Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Условия подписки: clck.ru/rfS2r
16+
Далее автопродление — 299 ₽/мес. Предложение до 31.07.2022 г. Подробнее: clck.ru/rfS2r

Восемь миллиардов ублюдков: обзор космического триллера «Живое»

23 марта в российский прокат выходит «Живое» (Life) — космический триллер режиссёра Даниэля Эспиносы («Код доступа „Кейптаун“»), самой интересной частью рекламной кампании которого стали неподтвердившиеся слухи о связи картины с комикс-вселенной Marvel. Главный редактор DTF посмотрел фильм и обнаружил в нём аккуратно снятую смесь из «Чужого» и «Гравитации».

«Живое» — очередной пример голливудского фильма, чьё название теряет концептуальность в переводе. В оригинале картина зовётся более ёмким Life, обозначающим как внеземную живность, обнаруженную главными героями, так и слово «жизнь» в смысле, который хорошо передаётся словосочетанием: «Ну вот такая вот сука эта жизнь». Как ни странно, раскрытие второго смысла удалось авторам лучше.

Режиссёр Даниэль Эспиноса начал свою карьеру в Голливуде с профессионального мимикрирования. В тот момент, когда зрители соскучились по похождениям Джейсона Борна, он взял к себе Оливера Вуда, любимого оператора Пола Гринграсса, и снял «Код доступа „Кейптаун“» — фильм, похожий на «Борнов» больше, чем «Эволюция Борна» Тони Гилроя.

В этот раз Эспиноса поступил примерно так же — старательно смешал в равных пропорциях «Чужого» и «Гравитацию», добавив к ним долю новых идей

«Живое» — редкий голливудский фильм, где Россия и её вклад в исследование космоса показаны достойно — в том числе и благодаря белорусской актрисе Ольге Дыховичной. Судя по всему, Эспиноса так извиняется за чудовищный «Номер 44» с Томом Харди

Источники вдохновения режиссёра становятся очевидными с самых первых кадров, когда Эспиноса, вооружившись оператором «Искупления», снимает открывающий эпизод с подготовкой космонавтов к приёму груза с Марса одним непрерывным планом. С примерно такой же сцены, но куда более сложной, начинался и блокбастер Альфонсо Куарона.

Дальше параллели с «Гравитацией» хочется проводить всё чаще. Философское космическое приключение героини Сандры Буллок в поисках смысла жизни сопровождалось историей о её погибшей дочери, и у всех персонажей «Живого» есть такие же «заземляющие» мини-притчи.

Если вы не смотрели трейлеры, вы можете не догадаться, кто в фильме главный — герой Рейнольдса или герой Джилленхола

Например, один из героев улетел в космос, потому что ненавидит человечество, другой, инвалид, потому что мечтал хоть ненадолго распрощаться с коляской, а третий — готов на всё ради того, чтобы увидеть своего новорождённого ребёнка.

Дальше на корабле появляется условный Чужой, и сценаристы «Живого» начинают умело использовать предварительно заряженные ружья.

Смерть каждого из героев обусловлена исключительно его индивидуальными пороками и убеждениями: эта деталь делает фильм Эспиносы почти эталонным триллером​

С одной стороны, герои ведут себя здесь как настоящие учёные и профессионалы, и за их действиями приятно наблюдать, а с другой — им вредит их человеческая сущность: у страшной космической твари подобных слабостей нет, и потому она постоянно оказывается на шаг впереди.

Впрочем, часть, которая касается именно местного Чужого, кажется в фильме самой слабой. Эспиноса аккуратно копирует штампы жанра, но явно не может предложить зрителю почти ничего нового​

Поначалу необычный организм действительно пугает, но чем больше он становится в размерах, тем скучнее трюки, которые он выкидывает. Главные герои постоянно твердят о том, насколько умна инопланетная тварь, но в большинстве случаев этот интеллект существует только на словах, а монстр решает свои проблемы скоростью и силой.

Но космическую тварь, как и главных героев, отчасти спасают сценаристы. В одном из ключевых диалогов фильма героиня Ребекки Фергюсон заговаривает о том, что испытывает к монстру «иррациональную ненависть», но её вскоре одёргивает коллега-биолог, который объясняет, что чудовище не ненавидит людей, а относится к ним как к котлете в бургере — исключительно в прагматичной плоскости.

Этот эпизод в чём-то похож на сцену в «Интерстеллара», где персонаж Энн Хэтэуэй предлагает руководствоваться «силой любви» при выборе дальнейшего маршрута, только в «Живом» научный подход всё-таки одерживает верх​

И тут-то на поверхность и вылезает то самое Life из названия фильма. Космонавты приходят к выводу, что всё происходящее с ними — не столько страшная трагедия, сколько нормальный порядок вещей в природе, просто они оказались не в той части пищевой цепи, в которой им хотелось бы.

Эта очень мрачная идея проходит через весь фильм, через каждую его сцену и выстреливает в финале, который можно назвать в каком-то смысле издевательским.

Если «Интерстеллар», «Марсианин» и Mass Effect Andromeda — это космический оптимизм («Не бойтесь улететь с Земли и открыть новые миры!»), а «Гравитация» — это космический пессимизм («Космос — страшное недружелюбное место, давайте беречь Землю!»), то «Живое» — это, пожалуй, самый настоящий космический цинизм, и только поэтому крепкий, но весьма стандартный жанровый фильм Эспиносы имеет полное право на существование.

21 комментарий
Андрей Ланнистер

хороший обзор

Mihail Shikovets

Автор явно не только старался, но и проникся фильмом предварительно. Спасибо за мнение.

Аня Войнова

Тоже думала идти или не идти, пожалуй, обзор этого фильма склонил меня в сторону того, что бы сходить.

Lacroix

Владислав же!

A'sP_LOGIC

Сомневался насчет фильма , теперь точно пойду , спасибо .

Александр С

Спасибо за обзор без спойлеров. Вы сподвигли меня сходить на фильм, о чём я не пожалел.

Max 123

Балтика ЖИВОЕ - если оно попадет на Землю, люди обречены.

Игорь Панов

Спасибо

Snyppi

Спасибо, забронировал.

Dmytro Kapeliukh

Спасибо что так быстро отписались!

Алексей Жердев

Я смотрел трейлеры, и все равно не могу догадаться, кто в фильме главный

Наденька

Конечно же вот эта инопланетная нех!

easyak

Вот мне в фильме герой Джиленхола тупицей показался.
(догадайся и теперь, кто в фильме главный, а?!) ;-)

Непривычный Паша

Хороший фильм, смутил, по сути, только момент с самым началом, когда биолог сам себе запротиворечил и не убил тварь таким же способом, как и разбудил.
А так достаточно предсказуемый финал, штамповый биолог-любитель всего живого)

Евгений Мельников

интересно. спасибо за обзор.

Сергей Пуговкин

Спасибо за обзор, как и многие до меня, всерьёз задумался посмотреть именно после прочтения.
И отдельное спасибо за "космический цинизм". :)

Иван

Думал не смотреть, а теперь хочется .
А на счет обзора без спойлеров - смерть героев это ли не спойлер?) Или я не правильно понимаю предложение