Кино и сериалы Ефим Гугнин
5 446

«Боль и слава» — бенефис Антонио Бандераса в роли угрюмого режиссёра-наркомана

Обзор нового фильма Педро Альмодовара, за роль в котором Антонио Бандерас получил награду на Каннском кинофестивале.

В закладки
Аудио

У каждого заслуженного режиссёра — а, впрочем, необязательно режиссёра, любого творца в принципе — должен наступить момент, когда он оглянется на всё достигнутое и попытается вернуться в самое начало, вскрыть мотивы и далёкие травмы, что изначально побудили его посвятить жизнь искусству.

В кинематографе полно примеров таких фильмов-исповедей или фильмов-терапий: от классического «Зеркала» Тарковского или «8 с половиной» Феллини до прошлогодней «Ромы» Альфонсо Куарона.

Для испанского режиссёра Педро Альмодовара — двухкратного обладателя «Оскара», автора «Всё о моей матери» и «Кожи, в которой я живу», человека, открывшего миру таланты Антонио Бандераса и Пенелопы Крус — таким фильмом стала «Боль и слава». История о больном депрессивном режиссёре, который всё чаще обращается к собственному прошлому, чтобы там найти выход из творческого кризиса.

Асьер Эчеандиа, Педро Альмодовар и Антонио Бандерас

Это его «8 с половиной» и его же «Амаркорд», путешествие по воспоминаниям в пыльную сельскую Испанию прошлого века, где люди живут в расписных землянках и по-деревенски стирают вещи в реке. Бедный, необразованный, но по-странному обаятельный мир, всегда залитый солнцем и полный неконтролируемой энергии, которой так не хватает герою в его унылом настоящем.

И, одновременно, это исследование его собственного авторского «я» — сложного и непоследовательного. Меланхоличный, но увлекательный трип в болезненное сознание, сменившее творчество на бессмысленную жалость к себе.

Муза режиссёра Пенелопа Крус играет здесь молодую версию матери главного героя

Альмодовар, в последние годы всё чаще провоцировавший зрителя, снимавший кино почти до пошлости откровенное, в «Боли и славе» вдруг успокоился и сменил эротику спартанской скромностью.

Оно, в общем, логично: если раньше Педро по-фрейдовски выражал свои проблемы через сплетения обнажённых тел на экране, теперь он стремится вскрыть эти нарывы, понять их природу и обуздать, а не проецировать их напрямую, физиологически. То, что всегда содержалось в его фильмах в подтекстах, теперь вышло наружу — в самом чистом и честном виде автобиографии.

Точнее, почти автобиографии. Формально, главный герой здесь — не Педро Альмодовар, а некий Сальвадор Малло, но в его поведении, деталях жизни и даже странноватой причёске легко угадывается сам режиссёр. Неудивительно, что на его роль автор взял именно Антонио Бандераса, актёра, который был с ним рядом всю его карьеру и с которым он работает ещё с далёкого 1982 года — тогда вышел «Лабиринт страстей» — третий полнометражный фильм Альмодовара и дебют Бандераса в кино.

Для Бандераса роль в «Боли и славе» — тоже в определённом смысле откровение. Он уже десять лет как застрял в третьесортных голливудских фильмах — а в самый, видимо, отчаянный момент карьеры даже снялся в третьесортном российском. Зрители, привыкшие видеть в Бандерасе экшен-героя, уже начали забывать, что он, представьте, отличный актёр, умеющий в нужные моменты быть тихим, проникновенным и глубоким.

В «Боли и славе» он именно такой: слабый, сломленный, ищущий успокоение в наркотиках и воспоминаниях о нелёгких отношениях с матерью. Смешной, жалкий и всегда очень человечный — в его страданиях никогда нет мелодраматичных перегибов или лишней сентиментальности.

И награда Бандераса за «Лучшую мужскую роль» в Каннах, конечно, совершенно заслужена — такие перформансы бывают один раз в карьере, и очень символично, что бенефис актёра случился именно в фильме Альмодовара.

«Боль и слава», в общем, вся такая: тихая, скромная и очень естественная. Вместо того, чтобы воздействовать на зрителя затёртыми сценарными приёмами, Альмодовар стремится поймать натуральный жизненный поток, найти драму в историях и лабиринтах собственной памяти. И обернуть это всё в своеобразную оду кино, — искусству, которое фиксирует реальность полнее прочих, которое с одинаковым успехом ранит и лечит.

К финалу «Боль и слава» превращается в своеобразное мета-высказывание на тему кино как универсального средства терапии. Альмодовар мешает пространства реальности и фильма, его герои и детали кочуют из одного в другое, ломая грань между явью и вымыслом.

Это «кино о кино» в его лучшем проявлении — не банальный каскад отсылок и прочих игрушек постмодернизма, а полноценное исследование на тему того, как вторичные реальности помогают нам жить и не слишком сходить с ума.

#обзоры #мнения

{ "author_name": "Ефим Гугнин", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f","\u043e\u0431\u0437\u043e\u0440\u044b"], "comments": 23, "likes": 86, "favorites": 76, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 54309, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 17 Jun 2019 14:30:34 +0300" }
Подкаст «Жиза ГД»:
Можно ли «продать»
плохую игру?
Слушать фоном🎧
{ "id": 54309, "author_id": 36827, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54309\/get","add":"\/comments\/54309\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54309"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957, "last_count_and_date": null }
23 комментария

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
31

Ну вы, блин, даёте

Ответить
1

Зашёл только чтобы увидеть это)

Ответить
0

+, me 2
Ещё с превьюхи вспомнил об этом же. :))

Ответить
2

Альмодовар, давно в моем списке лучших режиссеров, хотя его фильмы весьма своеобразны и не все нравятся. И очень хорошо, что он все еще снимает кино , все-таки такого взгляда на жизнь, почти ни у кого нет.

Ответить
2

<random producer name>, давно в моем списке лучших режиссеров, хотя его фильмы весьма своеобразны и не все нравятся. И очень хорошо, что он все еще снимает кино , все-таки такого взгляда на жизнь, почти ни у кого нет.
Подобный коммент можно найти практически в любом треде про режиссера (с каннского фестиваля) какой-то дичи

Ответить
0

Ну у Альмадовара не совсем дичь )

Ответить
0

С чего можно было бы начать его специфическую фильмографию? Мой опыт в авторском кино слабоват, поэтому хотелось бы начать с чего-то попроще

Ответить
1

Женщины на грани нервного срыва

Ответить
2

Посмотрел сегодня. Творение в первородном виде. Испанский романтизм, восхитительная игра композиции и цвета, невыносимая легкость ностальгии. Лучшее, что я видел из премьер 2019. Особенно порадовала отсылка к картине Ван Гога и танец с репетиции спектакля, ради таких эпизодов и смотришь кино.

Ответить
–2

у вас пенсне сьехало, поправьте

Ответить
2

Одеколон от Бандероса -не стареющая класика

Ответить
0

Жена сегодня в кино зовёт, а я опасаюсь: смотреть про старых геев и наркотики не сильно романтично... Хотя в своё время «Всё о моей матери» понравился!

Ответить
0

Так вот ради кого вырезали сцены из Рокетмена!

Ответить
0

Их вставили в «Боль и слава»? А вообще странно писать такую херню человеку, которому понравился «Всё о моей матери».

Ответить
0

Бендерас всегда красавчик

Ответить
0

Этот фильм можно считать "автобиографией" великого Педро Альмодовара?

Ответить
1

Ну это скорее описание переживаний, которые бы он испытвал, снимая свою автобиографию

Ответить
0

Banderas, you are breath taking!

Ответить
0

В таком образе он мог бы сняться
в бэд санта 3🤔

Ответить
0

Прямой эфир

{ "remaining": "WzAsMSwyLDMsNCw1LDYsNyw4LDld" } [ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
В лутбоксы начали включать багфиксы
Подписаться на push-уведомления