Ремейк «Короля льва» войдёт в историю кино, но не так, как хотелось бы «Диснею»

Это один из самых странных блокбастеров последних лет.

Ремейк «Короля льва» войдёт в историю кино, но не так, как хотелось бы «Диснею»

На днях в дискуссию о диснеевских ремейках включился сценарист «Чернобыля» Крэйг Мазин. Он написал у себя в твиттере примерно следующее: «„Король лев“ — это адаптация „Гамлета“. Он не был чем-то новым, когда вы его посмотрели. Дайте нынешним детям получить свою часть удовольствия».

На первый взгляд, это высказывание звучит мудро. Современные 30-летние часто забывают, что голливудские студии снимают ремейки не для них, а для того, чтобы актуализировать поросшие мхом бренды для нового поколения.

Вы просто вспомните себя в детстве. У всех поколений есть «старые хорошие мультики», любовь к которым пытаются привить родители, и «крутые новые», о которых ребёнок узнаёт уже от друзей друзей. Чем выгодно отличаются эти самые новые от старых? Историей? Иногда. Но чаще всего — технологичностью картинки или броским стилем.

Если смотреть на ремейки с этой точки зрения, то логика Disney ясна. В наше время 2D-анимации на большом экране практически не существует, поэтому желание студии превратить «старый мультик» в невероятно красивый блокбастер не кажется чем-то диким.

Так прав ли Мазин по поводу «Короля льва»? Как ни странно, неправ. Его слова идеально подходят «Аладдину» Гая Ричи или даже «Красавице и чудовищу» с Эммой Уотсон — эти фильмы вполне можно смотреть как самостоятельные произведения и получать от них определённое удовольствие.

Но с «Королём львом» иная ситуация, потому что магия в нём эфемерна. Здесь нет волшебников, нет джиннов и даже нет людей, которые говорят со зверями.

Ремейк «Короля льва» войдёт в историю кино, но не так, как хотелось бы «Диснею»

Когда дело дошло до полнометражного ремейка этой истории, в «Диснее» невольно задумались: мы снимаем кино о людях в образах животных или же просто о животных, переживших человеческую драму? Если в «Книге Джунглей» перевесил первый вариант, и звери двигались как герои мультика, то в «Короле льве» победил второй — фильм решили снимать почти как документалку о природе. И это было фатальной ошибкой.

С технической точки зрения «Король лев» — невероятное достижение. По качеству графики с этим фильмом едва ли может сравниться хоть что-то. Это не просто блокбастер, на который можно сводить свою бабушку, чтобы показать «до чего техника дошла». В этот раз, скорее всего, вы сами будете шокированы не меньше бабушки.

Но этот запредельный реализм картинки обошёлся фильму очень дорого — ценой всех самых драматичных сцен. Помните смерть Муфасы? Помните ужас в его глазах, когда он осознал, что брат его предал? В ремейке это выглядит иначе — как будто пара настоящих львов сцепилась на скале, а потом один упал вниз, издав истошный рык. Кинематографическая магия, рождённая выразительной анимацией оригинала, полностью исчезла.

У выбранного «Диснеем» стиля есть и другие — довольно неожиданные — побочные эффекты. Если в анимационной форме история «Короля льва» казалась совершенной, то при просмотре полнометражного фильма у зрителей и критиков возникает множество новых вопросов. Действительно ли маленький львёнок не мог найти себе укрытие в огромном ущелье? Действительно ли лев мог выжить на одних личинках? Действительно ли стая гиен и один тощий лев могли истребить целую экосистему?

Анимационному фильму гораздо легче прощать условности, чем игровому блокбастеру.

Ремейк «Короля льва» войдёт в историю кино, но не так, как хотелось бы «Диснею»

Из-за этого перестают работать целые сюжетные линии. Скажем, в трансформацию Симбы, которую он пережил после того, как увидел в отражении отца, в ремейке верится с трудом. Он всю жизнь был пройдохой и бездельником, проповедуя «Акуну матату», с чего бы ему в миг обрести амбиции короля и захотеть отправиться в смертельно опасное путешествие? Из-за похожей на отца грозовой тучи в небе? Из-за Налы, про которую он почти забыл?

В вопросе трактовок Disney сам себя завёл в ловушку. Если в других ремейках можно было добавить актуальности, сделав Ле Фу гомосексуалом или, скажем, превратив принцессу Жасмин в феминистскую икону, то как можно осовременить львов? Сделать Симбу вегетарианцем? Устроить демократические выборы и посадить на престол зебру? Всё это будет выглядеть бесконечно глупо даже по меркам детского кино.

Если из написанного выше вам могло показаться, что фильм безнадёжен, то это близко к истине. Большую часть времени он кажется документальным сериалом о природе, поверх которого кто-то положил звуковую дорожку из шоу «Голос». Эффект усугубляет и то, что на львиных мордах во время исполнения песен почти нет никакой мимики.

О том, что нового «Короля льва» снял режиссёр «Железного человека», вспоминаешь только ближе к концу, когда в эпизодах с Тимоном и Пумбой постановщик вдруг отходит от оригинала и использует несколько крутых операторских приёмов.

Ремейк «Короля льва» войдёт в историю кино, но не так, как хотелось бы «Диснею»

Но ни забавные мелкие детали, ни запредельная по качеству картинка не спасают этот фильм от статуса колоссальной творческой катастрофы. Даже если вы придёте в кинотеатр без предубеждений, во время сеанса вы наверняка не раз скривите лицо — ваше подсознание будет говорить вам, что происходящее на экране... ненормально.

С коммерческой точки зрения новый «Король лев» — пока вроде бы совсем не провал, и ему обещают мощный старт в США. Но войдёт в историю эта картина не как очередной блокбастер «Диснея» и не как символ творческого вырождения Голливуда, а как новая версия классической истории, во время просмотра которой у вас в голове может возникнуть неожиданный вопрос: «Если они зашли так далеко, если сделали животных визуально неотличимыми от реальности, если сломали из-за этого всю драматургию оригинала, если нарисовали бородавочника страшным как сама жизнь, то почему не решились нарисовать героям члены?»

1515 показов
139K139K открытий