Дима смотрит фильмы. Май '19

Дима смотрит фильмы. Май '19

Здрасте, я Дима, я много смотрю кино и иногда пишу на DTF. И вот пост про лучшее из того, что я посмотрел в прошлом месяце.

Пишу я редко, потому что времени мало: я очень много всякого смотрю (порядка тридцати фильмов в месяц), в основном авторское кино, анализирую фильмы, читаю о них, потихоньку веду свой телеграм-канал — живу на всю катушку, в общем. Но мне задумалось немного исправить это и делать на ДТФ посты про всякие неожиданно удивившие и — что тоже важно — малоизвестные картины. Раз в месяц буду рассказывать о достойных внимания фильмах, чтобы и другие любители кино присмотрелись к ним, пообсуждали их со мной в комментах, я собрал фидбек, мемасов, всякое такое. Между делом, может кому-нибудь понравится, как я пишу, и он заинтересуется моим каналом.

К слову, почти всё в этом посте написано спецом для него. Я копипастой своих текстов занимаюсь очень неохотно, и по несколько раз про одни и те же фильмы писать не очень люблю. Потому мой канал и посты здесь будут как бы дополнять друг друга, а не дублировать. Начну с прошлого месяца. За май я посмотрел всего 27 фильмов, делая упор на 2016 год, который сейчас активно изучаю. Ещё смотрел классику: Тарковского и Антониони. Но про них в другой раз. Буду про современное кино, благо в нём тоже много всякого интересного.

Born to Be Blue / «Рождённый для грусти», 2016

Начну с наиболее массового фильма в подборке, «Рождённого для грусти» с Итаном Хоуком в главной роли. Хоук вообще актёр удивительный: что ни кино с него выходит, то новая планка для его мастерства. Если вам понравилась его шедевральная игра в «Первой реформаторской церкви», то непременно попробуйте этой байопик. Я вообще его большой фанат, особенно его совместных работы с Линклейтером, так что каждый фильм, где Хоуку есть, где разгуляться, встречаю с нескрываемым хайпом. Иногда это не оправдывается, но не в этом случае. Роль легендарного джаз-музыканта Чета Бейкера — одна из лучших в его карьере.

Трейлерок довольно длинный и спойлерный. Хотя хз, что там спойлерить, конечно.

Вообще, «Рождённый для грусти» это не особо примечательный в плане истории фильм (как и в случае с любым байопиком, вы можете прочитать всё о нём на википедии) про опустившегося на самое дно музыканта-наркомана. Но зато отличный технически и визуально, да и не без интересных режиссёрских находок, вроде короткой, но врезающейся в память сцены с уличным музыкантом. Плюс понравилось, как персонаж Хоука играет сам себя в фильме про себя, а роли его бывшей жены в флэшбеках и напарницы, которая играет жену Бейкера, исполняет одна и та же актриса. Что-то я сам запутался. В общем, идея в том, что она настолько похожа на его бывшую жену, что грань между настоящим и прошлым как бы размывается.

Aquarius / «Водолей», 2016

В этом году в Каннах за свой фильм «Бакурау» один из призов отхватили режиссёры Жулиано Дормель и Клебер Мендонса Фильо. И вот на этой волне я решил поглядеть предыдущий фильм Фильо, «Водолей», который оказался ничем иным, как «Левиафаном» по-бразильски. Я бы даже сказал, «Левиафаном» здорового человека, потому что, в отличие от слишком узколобого фильма Звягинцева, работа Фильо насыщена эмоциями и деталями, погружающими в историю как надо, с головой.

Этот трейлерок более лаконичный.

Фильм о том, как у рядовой жительницы пляжного городка Клары пытается отобрать жилище строительная компания. Они уже выкупили все квартиры в многоэтажном доме, кроме одной, клариной. И вот всякими способами строители пытаются выкурить из него и её. Сама Клара не так проста: она пережила рак и смерть мужа, и обладает чрезвычайно сильной жизненной позицией и жёсткими принципами. Именно благодаря героине, сыгранной Соней Брага, фильм не отпускает ни на секунду все два с половиной часа. Будь то очередная сцена конфликта с наглыми бизнесменами, в тему показанный флешбек или момент из личной жизни Клары — следить за ней одно удовольствие. При этом сам фильм снят отнюдь не как очередная мрачная социальная драма из какой-нибудь Румынии (при всей моей любви к этим фильмам). Он яркий, очень свежо и технически изощрённо снят — операторы настоящие красавцы. И этим словно бы показывает, как и в самом райском уголке мира найдётся место для грязи, конфликтности и непонимания. Простая мысль, конечно, но почему бы и нет. В «Левиафане» и того не было.

La casa lobo / «Дом волка», 2018

Об этом фильме, как мне кажется, можно либо рассказать совсем немного, либо лучше молчать и дать потенциальному зрителю самому погрузиться. «Дом волка» — это самый нетривиально сделанный мульфильм, из тех, что я в принципе видел. По многим параметрам: от нарративного метода до вызывающего жуткий дискомфорт гибрида пластилиновой, кукольной и рисованной анимации. Если бы я пытался с чем-то его сравнить, то это выглядит как дикая смесь сцены в избе из «Падал прошлогодний снег» с жутким мульфильмом «Потец». Кого-то это предупредит, но кого-то может и заинтригует!

На Ютабе мультфильм выложен в двухголосом переводе. Спасибо за него хорошему обзорщику фильмов Михаилу Satantango. Приятного просмотра.

В двух словах, «Дом волка» — безумно метафоричный рассказ-рефлексия на тему холокоста, диктаторских режимов послевоенного мира, и в частности, чилийской колонии Дигнидад, в которой и происходят, кхм, "события" фильма. Её основали бежавшие из Германии немцы, и там творился сущий кошмар. Именно для передачи этой гнетущей атмосферы и был, судя по всему, выбран такой стиль анимации. Мультфильм короткий, всего 70 минут, но одного просмотра вам будет явно мало, чтобы выловить все мысли и заметить все аллегории, заложенные в этой блестящей картине.

Synonymes / «Синонимы», 2019

Лучший фильм, что я посмотрел в кинотеатре в этом году. Не считая, конечно, «Жертвоприношения» Тарковского, но про него два абзаца не напишешь — тут целое эссе потребуется. Не знаю, насколько актуальная рекомендация, он в прокате был с конца апреля, и онлайн вроде ещё не доступен — придётся подождать! Хотя в Москве его до сих пор можно в кино поймать вроде бы.

«Синонимы» — это хипстерская комедийная драма о молодом еврее Йоаве, который переехал в Париж и планирует стать французом, перестать говорить на иврите и забить на свои корни. В первый же день пребывания его грабят, но его выручают соседи, парочка французских мажоров, которые дают ему денег, одежду и помогают обосноваться. Сам Йоав в итоге не рвёт окончательно со своим народом и по вынужденной необходимости всячески контактирует с другими евреями. И вот это фильме очень интересно сделано: каждая посвящённая этому сцена подана как небольшой комедийный скетч, который описывает текущую политическую ситуацию Франции или Израиля, критикует левую повестку первой и милитаризм второго. При этом не забывается главная тема «Синонимов» — сложность самоопределения в современном мире, где каждый может быть кем хочет и где хочет, но почему-то рождается где-то конкретно и навеки остаётся представителем своего народа.

Забавная сцена в метро.

Фильм очень остроумный и лаконичный в диалогах, он полностью состоит из событий, в нём нет пустых кадров, да и вообще он классно, динамично снят — это изобретательно сделанное инди-кино в самом хорошем смысле. Отдельно про главного героя, ведь он — главное развлечение «Синонимов», или как его называют в фильме, "цирковой петушок". Дебютант Том Мерсье дико обаятелен. Его персонаж увлекательно рассказывает истории, упоительно творит дичь и примерно 1/5 хронометража фильма размахивает перед камерой своим обрезанным писюном. А его танец на вечеринке, на которую он проник в поиске бесплатных закусок, — пока что моя самая любимая сцена в этом году. Жаль её на Ютабе пока нет, так что я приложил другой фрагмент.

Sleep Has Her House / «Сон объял её дом», 2017

Если бы я посмотрел данный фильм, когда готовился к своему топу фильмов 2017-го года, он бы точно оказался в нём (где-то в районе 18-го места). Но я о нём ничего не знал до этой весны, и наткнулся совершенно случайно в каком-то посте про slow cinema на реддите. «Медленное кино» — это уникальное направление в кинематографе, в фильмах которого происходит критически мало событий, зачастую отсутствует нарратив и всё снято длинными статичными планами. По сути оно было основано Тарковским, о котором я уже в третий раз за пост вспоминаю. Ну как основано: скорее он вдохновил тысячи будущих киноделов снимать так, как он снял своего «Сталкера». И вот фильмы вроде «Сон объял её дом» можно назвать доведением этого медленного стиля до абсурда. И хотя на первый взгляд они могут показаться чем-то вроде пресловутого видео про сохнущую краску на стене, но зачастую в них вложено намного больше идеи, труда и кинематографического мастерства.

Трейлер фильма — отдельное произведение искусства.

Картина состоит из нескольких сцен, каждая из которых длится 10+ минут и снята на статичную, медленно отдаляющуюся или следующую за объектом камеру. Этими долгими планами фильм умудряется рассказать что-то вроде истории о том, как мрак постепенно окутывает мир и ведёт его к апокалипсису. "История" — громко сказано, конечно. Весь фильм это скорее поток образов и пейзажей, которые гипнотизируют зрителя, вводят его в тот самый сон, в котором он уже доходит до того, что хотел показать автор. «Сон объял её дом» воспринимается не головой, а на каком-то первобытном уровне, образами природы он пробирается в инстинкты, вглубь подсознания зрителя. Сам режиссёр Скотт Барли аки Содерберг целиком снял фильм на iPhone 6, и выглядит он удивительно красиво, за счёт удачно выбранной локации съёмки. Лес, водопад, река: там хочется побывать, даже несмотря на жуть, которую они нагоняют в ночное время.

Вот, подобрал пять фильмов, некоторые из которых ну совсем малоизвестные (у «Дома волка» вон всего 26 оценок на "Кинопоиске", а у «Сон объял её дом» вообще 18), что, на мой взгляд, абсолютно несправедливо.

Следующее включение в начале июля, про июньские фильмы расскажу. А пока, если хотите, вот вам мой скромный Телеграм-канал. И аккаунт на Кинопоиске, так, на всякий. Всем спасибо!

4242
33 комментария

Привет Дима! Как дела?

3
Ответить

Коллега, вы совершенно точно подметили неуместное, но, увы, очень распространённое сегодня амикошонство и снижение речи в серьёзном тексте. В чём задача такого тропа? Возможно, авторы хотят оправдаться за свою серьёзность, попросить у читателей прощения за то, что грузят их, а не развлекают?

2
Ответить

Привет. Спишь? Это Дима. А ты в баню завтра идешь?

Ответить

Пожалуйста сократите подзаголовок, а то выглядит некрасиво портянка текста в ленте. Например "Краткий обзор интересных фильмов за месяц" условно. Либо придумайте свой ))

3
Ответить

Звучит разумно. Сделано!

Ответить