«Весь эпизод для меня — это хоррор»: режиссёр третьей серии финала «Игры престолов» о съёмках
Как заставить зрителя не скучать во время батальной сцены.
Третья серия восьмого сезона «Игры престолов», которая выйдет 29 апреля, посвящена сражению за Винтерфелл. Её поставил Мигель Сапочник — режиссёр «Битвы бастардов» и «Сурового дома». Журналисты Entertainment Weekly пообщались с ним, чтобы узнать, как проходили съёмки эпизода.
По словам Сапочника, изначально шоураннеры «Игры престолов» Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс предлагали ему поработать над сериями для седьмого и восьмого сезонов, но он попросил их выбрать один.
К счастью, они выбрали восьмой. Я смог отдохнуть от «Престолов» целый год, заскучать по ним. Ведь ты не можешь заскучать по сериалу, когда шестую неделю руководишь ночными съёмками.
Сапочник признаётся, что изначально хотел снять третью, четвёртую и пятую серии восьмого сезона, однако у него хватало времени лишь на работу над двумя эпизодами. Тогда он становил свой выбор на третьей и пятой сериях. Все три серии, как отмечает режиссёр, воспринимаются как единая история со своим началом, серединой и финалом.
По словам постановщика, он работал над восьмым сезоном с июня 2017-го. Съёмки длились около 130 дней. «Это дольше, чем у больших фильмов», — отмечает он. При этом иногда приходилось работать по шесть-семь дней в неделю и по 16-18 часов в сутки.
Больше всего времени работы над третьим эпизодом я потратил на то, чтобы сделать битву не изнурительной. Когда вы смотрите на сражение в течение 20 минут, вы устаёте от него.
В качестве ориентира Сапочник использовал вторую часть «Властелина Колец». В ней есть 40-минутная сцена осады, но на самом деле это три разных сражения. Режиссёр пытался найти ответ на вопрос, почему зрителю вообще захочется смотреть на тот или иной эпизод битвы.
Он пришёл к выводу, что чем меньше в сцене боёв, тем лучше. Кроме того, он решил, что необходимо «жонглировать» жанрами. «Здесь есть и триллер, и хоррор, и экшен, и драма. Мы не зациклившемся на убийствах, потому что в таком случае они потеряют смысл», — говорит режиссёр.
Весь третий эпизод для меня — это хоррор. Это что-то вроде «Нападения на 13-й участок» — фильмов, в которых группа людей находится в осаде. Обычно в ней есть целая плеяда персонажей и центральная тема. Я пытался понять, чья это история.
[Третий эпизод] отличается от того, что я делал раньше, ведь прежде история подавалась в основном с точки зрения Джона. Здесь же у нас около 20 персонажей, и у каждого должна быть своя сцена. Это сложно, потому что, по-моему, лучшие батальные эпизоды получаются тогда, когда есть чёткая точка зрения, которая остаётся объективной даже тогда, когда повествование скачет между героями.
Для каждой сцены сериала не создавались отдельные декорации — вместо этого авторы шоу построили на площадке внушительною модель Винтерфелла. По словам Сапочника, такой подход позволяет ему импровизировать, а не чётко планировать, что и где снимать.
Я ходил по площадке и размышлял: «Это действительно круто, я могу взять ракурсы, о которых изначально не задумывался». Потом я повернулся к продюсерам и сказал: «Я знаю, что нам предстоит 11 недель ночных съёмок; я знаю, что будет дерьмово и холодно. Я не хочу заниматься этим 11 недель — никто не хочет. Но если мы не сделаем этого, то мы упустим то, что делает «Игру престолов» крутой и заставляет ощутить реалистичность происходящего. Даже несмотря на то, что у нас тут творятся сверхъестественные дела и обитают драконы».