Высокое искусство (1991) - единственный фильм про философию ножевого боя

В оригинале A Grande Arte или Exposure
В оригинале A Grande Arte или Exposure

Сюжет

Питер Мандрейк - американский фотограф в Рио-де-Жанейро. Случайно обнаружив компьютерную дискету у одной из молодых моделей, он ввязывается в неприятную историю с мафией. Чтобы противостоять ей, Мандрейк должен постичь недавно запечатлённое им на камеру искусство ножевого боя...

Мнение

Год назад я ознакомился с этим фильмом, случайно наткнувшись на сцену тренировки из него в ютубе. Вчера я вспомнил несколько сцен и вдруг осознал: если бы это был неинтересный фильм, я бы его совсем не запомнил. А в этом случае даже отдельные кадры отпечатались в памяти. Всё же решил написать о нём коротенько.

Сцена продавшая мне этот фильм

Байт в заголовке знатный, но это правда. Во всех других фильмах нож используется лишь как вспомогательное оружие (если знаете другой фильм полностью про драки ножами, напишите в комментах).

Его на постоянной основе никто не применяет, если это не слэшер про маньяка (Майкл Майерс из «Хэллоуина»). Либо, как часто бывает, в фильмах делают одну крутую драку на ножах, обычно финальную. Как, например, в «Загнанном» (2003) с Бенисио Дель Торо и Томми Ли Джонсом или в «Коммандо» (1985) со Шварценеггером.

Высокое Искусство же состоит из драк на ножах и повествует о философии ножевого искусства - «зарежь ближнего своего, пока не зарезали тебя».

Когда говорят о философии в боевиках, на ум сразу приходят восточные единоборства. Но здесь - более мрачная и прагматичная философия. Нож - это не руки и ноги, им можно быстро лишить противника жизни. Причём никто церемониться не будет. Зарезать могут без правил и предупреждений.

Только сильно не обольщайтесь: перед нами не полноценный боевик, а скорее криминальная драма с элементами триллера. Поэтому драк на ножах не так уж много: кроме короткой, но впечатляющей - в начале, тренировок главного героя в середине и финального боя - на этом всё.

Но это я так, условно обозначил жанровую принадлежность. Фильм сложно отнести к одному конкретному жанру - он довольно мультижанровый. При этом не рассыпается на составные части. Далеко не каждый кинодел способен такое провернуть.

Атмосферно снятые мрачные улочки Рио

Снят атмосферно, с красивыми и не очень видами Рио и близлежащих мест. Показывают и пустынные дикие пейзажи, и злачные городские трущобы.

Пустыня будто из вестернов

Несмотря на англоговорящих актёров в касте, это не американский, а бразильский фильм.

Сделан по мотивам книги Рубена Фонсеки с таким же названием. Книгу я не читал, но, судя по беглому ознакомлению с отзывами, главное отличие фильма от книги - это финал. В книге главный герой решил не идти до конца, отказался от мести мафиозному боссу и положил свой нож на дальнюю полку.

Атмосферный клуб

Из актёров хотелось бы выделить главного героя в исполнении Питера Койота (да, у него такая фамилия) и Чеки Карио. И если с Карио я знаком - это очень харизматичный актёр, который даже на третьеплановой роли перетягивает одеяло на себя, - то Койот мне был не знаком.

Из-за этого, он меня удивил. Отлично показал переход от простого фотографа к хладнокровному человеку, способному убить ради мести.

Ножевой бой в фильме, как я понял, имеет вымышленное название, но при этом основан на настоящих приёмах из филиппинских боевых искусств арнис и эскрима в сочетании с европейской клинковой техникой.

Бои не продолжительные, и реально чувствуется, что это опасное искусство; к тому же поставлены они довольно реалистично, без лишнего долбления ножа об нож.

Для режиссёра Уолтера Саллеса этот фильм стал первым художественным - до этого он снимал только документалки. Как по мне, дебют удался на славу. Из других его известных проектов - «Город Бога» (2002), где он выступил продюсером.

Кадр из фильма Город Бога
Кадр из фильма Город Бога

Финальный посыл фильма прост, но очень красиво подан. Главный герой, вечно гонявшийся за острыми ощущениями в своей работе, из-за мести и злости ставший мастером в искусстве убивать, полностью избавляется от этих мрачных позывов. Он возвращается к фотографии, но больше не хочет, чтобы на его снимках была жестокость и экстрим.

Теперь он ищет в объективе что-то по-настоящему прекрасное и возвышенное. Ведь подлинное высокое искусство - это творчество, а не владение ножом, которым ты лишаешь людей жизни.

Я владею высоким искусством: я жестоко раню тех, кто ранит меня

Архилох

Только попробуйте пошутить над именем древнегреческого поэта в комментариях!

Спасибо, что прочитали. Ещё спишемся...

25
16
9
4
1
7 комментариев