«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

История культовой франшизы и ожидания от приквела, который снимает Netflix.

80-е — золотая эпоха дорогого семейного фэнтези. Сразу вспоминается «Бесконечная история», «Виллоу», «Легенда», «Лабиринт» и «Мио, мой Мио». Однако первым и самым необычным фильмом в этом ряду остаётся «Тёмный кристалл» от американских кукольников Джима Хенсона и Фрэнка Оза. Это уникальная и мрачная сказка, в которой использование актёров в костюмах сведено к минимуму, а все персонажи движутся благодаря первоклассной аниматронике и талантливой команде кукловодов.

Спустя почти 40 лет картина не забыта, у неё культовый статус и небольшое сообщество почитателей. В век цифровых технологий кукольные фильмы уже безвозвратно ушли в прошлое, но в мае 2017 года Netflix и Jim Henson Company начали съёмки 10-серийного кукольного приквела к фильму. Его премьера намечена на 30 августа этого года.

В России «Тёмный кристалл» почти неизвестен и был слабо распространён в эпоху пиратских видеокассет. Он не получил официальный дубляж или закадровый перевод (есть любительская озвучка Александра Гаврилова и студии Tycoon), его никогда не показывали по телевизору.

К выходу приквела рассказываем о мире «Тёмного кристалла», а заодно подробно разбираем всю франшизу, её ответвления и влияние на современную поп-культуру.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

История создания

Джим Хенсон с юных лет был одержим куклами и детскими утренними шоу. Он не пропускал ни одного выпуска передач от Берра Тилстрема и Била Бэйрда. Позднее на него также повлияли театральные постановки советского кукольника Сергея Образцова, которого Хенсон впоследствии называл одним из своих учителей. В 15 лет Джим умел отлично рисовать, научился делать кукол и вскоре стал членом клуба кукольников.

В 18 лет его заметили и предложили работу на телевидении, где он начал мастерить кукол и самостоятельно их озвучивать для трёх детских передач, включая своё дебютное шоу под названием «Сэм и друзья». Для него он создал и озвучил почти всех персонажей, в том числе прототип знаменитого лягушонка Кермита.

Хенсон и Кермит
Хенсон и Кермит

Настоящая слава пришла к Хенсону после работы над куклами для детской передачи «Улица Сезам» и запуска его великолепного «Маппет-шоу». Все 70-е он трудился над этими сериалами и снял два полнометражных фильма по франшизе «Маппетов». Но уже к концу десятилетия Хенсон понял, что нужно двигаться дальше. Нельзя всю жизнь работать только над комедийными шоу про марионеток.

В то время он тесно общался с режиссёром Джорджем Лукасом, был свидетелем его успеха и даже помог ему, выпустив специальный эпизод «Маппетов» с актёрами «Звездных войн». Впоследствии Лукас предложил Хенсону создать, озвучить и «сыграть» Йоду, но тот отказался, предложив режиссёру нанять Фрэнка Оза — своего близкого друга, талантливого кукловода и актёра.

Джим Хенсон и Джордж Лукас
Джим Хенсон и Джордж Лукас

Хенсона сильно мотивировала популярность «Звёздных войн» и популяризация фэнтези в конце 70-х: повальное увлечение ролевой игрой Dungeon & Dragons, вторая волна популярности «Конана-Варвара» и произведений Толкина. Именно в это время Хенсон задумался о создании масштабной саги — фэнтезийной кукольной франшизы с большим бюджетом, проработанной вселенной и настоящими декорациями.

У будущего «Тёмного кристалла» было множество источников вдохновения. В 1975 году Хенсон увидел иллюстрацию в сборнике стихов Льюиса Кэрролла. На ней были изображены крокодилы-аристократы, которые жили по светскому укладу Викторианской эпохи. Они обитали во дворце, ели деликатесы, носили дорогую одежду и украшения.

Хенсону очень понравился этот образ, но он не знал, как использовать его в своих «Маппетах». Тем не менее, он не стал от него отказываться и сделал ядром «Тёмного кристалла». Крокодилы-аристократы — это далёкий прототип жестокой расы Скекси.

Концепт-арты художника Брайана Фрауда
Концепт-арты художника Брайана Фрауда

Часть вдохновения пришла от неудачного кукольного шоу «Страна Горча», над которым Оз и Хенсон трудились в 1975 году. Все герои «Страны Горча» — это причудливые монстры, живущие на отдалённой болотной планете. Шоу было рассчитано на взрослую аудиторию, в сюжете часто проскакивали намёки на секс и алкоголь. Проект закрыли уже на первом сезоне из-за негативных отзывов критиков (они называли «Страну Горча» несмешным и безнадёжным шоу) и бесконечных споров между создателями и сценаристами скетчей.

Хенсон перенёс все взрослые, а порой и жестокие мотивы «Страны Горча» в «Тёмный кристалл». Любопытно, что будущий проект задумывался как сказочная сага для детей. Однако сказка не обязательно должна быть доброй, поучительной и иметь счастливый конец. Хенсон считал, что сюжет его фильма должен напоминать страшные рассказы Братьев Гримм, потому что детям полезно бояться и читать истории, в которых нет счастливого конца.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Огромное влияние на Хенсона оказал спиритуализм и эзотерические труды писательницы Джейн Робертс под названием «Материалы Сета». Из них режиссёр позаимствовал идею единой расы, которую в далёком прошлом разделило на светлую и тёмную сторону. Всё это тесно переплелось с пантеистическими мотивами, где божественный промысел отождествляется с природой и необъятным могуществом вселенной. По задумке Хенсона, герои должны вернуть миру гармонию и восстановить некий могущественный артефакт.

В конце 70-х будущий «Темный кристалл» всё ещё выглядел как сборник несвязных идей. Проект приобрёл свой облик только после того, как к нему подключились Фрэнк Оз, продюсер «Звёздных войн» Гэри Кёрц, иллюстратор Брайн Фрауд и сценарист Дэвид Оделл.

Хенсон и Оз почти сразу договорились режиссировать фильм вместе, Кёрц контролировал их порывы, Фрауд должен был нарисовать дизайн всех персонажей, а Оделл — скомпоновал идеи Хенсона и создал на их основе сценарий.

Хенсон и Оделл
Хенсон и Оделл

Нанять Фрауда на должность главного дизайнера было самым удачным решением Хенсона. Режиссёр впервые увидел работы иллюстратора в артбуках The Land of Froud и Once Upon a Time. Эти книги были наполнены рисунками добродушных лесных существ, огров, троллей, гоблинов, эльфов, фей и прочих фэнтезийных созданий.

Хенсону хватило всего пары иллюстраций, чтобы связаться с художником и предложить ему работу. Стиль Фрауда уникален — в своих работах он создает новых существ, ориентируясь на древние сказания и мотивы природы. Без него бы у Хенсона получился ещё один фильм с куклами в стиле «Маппетов».

К началу 80-х уже был продумана вселенная «Тёмного кристалла» и создан набросок сюжета под черновым названием «Кристалл». Оригинальный концепт Хенсона погружал читателя в мир Митра — лесную страну с говорящими горами, ходячими булыжниками и созданиями, которые представляют собой гибрид растений и животных. История рассказывала о противостоянии двух рас — злых рептилий Рептусов и добродушных волшебников Бада. В центре повествования молодой Мальком — последний представитель расы Эназе, которую истребили злые Рептусы.

В финальном варианте ядро изначального сюжета осталось нетронутым, изменились только имена и детали. События картины разворачиваются в умирающем мире Тра. Давным-давно могущественный артефакт Тёмный кристалл раскололся и появились две расы — скекси и урру (в фильме их называют «мистиками»).

Отвратительные скекси
Отвратительные скекси

Скекси имеют чёрную душу и выглядят как гибрид хищной птицы, дракона и рептилии. Урру — добродушные и мудрые старцы, которые всю жизнь проводят за познанием природы Тра, древними текстами и изучением звёздного неба. Их внешний вид трудно описать, но в их облике угадываются черты больших млекопитающих и черепах.

Мистики урру
Мистики урру

Обе расы находятся на грани вымирания. К началу событий фильма их осталось не больше десяти от каждого рода. К несчастью, скекси проживут дольше, так как питаются силой Тёмного кристалла. За многие столетия они либо истребили большинство рас, либо взяли их в рабство, предварительно высосав их жизненную силу с помощью кристалла. Эссенция жизненной силы долгие годы продлевала скекси жизнь.

Главный герой фильма — подросток Джен, один из последних представителей человекоподобной расы гелфлингов, которую скекси почти полностью истребили десятилетия назад. Урру приютили Джена, обучили его языку и письменности. Годами о нём заботились, но неспроста, ведь Джен отмечен великим пророчеством: он должен отправиться в путешествие, найти осколок кристалла, доставить в замок скекси и очистить его от скверны. Если Джен погибнет, то скекси получат вечную жизнь во время «Великого соединения» — парада трёх солнц, которое происходит раз в тысячу лет.

Во время своих странствий Джен познакомится с мудрейшей Огрой и племенем маленьких подлингов, а также узнает, что он не единственный выживший гелфлинг. Он встретит Киру — возможно последнюю уцелевшую девушку своей расы. Женские особи гефлингов имеют крылья и могут парить.

Джен
Джен

К 1980 году сюжет был полностью написан, а подготовка к съёмкам растянулась ещё почти на три года. Хенсон был доволен дизайном Фрауда и тем, что им удалось придумать такую необычную вселенную.

Но и этого было мало. Режиссёр хотел, чтобы абсолютно все персонажи говорили на выдуманном языке, а диалоги сопровождались субтитрами — никакого английского в озвучке. По мнению Хенсона, чужеродной язык придал бы фильму больше веса, сделал мир картины более уникальным и глубоким.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Для скекси был придуман язык, основанный на различных диалектах индоевропейской группы. Раса маленьких подлингов общается на смеси сербского, хорватского, польского и русского.

По словам продюсера Гэри Кёрца, жители восточной Европы смогут понять отдельные слова из их речи, но не целые предложения. Русскоговорящий зритель определенно услышит «сыр», «откуда», «веселитесь», «помощь», «неприятель», «бегите», «далеко» и прочие слова.

Деревня подлингов и их язык

Идея с несколькими языками в итоге вышла авторам боком. На тестовых показах зрители раскритиковали подачу сюжета через субтитры, затянутый пролог и непонятный язык скекси. Он сильно отвлекал от сюжета, зрители жаловались на то, что теряют нить истории. Фильм просто было некомфортно смотреть.

В итоге, все диалоги скекси переозвучили на английский, а пролог сократили и добавили в него закадровый голос, который вкратце рассказывал о мироустройстве планеты Тра. После этого решения все тестовые показы вызвали положительную реакцию. В окончательной версии фильма на выдуманном языке разговаривают только подлинги.

Кира и лэнд-страйдеры
Кира и лэнд-страйдеры

«Тёмный кристалл» снимали в Шотландии и Британии, но большая часть работы проходила в павильонах. Весомую часть бюджета потратили на кукол и невероятно сложную аниматронику. К голове многих персонажей были подведены кабели, которые отвечали за движение глаз, рта, растягивание или сжатие искусственной кожи.

Сложнее всего пришлось со скекси, ведь каждым созданием одновременно управляло до пяти кукловодов. Кто-то отвечал за руки, кто-то за моргание глаз или движение языка. Можно было обойтись актёрами в костюмах, но Хенсон настаивал на реалистичной аниматронике.

Кукловоды за работой
Кукловоды за работой

Многие фоны и декорации снимали с помощью технологии «мэт-пэйнтинг» — комбинированной съёмки, при которой кадр с натуры совмещён с рисунком, нарисованным на стекле. С помощью этой технологии можно добиться фотореалистичной картинки, но только при условии, что объект останется статичным.

Удалось это не везде, в некоторых сценах фильма можно заметить дефекты, когда кадр с персонажем случайно попадает на кадр с рисунком. Увы, в 1982 году не было CGI и технологий, которые бы это исправили. Он также есть в классических «Звёздных войнах» (оригинальные версии) и в «Чужом».

Пример технологии «мэт-пэйнтинг»
Пример технологии «мэт-пэйнтинг»

Восприятие картины и её влияние

Амбициозный проект Хенсона был положительно встречен зрителями и окупился в прокате. За рубежом фильм имел огромный успех, особенно во Франции и Японии. Критики хвалили дизайн волшебного мира, кукол и режиссуру.

До Хенсона никто такое не снимал, да и после, в целом, тоже. Конечно, если не рассматривать его следующую работу — музыкальный кукольный фильм «Лабиринт», главную роль в котором исполнил сам Дэвид Боуи, а над дизайном вновь трудился Брайан Фрауд. Продюсированием и монтажом занимался сам Джордж Лукас.

Дэвид Боуи, Дженнифер Коннелли и монстры Фрауда

«Тёмный кристалл» получил массу положительной критики, но не обошлось и без отрицательных рецензий. Обозреватель Винсент Кэнби из New York Times назвал его «высушенным Толкином», в котором нет ничего интересного кроме самих кукол. Характеристика «высушенный Толкин» надолго закрепилась за репутацией фильма, хотя в действительности у «Тёмного кристалла» было мало общего с произведениями Профессора.

В других рецензиях критики ругали фильм за безжизненный мир, скомканный сюжет, нерешительного главного героя и множество сцен, которые вообще не двигают историю и созданы только для демонстрации животного мира планеты Тра.

Несколько рецензентов даже предположили, что большая часть бюджета ушла на декорации, куклы скекси и урру. Куклы гелфлингов делали по остаточному принципу, поэтому на экране они выглядят менее убедительно, чем остальные персонажи. Им остро не хватает эмоций и выразительности.

Трудно не согласиться. Сегодня гелфлинги вызывают ассоциации с персонажами детских шоу
Трудно не согласиться. Сегодня гелфлинги вызывают ассоциации с персонажами детских шоу

Если говорить о реакции детей, то и тут замысел Хенсона сработал на все сто. «Тёмный кристалл» получился очень мрачным, а в чём-то и страшным фильмом. Из-за нескольких жутких сцен ему присудили рейтинг PG-13 (детям можно смотреть только в сопровождении родителей), а информационный шум создал репутацию «хоррора с Маппетами».

Если изучить как старые, так и современные отзывы американских зрителей, то можно увидеть такие фразы: «самый страшный фильм моего детства», «мне 35 лет, а я всё ещё боюсь его смотреть» или «этот фильм травмировал меня в шесть лет». Кто-то просто боялся реалистичных кукол, считал их жуткими и отталкивающими.

В «Тёмном Кристалле» хватает мрачных сцен, но чаще всего зрители вспоминают сцену смерти императора скекси, момент с высасыванием жизненной энергии из несчастного подлинга и весь последний акт фильма.

Из подлинга высасывают жизненную силу 

С годами картина не только стала культовой, но и повлияла на некоторые известные франшизы. Например, без «Тёмного Кристалла» мы бы скорее всего не увидели серию Final Fantasy. Начиная с первой игры разработчики позаимствовали из фильма концепцию могущественных и древних кристаллов.

Во многих частях серии (в том числе в Final Fantasy XV) кристаллы — это мощные артефакты, от которых зависит судьба мира. Они отвечают за различные стихии и служат носителями силы, которая влияет на всё живое и главных героев. В некоторых частях серии кристаллы были осквернены или разрушены, поэтому игроку нужно восстановить их былую мощь и вернуть гармонию.

Кристалл в Final Fantasy XV
Кристалл в Final Fantasy XV

В документальном фильме, посвящённом созданию Final Fantasy IX, разработчики поведали, что причудливый фэнтезийный мир «Тёмного кристалла» отчасти повлиял на визуальный дизайн игры и отдельных персонажей. Например, облик Зидана Трибала (главный герой игры) был вдохновлен Дженом, а раса Геномов создана под вдохновением от расы Гефлингов. В игру также перекочевала тема смерти и геноцида отдельно взятых народов.

Фильм повлиял на Майкла Киркбрайда, главного сценариста и концептуального художника The Elder Scrolls III: Morrowind. Своё раннее видение мира Morrowind художник представлял как гибрид идей «Дюны» Фрэнка Герберта, «Звёздных воин» и «Тёмного кристалла». Из последнего в Morrowind перекочевал дизайн некоторых построек и ездовые существа «лэнд-страйдеры» — духовный предок силт-страйдеров из фильма Хенсона.

В сети до сих пор нет доказательств, но на фанатских ресурсах серии Fallout часто можно увидеть мнение, что дизайн мутантов-болотников из Fallout 3 и Fallout 4 вдохновлен обликом гартимов из «Тёмного кристалла». Похоже, но нельзя отрицать то, что это может быть совпадением.

Гартим и болотник из Fallout 4
Гартим и болотник из Fallout 4

Аналогичная ситуация с серией Dark Souls, в которой фанаты тоже увидели заимствования из «Тёмного кристалла». Якобы Пилигримы из Dark Souls 3 напоминают Урру, а Безымянный Король — представителя расы УрСкек. Этому, опять же, пока нет никаких официальных подтверждений.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Недостатки мира Тра

Пожалуй, главная проблема «Тёмного кристалла» — это богатый, но совершенно не раскрытый мир. Брайн Фрауд вспоминал, что вселенная фильма была отлично продумана, но из-за маленького хронометража (картина идёт всего полтора часа) в «Тёмный кристалл» попали лишь крупицы от общего замысла.

Недостаток глубины и внимания к мелочам сильно ощущается уже в середине картины, где герои путешествуют по причудливым локациям без всякого бэкграунда. Остальное должен додумывать зритель.

На самом деле, Хенсон, Оделл и Фрауд продумали всё до мелочей. Они создали карту мира Тра, прописали сложную экосистему планеты, летопись событий с древнейших времен, а также сотни различных существ и растений. В каком-то смысле Хенсон создал свою Пандору задолго до «Аватара» Джеймса Кэмерона. По вселенной мира Тра вполне можно снять три фильма.

Карта мира Тра
Карта мира Тра

Что-то так и осталось на бумаге или артах, что-то сделали для фильма, но не нашли этому применение. Например, так произошло с племенем гигантских подземных жуков Макраков, которые всю жизнь трудились в глубоких шахтах, но из-за тирании скекси им пришлось выйти наружу.

По сюжету, Джен и Кира встречают макраков, и они помогают им добраться до замка скекси. Макраков вырезали из сценария незадолго до начала съёмок. Хенсон успел сделать только одну тестовую куклу.

Режиссёр тестирует куклу Макрака
Режиссёр тестирует куклу Макрака

Развить вселенную планировали в нескольких сиквелах. Хенсон и Оделл обсуждали идеи для будущего продолжения на протяжении восьми лет, но все планы рухнули после скоропостижной кончины режиссёра в 1990 году. В 90-е годы Jim Henson Company, Оделл и сценаристка Аннет Даффи (жена Оделла) искали финансирование для потенциального сиквела. Был даже написан набросок сценария и придумано название — The Power of the Dark Crystal («Сила Тёмного кристалла»).

Но проект так и не вышел из заморозки. Сначала из него планировали сделать анимационный фильм, потом полнометражный фильм с поддержкой стереоскопического 3D (на волне успеха «Аватара»). Создатели постоянно сталкивались с недостатком финансирования и спонсоров. Сценарий сиквела так и остался лежать на полке.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Закрыть многие пробелы истории удалось лишь в конце нулевых, спустя 20 лет после смерти Джима Хенсона. На основе черновиков и заброшенных идей родилась «Расширенная вселенная» мира «Тёмного кристалла», над которой сейчас трудятся многочисленные комиксисты и писатели. Уже создано несколько приквелов, два сиквела и вот вот выйдет сериал от Netflix.

Приквелы и сиквелы

Самое важное — «расширенная вселенная» канонична. Настолько, что события многих работ вписаны в официальную хронологию франшизы, к которой в дальнейшем должны обращаться все писатели.

В создании некоторых книг и комиксов участвовали Брайан Фрауд и Дэвид Оделл, а за их качеством следит сама Jim Henson Company. После смерти своего основателя компания не закрылась, сейчас ей управляют пятеро детей кукольника.

Комиксы, романы и настольная игра
Комиксы, романы и настольная игра

Legend of the Dark Crystal («Легенда о Тёмном кристалле») — американская манга от Барбары Кесел и Хейди Арнольд. Полноценный приквел и первое побочное произведение франшизы. События разворачиваются за две сотни лет до фильма. Главные герои манги — два молодых гефлинга по имени Лар и Неффи, которые втянуты в войну со скекси.

Изначально мангу хотели выпустить в трёх томах, но подвели плохие продажи и неоднозначная реакция фанатов. Третий том отменили, а его сюжет сильно скомкали и уместили во второй. Фанаты раскритиковали скудный рисунок и слабую историю, которая во многом повторяла оригинальный фильм. Из плюсов: в манге показали, как появились гартимы — насекомоподобные слуги скекси.

Legend of the Dark Crystal
Legend of the Dark Crystal

Самым важным произведением «расширенной вселенной» считается серия комиксов The Dark Crystal: Creation Myths («Тёмный кристалл: Легенды о сотворении»). Над ним работал Брайан Фрауд. Он создал набросок сюжета, нарисовал все обложки, придумал дизайн персонажей и занимал должность креативного консультанта. Проектом руководила Лиза Хенсон, дочь знаменитого кукольника.

Сюжет комиксов Creation Myths происходит за тысячелетия до событий оригинального фильма. Читатель узнает о том, откуда появилась колдунья Огра, почему происходит Великое соединение и как развивалась раса гелфлингов. Но самое важное — это подробная история расы УрСкек.

УрСкеки
УрСкеки

Эти богоподобные и мудрые существа появились в концовке фильма. Зрителю намекнули, что когда-то скекси и урру были единой расой УрСкек. Они прибыли из космоса, помогли цивилизации гефлингов, рассказали о мироустройстве вселенной и построили Кристальный замок. И в Creation Myths показали всю хронологию событий — от пришествия УрСкеков на Тра до осквернения кристалла и зарождения двух новых рас.

Creation Myths получил восторженные отзывы от критиков и фанатов, а все его события попали в официальную хронологию франшизы. Вполне возможно, что сериал от Netflix будет частично отсылать зрителя к событиям этих комиксов. В целом, даже в самом трейлере есть намёк на то, что сюжет сериала разворачивается в том месте, где закончился комикс.

The Dark Crystal: Creation Myths
The Dark Crystal: Creation Myths

В 2017 году фанаты получили ещё один подарок — комиксы по мотивам отменённого сценария Power of the Dark Crystal («Сила Тёмного кристалла»). С коммерческой точки зрения комикс получился настолько успешным, что в 2018 году к нему вышел сиквел под названием Beneath of the Dark Crystal («Под Тёмным кристаллом»).

Сюжет разворачивается спустя столетия после событий фильма. Раса гефлингов восстановилась, но превратилась в бюрократическую утопию. Крепкий мир был окончательно нарушен после того, как девушка Турма из расы файрелингов решила украсть осколок Тёмного кристалла. Файерлингы — раса антропоморфных созданий, который живут вблизи ядра Тра. Их дом умирает, но они верят, что сила кристалла сможет их спасти.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Мнения фанатов разделились. Одни считают Power и Beneath достойными сиквелами франшизы, тогда как другие — ругают и называют фанфиками. По мнению поклонников, продолжение лишилось духа мрачной сказки и превратилось в стерильное фэнтези. Ещё в комиксах зачем-то повторили события фильма, в том числе вернули скекси и урру. Это было лишним.

Критика в адрес Beneath и Power похожа на критику «Пробуждения силы», который упрекают в отсутствии оригинальности и повторения сюжетных тропов «Новой надежды». У сиквелов «Тёмного Кристалла» аналогичная проблема.

Писатель Джозеф Ли с 2016 года занимается серией подростковых романов по мотивам вселенной Хенсона. У всех книг преимущественно положительные отзывы, а их события разворачивается до сюжета фильма.

Книги Джозева Ли
Книги Джозева Ли

В целом, если рассматривать вклад «расширенной вселенной» и рекомендовать что-то к прочтению, то можно вполне ограничиться Creation Myths. Эти комиксы закрывают пробелы в истории фильма, снабжены полезными комментариями и просторными рассказами от людей, которые участвовали в создании картины. Все остальные работы — опциональны. Оригинальный фильм и Creation Myths — это минимум, с которым нужно ознакомиться перед тем, как браться за просмотр сериала.

Что нужно знать о сериале от Netflix

Над 10-серийным приквелом Dark Crystal: Age of Resistance («Тёмный кристалл: Эпоха сопротивления») работает французский режиссёр Луи Летерье, известный по дилогии фильмов «Перевозчик», «Невероятному Халку», «Битве Титанов». Летерье поставил цель снять сериал максимально похожим на оригинальную картину Джима Хенсона и Фрэнка Оза.

Режиссёр хотел полностью отказаться от CGI и сделать всё по старинке — только куклы, настоящие декорации и вручную нарисованные фоны. В работе над фильмом участвуют лучшие кукольники из Jim Henson Company. По словам режиссёра, его команде удалось достичь максимально возможной аутентичности, по отношению к первоисточнику.

CGI использован только для удаления кукловодов из кадра и в некоторых сценах, которые невозможно снять без использования компьютерной графики. В последнем трейлере CGI заметен в сцене погони и во время демонстрации леса. Всё остальное — настоящие куклы и декорации. Отдельно хочется похвалить работу над куклами гефлингов, которые смотрятся симпатичнее и естественнее, чем в первоисточнике.

История приквела происходит сразу же после событий комикса Creation Myths. То есть примерно за тысячелетие до событий фильма, когда война между скекси и гефлингами ещё не началась, но уже появились первые ростки будущего конфликта.

Сюжет Age of Resistance рассказывает о жизни трёх гелфлингов — Райана, Бреа и Дита. Однажды они проникли в крепость скекси и узнали об их жутком замысле, который угрожает всему живому. До масштабной войны остался всего один шаг.

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

В сериале появится мудрая Огра, раса подлингов, все старые скекси и урру. Персонажей озвучивают знаменитые актёры, хотя до сих пор неизвестно, каким героям многие из них подарили свой голос. В озвучке участвуют: Тарон Эджертон (точно известно, что он озвучивает Райана), Хелена Бонем Картер, Алисия Викандер, Марк Хэмилл, Харви Файерстин, Джейсон Айзекс, Тоби Джонс, Саймон Пегг.

В планах Netflix как минимум несколько сезонов, поэтому маловероятно, что события первого будут напрямую связаны с началом оригинального фильма. Но с другой стороны, очевидно, что судьба расы гефлингов уже предрешена, так что зрителя ждёт депрессивная и мрачная история. По словам Летерье, его команда вдохновлялась «Игрой Престолов» и мультсериалом «Аватар: Легенда об Аанге».

«Тёмный кристалл»: мрачная сказка Джима Хенсона

Напоследок стоит отметить, что на E3 2019 анонсировали пошаговую тактическую RPG по мотивам грядущего сериала. Её события происходят параллельно сюжету Age of Resistance.

В игре есть пять кланов гелфлингов, 15 профессий и 80 пошаговых сражений, которые проходят в различных уголках мира Тра. Релиз проекта запланирован на четвёртый квартал 2019 года на PlayStation 4, Nintendo Switch, Xbox One и ПК (в том числе MacOS).

Трейлер The Dark Crystal: Age of Resistance Tactics

В одном можно не сомневаться: после выхода приквела у франшизы появится больше поклонников, в том числе и в России. Если вы любите мрачное фэнтези, жуткие сказки, кукольные фильмы и комиксы ElfQuest, то «Тёмный кристалл» определённо вам понравится. Оригинальный фильм сейчас доступен подписчикам Netflix (пока что не для русского региона), а премьера Age of Resistance состоится 30 августа.

В дополнение к материалу рекомендуем посмотреть старый документальный фильм The World of Dark Crystal, который во всех подробностях рассказывает о трудных съёмках фильма и идеях Хенсона.

216216
65 комментариев

наконец-то чтение, а не помогание вспомнить

19

Тут полный Creation Myths. Если кто-то очень хочет почитать, но не хочет ждать два месяца заказ с Амазона. Только на английском, увы.
https://yadi.sk/d/6FFLfb_DMArQ7A

10

Режиссёр хотел полностью отказаться от CGI и сделать всё по старинке — только куклы, настоящие декорации и вручную нарисованные фоны. В работе над фильмом участвуют лучшие кукольники из Jim Henson Company

Хоспади да что за дрочево на допотопные технологии ?
40 лет назад использовали куклы потому что не было ничего лучше с точки зрения картинки.
Но к чему использовать это старье сейчас ?
Вот серьезно, придя в стоматологию кто-то просит вместо того чтобы ему пломбу поставили, ему просто выбили зубилом выбили зуб с кариесом ?

6

Суть же не в том, чтобы просто сидеть и дрочить на допотопные технологии, а в желании сделать близко к первоисточнику, сохранить его стилистику и вот это вот всё. Даже сравнить трилогию Властелин Колец и трилогию Хоббит, из-за чрезмерного использования CGI в Хоббите очень много персонажей и локаций кажутся жутко ненатуральными.

16

Стоматологи не художники, хватит душнить

5

Комментарий недоступен

3