Топ-10 лучших экранизаций Говарда Лавкрафта
Эта публикация делается для того, чтобы объединить в одном месте все лучшие экранизации произведений Говарда Лавкрафта.
Что же касается распределения фильмов в самом топе, то это скорее моё личное субъективное мнение, а не истина в последней инстанции. И потому я бы рекомендовал вам лично ознакомиться со всеми представленными позициями, а потом уже самостоятельно решить, от какого фильма вам следует бежать в первобытном ужасе, а от какого и вовсе сойти с ума и окончить свои дни в психиатрической клинике.
Также хотелось бы сразу отметить факт того, что на данный момент ещё нет ни одного удачного во всех отношениях фильма по творчеству этого писателя. Поэтому Лавкрафта всё же надо читать, а не смотреть.
Печально, но факт: не смотря на достаточно широкую популярность, творчество Лавкрафта за добрую сотню лет так и не было в полной мере реализовано в каком-либо дорогом и качественном фильме - киностудии всего мира продолжают легко находить сотни миллионов долларов на одноразовые блокбастеры и их сиквелы-приквелы с перезапусками, но не могут отыскать хоть сколько-нибудь приличной суммы для экранизации "лавкрафтовских ужасов".
Но если посмотреть с другой стороны, то это не так уж и плохо - ведь моё любимое произведение "За гранью времён" до сих пор остаётся никак нереализованным, а поэтому во мне всегда остаётся надежда, что именно этот рассказ в скором времени и может стать первым реально крутым фильмом по Лавкрафту!
10. Кабинет редкостей Гильермо дель Торо (1 сезон, 6 серия "Сны в доме ведьмы") / 2022
Как по мне, то эта экранизация очень сильно упрощена по сравнению с самим рассказом и рассчитана скорее на детскую аудиторию, больше напоминая какую-то сказку, а не фильм ужасов. Поэтому данное кино я и ставлю на последнее место в своём топе.
09. Зов Ктулху / 2005
Короткометражный фильм, снятый поклонниками творчества Лавкрафта и при поддержке "H.P. Lovecraft Historical Society". Практически дословно переносит на экран весь одноимённый рассказ. Главная же особенность фильма в том, что он во всех деталях повторяет стилистику немого чёрно-белого кино начала XX века - то есть он выглядит именно так, как если бы он был снят при жизни самого Лавкрафта. Хорошо это или плохо - судить вам, а мне же эта идея пришлась не сильно по нраву.
08. Хребты безумия / 2008
Любительский короткометражный мультфильм, который тоже создан очень близко к оригиналу, не смотря на некоторые сокращения в сценарии и смещение акцента исключительно на шогготов. Также автор экранизации в конце решил продолжить повествование, добавив пару эпизодов в легко узнаваемой лавкрафтовской стилистике. Не смотря на то, что мультфильм выполнен в достаточно минималистичном стиле, на данный момент это всё же единственная экранизация культового романа, достойная нашего внимания - да, мы всё ещё ждём, когда Гильермо дель Торо сдержит своё слово и снимет полный метр!
07. Реаниматор / 1985
Довольно свободная трактовка одного из рассказов Лавкрафта, снятая Стюартом Гордоном. По сути, в фильме сохранены лишь имя главного героя и основная идея рассказа о воскрешении мёртвых посредством инъекции некоего препарата в их мышечную ткань. Мне кажется, что это кино будет интересно смотреть лишь людям, рассматривающим его как "фильм по Лавкрафту" и не более того. Впрочем, ещё может заинтересовать Барбара Крэмптон и её отличные сиськи!
06. Извне / 1986
Вторая экранизация Стюарта Гордона одного из рассказов Лавкрафта. Как и предыдущая, она отличается достаточно свободным видением произведения, однако, не смотря на множество добавленных сюжетных деталей и твистов, идея и дух рассказа были не только полностью сохранены, но и хорошо дополнены. Крайне необходимые эпизоды с сиськами Барбары Крэмптон также на месте!
05. Цвет из иных миров / 2019
Современная адаптация одного из произведений Лавкрафта, которая на фоне большинства остальных (за исключением серий от Гильермо дель Торо) отличается наиболее высоким бюджетом и, соответственно, более-менее вменяемым грофонием. Так как это адаптация, то стоит быть готовым не только к некоторым сокращениям, но и к изменениям в сюжете. А уж насколько эти изменения хороши и уместны решать вам. Моё же мнение в том, что хоть этот фильм и не хватает звёзд с неба, но какого-то отторжения он уж точно не вызывает.
04. Кабинет редкостей Гильермо дель Торо (1 сезон, 5 серия "Модель Пикмана") / 2022
Как и в "Снах в доме ведьмы" дель Торо в этой серии тоже немного отступил от побуквенной экранизации рассказа, но на сей раз фильм только выиграл от этого - перед зрителем предстаёт расширенная, если так можно выразиться, версия событий с более интересными монстрами и более мрачной концовкой. В коллекции почитателей творчества Лавкрафта маст хэв!
03. Воскресший / 1991
Не смотря на то, что экранизация выполнена в жанре эдакого детектива и претерпела при этом кое-какие изменения по сравнению с оригиналом, этот фильм является, пожалуй, самым мрачным из всех здесь представленных, а также остаётся одним из моих любимых ужастиков в принципе - однозначно рекомендую к просмотру.
02. Дагон / 2001
Третья экранизация Стюарта Гордона в этом списке и самая удачная из всех. Как и предыдущие она более чем свободная, а потому сюжет претерпел ну очень много изменений: из-за ограниченного бюджета были вырезаны некоторые знаковые сцены, присутствовавшие в оригинальном произведении, а вместо них режиссёр был вынужден использовать в фильме несколько иные факторы для нагнетания у зрителя чувства ужаса. Впрочем, стоит отдать должное сценаристу и сказать, что чужеродными они однозначно не смотрятся. А ещё фильм может завлечь сиськами красивых женщин (где-то мы это уже видели, да?) и множеством отсылок к другим произведениям Лавкрафта!
01. Шепчущий во тьме / 2011
Наиболее годная экранизация в принципе, снятая, как и "Зов Ктулху", поклонниками творчества Говарда Лавкрафта и при поддержке "H.P. Lovecraft Historical Society". Фильм специально сделан чёрно-белым и в стилистике 1930-ых годов прошлого века, но в отличии от "Зова Ктулху" имеет полноценную озвучку и более современный подход к визуальному ряду и спецэффектам. Что касается сюжета, то первые две трети экранного времени он идёт очень близко к оригиналу, а вот в финале авторы решили добавить кое-что от себя, что на мой взгляд только пошло фильму на пользу.