Смотрите «Дом Дракона» 22 августа в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
«Дом Дракона»
Смотрите в подписке Плюс Мульти с Амедиатекой на Кинопоиске
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
Доступно на Кинопоиске по Подписке Плюс Мульти с Амедиатекой или при наличии Доп. опции "Амедиатека". Условия: clck.ru/FMQND.
18+

Ему 27, а он снова страдает — обзор фильма «Дылда» Кантемира Балагова Статьи редакции

Суровая драма о поисках любви в постблокадном Ленинграде — от молодого российского постановщика, взявшего в Каннах приз за лучшую режиссуру.

До широкого проката наконец добралась «Дылда» — второй полнометражный фильм Кантемира Балагова, режиссёра, на которого сейчас чаще прочих навешивают ярлык «надежды российского кино». Ещё вчера он был всего лишь одним из учеников великого Александра Сокурова — по мнению наставника, даже не самым талантливым.

Сегодня — это один из самых заметных авторов в отечественном кино, успевший к своим 27 годам трижды побывать на Каннском кинофестивале: два раза как участник, один как член жюри в секции «Особый взгляд».

Причём уже его дебют, «Теснота», увезла из Канн престижный приз ФИПРЕССИ. «Дылда» к нему добавила ещё и награду за режиссуру — пожалуй, ещё более престижную. Из тихого авторского постановщика Балагов вмиг превратился в растиражированную медиа-персону, открывающую роскошные премьеры и дающую интервью с миллионами просмотров на YouTube.

Кантемир Балагов

С одной стороны, конечно, радует, что аудитория, при всём недоверии к отечественному кино, начала обращать внимание на молодых авторов. С другой, этот массовый энтузиазм — к тому же искусственно подогретый грамотными продюсерами — направлен не совсем подходящему адресату или, возможно, не совсем в подходящее время.

У «Дылды», несмотря на все звенящие в её честь фанфары, нет никаких шансов стать народным хитом или даже культовым кино в узких кругах. Да и для самого Балагова новый фильм — скорее путь к творческому тупику, чем естественное развитие его уникального почерка.

При всей неидеальности «Тесноты» — фильма не очень собранного и часто довольно эпигонского — это была близкая для Балагова история, проект мечты, и во всех его стилистических исканиях чувствовалось искреннее желание сделать эту историю ещё важнее, больше, мощнее. Любыми методами подчеркнуть её сложные психологизмы, историзмы и прочие страшные «-измы».

«Дылда» его искания вроде бы продолжает: в ней, как и в «Тесноте», Балагов отправляется в очень специфическое пространство — нестабильное, жестокое, сломленное бедами и горем. В дебюте это была Кабардино-Балкария 90-х с чеченской войной под боком, здесь — Ленинград, ещё не успевший оправиться от ужасов Великой отечественной.

В обоих фильмах режиссёр ставит в центр сильных свободолюбивых женщин, не желающих мириться с безжизненностью травмированного мира: в «Тесноте» Ила была единственной, кто пытался спасти похищенного брата. В «Дылде» две фронтовые подруги, Ия и Маша, вместе ищут ростки новой жизни в психологических и буквальных руинах блокадного города.

И там, и там Балагов открыто рифмует трагедию страны и трагедию личную, причём в обоих случаях делает это максимально болезненно. В «Тесноте» за презентацию чеченской войны отвечало кошмарное снафф-видео, в «Дылде» драма главных героинь начинается с мучительно долгой и неуютной сцены смерти ребёнка.

На месте бесконечные крупные планы лиц и одержимость цветовой драматургией, тихая, порой совсем невнятная речь героев и тесное пространство кадра. Но стремясь углубить свой авторский стиль, где-то по дороге Балагов потерял ту самую дилетантскую творческую «чистоту», ощущение неподдельной близости автора и произведения.

Будто вместе с переездом сюжета из Нальчика в Ленинград — куда более далёкий Балагову и исторически, и географически — он потерял с героями близкий контакт. Появилась неприятная дистанция между режиссёром и его фильмом, порой перерастающая в откровенное авторское высокомерие: история интересна «Дылде» не как набор событий и характеров, но как плацдарм для пижонской игры с образами и текстом.

Все занятные находки вместе с внезапно появившимся у Балагова чувством юмора перемолоты отсутствием хоть какой-то драматической целостности: герои тут существуют отдельно от окружения и собственных сюжетных линий.

А само пространство, которое в «Тесноте» нависало и давило, действовало не меньше персонажей, тут обратилось мёртвыми сериальными декорациями Ленинграда, населённых фактурными, но такими же мёртвыми лицами. «Дылда» — с её амбициями чуть ли не провокативно-честного кино — умудряется быть одновременно слишком литературной и чересчур театральной.

Между живой речью героинь всё чаще проскакивает фальшь: внутри одной сцены они могут говорить сначала как нормальные люди, а уже через секунду бросаться фразами вроде «внутри у меня всё умерло». Каждый удачный образ (как, например, предфинальный танец, постепенно перерастающий в истерику) Балагов держит на экране неприлично долго, словно боясь, что иначе зритель его не поймёт и не прочувствует.

Фильм вообще относится к зрителю уж очень снисходительно. Лучше всего это заметно по той самой цветовой драматургии, перекочевавшей в «Дылду» из «Тесноты»: там отношения героев между собой показывались через отношения цветов их одежды. В «Дылде» противостояние красного и зелёного проходит через весь фильм — и всё бы ничего, не пытайся Балагов так усердно обратить внимание на это любопытное, в общем, решение.

Около минуты он будет показывать, как зелёная краска стекает по красной стене. В ключевой момент этой же зелёной краской неуклюже испачкается дылда Ия. Если вам и этого мало, героини раз десять за фильм повторят друг другу, как же им идёт зелёное платье.

Да, спасибо, мы поняли

В своей лобовой метафоричности «Дылда» напоминает ранние работы Балагова — даже не «Тесноту», а его дипломный средний метр «Молодой ещё». В этой лишённой всякой патетики мелодраме была, например, сцена, где после ссоры главных героев у них со стены падает картина — броский, сверхочевидный деструктивный символ.

Так вот «Дылда» в плане образности ушла недалеко — но если студенческому фильму, в котором романтические моменты смонтированы под Midnight City группы M83, такое простительно, здесь, среди претензий на «высокую» художественность, такая выспренность выглядит как минимум инородно.

Именно в этом конфликте студенческой сверхвыразительности, приятного дилетантства, которое, кажется, не отпустило ещё до конца режиссуру Балагова, и попыток — уж не важно, его ли самого или продюсеров — запихнуть автора в сухие рамки «русской драмы™» и заключается главная проблема «Дылды».

Всё то, что определяло лучшие качества балаговской режиссуры, уступило место холодной конъюнктюре, поделившей на ноль всю его индивидуальность. Если триумфы «Тесноты» были следствием искреннего желания снять хорошее кино, победы «Дылды» кажутся итогом сухого расчёта на удобную «фестивальность» пополам с лёгкой провокацией (в том числе сексуальной).

В конце концов в минусе останутся не случайно клюнувшие на шумиху зрители — те, допустим, просто выйдут из зала и справедливо заметят, мол, «наши опять сняли какую-то муть». И не продюсер Александр Роднянский, постоянный покровитель Андрея Звягинцева, — с его влиянием «Дылда» теперь вполне может отправиться от России на «Оскар».

В дураках остался сам фильм — слишком немассовый, чтобы стать зрительским, и слишком конвенциональный, чтобы быть по-настоящему авторским.

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Evgeny Volnov

Нет ничего хуже рецензий на авторское кино. Особенно когда читатель ещё не посмотрел фильм сам, но зато уже получил мнение со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лата

я потому где-то с первой трети пропустил. сложу лучше сам впечатление о фильме и или соглашусь что плохо, или посчитаю что автор не очень прав

Ответить
Развернуть ветку
BBHunter

Рецензии вообще не имеют смысла, проще самому посмотреть фильм и составить собственное мнение. Хотя может автор хотел подчеркнуть подкованность в плане утонченности вкуса в художественном кино..

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин
Суровая драма о поисках любви в постблокадном Ленинграде

Дальше не читал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Blas Ruiz

Понял, что это не про супергероев в лосинах, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин

А вот это неуважение, сразу записывать людей в комиксодебилов.

Ответить
Развернуть ветку
Достаточный дебаркадер

Лучше б, чесслово, ты признал себя комиксодебилом, чем рассуждал о "нормальном кино о ВОВ".

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин

Ну а вот это обычный дебил пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин

Так в цитате и написано. Вместо нормального кино о ВОВ, снимают хрень про поиски любви в ленинграде.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин

Ну вот ради таких кадров как ты похоже и снимают такой кал.
Любовь всегда хорошо, но только не когда это основная тема произведения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Панин

ТОТ!

Ответить
Развернуть ветку
Jenny Smith

а почему не собака на юзерпике?..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

Что посоветуешь из Сокуровского для поклонников Сокурова? У Балагова пока смотрел только Тесноту.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Аргунов

Не, ты не понял. Я их смотрел) Я говорю про нечто сокуровское для тех, кто уже смотрел Сокурова.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gruneb

Однако сам Сокуров не особо признает заслуги собственного ученика. Я бы задумался над этим. И как и почему и зачем его дернуло всем этим заниматься (Сокурова). Тут есть над чем подумать, но для этого нужно копнуть глубже Канн и рецензий. И тогда многое встает на свои места.

Кстати, еще Кантемиру, внезапно не нравится "Груз-200".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Кстати, еще Кантемиру, внезапно не нравится "Груз-200"

Положительная характеристика, как по мне.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Да вот в том то и дело, что в этом слишком чувствуется рука свыше, навязанное такое ученичество. И если в «Тесноте» ещё была какая-то своя балаговская «жизнь», «Дылда» на мой взгляд выглядит совсем искусственной.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Смотреть то, конечно, стоит, не спорю. Всегда лучше иметь собственное мнение)

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Савва

Мне фильм как раз понравился своей провокацией, он не двигает вперёд искусство) автор выражает свою позицию к тем временам

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Савва

Тема ВОВ в России табуированная, деды воевали, а тут другой "панковский " взгляд на эпоху

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Ну это любопытно, да, про табу. Но он слишком, пожалуй, безнарративный, чтобы быть прям по-настоящему провокационным.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Shestakov

Посмотрел этот фильм случайно (единственный сеанс шел с утра в Авроре (СПб), было удобно убить время между выселением из гостишки и выездом из города).

Первые 30 минут еще ок: жизнь в госпитале, драма с впаданием в ступор у главной героини, основная трагедия. Дальше начинаются 1.5 часа пиздостраданий слабоумных про слабоумных. Все персонажи долго думают и еле-еле выговаривают фразы: от пациентов госпиталя (им можно, у них контузия), до врачей, водителей, местных жителей и вообще всех, кроме бабищи, которая бодро крикнула одну фразу "Ай-да танцевать!"

Да и фильм заканчивается ни чем. Кажется, что это творение - набор арт-хаусных клише, которые могут смотреть строго фанаты арт-хауса и всякие "одаренные личности" типа киноведов.

Ответить
Развернуть ветку
Moe Lester

Не знаю как фильм, но рецензия как будто из хорошего профессионального журнала, чётко, без воды и красивым слогом. После диванных критиков как будто в другой мир попал, ради бога Ефим, пишите чаще!

Ответить
Развернуть ветку
aline s.

скорее приторным и порядком надоевшим слогом. но каждому своё.

Ответить
Развернуть ветку
Moe Lester

Приторным?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шеремет

Спасибо за обзор , Ефим. Я сильно полюбил тесноту , но дылда настолько же сильно разочаровала. Если в тесноте был самобытный сюжет и неподдельная атмосфера Нальчика, то дылда выглядит , как очень искусственное произведение. Сценарий чисто сокуровский, а режиссура совсем другая. Очень много похожих сцен из тесноты. Я удивился такому вороху наград с Канн, надеюсь Кантемир будет снимать что-то самобытное.

Ответить
Развернуть ветку
aline s.

Что-то текст какой-то сильно вылизанный и приглаженный. Местами даже высокопарный. А о чем фильм я так и не поняла.

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

Какой фильм, знаете ли!

Ответить
Развернуть ветку
Harry The Head

Как раз после Дудя решил посмотреть "Тесноту", будучи не знакомым с Сокуровым, но я неплохо ориентируюсь в мировом авторском кино.
И как бы сказать... Лица актеров хорошие и свежие, постановка кадра отличная, цветкор, всё прекрасно. Но вот эта задумка заставить всех разговаривать чуть ли не шепотом всегда и везде (даже во время застолья) превратила фильм для меня в немое кино. И, как ни странно, основную фабулу я понял.

В остальном же, фильм довольно напыщенный и ни о чем, что для дебюта нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Melan Cholic

Видимо только российскую-чернуху у нас не разучились снимать

Ответить
Развернуть ветку
Леха Нилохов

как в африке удобно снимать джунгли, но довольно трудно снимать фильм о жизни эскимосов, так и в России...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Глебов

Я для себя решил уже давно, что нужно смотреть. Теснота - хороший фильм.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ефим Гугнин
Автор

В тексте есть как раз про это — Балагов так играет в «цветовую драматургию», через отношения цветов в окружении.и одежде передаёт отношения героев. Но это всё уж очень выспренно у него

Ответить
Развернуть ветку
Макар Степанов

Нихрена не понятно.
Об чом кино то?
Хорошо ли раскрыта тема? Хорошо ли раскрыта эпоха, люди?
Какая-то мутная рефлексия

Ответить
Развернуть ветку
Victorya Nezlobina

опять какойто мудак-бумер решил, что способен делать кино-критику

Ответить
Развернуть ветку
Принятый меч

Допускаю, что я просто тупой, но пиздец тяжко ревью читается.

Ответить
Развернуть ветку
Принятый меч

А, окей. Увидел к конце "слишком немассовый, чтобы стать зрительским, и слишком конвенциональный, чтобы быть по-настоящему авторским" и вопросы отпали. Это пиздец. Как говорили деды: "кг/ам".

Ответить
Развернуть ветку
Артем Носков

Рецензию можно было уложить в пять букв

Ответить
Развернуть ветку
Совместный Абдужаббор

Отличная рецензия. Ефим, есть ещё рецензии почитать?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 50 комментариев
null