45 дней сериалов
и фильмов по промокоду:
DTF45 Активировать 18+
Кино и сериалы
Вадим Елистратов
64 781

Реальность и допущения: подробный пересказ подкаста о создании сериала «Чернобыль» Материал редакции

Крэйг Мазин объясняет свои идеи и самые сильные отклонения от реальности в сценарии.

В закладки

После выхода «Чернобыля» создателя сериала Крэйга Мазина как хвалили за точность деталей, так и ругали за излишнюю драматизацию некоторых моментов или художественные допущения. Например, Легасов и Щербина никогда не появлялись на суде из последнего эпизода. Так зачем же Мазин их туда вписал?

Чтобы разобраться во всём этом, мы решили обратиться к объяснениям самого автора. Этот текст — подробнейшая выжимка всех пяти серий Chernobyl Podcast.

Материал подготовлен совместно с Артемием Леоновым.

Эпизод 1 — 1:23:45

  • По словам Мазина, главная тема сериала — цена лжи, и поэтому сам сценарист делал всё, чтобы история была максимально прозрачной. Однако речь идёт всё же не о документальном шоу, поэтому некоторые детали пришлось ужать или драматизировать.
  • В момент чернобыльской катастрофы Мазину было 15 лет, но события в СССР он запомнил гораздо хуже, чем крушение шаттла «Челленджер», случившееся тремя месяцами ранее. Он знал только о взрыве на АЭС и о том, что Советские власти врали о масштабах трагедии.
  • На Западе люди не осознавали, насколько многослойной была проблема, с которой столкнулись жители СССР и на какие жертвы пошли ради её решения, ведь взрыв был лишь началом.
  • Мазин начал своё исследование, когда осознал, что не знает, почему именно ЧАЭС взорвалась. У этого Титаника в массовом сознании не было своего айсберга.
  • Сценариста очень сильно удивило, что катастрофа случилась во время проведения испытаний безопасности — то есть учёные получили полную противоположность ожидаемому эффекту.
  • Когда Мазин питчил идею сериала, его интересовала не столько историческая достоверность, сколько универсальная идея, которая будет понятной везде — цена лжи. Сценарист не хотел снимать документальное шоу, потому что это означало бы, что он просто «сделал домашнюю работу» за зрителя.
  • В центре сериала стоит мысль о том, что люди часто не просто лгут, а выстраивают целые системы лжи. Однако когда правда выходит наружу, обычно страдают не те, кто лгал, а невинные.
  • В подкасте Мазин практически дословно повторяет слова Тириона из «Игры престолов» о том, что люди охотно верят в хорошие истории. Но сценарист считает, что в этом главная опасность нарратива. Тем не менее он всё равно решил рассказывать о вреде историй в формате... истории. Выбить клин клином.
  • Работа над сценарием началась в 2015 году, до выборов, однако в процессе дальнейшего производства авторам было «невозможно не думать» о текущем правительстве США с его ложью и бюрократией.
  • Мазин сразу же выступал против русского акцента в сериале, потому что из-за него диалоги звучали бы комично. На ранних этапах съёмочная группа пробовала использовать лёгкий восточно-европейский акцент, однако актёры слишком увлекались нюансами речи и из-за этого хуже играли. Но студия всё же отказалась от американских актёров. Сериал снимали для зрителей США, и некий языковой барьер должен был остаться, поэтому на главные роли взяли англичан.
  • В первом драфте почти не было слов «камрад» и «товарищ», их посоветовала добавить знакомая сценариста, жившая в украинской части СССР. Она же обратила внимание Мазина на то, что в Союзе не было «кошачьей еды» — животные ели то же самое, что и люди.
  • Мазин с радостью бы снял сериал в Чернобыле или Припяти, однако эти города разительно изменились после катастрофы. Тем не менее почти все постройки, показанные в шоу (по большей части работы велись в Литве и Украине), были возведены в Советские времена, так что выглядели весьма аутентично. Делу помог и тот факт, что на съёмках работали выходцы из СССР.
  • Для съёмочной группы реалистичность окружения и реквизита стала одержимостью. Авторы сериала очень хотели показать жизнь за Железным занавесом, которой многие американцы не видели.
  • Шить одежду для сериала было намного легче из-за «ограниченного потребительского выбора» в СССР. Мазин отмечает, что в Союзе с разницей в тысячи километров зачастую создавали абсолютно одинаковые предметы — например, каски пожарных — и возводили одинаковые дома. Так что для «Чернобыля» было достаточно просто создавать реквизит и искать локации.
  • Съёмочная группа попыталась в точности воссоздать приборную панель ЧАЭС и другие детали ради людей, которые были свидетелями трагедии и до сих пор живы.
  • Тот факт, что Легасов в сериале повесился именно ночью, ровно через два года после аварии, Мазин додумал сам — он убеждён, что дата была выбрана не случайно, и просто усилил эту мысль.
  • Реальные диктофонные записи Легасова в сериале не использовались, а сам он был менее красноречивым, чем показано в «Чернобыле».
  • Мазин решил не показывать семью Легасова, потому что хотел избежать пошлости, присущей эпизодам военных фильмов, где родственники ждут своих близких дома. Сценарист сконцентрировался на отношениях героя с коллегами и советскими чиновниками.
  • Взрыв ЧАЭС показали издалека и в самые первые минуты сериала, чтобы зрители сразу поняли, что это будет не типичный фильм-катастрофа.
  • По словам Мазина, стопроцентно точной информации о чернобыльской катастрофе не так много. Данные в источниках не сходятся, и сценарист обычно пытался выбирать наименее драматичные варианты, если, конечно, речь не шла о заглавной линии Легасова, где драма нужна была в художественных целях.
  • В сериале есть не только драматизация, но и прямые цитаты. Например, фраза «Мы всё сделали правильно, случилось что-то странное» действительно прозвучала среди инженеров в ту самую ночь.
  • По словам Мазина, ему сложнее всего было поверить в действия и слова инженера Дятлова, однако сценарист уверен, что именно так он и вёл себя после взрыва — до последнего отрицал возможность ядерной катастрофы.
  • Инженеры в центре управления выжили из-за огромных размеров станции — чтобы пройти от одного её конца до другого нужно около 20-30 минут.
  • По мнению Мазина, ситуацию сильно усугублял тот факт, что никто из инженеров не думал, что подобный взрыв вообще возможен. Атом на тот момент называли «мирным» и люди до последнего не верили, что электростанция могла превратиться в ядерную бомбу.
  • Отрицанию способствовало и желание людей жить: если катастрофа действительно случилась, то они все обречены, и поэтому инженеры, включая Дятлова, пытались найти альтернативные объяснения.
  • По словам Мазина, многие героические поступки в ночь катастрофы были совершены в том числе из-за советского воспитания, в котором простых людей учили подавать друг другу руку помощи, хотя сами власти не всегда следовали этим заветам.
  • Готовность советских людей пожертвовать жизнью ради общего блага восхищает Мазина и в то же время кажется ему грустной: «Если бы такое случилось в Штатах, я думаю, мы бы просто быстро эвакуировались и пустили верёвку вокруг большой зоны и не пускали бы туда людей, потому что они могли бы умереть».
  • Мазин отметил, что главы станции, Брюханов и Фомин, не годились для своей работы — оба обладали недостаточной квалификацией для АЭС, однако успешно прошли через систему и заняли высокие должности. «Я не хочу критиковать СССР в данном случае, такое происходит во всём мире».
  • Отрицание Дятловым катастрофы было удобным для Брюханова и Фомина. Они могли сообщить наверх хорошие новости, а по итогам всё свалить на другого человека. По мнению Мазина, советский образ мышления был таков, что если люди уже сказали вышестоящим чинам, что всё в порядке, то резко изменить эту точку зрения и сообщить о катастрофе было бы в том числе карьерным самоубийством.
  • Мазин и ведущий подкаста сошлись во мнении, что поведение чиновников в ночь катастрофы идеально характеризуется фразой: «Вы хотите унизить нацию, которая одержима тем, чтобы не быть униженной». В этом сценарист видит причину, по которой власти решили перерезать телефонные линии и попытаться скрыть произошедшее.
  • По словам Мазина, пожарным сказали, что они едут тушить огонь на крыше. Они приехали не просто без какой-то особой защиты, а многие даже без части верхней одежды и касок, но уделять этому внимание в сериале не стали.
  • Один из пожарных действительно подобрал кусок графита и скоропостижно скончался.
  • Ирония ситуации в том, что в города вроде Припяти было не так просто попасть. В поселениях при АЭС люди жили лучше, чем в остальном СССР, однако в данном случае судьба сыграла с ними злую шутку, и они облучались радиацией, пока власти тянули с эвакуацией.
  • В день после катастрофы в городе прошла свадьба, а один мужчина даже отправился на крышу загорать и получил большую долю радиации.
  • Синий луч света, на который собрались посмотреть жители города, был вызван ионизацией воздуха.
  • Если в современном мире кто-то сообщит о пожаре на АЭС, многие люди попытаются уехать в противоположном направлении. Однако в Чернобыле мало кто понимал опасность облучения, а в народе было распространён миф, о том, что водка может вывести любую радиацию из организма.

Эпизод 2 — Please Remain Calm

  • Вторая серия начинается со стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», написанного в 1941 году. Мазин считает, что оно передаёт дух людей, отправившихся на «битву с Чернобылем». По словам сценариста, жизнь в СССР и России была наполнена тяготами и страданиями, но люди всё равно готовы были пожертвовать собой за родину, и это относилось в том числе и к ликвидаторам.
  • Несмотря на отказ от русского акцента, авторы сериала старались разместить русскую речь везде, где это было возможно — от документов до радиопередач и телетрансляций. Английский был нужен только для передачи ядра истории зрителям со всего мира.
  • Ульяну Хомюк создали как персонажа, обобщающего образы всех учёных, работавших над ликвидацией и расследованием катастрофы. Мазин решил, что таким образом зрителям будет проще воспринимать происходящее — заменить множество разных лиц на одно.
  • Что касается половой принадлежности героев и расы, то тут авторы старались как можно ближе держаться к реальности. Мазин понимал, что решения по ликвидации принимали одни мужчины.
  • Хомюк сделали женщиной в качестве демонстрации того, что в медицине и науке гендерное неравенство в СССР было не таким ярко выраженным. Напротив, Мазин считает, что в этих областях в 1986 году Союз был прогрессивнее Штатов.
  • Легасов фактически руководил ликвидацией с научной точки зрения, однако по факту не был экспертом по ядерным реакторам. Его специализацией была химия, и коллеги объясняли ему многие вещи по ходу дела. Для таких вот дискуссий сценаристу опять же понадобилась Хомюк — чтобы помогать Легасову и подстёгивать его.
  • Сцена, в которой Хомюк узнаёт о катастрофе по радиации в атмосфере, основана на реальности. После этого учёные стали звонить в Чернобыль, но получали либо молчание в ответ, либо ложь о том, что с ЧАЭС всё в порядке.
  • В сериал не удалось включить эпизод, в котором работник шведского предприятия поднимает тревогу, потому что его ботинок начал «фонить» от радиации из Чернобыля.
  • Доктора в возрасте не знали, что делать в случае радиоактивного заражения, и пытались лечить пожарных молоком — как от химического отравления. Но потом врачи всё же сняли одежду с пострадавших и перенесли её в ту самую комнату, где она лежит до сих пор.
  • Из первого эпизода пришлось вырезать сцену, в которой на спине одного из работников ЧАЭС остался ожог в форме руки товарища, которого он нёс — настолько сильно тот был заражён.
  • Мазин считает, что Легасова изначально позвали разбираться в ситуации, потому что государство считало его надёжным — в том числе в вопросе сохранения тайн.
  • Сценарист уверен, что Горбачёв был «хорошим парнем», хотя нельзя не отметить, что добраться до такой позиции в СССР мог только бюрократ. Тем не менее глава страны принимал правильные решения, хотя изначально лишь отдалённо понимал суть происходящего.
  • По мнению Мазина, у Щербины не было амбиций на управление в СССР в целом, однако он обладал достаточным количеством власти — его уважали и к нему прислушивались. «Он был жёстким человеком и идеальной кандидатурой для поставленной ему задачи». Именно жёсткость Щербины Мазин попытался показать в сцене в вертолёте, которая показалась в итоге многим зрителям из России избыточной.
  • Мазин хотел показать, как чиновник, нагрубивший Хомюк, отправляется на первомайский парад, где все люди были подвержены опасности заражения, но эту сцену решили вырезать для поддержания темпа.
  • Мазин считает, что советские бюрократы не были глупыми или бесчеловечными, а, скорее, просто верили в систему. Но когда была возможность, они старались поступать правильно.
  • Актёр Стеллан Скарсгард, сыгравший Щербину, жил в Швеции во время катастрофы. По его словам, в некоторых регионах страны после катастрофы много лет было запрещено собирать грибы и охотиться на оленей, так как те могли быть заражены.
  • История Людмилы Игнатенко, жены пожарного, тронула Мазина, поэтому он решил включить её в сериал почти без изменений. Актриса Джесси Бакли очень сильно хотела сыграть эту роль в том числе потому, что вся линия этой женщины посвящена любви — в том числе ослепляющей и опасной.
  • Мазин делает особый акцент на сцене, в которой Легасов в холле отеля просит дать ему перевёрнутый стакан. Понимая всю опасность ситуации, учёный всё равно пытается немного её улучшить на подсознательном уровне.
  • По мнению Джареда Харриса, когда Легасов врёт другим постояльцам отеля о том, что всё в порядке, он становится отчасти виноватым в последствиях катастрофы для простых людей.
  • Мазин отмечает, что спокойствие и организованность граждан при эвакуации города тоже отражает советское мышление. Жители Припяти просто подчинились приказу и спокойно сели в автобусы, оставив позади свои вещи и питомцев. Почти без скандалов.
  • Мазина удивило, что для эвакуированных из Припяти людей просто построили новый город — Славутич. «Это было самое советское из того, что можно было сделать».
  • Когда Легасов предлагал засыпать очаг пожара, некоторые инженеры рассматривали другой вариант — дать огню догореть, а уже затем разбираться с радиацией. Эту дискуссию не включили в сериал.
  • Мазин делает особый акцент на том, что три других реактора по-прежнему продолжали функционировать после катастрофы. И если бы Легасов не использовал шахтёров, взрыв повредил бы и их, усугубив ситуацию в несколько раз.
  • При этом три оставшихся реактора не отключали, потому что они по-прежнему питали Киев. Последний из них отключили только к концу девяностых.
  • Мазин считает, что угроза для Европы, описанная в сериале, была реальной. Если бы ликвидаторы не справились, как минимум Украина и Беларусь могли бы стать необитаемыми, да и другие страны бы сильно пострадали.
  • В сценарии специально оставили только по одной фразе для трёх аквалангистов, сливших воду. Так Мазин хотел показать их практически мгновенную готовность пойти на риск и сделать то, что нужно.
  • По мнению Мазина, руководство прекрасно понимало, что ради ликвидации придётся пожертвовать жизнями людей — вопрос стоял только в количестве. «Но я всё же не хотел показывать СССР как злую империю, которая без сожаления отправляет людей на смерть. Это было не так, они не хотели, чтобы кто-то умирал, но у них не было выбора».
  • Кастинг проводили так, чтобы актёры в кадре никогда не выглядели «гламурными» версиями своих прототипов. Джаред Харрис должен был играть немного неуклюжего учёного, непохожего на тех, что часто появляются в голливудских фильмах.
  • Мазина иногда смущало, что реальные события могли выглядеть в кадре как клише, но избегать их было нельзя, поэтому в «Чернобыле» много экспериментов с режиссурой — многие масштабные события показаны через детали и саспенс.
  • Музыку попытались сделать минимально драматичной, потому что событиям на экране не нужно было придавать какой-то окрас — они сами по себе были жуткими.
  • В отношении саундтрека Хильдур Гуднадоттир старалась максимально уйти от излишнего нагнетания с помощью ударных. По словам Мазина, «музыка сериала должна была быть с вами, но не диктовать то, что вам надо чувствовать».
  • Вся сцена про водолазов — нечто среднее между самыми сухими описаниями произошедшего и городскими легендами. Например, Мазин прочитал, что один из трёх участников этой опасной экспедиции якобы увидел какое-то свечение через щель за стеной, но эту сцену не стали включать в сериал. Некоторые источники действительно говорили о том, что у водолазов отключились основные источники света.

Эпизод 3 — Open Wide, O Earth

  • Режиссёр сериала называет момент с тремя добровольцами «упражнением для киношколы» — ему нужно было каким-то образом передать эмоции трёх человек в одинаковой униформе, лица которых зритель не может увидеть, а дело при этом происходит в темноте. Ему пришлось долго искать баланс — чтобы поведение актёров не скатывалось «в пантомиму», но при этом зрителю были понятны их эмоции.

  • Изначально третья серия должна была открываться галлюцинацией Дятлова, которому должен был привидеться его сын, умерший в десятилетнем возрасте от лейкемии. Существует теория о том, что причиной его смерти стала радиация, крупную дозу которой Дятлов получил в результате аварии на своём прошлом месте работы.
  • Изначально история о сыне Дятлова должна была стать целой сюжетной линией, но Мазин принял решение от неё отказаться. Она уводила историю в сторону, и, к тому же, галлюцинации и флэшбеки сделали бы «Чернобыль» чересчур похожим на обычный сериал о вымышленных событиях.

  • По словам Мазина, почти все свидетели событий описывают Дятлова как очень неприятного и упрямого человека. Кроме того, многие отмечают, что он «относился к радиации, как электрики относятся к электричеству» — то есть, не слишком беспокоился из-за неё, полагаясь на свой богатый опыт.
  • В изначальной версии также была сцена с демонстрацией, которая проводится неподалёку от Чернобыля. В ней должен был участвовать Шарков.

  • По мнению Мазина, если ты отказываешься почти ото всех классических «драматических трюков» ради того, чтобы рассказать максимально правдивую историю, то неприятные и страшные части этой истории необходимо показывать без купюр. Именно поэтому было принято решение о демонстрации жертв катастрофы и последствий заражения в кадре.
  • Рассказ Людмилы Игнатенко о том, как выглядел её муж, стал одним из основных референсов для гримёров.

  • Мазин считает, что Людмила Игнатенко не осознавала в полной мере, что радиация от её мужа может навредить её ребёнку. О том, как работает радиационное заражение, люди знали мало, и к тому же персонал больницы разрешил ей побыть с мужем полчаса — она вряд ли могла предположить, что они не понимают, что делают.
  • Проводя исследования, создатели сериала наткнулись на статью о советских шахтёрах, в которых рассказывалось о том, что те занимали в государстве своего рода привилегированную позицию из-за того, что фактически контролировали источники энергии. Горбачёв якобы однажды даже сказал, что боится шахтёров. Это стало основой для образа тульских шахтёров в сериале.

  • В сериале предполагается, что Брюханов и Фомин были арестованы довольно быстро, но, на самом деле, они оставались на свободе ко времени действия третьей серии. Именно Брюханову было приказано добыть жидкий азот под угрозой смертной казни.
  • Тоннель, который прокопали рабочие, в результате так и не понадобился. По словам Мазина, наука основана на вероятностях, и Легасов отправил шахтёров на гибель, понимая, что их усилия могут быть абсолютно напрасными.

  • Сохранились разные свидетельства о том, в какой степени были раздеты шахтёры, но по крайней мере два источника утверждают, что они работали полностью обнажёнными.
  • По словам Мазина, никто до сих пор не понимает, почему премьер Рыжков принял решение о 30-километровой зоне эвакуации: оно не было основано ни на чём и привело к болезни и гибели огромного числа людей. Сценарист использовал этот момент, чтобы заставить Легасова и Щербину начать «сомневаться в своей религии», то есть в Советском союзе.

  • Рассказывая о своей поездке в Припять, организованной Sky и HBO, Мазин говорит, что он «никогда не испытывал настолько же религиозного чувства». Он испытывал невероятные ощущения, посещая все те места, о которых столько читал и писал.
  • Оказавшись возле зданий реактора, Мазин понял, что могли ощущать герои его сериала — по его словам, там всё будто бы внушает спокойствие и уверенность в том, что всё под контролем, и взорваться ничего не может.

  • Персонаж Шаркова — вымышленный; он символизирует собой целую группу людей, следивших за тем, чтобы лишняя информация о Чернобыле не распространялась дальше положенных границ.
  • Сцена «в застенках КГБ» была снята в здании бывшей советской тюрьмы в Вильнюсе — теперь там расположен музей.

  • По мнению сценариста, по мотивам этой истории невозможно было бы написать сценарий фильма — потому что она разворачивалась иначе; запутанно, эпизодами. Её можно было рассказать только в формате мини-сериала.
  • По задумке автора, именно в третьей серии, во время разговора Легасова и Хомюк о показаниях Акимова и Топтунова, у зрителя должен начать складываться ответ на вопрос о том, почему Легасов покончил с собой.

  • Лицо Акимова не появляется в кадре, потому что создатели осознанно решили «не пересекать черту». В первоначальном варианте монтажа Василия Игнатенко показывали гораздо дольше, и руководство HBO высказало мнение, что это чересчур. Взглянув на серию свежим взглядом, Мазин согласился с этим: если показывать ужасы радиации слишком долго и слишком натуралистично, создаётся ощущение, что автор этим наслаждается, или что он пытается шокировать публику как можно сильнее.
  • Мазин надеется, что его сериал поможет людям понять, что Акимов, Топтунов и множество других сотрудников АЭС не были виновны в случившемся.

Эпизод 4 — The Happiness of All Mankind

  • Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на смерть.

  • В сцене убийства коровы использовался муляж — в то время как доила старуха настоящую корову. «Фальшивую» корову сделали более правдоподобной при помощи компьютерной графики.

  • Мазин считает, что в Советском союзе существовало особое уважительное отношение к пожилым людям — именно поэтому солдат выслушивает всё, что хочет ему сказать старуха, и лишь после этого убивает её корову.
  • В кадре не показано, как старуха садится в автобус, однако создатели сериала имели в виду, что это произошло за кадром.

  • Сценарист отмечает, что защита, в которую одеты ликвидаторы, сбрасывающие графит с крыши, выглядит как «самодельные доспехи» — потому что они действительно были практически самодельными. Свинцовой защиты им не выдали, и поэтому им пришлось добывать свинец самостоятельно на окружающей территории и сооружать из полученных кусков «доспехи».
  • Луноходы, показанные в сериале, созданы при помощи компьютерной графики, а вот немецкий робот «Джокер» — это точная копия, построенная специально для съёмок.

  • Как утверждает сценарист, 90% текста из брифинга, который генерал Тараканов проводит перед каждой группой призывников, отправляющихся на крышу, — это реальные слова Тараканова, взятые из документального фильма. Мазин считает, что этот текст может показаться кому-то «не подходящим для киносценария», но он всё равно решил сохранить слова генерала в практически нетронутом виде.
  • Крэйг Мазин рассказывает, что он и режиссёр Йохан Ренк старались не прибегать к «кинематографическим трюкам» — необычным проездам камеры, ракурсам и так далее, — чтобы не отвлекать зрителя от происходящего. Однако конкретную сцену уборки графита с крыши решили снять одним кадром, в котором камера следит за конкретным солдатом — потому что только таким образом зритель мог почувствовать себя в его шкуре.

  • История о ликвидаторах, убивающих собак, была почерпнута Мазиным из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Писательница беседовала с ветераном Афганистана, который стал прототипом персонажа Бачо, но Мазин решил, что будет правильно добавить в сюжет новобранца, никогда не убивавшего ни людей, ни животных — чтобы зрителю было, с кем себя ассоциировать.
  • Создатели сериала пытались найти данные о женщинах, участвовавших в ликвидации катастрофы, и выяснили, что их было всего лишь около пяти тысяч — при том, что мужчин было около 600 тысяч.

  • История, которую рассказывает Бачо, подразумевает, что он не просто застрелил человека, а заставил его медленно умирать после выстрела в живот. Вероятно, этот случай запомнился ему на всю жизнь, и именно поэтому он так жёстко выступает за то, чтобы убивать собак быстро и безболезненно.
  • Сцена отстрела собаки со щенками также позаимствована из реальных воспоминаний ликвидатора из книги Светланы Алексиевич.

  • За сценой отстрела щенков должна была следовать ещё одна — она была написана и снята, но при монтаже Мазин решил, что это будет слишком. Во время захоронения щенков выяснилось, что один из них был всё ещё жив, и солдаты хотели застрелить его наверняка, чтобы его не пришлось заливать бетоном живьём — но у них закончились патроны.
  • Создатель сериала считает, что у аудитории не должно возникать ощущения того, что ты специально стараешься её шокировать и расстроить. Если тебе плохо и грустно из-за того, что ты представляешь себя на месте Павла, вынужденного убивать собак — значит, сериал добился своей цели. Если тебе просто плохо и грустно, и у тебя возникает ощущение, что ты сам всё это переживаешь — это уже перебор. Поэтому самые шокирующие и жестокие сцены из сериала были вырезаны.

  • Фраза «Наша цель — счастье всего человечества» — это реальный лозунг из воспоминаний ликвидаторов. Мазин считает, что если бы сценарист придумал такую сцену самостоятельно — три ликвидатора пьют водку посреди мёртвого города, в который они приехали убивать домашних животных, — зрители посчитали бы, что это выглядит фальшиво и слишком «в лоб». Но это — реальная сцена из воспоминаний.
  • Когда Хомюк во второй раз посещает Дятлова в больнице, тот прекрасно знает, что реактор взорвался, и подозревает, почему. Но он поднимает Хомюк на смех, заявляя, что поиск правды не приведёт ни к чему — пулю всё равно получит именно он. И в этом он прав, считает сценарист.

  • По словам Мазина, когда Щербина говорит о «гораздо более смелых людях», у которых не хватало духу сказать правду, когда это было необходимо, на самом деле, он говорит про себя.
  • В момент разговора без прослушки с участием Хомюк на плечах у Легасова сидят метафорические ангел и демон, один из которых говорит ему, что если он не скажет правду в Вене, это может привести к катастрофическим последствиям, а другой — что даже если он её скажет, это ничего не изменит, а лишь разрушит его жизнь. Мазин считает вопрос, стоявший перед Легасовым в этот момент, «одной из самых сложных дилемм в истории».

  • По мнению Мазина, «Чернобыль» отличается от многих выдуманных историй, созданных для того, чтобы «наставлять и воодушевлять», тем, что у его героев зачастую нет правильного варианта действий. Какой бы выбор ни совершил Легасов, это приведёт его к поражению.

Эпизод 5 — Vichnaya Pamyat

  • Серия открывается кадрами мирной жизни в Припяти до катастрофы. По словам Мазина, они здесь для того, чтобы вызвать у зрителя меланхолическую грусть от осознания того, что этого места больше не существует, и он никогда не сможет там побывать — а не для примитивного «посмотрите, как иронично — они веселятся и ещё не знают, что произойдёт через несколько часов».

  • Сценарист считает, что «обычный» сериал сначала продемонстрировал бы мирную жизнь в Припяти, а уже затем перешёл бы к самой катастрофе. Однако, по мнению Мазина, эта сцена не сработала бы так же эффективно, если бы зритель увидел её до того, как стал свидетелем всех ужасов Чернобыля.

  • Сцена разговора Брюханова, Фомина и Дятлова в начале серии по задумке автора должна восприниматься как первый из многих моментов, в которых катастрофа могла быть предотвращена. Сценарист отдельно отмечает эпизод, в котором Фомин подходит к пустующему креслу начальника и опирается на стену — по его мнению, если бы он всё-таки сел за стол, это смотрелось бы чересчур примитивно и «в лоб».
  • Присутствие Легасова и Щербины на суде, на котором их не было в реальности, Мазин называет одним из главных художественных допущений всего сериала. Он мог бы написать суд так, как он происходил в реальности, — тогда на нём выступали бы лишь незнакомые зрителю люди, и он продолжался бы несколько недель.

  • Выбор, который Легасов из сериала совершает на суде, Легасов реальный совершил в обычной жизни. В сцене его выступления и последующего разговора с Шарковым «сконцентрировано» то, что происходило с реальным Легасовым на протяжении долгого времени.
  • Мазин считает, что суицид Легасова стал результатом целого комплекса факторов, в том числе — осложнившихся отношений с коллегами. Сценарист принял решение «драматизировать» это событие «единственным возможным способом» — иначе, по его словам, ему бы пришлось снимать огромный сериал про политические игры внутри Курчатовского института.

  • Суд над Брюхановым, Дятловым и Фоминым действительно проходил в Чернобыле. По словам Мазина, власти СССР вполне могли обойти закон, согласно которому суд должен был проходить там, где было совершено преступление, поскольку находиться в этой местности было всё ещё опасно, но не стали этого делать. Сценарист предполагает, что это было сделано в том числе ради демонстрации — если в Чернобыле проводится суд, значит, там уже безопасно.
  • Мазин уделял отдельное внимание аутентичности зала суда, досконально воссоздавая его по фотографиям. Его особенно поразили занавески разного цвета и судьи, восседающие на сцене — по его словам, атмосфера была настолько «странной», что её можно было воссоздать лишь соблюдая все детали.

  • Создатели вдохновлялись сценой суда из фильма «Крёстный отец 2». Они стремились показать «неидеальный» процесс, от которого все участники уже устали.
  • Чтобы написать этот эпизод, Мазин изучал стенограммы с других советских «показательных» процессов. Его удивил тот факт, что государственный обвинитель на этих судах будто бы обладал большими авторитетом и властью, чем судья.

  • Текст, который зачитывается в начале процесса, был позаимствован Мазиным из одной из речей Брежнева. По его словам, он просто не смог бы написать что-то «таким языком» самостоятельно — когда он впервые познакомился с подобными официальными текстами, с постоянными упоминаниями ленинизма, партии и съездов, он сначала не поверил своим глазам.
  • На реальном процессе свидетели не проводили никаких презентаций — они были добавлены в сюжет исключительно ради зрителей. Однако всё, что Щербина, Хомюк и Легасов говорят в своих презентациях, — на сто процентов точно и правдиво.

  • На настоящем суде очень много говорили обвиняемые. Реплики, которые произносит Дятлов в сериале — реальны.
  • Мазин считает, что Дятлов ни на одном этапе не считал, что то, что он делает, может быть опасно. Он понимал, что результаты теста не будут иметь никакой ценности, и при этом собирался представить их начальству — но он не осознавал, что его действия могут привести к серьёзной катастрофе.

  • Возвращаясь к событиям ночи перед взрывом, обладая всей информацией, зритель начинает понимать, почему в первом эпизоде персонажи так себя вели. Они действительно нажали кнопку, которая должна была отключить реактор — не обладая информацией о том, что кнопка не работает, и делает ситуацию только хуже, — и искренне не могли представить себе ситуацию, в которой это приведёт ко взрыву.
  • Мазин задался целью рассказать зрителю о работе реактора как можно более понятным способом — и поэтому он общался с учёными до тех пор, пока всё не понял сам, а затем начал думать, каким образом он объяснял бы принцип работы реактора самому себе.

  • Бинарная природа работы реактора натолкнула Мазина на мысль о двух табличках разных цветов. Надписи на них были сделаны на русском языке, и поэтому «никто не понимал, что на них было написано» — но для понимания сцены это было неважно. Важен был лишь цвет.
  • Однажды Мазин увидел совместную фотографию реальных Легасова и Щербины, на которой они искренне смеялись и выглядели как настоящие друзья. Это определило взаимоотношения между написанными им персонажами. Хотя в реальности Щербина никак не способствовал тому, чтобы Легасов мог рассказать правду, сценарист предполагает, что он поддержал бы товарища.

  • По словам Мазина, после работы над сериалом он стал постоянно задумываться о том, насколько сильно наше существование основано на вере в других людей. Например, мы верим, что автомобиль не поедет на красный, и что ядерными ракетами занимаются компетентные люди, и в их устройстве нет никакого мелкого изъяна, который может оказаться фатальным.
  • Главный урок «Чернобыля», по мнению его создателя, заключается в том, что мелкая, незначительная ложь необходима для нашего существования, но «большую» ложь нужно пресекать. Если ты слышишь что-то, что абсолютно точно является ложью — необходимо встать и высказать правду.

Главный редактор DTF, одновременно сонибой, биллибой, мариобой и ПК-боярин
{ "author_name": "Вадим Елистратов", "author_type": "editor", "tags": ["\u0447\u0435\u0440\u043d\u043e\u0431\u044b\u043b\u044c","\u043b\u043e\u043d\u0433","long"], "comments": 483, "likes": 861, "favorites": 799, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 53142, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Sat, 08 Jun 2019 13:05:12 +0300", "is_special": false }
45 дней сериалов и фильмов по промокоду DTF45
Активировать
Условия подписки Яндекс.Плюс: clck.ru/FMQND. 45 дней подписки Яндекс.Плюс — бесплатно, далее автопродление — 199 руб./мес. с указанием данных банковской карты. Предложение до 31.12.2020г. Только для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс.Плюс. Условия просмотра на КиноПоиск: ya.cc/4y4UX
18+
0
483 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
134

Кста, грузина сыграл брат Юзефа "FUCK THE OSCARS" Фареса.
У него же главная роль в A Way Out.

Ответить
49

Фарес Фарес и Юзеф Фарес
Прям Марио Марио и Луиджи Марио

Ответить
–11

Главное чтобы он писюн писюн не показывал.

Ответить
4

Кажется не все поняли референс =_=

Ответить
2

Я понял, но минуснул

Ответить
46

А я все думал, а чаво такое лицо знакомое

Ответить
10

Он же играл техника во втором сезоне West World

Ответить
3

Получается, его можно поздравить с тем, что он в "постоянном касте" HBO

Ответить
4

Советую посмотреть с ним фильмы из франшизы об отделе Q (Мистериум. Начало, ,Убийцы фазана, Мистериум. Тьма в бутылке, Журнал 64). Отличные детективы.

Ответить
125

Спасибо за пост! Очень хотел почитать именно в таком формате комментарии Мазина.

Ответить
–83

Сцена со старухой, которая отказывается эвакуироваться, была нужна >сценаристу для того, чтобы кто-то высказал в кадре мысль о том, что >подобное здесь уже происходило. Что для стариков эта катастрофа — не >нечто из ряда вон выходящее, а обычный порядок вещей, ведь в Советском >союзе людей периодически раскулачивали, переселяли и отправляли на >смерть.

Невозможно снять правдивую историю о каком-то событии в стране, если знаком с историей страны только по мифам. Это примерно как снимать о последствиях урагана в Нью-Орлеане, и при этом вставлять туда эпизоды на основе того, что людей в США 30х "периодически" сажали ни за что и отправляли на принудительные работы, вроде стройки "Боулдер Дем". Но надо отдать должное сценаристу - не в силах избавится от десятилетиями закладываемого в голову образа СССР, он все равно пытался снимать историю о людях, и как мог, не демонизировал.

Ответить
188

"если знаком с историей страны только по мифам" Ведь в СССР никого не раскулачивали и не переселяли.

Ответить
–67

Умный человек смотрит на: причины, масштабы, и то, как это воспринимало само население в то время. Дурак работает в двоичном режиме "было не было". На большее его головы обычно не хватает.

Ответить
54

А как те же корейцы воспринимали свою высылку ни за что в среднюю Азию? Сами бежали и просились в поезда? Как население воспринимало отправку раскулаченных вместе с детьми в Сибирь? Масштабы маленькие были что ли?

Ответить
–4

(зевая) А как японцы и метисы с японской кровью в США воспринимали свое насильное переселение и посадку в спецлагеря, во время ВМВ? Давайте с учетом этого снимать кино о урагане "Катрина". Пусть там будет японец, символизирующий что... - Если и так не поняли, - больше объяснять не буду. Не поймете.

Ответить
66

А как что-то плохое в США оправдывает плохое в СССР? Ты говоришь о том, что историю шоураннер изучал по мифам. Так что из раскулачивания, голода и насильных переселений миф?

Ответить
20

И вообще у них негров линчуют.

Ответить
4

А у них кулаков раскулачивают.

Ответить
0

Я запомню с вашего позволения на случай ВП =))) ЛОЛ

Ответить
0

есть сериал от HBO "Тримей" о последствия урагана Катрина, и там есть японец, который из любви к нью-орлеанскому джазу иногда приезжает в руины города, финансово помогая музыкантам. возможно он символизирует транснациональность искусства и любви к оному

Ответить
0

Не, это не то. Вот если бы тот японец в сериале символизировал как его предков в США ни за что депортировали и заставили посидеть в концлагере во время ВОВ - был бы то.

Ответить
19

Вот тебе конкретное восприятие, конкретных событий, конкретным крестьянином: http://prozhito.org/person/87

Не ты ли тут дурак с двоичным режимом "мифы/правда"?

Ответить
8

Ну караул вообще, экие страсти. Давай я тоже брошу сюда дневник или фото, и буду завывать как ты, по бабьи давя на эмоции. Присоединяйся к стонам про ужасные США. Не тормози.

Ответить
8

Ответь на один вопрос девочка, причем здесь США и где тебе так больно, что ты так кровоточишь?

Ответить
0

При том. что времена в мире были крайне суровые, и даже если в США, благополучно просидевших за океаном и снявший барыши с Первой Мировой творился мрак и ужас - то глупо требовать - (как это делаешь ты, дурачок) - благоденствия у СССР, который на своей территории пережил разруху Первой Мировой и Гражданской. Вот и вопрос, девочка, - сможешь ли ты когда повзрослеть, или уже нет.

Ответить
50

Лёвочка, у твой позиции есть большая проблема, которую тебе, очевидно, не удаётся осознать. Ты всюду используешь США ("а у вас негров линчуют!") чтобы, якобы, показать, что СССР не так уж плох. Вот только это не работает. СССР был разный в разные периоды своей истории, сложный и в Союзе было много прогрессивного и в хорошем смысле "для людей", о чем люди в других странах могли только мечтать. И даже сегодня для людей в России и не только, к счастью остаются, к сожалению, уже реликты социального государства, которое, удалось (и это надо подчеркнуть) построить в СССР. При этом, в СССР была масса проблем, не менее разных и сложных. И ужасы были, и репрессии и террор и много чего ещё. Это не перечеркивает хорошего, но и не окупается им. Тем более не окупается чем-то, что было за океаном.

Из-за таких как ты, и очень жаль, всё что было хорошего в СССР, включая память, будет похоронено, потому что для вас СССР хороший, потому что США плохие, а людям уже давно плевать и на эту ересь ведетесь лишь вы сами.

А "Чернобыль" тебе делает больно, потому что тычет именно в это - там есть пластиковые окна и воображаемая Хомюк, но там есть СССР, который разваливается и развалится и это факт.

Ответить
–15

Не надо приписывать мне свои бредни, пжлст. -) Для меня СССР, страна, которая имела кучу проблем. Но для того чтобы разбираться в этих проблемах молодежи, - им нужно хотя бы стронутся с мертвой точки, и понять, что черные страницы были не только в СССР. Если бы ты амотя, была настолько беспристрастна, как пытаешься казаться, - то увидела бы что тут по форуму бегают деятели с жесткой программой, которых буквально надрючили при упоминании СССР корчится от ужаса. И как они смогут увидеть в СССР хоть что-то хорошее, как об это вещаешь ты? Да никак. Первый шаг - сравнение с другими. Второй - смотреть где, и в какое время хорошего было больше. Третий шаг - понять почему. Так что весь пафос твой, извини, мимо.

Ответить
3

Ну да. Людей можно только надрючть программой с шагами - сами они думать ни ни, только ты один светоч. Кто бы сомневался.

Что ж, шагай, малыш, может дойдешь куда.

Ответить
0

Ну да. Людей можно только надрючть программой с шагами - >сами они думать ни ни, только ты один светоч. Кто бы >сомневался.

Я же просил не приписывать мне свои бредни... Если ты считаешь, что умение думать это врожденное - требуй закрытия всех школ и университетов. Зачем они тогда нужны?

Ну а что касается того, куда я дойду... Если я, лениво сыпля по клавишам, заставлю думать своей головой хоть пару человек, - это уже благо. Массы бездумных пугают меня не тем, что они сегодня настроены антисоветски. Меня пугает то, что их можно за полгода превратить хоть в либералов, хоть в советских, хоть в фашистов. Что доказано вполне научно, и практически.

Ответить
–1

Ты общаешься со школьниками, они постоянно будут тебе приписывать какие-то свои измышления и их же критиковать)

Ответить
0

У меня педагогическое образование, когда-то я работал с детьми З.П.Р. (Задержка Психического Развития). Так что, ничего нового. -)

Ответить
0

Так чего ты начал отрицать масштабы бедствия СССР, в которых были виноваты всем известные люди, мальчик?

Ответить
–6

Пока ты сидел в танке, - директор общества "Мемориал" (подозреваю, ты не знаешь, кто это, но это тот одиозный мужик, который рассказывал о масштабах репрессий тем, кто потом пересказывал их тем, кто потом пересказал о них тебе), - публично покаялся перед обществом в многолетнем вранье и завышении масштабов репрессий. Так и написал "я-то мол, знал, что репрессий было намного меньше, чем многие думают. Но, мне об этом сказать было неудобно, потому что мое окружение не поймет".

Наслаждайся. http://old.memo.ru/d/124360.html

Ответить
25

Что мне просвещаться? Статьей скинуто комми-дебилом у которой даже источник не работает? Ну да, сейчас так и поверю идиоту из интернета без аргументов, который в 40 лет пытается воевать за советский союз в комментариях на геймерском сайте. Охлол, какой же ты жалкий. И сразу видно - не особо умный. Оттого что из 10 млн жертв станет 2 млн ничего не поменяется, никак не дойдёт до коммунистов эта простая мысль. Даже если их будет 10 тыс человек, от советского режима погибло столько тех же писателей, что никакого оправдания "А ВОТ В СЫШЫА А ВОТ ТАМ НЕГРОВ ЛИНЧУЮТ А ВОТ ТАМ А ВОТ НА ЗАПАДЕ" это всё равно не найдёт.

Ответить
0

То есть ты даже не знаешь что такое "общество Мемориал", на сайт которого ведет ссылка? -) Тогда действительно, - не читай. Ты даже не нуль в вопросе. Ты, извини, минус.

Ответить
0

Чтобы узнать общеизвестные факты напечатанные в учебниках истории необходимо знать "Мемориал"? А по существу то ты можешь что-то сказать? Ты так ничего и не ответил, тебе и нечем

Ответить
1

Конечно необходимо. Потому что "Мемориал" и готовил и публиковал те "общеизвестные" факты, которые оказались в учебниках, (и которые потом оказались наглым враньем). Я ж тебе говорю, хватит ныть, и воспользуйся гуглом, - поинтересуйся что за организация.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Ты что, не можешь отличить заброшенное от законсервированного? -)

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Экий ты кровожадный.

Ответить
–1

+

Ответить
2

А причём тут голодоморы и прочая чепуха? Чего Наполеона не вспомнить, ну или там Атиллу какого-нибудь

Ответить

Глобальный

manuelle
3

Период СССР компактно уместился в один век. Эквивалент отврат. И да, аТТила

Ответить
–3

Ты и так здесь по бабьи давишь на эмоции, ведь великий СССР и тебя обидели упоминанием МИФА о раскулачивании и насильным переселении. Ныть начал здесь ты. Упоминание проблем запада как последний коммунист/ватник - тебя не красит. Успокаивайся уже

Ответить
6

тебя обидели упоминанием МИФА о раскулачивании и >насильным переселении

"Периодическим раскулачиванием и переселением". Поинтересуйся значением слова "периодически", - необразованщина ты малолетняя.

Ответить
0

Найди упоминание в тексте, какое значение слова "периодически" используется и какова эта "периодичность" - ой, а ты не найдешь. Но оскорбится - ты уже осокрбился. Бедный совок, опять проклятый запад на историю покусился!

Ответить
1

Да забей, у парня марксизм головного мозга. Ностальгия по совковым временам совсем отбила здравый смысл в его голове. Всегда смешно, когда они делают вид что просто защищают мифическую достоверность, а не преступления таких же дегенератов под знаменем совка

Ответить
1

Жаль никто не напишет миллионы других историй людей у которых ничего этакого не случилось и они просто жили 👌 А таких будет гораздо больше.

Ответить
3

Умный человек смотрит на: причины

Жидомасоны разрушали наш великий тысячелетний рейх.
масштабы

Борьба с жидомасонами шла в каждом уголке нашего великого тысячелетнего рейха
воспринимало само население

Великая арийская нация беспрекословно поддерживала своего не менее великого фюрера.

ПС Для товарища майора: Не одобряю любые проявления нацизма.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Валютный

Лев
0

Аа, ну это все меняет.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Ведь в СССР никого не раскулачивали и не переселяли.

И раскулачивали, и переселяли. Но каждое из этих событий обладало контекстом. Были причины, которые не менее важны для понимания этих событий, чем признание факта того, что они были.

В сериале "Чернобыль" истории о том, как с местными жителями бесчеловечно обращались на протяжении почти сотни лет складываются в определённых нарратив: судьба такая. А это ничто иное, как миф.

А миф, в силу своей природы, это определённая картинка того, "как всё было на самом деле". Он выходит за рамки контекста, уходит от причинно-следственных связей и оставляет "бело-чёрную картинку"

Ответить
24

У холокоста и геноцида армян тоже были причины, как и у любого злодейства. Но причины — это не оправдание.

Любой государственный террор, любое применение насилия в отношении людей, чья вина не доказана или несоразмерна, любое накладывание коллективной ответственности — это злодейство.

Ответить
–2

А если она доказана и соразмерна?
Например переселение татар из Крыма массово помогавших фашистам?
Всё доказано, соразмерное наказание - смерть, заменили на ссылку

Или если человек действует против СССР, то любые действия оправданы по умолчанию?

Ответить
0

Читаю твой комммент и лишний раз радуюсь, что вонючий совок уже в могиле. "Доказана и соразмерна" у него коллективная вина целого народа, включая детей, в коллаборционизме отдельных лиц.
Прими мои искренние наихудшие пожелания для тебя и твоих родных (они тоже виноваты, раз уж ты за коллективную ответственность).

Ответить
–1

Т.е. вина против СССР не может быть доказана в принципе?
И соразмерность могут определять только отдельные представители либеральной интеллигенции?

Конкретно с крымскими татарами можно было наказать (расстрелять) бОльшую часть мужского населения.
Но это было бы бесчеловечно. Как сжигание столицы Вестероса

Наказали ссылкой в "на Стену" - даже не в Сибирь кстати. Вполне в южные места.

Но раз они действовали против СССР, значит априори невиновны.
Кстати фашисты тоже действовали против СССР. Может начнете их оправдывать?

Ответить
–1

пс, прикольно когда собеседник вместо ответа сливает карму
типа "сказать конечно нечего, хоть минусану"
Истинное лицо свободы слова :)))

Ответить
0

Не вижу смысла долго разговаривать с метастазом мёртвого совка. И на твою свободу слова никто не посягал, как и на мою свободу минусовать комменты, которые я не одобряю.

Слив кармы — это если бы я полез в твой профиль и начал минусовать всё, что ты написал, независимо от темы и адресата. Таким я не занимаюсь, так что врать не надо. Хотя просить совка не врать...

Ответить
0

Обычно врут как раз либеральные поборники "неполживости"
Ну или создатели этого сериала напичканного пропогандистскими штампами

Впрочем смысла перекидываться обвинениями конечно нет.
Верующие в "Империю зла" будут отвергать любые факты противоречащие догмату и принимать на веру любую ложь в него укладывающуюся.

И даже когда сам создатель сериала говорит, что основная тема съемок - показать как в СССР "скрывали правду", они всё равно будут говорить, что пропаганды там нет

А сцена, когда министр угольной промышленности приезжает с автоматчиками на смену к шахтерам и пытается под дулами автоматов заставить их немедленно пойти неизвестно куда - вполне реальная и ни капельки не надуманная. Ну ведь СССР плохой, потому что он плохой. Что было в реальности - не важно

Ответить
11

А с чего это миф? Мучения народа отменяются, если есть исторический контекст? Ну судьба у бабки именно такая, да. И у многих ни в чем не повинных людей. Две мировые войны, гражданская, коллективизация, голод. А теперь это миф, потому что контекст есть видите ли.

Ответить
1

Миф (др.-греч. μῦθος — «речь, слово; сказание, предание») — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Ответить
2

Миф в данном контексте - выдуманная история. Человек говорит о том, что придумывая персонажа шоураннеры основываются не на фактах, а на выдуманных историях о СССР. Только вот это не выдуманные истории, люди реально переживали все это. Я понимаю, что для любителей Союза какие-то там человеческие жизни ничего не стоят, ради достижения свой "великой цели" они на все пойдут и все оправдают, но все-таки.

Ответить
2

Ну переселяли не только в СССР, еще в царской России этим занимались.

Ответить
6

Это всё меняет! Теперь авторы... всё ещё могут с чистой совестью прописать персонажа который пережил голодомор и прочие радости СССР. Непонятно почему у коммуниста сверху пригорело

Ответить
9

Коммунист сверху правильно замечает что хрень творилась не только в СССР. И голод то же был не только в СССР, и репрессии то же были не только в СССР. Но почему-то только в СССР все это плохо и на ЭТО НАДО ОТКРЫВАТЬ ГЛАЗА, а в других случаях спокойно молчат и все. Как будто ничего не было. Странно все это.

Ответить
10

Потому что на западе никто не изучает историю СССР и гражданский быт на той территории? Может потому что крупнейшие репрессии 20-го были по вине коммунистов? Может блять потому что сериал ПРО СОВЕТСКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ? Они должны были упомянуть УЖАСЫ США в СЕРИАЛЕ ПРО ЧЕРНОБЫЛЬ?

Ответить
1

Уже 20-ых? Скоро коммунисты и до мелового периода доберутся и будут виноваты в геноциде динозавров.
Потому что на западе никто не изучает историю СССР и гражданский быт на той территории?

По сериалу хорошо видно как создатель изучил историю - плохо.
Может блять потому что сериал ПРО СОВЕТСКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ?

Если сериал про советский Чернобыль, то почему из Дятлова сделали аллюзию на Трампа? Может это сериал не про советский Чернобыль, а про то в какой тоталитаризмъ превратится Америка под управлением Трампа?

Ответить
8

Имеется ввиду 20-ый век, это очевидно. Где ты увидел там "20-ых"? Жаль что коммунисты уже и читать разучились. Кто-то успел в 20-м веке покосить людей больше, чем социалисты/коммунисты?

Да охуенно, а у меня Дятлов ассоциируется с твоей бабкой сракой, классно передали её суть. Охуенный аргумент.

Ответить
1

Аллюзию на трампа?лол
Ну посмотрите например российско-американскую киношу про чернобыль 91 года.
Там, до странности аналогичная линия с женой пожарного. Ну и дятлов тоже есть. И тоже вылитый там, ага. Без аллюзий, по понятной причине

Ответить
0

Уже 20-ых?

Он же написал "20-го", а не "20-ых". Понятно же что речь о веке.

Ответить
2

крупнейшие репрессии были по вине коммунистов? А коммунисты думали, что по вине белых, интервентов, бандеровцев, махновцев и прочих.
Почитайте книжку "Воскресенье" Толстого и поймете о репрессиях намного больше, чем из видеоряда Дудя и прочего.

Ответить
4

Красные кхмеры, северная корея - эти тоже из-за белых? Сталин репрессировал тоже из-за белых? Ахматову убили из-за белых? Мандельштама? Ааа, может перегибы на местах? Неправильный коммунизм? Товарищ Сралин ничего не знал? Ты хоть думал прежде чем написать подобную чушь?

Во время первой мировой войны поднимать революцию и убивать своих - ДЯДЮШКА ЛЕНИН! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВОЖДЬ!

Во время второй мировой войны поднимать революцию на стороне Германии против режима Сталина и убивать своих - ПРОКЛЯТЫЕ ВЛАСОВЦЫ!

Выйдете уже за рамки совковый литературы и истории. Чем больше её читаешь, тем охотнее верится в то что красным страна "досталась".

Ответить
8

Во время второй мировой войны поднимать революцию на стороне Германии против режима Сталина и убивать своих

Потому что это не революция, а коллаборационизм, т.е. предательство.

Ответить
–1

А когда благие намерения и революция - тогда можно? Да здравствует народные коммисары! Сам факт взятие власти коммунистами уже нормальному человеку не должен давать повода думать о них хорошо и считать их какими-то бедненькими жертвами, на которых запад ополчился просто так

Ответить
2

Редактируешь комментарий.
Сам факт взятие власти коммунистами уже нормальному человеку не должен давать повода думать о них хорошо

Почему? Вон Наполеон захватил во Франции власть, вроде о нем там хорошо думают, почему у нас о большевиках нельзя так думать?
А мнение запада по этому поводу я не спрашиваю. Эти уроды занимались интервенцией и их мнение мне совершенно не интересно.
На западе зассали, то что рабочие и у них могут так взбунтовать, потому что и у них плохо к пролетариату обращались.

Ответить
2

Раскулачивание и приход к власти Наполеона. Охуенное сравнение ;)

Ответить
1

Ну да. Видимо во время великой Французской революции ни какой дичи не происходило, да?
И к сведению - кулаки не были белыми и пушистыми, они как нынешние охуевшие от власти люди были.

Ответить
1

И к сведению - кулаки не были белыми и пушистыми, они как нынешние охуевшие от власти люди были.

Ничего тупее я сегодня еще не слышал.

Ответить
4

Красные кхмеры, северная корея - эти тоже из-за белых?

Это не социалисты, с таким же успехом мог бы привести восстание Уота Тайлера
Сталин репрессировал тоже из-за белых?

Конечно нет - на то были другие объективные причины. Благо почти все сталинские репрессии касались исключительно верхних эшелонов власти, только изредка спускаясь вниз
Во время второй мировой войны поднимать революцию на стороне Германии против режима Сталина и убивать своих - ПРОКЛЯТЫЕ ВЛАСОВЦЫ!

Власовцы по определению не революционеры

Отдельно улыбнуло убийство Ахматовой

Ответить
1

Сосланные инвалиды после второй мировой - верхние эшелоны?
Перенаселение татар - верхние эшелоны?
300 корейский шпионов в 1 русском селе, лишь бы выслужиться перед Сралином - верхние эшелоны?
Слёзные просьбы коммисаров увелчить квоту расстрелов в каком-нибудь зажописке и охотное их подписание Сралиным - верхние эшелоны?

Ну перестаньте уже искать оправдания. Смешно выглядит

Ответить
2

Сосланные инвалиды после второй мировой - верхние эшелоны?

Байки середины 90-х, не имеющие под собой реальных фактов
Перенаселение татар - верхние эшелоны?

Заслуженная кара для коллаборационистов
300 корейский шпионов в 1 русском селе, лишь бы выслужиться перед Сралином - верхние эшелоны?

Что? Можно писать адекватно, а желательно ещё и членораздельно?
Слёзные просьбы коммисаров увелчить квоту расстрелов в каком-нибудь зажописке и охотное их подписание Сралиным - верхние эшелоны?

комиссаров

Комиссар - военная должность, как он вообще мог что-либо делать в каком либо селе? Впрочем, этим предложением вы прекрасно показали ваш уровень знания истории
Кстати, один из трёх топовых "комиссаров" по запросу дополнительных квот был Хрущёв)))

Ответить
2

Перенаселение татар

Заслуженная кара для коллаборационистов

Приведите, пожалуйста, советский закон, согласно которого это было сделано. Также - когда состоялись процессы, на которых была доказана вина этих самых коллаборационистов. Еще я хотел бы услышать, что заслуженного в этой каре для ребенка, у которого отец пусть даже доказанный коллаборационист. Особенно в контексте сталинского "сын за отца не в ответе".
Заранее спасибо.

Ответить
–9

Скобочки - не аргумент. Быстро ты обосрался, чмоха. 300 корейский шпионов - реальный задокументированный факт. Гугли, дебилка. мамаше твоей привет передаю, а сам перехожу на другой аккаунт. ОЧередной комми-дебил порвался.

Ответить
7

пишешь нечленораздельное непонятное говно

находишь один исторический (наверное) факт, известный только 2,5 шизоидам

возводишь его в абсолют

при этом позорно молчишь по поводу того что обосрался по всем остальным пунктам

—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—--—

ХАХАХАХАХААХАХ СТЫДНА НЕ ЗНАТЬ О ТАКОМ ДАЛБАЁБ))))))))

ИДУ ГУГЛИ)))))))

ПАРВАЛСЯ КОММИ))))))))

Ответить
1

Так я и предлагаю тебе выйти. почитай "Воскресенье" Л.Н.Толстого.
И да, наивно полагать, что уже через 10-20 лет после революции не осталось контрреволюционных сил.

Ответить
–1

Махновцев не трогай. Они как коммунисты: годная идея со спорными средствами (тем паче что если бы не Махно, СССР не образовался бы так быстро. Именно Махно нагнул белых и нациков-УНРовцев, которые иначе нагнули бы всю Украину и пошли воевать далее на восток).

Ответить
2

я их и не трогаю махновцев, как не трогаю и остальных. Лишь даю понять, что в то время каждая сторона себя видела белой и пушистой и обвиняла во всех грехах своих противников. И это обычное дело для гражданской войны.
Единственный важный момент, который стоит всем помнить -это предпосылки и причины революции, борьба с революционным движением в царское время. Вот кто действительно был виноват во всем том ужасе, который творился последующие 50 лет.

Ответить
5

Зарегистрировался 12 минут назад

Ответить
–1

В ХХ веке нигде в Европе голода(с миллионами жертв, людоедством и так далее) не было. В более экзотических местах голод случадся, но имел причиной какие-то катастрофические стихийные бедствия, войны и тому подобные форсмажоры.

Так что нет, ТАКАЯ хрень творилась только в СССР.

репрессии то же были не только в СССР.

А вот это правда. Репресси в смысле "вы чего-то не то про нашего вождя сказали, пошли на расстрел и семью свою прихватите" были не только в СССР, но и в других тоталитарных государствах типа Рейха.
Не знаю кто там чего замалчивает, обычно об этом узнают в школе еще.

Ответить
1

Видимо по твоему США это очень экзотическое место.
Ну и да представь себе голод был после ДВУХ войн на территории страны, так еще и был неурожай.
Репресси в смысле "вы чего-то не то про нашего вождя сказали, пошли на расстрел и семью свою прихватите"

А такое было в СССР? Можете привести доказательства?
А вот в США было и интернирование японцев (считай помещение в концлагеря) и маккартизм - видимо то же тоталитарный режим.

Ответить
–1

Да чего уж там, еще Хаммурапи такое делал, и фараоны в Египте.
Так что всё норм, расходимся.

Ответить
0

Ну зачем об этом врать то в такой форме?

Ответить
0

О чем врать-то? Репрессий не было? Насильственной коллективизации? Голода, связанного с коллективизацией? Или может быть переселения народов не было?

Ответить
4

Причем тут репрессии и коллективизация? Зачем, например, было врать что якобы людей не эвакуировали специально, что шахтеров под автоматами заставляли работать? Или что бухают все водяру по-черному там, хотя был тогда сухой закон и выдумать массовое залповое питьё водяры среди ликвидаторов - это плевок в их сторону? Балалаек с медведями не завезли.

Ответить
–1

В каком месте шахтеров под дулом автоматов работать заставляли? "Пастернака не читал, но осуждаю." Бухали все по черному в первую очередь из-за мифа о том, что алкоголь радиацию выводит и это не додумка создателей сериала. Ну и при сравнительно быстрой эвакуации (денек правда людей под сильнейшим излучением продержали в неведении) людей выгоняли первого мая на первомай принудительно, что даже в итоге не показали в сериале.

Ответить
3

В каком месте шахтеров под дулом автоматов работать заставляли?

Вся сцена с Щадовым, щелкающими затворами солдатами с ним, "тульскими шахтерами", сидящими в каком-то открытом разрезе 18 века - это клюква вонючая.
Почитай на самом деле кто поехал туда и откуда.

Бухали все по черному в первую очередь из-за мифа о том, что алкоголь радиацию выводит и это не додумка создателей сериала.

Еще раз - в стране был введен сухой закон. Они не могли физически тогда бухать по-черному, разве что какой-то деревенский самогон или денатурат. Но они там все, и солдаты, и ликвидаторы, прям стаканами хлещут водку. Это совершенно позорная клюква, быть такого не было и не могло.

Ну и при сравнительно быстрой эвакуации (денек правда людей под сильнейшим излучением продержали в неведении) людей выгоняли первого мая на первомай принудительно, что даже в итоге не показали в сериале.

В сериале показано противодействие политической власти быстрой эвакуации, что есть полнейшая ложь. Как только подготовили автобусы и места для эвакуации - сразу же вывезли всех кого могли, сразу же создали зону отчуждения. Никаких проволочек идеологических там не было и быть не могло. Еще одна клюква про жутких совков, которую высмеивает БэдКомедиан.

Ну или зачем было нагло врать про "Мост Смерти"?) Это же совсем абсурдная байка, а они с серьезными щщами в конце сериала лечат про "все они погибли". Смешно.

Ответить
–1

"Еще раз - в стране был введен сухой закон". И что? В Припяти с первых дней портвейн пили, потому что якобы выводит радиацию и продавали его отрыто.
Решение об эвакуации тоже было принято не прям сразу, в итоге прошло некоторое время (целый день по сути). Как и в сериале.
"Вся сцена с Щадовым, щелкающими затворами солдатами с ним, "тульскими шахтерами", сидящими в каком-то открытом разрезе 18 века - это клюква вонючая".
Сцена - дурацкая. Работали они и в сериале добровольно вполне, а не "под дулами автоматов".

Ответить
1

И что? В Припяти с первых дней портвейн пили, потому что якобы выводит радиацию и продавали его отрыто.

И то что ликвидаторы и солдаты не могли хлестать водку из ящиков, как это показано в половине серий, это факт. Не было такой водки в таких количествах и невозможно представить чтобы личный состав днем весь в усмерть пьяный ходит песни поет. Ну это галимая клюква, которой в сериале много.

Решение об эвакуации тоже было принято не прям сразу, в итоге прошло некоторое время (целый день по сути). Как и в сериале.

В сериале расставлены акценты что якобы политическое руководство препятствовало эвакуации по политическим целям. Это ложь. Организовать эвакуацию 50 тысяч человек за один день - это огромный успех. Откуда-то надо пригнать автобусы, опечатать дома, подготовить места для приема и т.п. и т.д. Это технические вопросы, которые были решены моментально, и эвакуация населения была проведена в кратчайшие из возможных сроки.

Это сериал о том, как карьеристы из политбюро спасают свои шкуры ценой жизней униженных и порабощенных людей, воспрянувших от осознания важности своей миссии. («Сколько погибнет? Десятки тысяч? У победы всегда есть своя цена» - цинично заявляет членам комиссии по ликвидации карикатурный Михал Сергеич.)

Ответить
0

"Это сериал о том, как карьеристы из политбюро спасают свои шкуры ценой жизней униженных и порабощенных людей, воспрянувших от осознания важности своей миссии." Не видел в сериале такого кроме "старого большевика". Чиновники исходили из неправильных цифр что приводило к неправильным решениям. Другое дело знание цифр не помешало им людей на первомай погнать потом.

Ответить
0

Ну так я про то и говорю - в каждой серии куча галимой клюквы, якобы вопреки превозмогли, под дулами автомата, бухие, вопреки! Это и есть пропаганда.
Квинтэссенцией абсурда для меня была, конечно, картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", висящая в холле Совета Министров) Вот реально более смешную клюкву придумать даже сложно. Разве что медведи бы еще вприсядку на заднем плане танцевали.

Мне в целом понравился сериал, но пришлось "искусственно" отключать реакцию на клюкву и пропаганду, чтобы насладиться актерской игрой и постановкой.
Утверждать, что в фильме нет откровенной клюквы, брехни и пропаганды может только очень наивный человек.

Ответить
0

"Квинтэссенцией абсурда для меня была, конечно, картина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года", висящая в холле Совета Министров" вот это проблема так проблема, да. Ведь от картина до медведей в кремле один шаг. И повторю - зря они не показали этот чертов первомай. Без всякой "клюквы и пропаганды" показывает отношение к людям. Ну и не работали шахтеры под дулами автоматов, не было таких сцен. Вооруженных охраников показали зря, но работали в сериале добровольно.

Ответить
2

вот это проблема так проблема, да.

Это как раз символизм политической пропаганды. Жуткий мордор, и власти мордора вешают такую картину себе в холл) Смешно же.

И повторю - зря они не показали этот чертов первомай. Без всякой "клюквы и пропаганды" показывает отношение к людям.

Ну про первомай - это одобрямс украинских чиновников тех лет, это не к ликвидаторам аварии.
И "отношение" к людям при ликвидации аварии было трепетное и заботливое, а не как к скоту, что можно почувствовать в сериале.

Вообще все краски настолько сгущены, что аж смола течет. Жена пожарника (который не мог так обгореть), приехав в Москву отодвигает занавеску, а там стена (хотя там был 8 этаж и вид на Москву, а муж подарил ей цветы - об этом есть ее воспоминания). Какой ужос, могила. Зачем было такое перевирать?

Или зачем врать про сидящую в кагэбешних застенках Ульяну Хомюк? Никто из тех, чьим собирательным образом она выступает, ни в каких зинданах не сидел.

Т.е. это общая пропагандистская направленность - СССР был жутким Мордором, где шахтеры живут как в фоллауте, во власти - кретины, люди - наивные дебилы. Можно сгущать и разбавлять краски, но все фильмы-катастрофы про СССР или Россию, снятые в США, страдают этой болезнью.

Ответить
1

а в сша сбежали от хорошей жизни из англии? или индейцев не вырезали?

Ответить
0

кто сбежал, простите? вы мне?

Ответить
1

а врать про что? переселенцы сбежали из англии изза раскулачиваний и переселений

Ответить
0

я ниже подробно расписал про что врали в сериале, прочитайте.

Ответить
0

это кино, кино это впринципе сказка байка, что значит врали

сказка лож но в ней намек

Ответить
–1

ты русский язык прогуливал в школе?

Ответить
2

а ты видимо ничего кроме русского в школьной программе не освоил, и дальше успешно в шараге на строителя отучился?

Ответить
0

это кино, кино это впринципе сказка байка, что значит врали

сказка лож но в ней намек

я хотя бы могу нормально писать, чтобы понятно было, а не как школьник.

Ответить
1

нет, извини, тебе только так кажется. и мозгов чтоб осмыслить чужой текст тоже не подвезли

Ответить
–1

Ну ты текст научись по-русски писать без ошибок, остальным его будет проще осмыслить. Пока не ясно что ты вообще имел в виду.

Ответить
0

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы а солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсапордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.!

Ответить
–1

Жалкие оправдания. Если ты сидишь на русскоязычном сайте, но не умеешь писать по-русски - пользуйся переводчиком или просто ничего не пиши.

Ответить
0

ты откуда высрался чтобы меня учить имбицил? грамматику проходят в младших классах, а уроки по литературе и философии с историей ты долбоеб явно пропустил, тк 2 слова связать не можешь

Ответить
0

когда тя забанят уже идиота, и коменты заблочат?

Ответить
–1

Ты еще себе второй аккаунт сделал чтобы себя плюсовать, жалкий украинец?))) Получишь бан за такое.

Ответить
0

жалкий долбоеб ты, сделал себе второй аккаунт чтобы плюсовать себя, и кстати для ссыкуна с псевдонимом ты слишком дохуя рассуждаешь о национальностях, видимо ты нижний гей

Ответить
–3

И что в "раскулачивание" и переселении плохого? Вы хотя бы историю прочитали и значения слов "кулак". Цена лжы, хорошее название для сериала.

Ответить
1

Ну расскажи пожалуйста за какие-такие великие преступления корейцев насильно переселяли в Среднюю Азию? А что, по вашему, хорошего в принудительной коллективизации? Что хорошего в том, что целыми семьями высылали в Сибирь или вовсе в трудовые лагеря?

Ответить
–2

Переселяли народы не просто так. Причем тут "преступления", в чем проблема?
О ужас, высылали целыми семьями в "страшную" СИБИРЬ. Моя мою семью "переселили" в сибирь, только это добровольно и не просто так. И Сибирь не страшная, она прекрасна. А в трудовых лагерях чего плохого? Позволяли заниматься заключенному тем, что он хочет и принесет больше пользы для общества, и в хороших условиях.
Кулаки - это бандиты, отсюда и название. Власть переселяла их, как раз чтобы не убили свои же односельчане.
Коллективизация - а тут то что? Голод, по-вашему, лучше? В стране была катастрофическое положение сельского хозяйства(из-за "святейшего" Николая 2) и это было прекрасное решение.
Всегда есть мотивы и логика. Если кто-то давит на эмоции и делит на черное и белое , значит это, скорее всего, чистая манипуляция и подмена понятий.

Ответить
3

И Сибирь не страшная, она прекрасна.

я бы посмотрел на тебя в твоей сибири в мороз -50 в товарном вагоне в 40х, храбрец хуев.
какой же унылый пиздеж совкового приспособленца.

Ответить
0

Совок выше абсолютную чушь несет, но -40 в Сибири это реально не особо страшно.

Ответить
1

хуйню не неси. -40 ему не страшно, блять. Зимой в сраных ватниках и валенках. Особенно каким нибудь народам кавказа которые вообще не привыкли к такому пиздецу.
Совсем пизданулись со своим победоносием.

Ответить
0

Я, блядь, здесь живу и знаю как здесь жить, неожиданно? Еще раз, совок выше херь несет, я это не оспариваю даже.

Ответить
2

ты живешь в ебаном 2к19. и ходишь в пуховике Коламбия, чето я сомневаюсь что у ссыльных людей было тоже самое.
Плюс В 20м веке морозы были не чета нынешнему климату. Так что сравнение хуевое

Ответить
0

Я много раз был в деревне и ходил с ватником и валенках. И в как раз лет 50 назад в Сибири зимой было теплее (Сейчас может шкалить очень жаркое лето и очень хоолодная зима). Куда страшнее была высылка в Казахстан, в голую степь.

Ответить
0

ну да, легко рассуждать когда родился в таком климате.чо норм. хуле
А давай тебя закинем из родного теплого климата в мороз? как это сделали тогда для тысяч жителей югов. Охуенно чо.
Казахстан зимой такой же пиздец. Резко континентальный климат с ебучими ветрами.

Ответить
0

Во-первых резко-континентальный климат это Север Восточной и Центральной Сибири. В Казахстане это только Восточно-Казахстанская область, высылали на Север и на Юг.
Во-вторых высылали в Казахстан и западную Сибирь.
Очень, конечно, охуенно рассуждать, что о Казахстане, что о Сибири, никогда в жизни тут не быв. Special
В Северном Казахстане средняя температура самого холодного месяца (январь) около −22 °С, самого жаркого месяца (июль) +21 °С. Среднее количество осадков 300—600 мм.

Ответить
0

Очень, конечно, охуенно рассуждать, что о Казахстане, что о Сибири, никогда в жизни тут не быв

какие охуенные заявы. я прям повержен. Еще смешнее это читать когда бывал в новосибе зимой так что ветер + мороз 30 (не говоря уже о большем) градусов делает лютый пиздец твоему организму.
В Северном Казахстане средняя температура самого холодного месяца (январь) около −22 °С

Данные небось на 40е годы да? (вопрос риторический )плюсани тамошний ветер и получишь охуенное обморожение конечностей

Ответить
0

какие охуенные заявы. я прям повержен. Еще смешнее это читать когда бывал в новосибе зимой так что ветер + мороз 30 (не говоря уже о большем) градусов делает лютый пиздец твоему организму.

Я, блять, в этом самом Новосибе большую часть жизни живу. Нихуя он тут не делает.
Данные небось на 40е годы да? (вопрос риторический )плюсани тамошний ветер и получишь охуенное обморожение конечностей

Cмотри.
http://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=alm&month=1&year=1948

Ответить
0

@живет с рождения
Нихуя он тут не делает.

ну я рад за тебя, чо. Только речь шла о людях которые к такому пиздецовому климату не привыкли.

Смотрю..Петропавловск за 50 год и нехуево так охуеваю, -38 че. норм. вообще изи.
http://thermo.karelia.ru/weather/w_history.php?town=pet&month=1&year=1950

Ответить
1

"Коллективизация - а тут то что? Голод, по-вашему, лучше". Этот тот голод 32-33, который после коллективизации был?
"Переселяли народы не просто так. Причем тут "преступления", в чем проблема? " может быть проблема в том, что не все этот путь переживали, нет? Я уж молчу что сам факт того, что людей насильно переселяют с их обжитых мест непонятно куда - уже что-то нехорошее.
"Кулаки - это бандиты, отсюда и название." "Кулак" - в первую очередь тот, кто использовал наемный труд батраков. Ну или, например, занимался ростовщичеством или торговлей. Великое преступление, своего работодателя тоже в лагерь отправить хочешь?
"А в трудовых лагерях чего плохого? Позволяли заниматься заключенному тем, что он хочет и принесет больше пользы для общества, и в хороших условиях. " Плохо то, что в них люди умирали, плохо то, что некоторые даже до них не доживали, умирая в пути.
" и это было прекрасное решение" Напомнить что столь прекрасное решение закончилось тем, что зерно закупали из Канады?

Ответить
–1

Если идет оценочное суждение, нужно всегда уточнять по какой мере и в каком контексте.
То что умирали люди, ну нормально это, люди умирают. Специально это никто не делал. Социальной строй был уже другим, другая философия. И ценность жизни ценилось куда больше, и не деньгами как сейчас. Оценивая решение советов, нужно читать материалы решения, в этом я не компетентен. Но уверен в адекватность коллективного решение советов.
Коллективизация не могла быть причиной голода, она была решение против него. Она повысила производительность в много раз. И опять же, никто специально не морил голодом.

В рамках социальной справедливости и идеологии, весьма оптимальные и необходимыми, в то время. Местами они слишком мягко поступали.

Ответить
1

"То что умирали люди, ну нормально это, люди умирают. Специально это никто не делал." Ну всего лишь создали невыносимые условия для жизни. Когда ты отправляешь людей в товарных вагонах непонятно куда и они не переживают этот путь то кто виноват?
"И ценность жизни ценилось куда больше, и не деньгами как сейчас." Ага, особенно когда после аварии на ЧАЭС людей под адовым фонов выгоняли на первомай. Так ценилась жизнь, ух. Или в Новочеркасске жизнь очень ценилась во время расстрела рабочей демонстрации.
"Коллективизация не могла быть причиной голода, она была решение против него." Тем не менее голод был именно в 32-33 после форсированной коллективизации.
"Она повысила производительность в много раз." Зачем тогда имея столь эффективное сельское хозяйство СССР закупал зерно за нефтедоллары в Канаде?

Ответить
0

Ошибся адресатом, ответ был для svLimones

Ответить