную Францию. Они убивают нацистов и вроде бы получают возможность уничтожить самого Гитлера — он должен приехать на премьеру пропагандистского фильма в небольшой кинотеатр. Но сначала Ублюдки теряют часть команды во время перестрелки в таверне, а потом, уже в кинотеатре, попадаются на глаза главному злодею — штандартенфюреру Гансу Ланде. Чтобы всё-таки добраться до Фюрера, им приходится пойти на сделку с Ландой.

В результате Тарантино идёт против реальной истории — он показывает, что Гитлер погиб в кинотеатре. Но дело в другом. Даже если бы план Ублюдков провалился и им не удалось ни расстрелять, ни взорвать фашистских лидеров, те всё равно бы сгорели.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Ведь владелица кинотеатра Шошанна заранее подготовила огромное количество горючей плёнки и устроила пожар. В общем, хватило бы и одного способа убить Гитлера, но воплотили сразу три. Хотя, наверное, так и было задумано изначально, ведь в итоге Гитлера расстреляли, взорвали, а потом ещё и сожгли.

«Звёздные войны: Последние джедаи»

Не секрет, что франшиза «Звёздные войны» пестрит множеством сюжетных пробелов и сомнительных моментов. Но всё же восьмой эпизод выделяется даже на фоне сказочных историй из далёкой-далёкой галактики. В «Последних джедаях» есть сразу три сюжетные линии. Но если не трогать историю Рей и Люка, то в финале фильма получается, что остальные главные не принесли никакой пользы.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Корабли Сопротивления вынуждены спасаться от флота Первого Ордена. После того, как принцесса Лея чуть не гибнет, её место занимает вице-адмирал Эмилин Холдо. Она не раскрывает своих планов, чем вызывает недовольство По Дэмерона.

А в это же время Финн и техник Роуз Тико задумывают отключить трекер на флагмане Первого Ордена, чтобы те не смогли отслеживать гиперпрыжки кораблей Сопротивления. В результате По поднимает мятеж, так как считает, что действия Холдо опасны. Но выясняется, что она всё это время собиралась тайно вывезти всех с флагмана на близлежащую планету. Поэтому все действия По были бесполезны. А если бы адмирал просто изначально поделилась своим планом, проблемы бы вообще не возникло.

Бессмысленные и беспощадные: когда главные герои почти не влияют на финал фильма или делают всё только хуже

Финн и Роуз находят Взломщика, который должен помочь им отключить трекер. Но тот оказывается предателем и на корабле Первого ордена сдаёт своих нанимателей. При этом, руководство Ордена узнаёт о планах Сопротивления покинуть флагман и начинает расстреливать мелкие корабли.

Печально признавать, но если бы все главные герои (кроме Рей) просто сидели на корабле и не делали ничего — план Сопротивления удался бы даже лучше, ведь о нём не узнали бы на флагмане Первого Ордена. Если только все действия Финна не показаны лишь для того, чтобы мотивировать мальчика-уборщика на планете Кантоника.

Разумеется, в некоторых случаях речь идёт о «становлении героя», который обретает себя в приключениях. В других фильмах авторы шутят над клише или, наоборот, приближают действие к реальному миру. Ведь в жизни не все действия приводят к желаемому результату. Но всё же иногда после просмотра очередного фильма интересно задуматься — а зачем вообще всё это было?

25K25K открытий
123 комментария

По-моему, автор понял идею отрывка из Теории Большого Взрыва с точностью до наоборот: смысл был в том, что если убрать Индиану Джонса из фильма, сюжет не изменится ни на йоту, а не в том, что, если убрать Индиану Джонса, у злодеев бы ничего не получилось. Если ты убираешь главного героя, и сюжет дальше не движется - это как раз явный признак того, что герой влияет на сюжет - Индиана же не влиял(во всяком случае по мнению создателей ТБВ, сам я давно уже не пересматривал фильм)

Ответить

Не совсем так. Если в третьей части нет Индианы - фашисты не добывают чашу. Есть Индиана — они всё равно её не добывают. Есть Кейдж в «Воздушной тюрьме» — у преступников ничего не получится. Нет Кейджа — всё равно не получится. Ну и так далее.

Ответить

Согласен, тоже удивился когда читал. Под смысл из "Теории большого взрыва" здесь подходит только пример из первого Гарри Поттера: что есть Гарри, что его нет - злодей не достал бы философский камень.

Ответить

Прям как жизни - ебешься над чем-то, нихуя не выходит.
Забил - само и разрешилось.

Ответить

Я б это поставил подзаголовком, но нельзя :)

Ответить

Печально признавать, но если бы все главные герои (кроме Рей) просто сидели на корабле и не делали ничего — план Сопротивления удался бы даже лучше, ведь о нём не узнали бы на флагмане Первого ОрденаПричём в этом-то и вся задумка. Она, конечно, страдает от условностей (в целом фильм показывает, почему Адмирал не сообщает о плане, но многим это показалось натянутым), но в целом тут как раз прямая противоположность идее с "Индианой Джонсом" — если убрать героев из фильма, то всё выйдет совершенно по-другому.

Ответить

то всё выйдет совершенно по-другому.Получится хороший фильм?

Ответить