Пятый сезон «Чёрного зеркала» — три эпизода, три обзора

5 июня на Netflix вышел пятый сезон альманаха Чарли Брукера «Чёрное зеркало» — о технологиях и опасностях, которые они в себе скрывают. В этот раз в сезоне всего три эпизода, а не шесть, как в двух предыдущих.

Мы посадили трёх авторов смотреть три эпизода одновременно, и теперь они делятся впечатлениями от увиденного.

Вадим Елистратов: Striking Vipers

Есть у «Чёрного зеркала» такой формат серии — про отношения, и Striking Vipers как раз один из таких эпизодов. Это история о двух закадычных друзьях, которые много лет играют в разные версии одного и того же файтинга, пока новая версия игры, с предельно реалистичным VR, не меняет всё.

Собственно, VR — и есть главное фантастическое допущение эпизода. В остальном Брукер не стал менять в современном мире ничего. Даже водители Uber не исчезли и не уступили свою работу автопилоту.

В Striking Vipers Брукер размышляет о природе аватаров людей в играх. По его мнению, если в наше время мужчина играет за женского персонажа, то это почти не повлияет на отношение окружающих к нему. Но что если аватары станут неотличимыми от реальности и игрок сможет по сути переселиться в виртуальное тело несуществующего человека?

Пятый сезон «Чёрного зеркала» — три эпизода, три обзора

Благодаря этой идее из Striking Vipers внезапно получилась лайтовая версия «Лунного света» — главные герои выходят на неизведанную доселе территорию, чтобы узнать много нового о своей сексуальности. Сюжет разом стирает границы рас, полов и социальных рамок.

Едва ли этот эпизод можно назвать глубоким, но, к счастью, в финале тема VR уходит в сторону, оставляя после себя горьковатый привкус привычной нам реальности. Вроде бы все получают то, чего хотели, но отделаться от ощущения, что однажды главные герои снова потеряют контроль над своими жизнями, трудно.

Striking Vipers больше всего похожа на классическую серию «Чёрного зеркала» — The Entire History of You из первого сезона. Там тоже технологии вмешиваются в привычный институт брака, но в сущности только обостряют уже существующие проблемы, а не создают новые. Но новый эпизод не кажется самоповтором. Скорее — удачным возвращением к корням.

Олег Чимде: Smithereens

Smithereens — из тех редких серий «Чёрного зеркала», где нет никаких фантастических технологий, только сложная реальная жизнь. Её можно сравнить с самым первым эпизодом альманаха, посвящённым премьер-министру, которого вынуждают в прямом эфире совокупиться со свиньёй. Так что в Smithereens Чарли Брукер, можно сказать, возвращается к истокам. Оба эпизода — напряжённый триллер о безысходности, в котором злодеев просто нет. Есть сложная ситуация, из которой каждый пытается выйти по-своему.

Поначалу Smithereens напоминает одну из тех историй с «Фейсбука», где люди рассказывают о сумасшедших водителях Uber — кто-то домогался, кто-то размахивал стволом. Герой Эндрю Скотта, казалось бы, как раз из таких. Он испытывает панические атаки, глядя на людей, беспрестанно клацающих по экранам смартфонов, молчит на коллективных реабилитационных собраниях и замыкается в себе. Всё это выливается в похищение человека — сотрудника корпорации, разработавшей популярную социальную сеть «Осколки» (Smithereens).

Потрясающий талант Эндрю Скотта играть неуравновешенных, но не обделённых умом персонажей раскрывается здесь в полную силу
Потрясающий талант Эндрю Скотта играть неуравновешенных, но не обделённых умом персонажей раскрывается здесь в полную силу

«Чёрное зеркало» посвящено, казалось бы, технофобии, но на самом деле — людям и их порокам. Стоит отключить мобильник, как ты увидишь истинное лицо кошмара — своё собственное.

Чарли Брукер следует этой общей для всего сериала идее и в Smithereens, но в этот раз — действует очень осторожно. Он не навешивает ни на кого ярлыки, не кошмарит социальные сети и мобильники, не придумывает никаких твистов, что обычно бывают в «Чёрном зеркале». Напротив, технологии здесь даже помогают разрешить тяжёлую ситуацию — делают то, на что не способна полиция. И уж конечно не они виноваты в том, что случилось с героями истории — это понимают все.

Если Smithereens — не лучшая работа Брукера как сценариста, то, как минимум, одна из них. Повествование развивается медленно и последовательно, на простую по своей сути основу сюжета нанизываются всё новые события, появляются новые герои, и в результате выходит очень камерный, неуютный и красиво прописанный триллер об одном сломленном человеке. Том самом, что с первого взгляда казался очередным «безумным водителем Uber».

Артемий Леонов: Rachel Jack and Ashley Too

Обычно после просмотра серии «Чёрного зеркала», даже если серия была не самой выдающейся, в голове остаются какие-то вопросы — о границах морали, о влиянии технологий на нашу жизнь, или даже о чём-то более глобальном. После просмотра Rachel, Jack and Ashley Too у меня возник один единственный вопрос: «Зачем это было снято?».

Как серия «Чёрного зеркала» эпизод не выдерживает никакой критики — если не считать многочисленных отсылок к другим историям из этой же вселенной, Rachel, Jack and Ashley Too почти ничем не напоминает полюбившийся зрителям за свои креативные фантастические сюжеты сериал-антологию. Тут нет вообще никакой рефлексии на тему технологий, или даже просто интересных фантастических идей — концепция «сознание реального человека переносится в электронное устройство» уже давно превратилась в клише, причём не без помощи самого «Чёрного зеркала». Это очень простая история в духе кино из девяностых — два подростка по случайности обретают «волшебного» компаньона.

Пятый сезон «Чёрного зеркала» — три эпизода, три обзора

Но и в качестве отдельного произведения серия не работает. Персонажи выглядят слишком стереотипными и плоскими, чтобы за них хотелось переживать — а кроме них в серии нет вообще ничего, за что можно было бы зацепиться.

Ты изо всех сил пытаешься вглядеться и увидеть в эпизоде какое-то двойное дно, дополнительный смысл, предпосылки к мрачному твисту — но нет. Это просто история, смысл которой можно легко свести к двум фразам: «в реальной жизни люди иногда не похожи на свой публичный образ» и «алчные продюсеры пойдут на всё, чтобы нажиться на талантливых артистах». И та, и другая тема в массовой культуре встречаются постоянно, иногда даже именно в такой комбинации, и чаще всего гораздо удачнее, чем тут — можно вспомнить хотя бы сериал «Джессика Джонс».

Создаётся ощущение, что сценарий к Rachel, Jack and Ashley Too писался впопыхах — когда у Чарли Брукера закончились стоящие идеи, а количество серий нужно было срочно добить до трёх. И название эпизода, состоящее из трёх имён главных героев через запятую, это ощущение только усиливает.

6363
34 комментария

Первая серия: Когда с корешем заигрался в Фортнайт

24
Ответить

Чет вообще печальный сезон.

21
Ответить

Как же Эндрю Скотт круто играет в серии Smithereens. Только из-за него можно уже ставить высокую оценку, хотя и сама серия неплохая.
P.S.Лучше смотреть с субтитрами.

19
Ответить

Во втором сезоне fleabag он играет, возможно, лучшего священника на ТВ.

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

18
Ответить

После просмотра Rachel, Jack and Ashley Too у меня возник один единственный вопрос: «Зачем это было снято?»

Очевидно, Майли Сайрус попросила Брукера/Netflix добавить её в какой-нибудь эпизод своего любимого сериала, ну а они оказались людьми добрыми и отказать такой девочке не смогли

4
Ответить