Наша Маша и волшебный огрех

История производства одного из самых провальных российских мультфильмов.

Наша Маша и волшебный огрех

Глядя на старые титулы посредственных отечественных проектов, поражаешься количеству «ответов» на те или иные культурные произведения. «Убийца» DOOM — скверный шутер Kreed, «Убийца» Need for Speed — провальная гонка Lada Racing Club. Мультфильм «Наша Маша и волшебный орех» также выбрал в себе соперники невероятно успешного «Шрека», хоть и статус мультфильма как «ответа» нигде прямо не артикулировался.

Но как обычно, очередной отечественный убийца смог выстрелить лишь себе в ногу и кануть в забвение, в то время как «Шрек», последняя часть которого вышла 10 лет назад, благодаря интернет-культуре живее всех живых.

Маша на взлете

В 2002 году аниматор Роман Стариков, вдохновлённый просмотром тогдашней премьеры «Шрека», решил попробовать создать первый российский анимационный 3D-мультфильм. В партнёры по проекту он пригласил сценариста-фантаста Леонида Каганова и Александра Кузнецова, отвечавшего за финансирование и производство мультфильма, планировавшегося как адаптация классической повести Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».

Любопытно, что сперва авторы не рассчитывали на широкий прокат, ограничившись целью выпуска мультфильма на DVD и получением прибыли за счёт продажи соответствующей типографической продукции. При создании сюжета было решено дать волю творчеству и отходу от буквы Гофмана, что в итоге привело к переносу истории в современный мир, добавлению неканонических персонажей Буратино и Винни-Пуха, а также радикальному изменению сюжета оригинала.

Влияние Шрека хорошо заметно во внешнем облике персонажей<br />
Влияние Шрека хорошо заметно во внешнем облике персонажей

Так как авторы ориентировались на детей дошкольного и младшего школьного возрастов, нравоучительный элемент мультфильма не касался вопросов любви и высоких материй. История должна была показать маленьким зрителям ценность дружбы: пытаясь по сюжету спасти Машу, троица главных героев, действуя по одиночке, терпела неудачу. Только сплотив свои сильные черты характера и отличительные умения, им удавалось победить Крысиного короля и освободить подругу.

Но бизнес-партнёрам не понравилась эта слишком детская фабула, как и отказ создателей выходить в широкий прокат. Инвесторы потребовали отказаться от заработка на типографическом мерче, вывести мультфильм в кинотеатры и поднять возраст целевой аудитории сначала до 10-12, а потом и до 14-16 лет.

Для новых возрастных групп пришлось перерабатывать сценарий, разбавляя его романтическими элементами вместе с любовным треугольником. Новые перипетии сюжета вкупе с творческой свободой сыграли с мультфильмом злую шутку, аукнувшуся спустя несколько лет во время кинопроката: аниматор Стариков, решил добавить в Машины черты известную долю эротизма, достаточно вульгарную для мультфильма такой возрастной категории.

Самым запоминающимся изменением в главной героине стало появление топорящихся из-под её маечки сосков, отмечаемых в негативном ключе практически всеми рецензентами и зрителями. Ещё одним крупным изменением стало добавление подросткового юмора и песен, причём музыка не была зажата в рамках конкретного жанра, а охватывала широкий спектр направлений: от классического танго и заканчивая «модным молодежным» рэпом.

Сцена ссоры приобрела характер откровенной ревности — старые друзья-игрушки возмутились появлением у Маши нового увлечения. Это было решено оформить песней в стиле рэп.

Я считал, что герои должны ссориться и обвинять друг друга во всех смертных грехах, повторяя рефреном «это факт! факт! реальный факт!» и с экспрессией демонстрировать указательный палец. Указательный. Детям всё равно, а взрослые порадуются. А Маша должна в этом рэпе пропевать «примирительный» куплет на мотив Чайковского — в лучших традициях рэпа того времени.

Леонид Каганов
, сценарист

Начало конца

Самый первый трейлер мультфильма

Какое-то время кинопроизводство «Нашей Маши» шло с соблюдением графиков и планов. Формировался актёрский состав дубляжа (куда хотели даже привлечь «Квартет И»), кипела работа художников и аниматоров, проводились внутренние тестовые показы, а Роман Стариков успел создать первый трейлер мультфильма, обещавший выход картины в 2005 году.

«Медовый месяц», однако, продлился недолго, выявив ряд критических для производства ленты проблем. У готового уже наполовину проекта так и не нашлось определённого творческого руководителя, что вело к деорганизации и отсутствию строгого контроля над процессом работы.

Без этого никто даже не удосужился позаботиться о заключении договоров с работниками, например, со сценаристами — ключевыми участниками таких проектов. Главный сценарист Леонид Каганов помимо этого жаловался на уродование своего труда при монтаже для сокращения продолжительности мультфильма.

Так или иначе, но во время съёмок сценарий со всеми отыгрышами и паузами, да ещё и с песнями (их уже сократили до 5) оказался слишком большим — два с половиной часа. Хотя было по нормативу 80 страниц. Пришлось сильно сокращать.

Резались диалоги, пропадали шутки. Представляете себе схему репризы двух фраз «заход + ответ = смех»? Теперь представьте, что одну из двух фраз отрезают. Поступки героев слегка потеряли мотивы, в диалогах появлялись непонятки.

Леонид Каганов
, сценарист

С такими условиями картина закономерно оказалась в производственном аду. Даже приводимые инвесторами новые сотрудники скорее не помогали, а мешали и/или осложняли процесс создания ленты.

Режиссёр Егор Кончаловский вместе с менеджерами продвинул идею поднятия возраста целевой аудитории уже до молодежного возраста от 16 до 20 лет. Из-за этого пришлось опять вносить коррективы в уже искромсанный сценарий, перемонтировать и доделывать новые сцены, что тратило время, средства и моральный настрой работников.

Последний ухудшался с наплывом коллег-«варягов», не понимавших сути и духа картины, как это было, например, с Максимом Фадеевым: несмотря на определённый талант и заинтересованность в работе, его команда писала совсем неподходящие настроению мультфильма тексты песен.

Окончательно всё подкосил случившийся на студии пожар, хоть и не уничтоживший материалы производства, но погубивший рабочее место и графики запланированных работ. Удивительно, что с таким ворохом проблем инвесторы и спонсоры «Нашей Маши» всё ещё верили в успех картины. Было решено отдать мультфильм под крыло крупной компании «Амедиа», чей опыт работы в сфере кино и телевидения помог бы с разрешением производственного кризиса.

Моделька Маши изначально создана голой с лишь потом наложенной на неё одеждой
Моделька Маши изначально создана голой с лишь потом наложенной на неё одеждой

Гигантская для тех лет «Амедиа» твёрдо решила закончить создание мультфильма во что бы то ни стало. К проекту приписали разномастных специалистов компании, были установлены чёткие дедлайны, сформировано руководство и заданы конкретные направления работ.

В новом коллективе не нашлось места триумвирату Старикова-Каганова-Кузнецова. Аниматора Старикова сместили с должности, то ли якобы за некомпетентность, то ли из-за желания его подсидеть амедиавскими кадрами. Финансист Кузнецов потерялся за бесконечными переходами мультфильма из рук в руки — его первоначальная роль основного инвестора давно перебилась более крупными акулами бизнеса с куда значительными денежными суммами.

Видя всё это, сценарист Каганов осознал, что их общее детище, преодолевшее столь длинный и трудный путь, может неидеальное, но сделанное со старанием и энтузиазмом, попало в чужие руки, окончательно извратившие первоначальную задумку и задушившие творческую свободу работников. Чувствуя себя чужим, Каганов покинул проект.

После этого «Наша Маша» фактически лишается своих «настоящих» родителей и переходит в руки сторонних воротил большого бизнеса, пришедших на всё почти готовое и видивших в мультфильме лишь источник прибыли.

О падший, падший Кракатук

Конец таких ситуаций довольно предсказуем. Если сначала у проекта, создаваемого с душой, был шанс выйти хотя бы сносной картиной, то постановка торопящих несдвигаемых дедлайнов, привлечение сторонних, незнакомых с мультфильмом работников, подгонка под совсем уж неадекватную возрастную группу (в итоге ставшей от 0 до 35+ лет) и соответствующие изменения в уже и без того покоцанном материале — всё это привело к отсутствию у «Нашей Маши» всяческих перспектив даже на окупаемость.

Напоследок, рабочее название «Кракатук» уступило место «Нашей Маше», что, на мой взгляд, было дешёвой попыткой хайпа на популярной тогда «Нашей Раше». К достоинствам картины можно было отнести лишь старание первоначальных авторов проекта да не самую отвратительную и отталкивающую графику для одного из первых российских 3D -мультфильмов (по сравнению хотя бы с товарищем по несчастью — мультфильмом Foodfight).

Один из постеров времен завершения работы над мультфильмом<br />
Один из постеров времен завершения работы над мультфильмом

С бюджетом в три миллиона долларов мультфильм собрал в прокате только один. Кинокритики и зрители остались жутко недовольны. Профильные издания ругали кривоватую анимацию, скомканный сюжет, плоский юмор и слишком вульгарную начинку для детского мультфильма.

Зрителей, купивших билет, ждало странное содержательное месиво, стремящееся угодить всем возрастным категориям: отсылки на российскую поп-культуру и неподходящие такому продукту шутки для взрослых, по-испански стыдные музыкальные номера и излишний эротизм.

Такой бедлам стремился угодить всем и вся, быть, и крутым, и лиричным, и комедийным, и трогательным, и смелым… А в итоге стал непонятным, отталкивающим и непринятым как детьми, так и их родителями. Хороший урок о том, что стремясь угодить абсолютно всем, продукт теряет своё «Я», превращаясь в этакую обезличенную культурную проститутку.

Уроки — это вообще главное, что следует почерпнуть из истории «Нашей Маши». Этот рассказ создан не только в целях повышения общей эрудиции читателя, но и для возможности обдумать творческую судьбу мультфильма. Пускай зрители увидят, что за такими провальными картинами стоят не только желание срубить денег, но и крушение чьих-то творческих амбиций и задумок.

Пускай крупные игроки кинобизнеса увидят, что для успешного проката недостаточно приглашать на проект именитых личностей и торопить его выход вкупе с мобилизацией незаинтересованных в нем работников. Пускай художники и аниматоры увидят, что мало создать картинку с насыщенными палитрой и более-менее приличной 3D-графикой, важно ещё заставить её работать в динамике и не отталкивать зрителя излишним сумбуром цветов, персонажей и дизайна.

Наша Маша и волшебный огрех

Но эти «пускай» скорее на будущее. Что касается настоящего, то пусть Наша Маша останется в памяти занимательным феноменом ушедшей эпохи нулевых, к которому мы периодически возвращаемся, вспоминая ранние обзоры того же Мэддисона. На удивление, его работы по «Нашей Маше» стали куда более новогодними, нежели оригинальный мультфильм. В конце концов, только такого рода контент сохранит «Нашу Машу» от полного забвения, раз уж ей это не удалось сделать самостоятельно.

#обзоры #истории

288288
120 комментариев

Комментарий недоступен

178

Ей 15.
Офицер вот этот человек!

117

Меня интересует зачем ей, несовершеннолетнему персонажу детского мульта рисовали гениталии? 

47

Тут куда интереснее, изначально проект был рассчитан на более молодую аудиторию, получается, первому варианту лет было ещё меньше и моделька тоже была голой?

Ну и есть ещё более забористый момент. Я прочитал пост Каганова:
Барышня, представившаяся психологом, доложила на планерке, что провела фокус-группу — показали целевой аудитории полусобранное кино (попросив не обращать внимания на голую Машу) и узнали мнение. Общее мнение целевой аудитории оказалось таким: «Конечно это лучше, чем «Шрек». Но до «Ледникового периода», увы, не дотягивает...» Я выпал в осадок, рыдал от умиления и просил рассказать, каков был социальный, возрастной, гендерный и численный состав фокус-группы? Психолог смущенно призналась, что это были три девочки: 10, 12 и 16 лет...Ух! Т.е. они взяли и продемонстрировали ролик, который запросто можно классифицировать как детскую порнографию, двум лицам, не достигшим 16 лет. Вот это комбо смелости. Под статьёй ходили.

37

Там ещё интересней)
С Вики:
"В черновой версии фильма она даже ходила обнажённой, и такую версию показывали тестовой аудитории 12-16 лет"

19

Это было решено оформить песней в стиле рэп. Я считал, что герои должны ссориться и обвинять друг друга во всех смертных грехах, повторяя рефреном «это факт! факт! реальный факт!»

123