Кино и сериалы Адми
1 147

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Искренняя и чистая драма родом из Ливана о потерянном в мире боли и разгневанном на жизнь мальчике.

В закладки
Аудио

Главный герой фильма «Капернаум», ливанский мальчик по имени Зейн, не только обделен родительским вниманием и любовью, равно как и десяток его братьев и сестер, но и с малых лет вынужден трудиться в соседней лавке, выполняя совсем не детские обязанности. Он мечтает когда-нибудь вырваться из страны, где у детей есть лишь одна дорога, ведущая мальчиков к нищенской жизни, а девочек — к продаже в рабство зажиточному соседу в возрасте. Но судьба приводит главного героя не к долгожданной свободе, а тюремному сроку за жестокое преступление.

Впервые картина застает Зейна в зале суда, но не в качестве обвиняемого, а как истца, выступившего против собственных родителей. «Они дали мне жизнь», — отвечает паренек на вопрос судьи о том, в чем виновны его мать и отец. Далее «Капернаум» погружается в прошлое героя, лишь изредка возвращаясь в настоящее для разъяснения, как маленький мальчик со взрослым взглядом потерял волю к жизни.

Точный возраст Зейна не знают даже родители — он, как и сотни детей в округе, рос без документов и какого-либо надзора. Несмотря на то, что главный герой совсем юн, он кажется самым зрелым в семье. Мальчик на равных спорит с матерью, больше других беспокоится за младшую сестренку и после работы покупает ужин для остальных домочадцев. Но «Капернаум» не романтизирует жизнь Зейна, показывая его сильным и стоическим персонажем, наоборот, фильм с грустью демонстрирует, сколь беспощадным может быть детство.

В определенный момент судьба выталкивает паренька на улицу, лишая не только жилья и поддержки близких, но и средств к существованию. А затем ему на голову сваливается обуза в виде маленького ребенка, которого Зейну придется воспитывать почти в одиночку. И это при том, что у него не хватает еды для себя самого.

Доля мальчика и до этого была нелегка — тяжелая работа отнимала все силы, а на беззаботное детство, друзей и игры во дворе совершенно не хватало времени. Теперь же Зейну некогда горевать о бесцельно уходящей юности — он вынужден промышлять наркотиками и воровать, чтобы еще на денек продлить невыносимую жизнь, о которой не просил.

«Капернаум» кажется удивительно далеким, словно он рассказывает о вещах непостижимых в современном мире. Окружение героев и визуальный ретро-стиль не торопятся раскрывать период, в котором разворачиваются события. От того совершенно безобидная сцена, в которой Зейн встречает мужчину в костюме популярного супергероя, оказывается поистине душераздирающей. Показав застрявший в средневековье мир, режиссер Надин Лабаки обрушивает на зрителя суровую правду. Дети, торгующие наркотиками, и 11-летние девочки, проданные в сексуальное рабство своими же родителями — это вовсе не часть давно ушедшего мира, а реалии современного Ближнего Востока.

Подобную правду в кинематографе зачастую смягчают счастливым финалом или романтизацией повествования, как это было во «Льве» и «Миллионере из трущоб». Сила «Капернаума» состоит в пронзительной искренности, с которой режиссер рассказывает о проблемах своей страны. Главный герой, как и тысячи мальчишек по всему миру, не желает существовать в условиях, в которые его поместили безрассудные родители. Он ненавидит эту жизнь настолько, что готов засудить мать за подарок, которым она «наградила» его около двенадцати лет назад.

Нечто похожее было в «Проекте Флорида» и мультфильме «Добытчица», которые рассказывали о жизни детей в мучительной бедности. Однако, «Капернаум» — гораздо темнее и страшнее, это фильм, который не пытается сгладить демонстрируемые ужасы. Надин Лабаки идет на таран и не умалчивает деталей, на которые так легко закрыть глаза, живя в комфорте западного мира.

Герои фильма постоянно твердят, что происходящее вокруг — это нормальное положение дел. Они прикрываются традициями и устоявшимися порядками, когда обрекают на смерть своих же детей. Картина еще молодой ливанской девушки не лишена максимализма и желания преподать урок западу, закрывающему на проблему глаза. И у Лабаки это получилось — картина сорвала овации в Каннах и попала в любопытную компанию на недавнем Оскаре. Хотя порой «Капернаум» ощущается слишком прямолинейным и откровенно давящим на жалость.

Дебютная картина Надин Лабаки «Карамель», вышедшая более десяти лет назад, была полной противоположностью «Капернаума». Воздушная и полная любви к жизни комедия показала добрую и яркую сторону Ливана. Страны, которая в новом фильме Лабаки блещет злым оскалом. «Карамель» элегантно обходила вопросы бедности и невыносимой сложности бытия, так же и «Капернаум» с завидной легкостью отрекается от любых проявлений оптимизма.

Главную роль в фильме исполнил Зейн Аль Раффеа, который подарил своему персонажу не только голос, но и имя. Надин Лабаки рискнула, вручив краеугольный образ в руки не профессионального актера, а мальчика из семьи сирийских беженцев. И это смелое решение оказалось потрясающей находкой — Зейн настолько гармонично влился на улицы Бейрута, что периодически его злоключения заставляют стыдливо отводить взгляд.

Секретом искренности и реальности Зейна стало то, что он самолично пережил похожие события, обрушивающиеся на главного героя, а потому смог кристально честно продемонстрировать свою боль в «Капернауме». По окончании съемок новоявленный актер перебрался в Норвегию и поступил в школу, так что, пусть Лабаки и не под силу изменить чудовищного положения дел в родной стране, мир одного конкретного ребенка она точно сделала лучше.

В некоторых особо драматичных моментах «Капернаум» выглядит мучительно правдоподобным. Трясущаяся камера неустанно следует за главным героем, спотыкается о прохожих и уворачивается от проезжающих мимо машин, а крупные планы, граничащие с дискомфортом, приумножают тесноту Бейрутских улиц. Благодаря этой замкнутости и невозможности что-либо изменить, картина проводит параллель между жалкой жизнью на улице и тюремным заключением.

***

«Капернаум» незамысловат по своей сути, но несмотря на это фильм вышел крайне убедительным и некомфортно настойчивым. Чистота переживаний простой ливанской девушки удачно наложилась на искренность юного Зейна, в результате чего картина получилась категоричным, порой невыносимо чувствительным взглядом на жизнь современного Ближнего Востока.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

#long #deaddinos

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Адми", "author_type": "self", "tags": ["long","deaddinos"], "comments": 18, "likes": 48, "favorites": 71, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 49608, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 09 May 2019 02:03:43 +0300" }
{ "id": 49608, "author_id": 34157, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49608\/get","add":"\/comments\/49608\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49608"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }

18 комментариев 18 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

Комментарий удален

7

унылость и выжимание соплей

Ох чувак, как бы было здорово если бы это действительно было так. И всё то, что показано в фильме, было бы просто попыткой надавить на жалость сытой публике. Но к сожалению, всё это реальное дерьмо, которое происходит в реальной жизни с миллионами детей по всему миру.

Ответить
–3

Какая разница? Задача фильма выжимать сопли.

Ответить
5

Задача фильма, обратить внимание мировой общественности на проблемы, с которыми приходиться сталкиваться детям в таких странах как Ливан

Ответить
–2

Да ладно? Я то думал, что в этой африканской жопе все хорошо живут. Хорошо, что фильм такой сделали.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

На них напали марсиане ? Или это дерьмо устроили их родители ?

Ответить
1

От таких родителей детей нужно спасать. Иначе потом из них вырастают такие же дегенераты и маргиналы.

Ответить
0

Эти дети став взрослыми, строят мечеть, далее по накатанной. Теперь надо спасать их детей ?

Ответить
8

"Картина еще молодой ливанской девушки не лишена максимализма и желания преподать урок западу"
Почему рассказ о проблемах в своей стране - урок Западу? Запад должен почувствовать себя виноватым, что в вашей стране фигово живется?

Ответить
3

Ну, учитывая то, что после ПМВ османский Ближний Восток был Антантой разделён на мандаты (читай страны) наобум лазаря вообще без учета этноконфессиональных особенностей региона, и львиная часть местных конфликтов растёт именнно отсюда - да, довольно прямо виноват.

Ответить
2

Виноваты сами что вообще позволили антанте что-то за них решать. Позиция слабого - винить посторонних в своих проблемах.

Ответить
0

Не могу согласиться. Оправдывать неспособность эффективно управлять государством событиями почти вековой давности, на мой взгляд довольно инфантильно. За то, что в Ливии после свержения Кадаффи до сих пор творится какая-то дичь, несут ответственность прежде всего сами ливийцы.

Ответить
0

Так речь же про Ливан.

Ответить
0

Запад виноват - зачем освободил их от турков - при них был порядок и секирбашка.

Ответить
0

При турках было самоуправление, в котором принимали участие как местные племенные элиты, так и различные этнические и религиозные общины.

А при европейцах был французский чинуша из метрополии, который в местных порядках ничего не понимал и понимать не хотел, но при этом что-то пытался самолично решать (так собсно и появились странные мутанты в виде Ливана, Иордании, Сирии и пр. с границами под линеечку).

Потом европейцы вообще сбежали, в освободившийся вакуум власти, расчищенный от традиционных структур управления, ломанулись все сразу, и в итоге имеем то, что имеем.

Ответить
4

Я очень люблю «Город бога» (Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд) и, если не считать слегка сопливой (на мой вкус) концовки — «Миллионера из трущоб» (Дэнни Бойл). Оба эти фильма есть в блоке "Если вам понравился этот фильм, не пропустите..." у «Капернаум» на странице КиноПоиска. И да, там правда всё есть — и те же трущобы, та же нищета и несчастные дети. Но! Последний показался мне излишне трагичным и слёзовыжимательным. Абсолютная серость и ни щепотки радости (а мне в детстве было в радость и бутылку пустую по дороге со школы пинать). Нет контраста. Несомненно, фильм поднимает важные и нужные темы, да, но ощущается фильм не как художественное произведение, а как одна сплошная социальная реклама размазанная на мучительные 2 часа. В какой-то момент мне стало настолько скучно, что фильм пришлось растянуть на два дня просмотра. Стоит ли говорить, что любимый мною «Город Бога» (те же 2 часа) я посмотрел целиком с первого раза, а потом еще раз 5. То же и с "Миллионером" (снова 2 часа хронометража). А тут — какая-то тоска и разочарование.

Мне очень понравилась история реального Зейна у которого после фильма в жизни случился хэппи-энд (его забрала семья из Норвегии) и то, что актёры на экране — самые обычные люди, которые не столько играют, сколько живут. Это всё очень мило, но смотреть 2 часа социальной рекламы мне было скучно и неинтересно. Полагаю, тут сыграла неопытность режиссёра и по совместительству сценариста.

Ответить
2

Надо будет посмотреть.

Ответить
2

Да, этот фильм очень хорош .

Ответить

Комментарий удален

0

Я спрашивал у бабушки, как она жила в детстве, ведь у них был сильный голод, шла война. На что ответила что детство запомнилось счастливым временем, хоть и приходилось кушать гнилую картошку и собирать крупинки ржи для пахлебки.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления