«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Искренняя и чистая драма родом из Ливана о потерянном в мире боли и разгневанном на жизнь мальчике.

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Главный герой фильма «Капернаум», ливанский мальчик по имени Зейн, не только обделен родительским вниманием и любовью, равно как и десяток его братьев и сестер, но и с малых лет вынужден трудиться в соседней лавке, выполняя совсем не детские обязанности. Он мечтает когда-нибудь вырваться из страны, где у детей есть лишь одна дорога, ведущая мальчиков к нищенской жизни, а девочек — к продаже в рабство зажиточному соседу в возрасте. Но судьба приводит главного героя не к долгожданной свободе, а тюремному сроку за жестокое преступление.

Впервые картина застает Зейна в зале суда, но не в качестве обвиняемого, а как истца, выступившего против собственных родителей. «Они дали мне жизнь», — отвечает паренек на вопрос судьи о том, в чем виновны его мать и отец. Далее «Капернаум» погружается в прошлое героя, лишь изредка возвращаясь в настоящее для разъяснения, как маленький мальчик со взрослым взглядом потерял волю к жизни.

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Точный возраст Зейна не знают даже родители — он, как и сотни детей в округе, рос без документов и какого-либо надзора. Несмотря на то, что главный герой совсем юн, он кажется самым зрелым в семье. Мальчик на равных спорит с матерью, больше других беспокоится за младшую сестренку и после работы покупает ужин для остальных домочадцев. Но «Капернаум» не романтизирует жизнь Зейна, показывая его сильным и стоическим персонажем, наоборот, фильм с грустью демонстрирует, сколь беспощадным может быть детство.

В определенный момент судьба выталкивает паренька на улицу, лишая не только жилья и поддержки близких, но и средств к существованию. А затем ему на голову сваливается обуза в виде маленького ребенка, которого Зейну придется воспитывать почти в одиночку. И это при том, что у него не хватает еды для себя самого.

Доля мальчика и до этого была нелегка — тяжелая работа отнимала все силы, а на беззаботное детство, друзей и игры во дворе совершенно не хватало времени. Теперь же Зейну некогда горевать о бесцельно уходящей юности — он вынужден промышлять наркотиками и воровать, чтобы еще на денек продлить невыносимую жизнь, о которой не просил.

«Капернаум» кажется удивительно далеким, словно он рассказывает о вещах непостижимых в современном мире. Окружение героев и визуальный ретро-стиль не торопятся раскрывать период, в котором разворачиваются события. От того совершенно безобидная сцена, в которой Зейн встречает мужчину в костюме популярного супергероя, оказывается поистине душераздирающей. Показав застрявший в средневековье мир, режиссер Надин Лабаки обрушивает на зрителя суровую правду. Дети, торгующие наркотиками, и 11-летние девочки, проданные в сексуальное рабство своими же родителями — это вовсе не часть давно ушедшего мира, а реалии современного Ближнего Востока.

Подобную правду в кинематографе зачастую смягчают счастливым финалом или романтизацией повествования, как это было во «Льве» и «Миллионере из трущоб». Сила «Капернаума» состоит в пронзительной искренности, с которой режиссер рассказывает о проблемах своей страны. Главный герой, как и тысячи мальчишек по всему миру, не желает существовать в условиях, в которые его поместили безрассудные родители. Он ненавидит эту жизнь настолько, что готов засудить мать за подарок, которым она «наградила» его около двенадцати лет назад.

Нечто похожее было в «Проекте Флорида» и мультфильме «Добытчица», которые рассказывали о жизни детей в мучительной бедности. Однако, «Капернаум» — гораздо темнее и страшнее, это фильм, который не пытается сгладить демонстрируемые ужасы. Надин Лабаки идет на таран и не умалчивает деталей, на которые так легко закрыть глаза, живя в комфорте западного мира.

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Герои фильма постоянно твердят, что происходящее вокруг — это нормальное положение дел. Они прикрываются традициями и устоявшимися порядками, когда обрекают на смерть своих же детей. Картина еще молодой ливанской девушки не лишена максимализма и желания преподать урок западу, закрывающему на проблему глаза. И у Лабаки это получилось — картина сорвала овации в Каннах и попала в любопытную компанию на недавнем Оскаре. Хотя порой «Капернаум» ощущается слишком прямолинейным и откровенно давящим на жалость.

Дебютная картина Надин Лабаки «Карамель», вышедшая более десяти лет назад, была полной противоположностью «Капернаума». Воздушная и полная любви к жизни комедия показала добрую и яркую сторону Ливана. Страны, которая в новом фильме Лабаки блещет злым оскалом. «Карамель» элегантно обходила вопросы бедности и невыносимой сложности бытия, так же и «Капернаум» с завидной легкостью отрекается от любых проявлений оптимизма.

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

Главную роль в фильме исполнил Зейн Аль Раффеа, который подарил своему персонажу не только голос, но и имя. Надин Лабаки рискнула, вручив краеугольный образ в руки не профессионального актера, а мальчика из семьи сирийских беженцев. И это смелое решение оказалось потрясающей находкой — Зейн настолько гармонично влился на улицы Бейрута, что периодически его злоключения заставляют стыдливо отводить взгляд.

Секретом искренности и реальности Зейна стало то, что он самолично пережил похожие события, обрушивающиеся на главного героя, а потому смог кристально честно продемонстрировать свою боль в «Капернауме». По окончании съемок новоявленный актер перебрался в Норвегию и поступил в школу, так что, пусть Лабаки и не под силу изменить чудовищного положения дел в родной стране, мир одного конкретного ребенка она точно сделала лучше.

«Капернаум» — ближневосточный неореализм

В некоторых особо драматичных моментах «Капернаум» выглядит мучительно правдоподобным. Трясущаяся камера неустанно следует за главным героем, спотыкается о прохожих и уворачивается от проезжающих мимо машин, а крупные планы, граничащие с дискомфортом, приумножают тесноту Бейрутских улиц. Благодаря этой замкнутости и невозможности что-либо изменить, картина проводит параллель между жалкой жизнью на улице и тюремным заключением.

***

«Капернаум» незамысловат по своей сути, но несмотря на это фильм вышел крайне убедительным и некомфортно настойчивым. Чистота переживаний простой ливанской девушки удачно наложилась на искренность юного Зейна, в результате чего картина получилась категоричным, порой невыносимо чувствительным взглядом на жизнь современного Ближнего Востока.

PS. Если понравился текст - ищите нас в VK и Telegram.

22 показа
4K4K открытий
16 комментариев
Комментарий удалён модератором

унылость и выжимание соплей

Ох чувак, как бы было здорово если бы это действительно было так. И всё то, что показано в фильме, было бы просто попыткой надавить на жалость сытой публике. Но к сожалению, всё это реальное дерьмо, которое происходит в реальной жизни с миллионами детей по всему миру.

Ответить

"Картина еще молодой ливанской девушки не лишена максимализма и желания преподать урок западу"
Почему рассказ о проблемах в своей стране - урок Западу? Запад должен почувствовать себя виноватым, что в вашей стране фигово живется?

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Я очень люблю «Город бога» (Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд) и, если не считать слегка сопливой (на мой вкус) концовки — «Миллионера из трущоб» (Дэнни Бойл). Оба эти фильма есть в блоке "Если вам понравился этот фильм, не пропустите..." у «Капернаум» на странице КиноПоиска. И да, там правда всё есть — и те же трущобы, та же нищета и несчастные дети. Но! Последний показался мне излишне трагичным и слёзовыжимательным. Абсолютная серость и ни щепотки радости (а мне в детстве было в радость и бутылку пустую по дороге со школы пинать). Нет контраста. Несомненно, фильм поднимает важные и нужные темы, да, но ощущается фильм не как художественное произведение, а как одна сплошная социальная реклама размазанная на мучительные 2 часа. В какой-то момент мне стало настолько скучно, что фильм пришлось растянуть на два дня просмотра. Стоит ли говорить, что любимый мною «Город Бога» (те же 2 часа) я посмотрел целиком с первого раза, а потом еще раз 5. То же и с "Миллионером" (снова 2 часа хронометража). А тут — какая-то тоска и разочарование.

Мне очень понравилась история реального Зейна у которого после фильма в жизни случился хэппи-энд (его забрала семья из Норвегии) и то, что актёры на экране — самые обычные люди, которые не столько играют, сколько живут. Это всё очень мило, но смотреть 2 часа социальной рекламы мне было скучно и неинтересно. Полагаю, тут сыграла неопытность режиссёра и по совместительству сценариста.

Ответить

Надо будет посмотреть.

Ответить

Да, этот фильм очень хорош .

Ответить