Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Что стоит посмотреть помимо (или вместо) «Стражи».

В начале января 2021-го на телеканале BBC America стартовала «Стража», вольная восьмисерийная адаптация одноимённого книжного цикла британского писателя Терри Пратчетта. Причём адаптация настолько вольная, что, по сути, от первоисточника на экране остались лишь имена, несколько сюжетных поворотов и отдельные элементы сеттинга.

Действие «Стражи» по-прежнему разворачивается в Анк-Морпорке, городе, в котором помимо людей живут тролли, гномы и говорящие собаки. Здесь узаконены преступления, существуют гильдии воров и наёмных убийц, над городским пейзажем возвышается огромная башня Незримого университета, университетской библиотекой заведует орангутан, а одна порция клатчского кофе все ещё способна отрезвить даже мертвецки пьяного человека. Но на этом, пожалуй, сходства и заканчиваются.

Подобным подходом «Стража» кардинально отличается от всех предыдущих телевизионных адаптаций Плоского мира, которые всегда обходились с первоисточником очень бережно. О них и поговорим.

Музыка, в которой слышится глас Рока

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Первая экранизация цикла про Плоский мир вышла в 1997 году, когда компания Cosgrove Hall Films выпустила мультсериал «Плоский мир Терри Пратчетта». Точнее, даже два мультсериала, поскольку «Плоский мир» состоял из двух самостоятельных историй: «Роковой музыки» и «Вещих сестричек».

В девяностые Cosgrove Hall была довольно значимым игроком в британской анимации. Студия выпустила популярные мультсериалы «Опасная мышь» и «Граф Дакула». К тому же, аниматорам Cosgrove уже доводилось сотрудничать с Пратчеттом во время адаптации его не связанного с Плоским миром романа «Угонщики», первой книги трилогии о живущих по соседству с людьми миниатюрных существах — номах.

Премьера «Роковой музыки» состоялась на неделю раньше «Сестричек». История начинается в Лламедосе, небольшом горном краю, в котором вечно идёт дождь. Молодой арфист Дион Селин (в нашем переводе, в оригинале он Имп И Келин) решает, что не хочет всю жизнь копаться во влажной земле, как это повелось у всех мужчин в его роду. Дион мечтает стать бардом и отправляется ловить удачу в Анк-Морпорк, город, куда, в конечном итоге, приводят все дороги Плоского мира.

Сюда, короче
Сюда, короче

В Анк-Морпорке Дион случайно разбивает свою арфу и в таинственной и полной необычных предметов лавке находит ей замену — гитару, которая словно взывает к нему из-под груды наваленных сверху вещей.

Юноша заводит знакомство с двумя другими начинающими музыкантами — трубачом Золто Золтссоном (гном) и ударником Лавой Купоросом (тролль). После не вполне удачной беседы с руководством Гильдии Музыкантов (в Анк-Морпорке нельзя играть музыку без лицензии Гильдии, а лицензия стоит столько, сколько начинающие музыканты и за год не заработают), троица решает выступать нелегально и создаёт «Рок-группу», играющую «музыку, в которой звучит глас Рока».

Дион берёт себе сценический псевдоним Бадди Холли, Лава Купорос становится Клиффом и лишь Золто Золтссон не изменяет родному имени
Дион берёт себе сценический псевдоним Бадди Холли, Лава Купорос становится Клиффом и лишь Золто Золтссон не изменяет родному имени

«Рок-группа» собирает стадионы, у неё появляются фанаты, последователи и подражатели, их выступления приводят к появлению на Плоском мире музыкальных фестивалей, первых звукозаписывающих устройств, мотоциклов и прочих атрибутов современного шоу-бизнеса. Вот только музыканты сами не понимают, что за музыку они исполняют, а у Диона возникают подозрения, что это не он играет на гитаре, а гитара — на нём.

Более того, в жизнеизмерителе Диона уже закончился отведённый ему песок, и лишь таинственная синяя субстанция не позволяет юноше умереть. Однако кто знает, как долго продлится её вмешательство и какие планы у неё на будущее музыканта. Разбираться с этим придется Сьюзен Сто Гелитской, шестнадцатилетней внучке Смерти, которой пришлось принять на себя дедушкины обязанности, поскольку Смерть отдалился от дел и ушёл в самоволку, чтобы научиться забывать.

Сьюзен не шибко горит желанием поработать за деда
Сьюзен не шибко горит желанием поработать за деда

Мультсериал довольно точно следует тексту романа, следя за тем, чтобы все важные элементы истории остались на своих местах. Разумеется, некоторыми персонажами, сценами и целыми второстепенными линиями пришлось пожертвовать. Но их исчезновение ощущается куда меньше отсутствия построенных на игре слов шуток, остроумных лирических отступлений и пространных комментариев, которыми так славится проза Пратчетта и которые никак не смогли бы в первозданном виде перебраться на экран.

С другой стороны, создатели мультсериала сполна воспользовались возможностями анимации, продолжив и развив основные идеи романа. В книге сэр Терри только пишет о том, что музыка «Рок-группы» напоминала отдельные музыкальные коллективы и стили нашего мира, но на экране мы можем видеть, как именно выглядели музыканты и что именно они играли. На примере короткого турне «Рок-группы» по городам равнины Сто и вовсе можно проследить за эволюцией рок-музыки от рок-н-ролла пятидесятых и Beatles до Джими Хендрикса, психоделики семидесятых, Blues Brothers и панк-рока.

«Роковая музыка» оставляет двойственные впечатления. С одной стороны, это вполне самостоятельная одиночная история, главные герои которой, Дион, Золто и Лава, не появятся больше ни в одной из книг Пратчетта, так что знакомство с первоисточником в данном случае не играет решающего значения. С другой стороны, «Роковая музыка» входит в условный цикл о Смерти и является третьей книгой цикла, так что всякий раз, как на экране заходит речь о родителях Сьюзен, у зрителя возникает ощущение, что он упускает часть истории.

Кроме того и книга, и мультсериал пародируют современную музыкальную индустрию, так что от зрителя потребуется как минимум умение отличить Beatles от Led Zeppelin.

В обоих мультсериалах Смерть озвучивал сам сэр Кристофер Ли
В обоих мультсериалах Смерть озвучивал сам сэр Кристофер Ли

Столь же двойственное впечатление производит визуальный ряд. Художникам вроде бы и удалось передать яркие музыкальные образы персонажей на каждом концерте, но в целом анимация выглядит довольно грубой, а шестнадцатилетняя по сюжету Сьюзен и вовсе нарисована так, будто ей не шестнадцать, а все шестьдесят.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Для мультсериала о рок-музыке просто необходим соответствующий саундтрек, и музыкальное сопровождение, написанное композиторами Китом Хопвудом и Филом Бушем, в целом передает дух пародируемой эпохи. Хотя по-настоящему запоминающихся композиций получилось всего две — прощальная песня Диона на музыкальном фестивале в финале сериала и сыгранное там же соло на восстановленной арфе.

Ведьмы Овцепикских гор

В отличие от «Роковой музыки», главные героини «Вещих сестричек» — матушка Ветровоск, нянюшка Ягг и Маграт Чеснокк — действуют сразу в нескольких романах Пратчетта, но именно «Сестрички» стали их первым совместным появлением на страницах.

Как и в «Музыке», сюжет «Вещих сестричек» практически полностью построен вокруг одной конкретной темы — в данном случае, творчества Уильяма Шекспира. Потенциальный зритель может и не читать ничего из книг Терри Пратчетта, но вот знакомство с содержанием «Макбета», «Гамлета» и «Короля Лира» точно не повредит, хотя и не требуется в обязательном порядке — сюжет «Сестричек» достаточно прост и прямолинеен. Это история о верности и предательстве, о силе искусства и о том, что правду никакая ложь не утаит.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

В королевстве Ланкр государственный переворот. Король Веренс I погибает от рук своего кузена, злобного герцога Флема. Герцог посылает убийц и по следу сына короля, но наследника престола в последний момент совершенно случайно спасает троица ведьм, собравшаяся на свой «шабаш» неподалёку от стен замка.

Ведьмы отдают малыша на воспитание странствующей труппе актёров и надеются, что, повзрослев, он вернётся и займёт по праву принадлежащее ему место. Однако Флем и его коварная жена с каждым днем всё сильнее терроризируют земли Ланкра, и ведьмы быстро понимают, что королевство просто не дождётся, пока принц достигнет совершеннолетия. И это ещё при условии, что он вообще захочет бросить театр и стать королём.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

«Вещие сестрички» — очень трогательная и яркая история, полная колоритных персонажей. Чего стоят одни только ведьмы: если в «Макбете» они были жестокими и коварными существами, то у Пратчетта они заботятся об округе, лечат и помогают соседям и пользуются безграничным уважением местных жителей, а на шабаш собираются, чтобы выпить чайку с лепёшками.

Испортить впечатление от просмотра способна разве что анимация, которая по сравнению с «Роковой музыкой» стала только хуже. Фоны и дальний план выглядят ещё нормально, но когда камера переключается на лица героев крупным планом, начинается настоящий кошмар.

Счастливого кабана!

С момента премьеры «Роковой музыки» и «Вещих сестричек» прошло целых десять лет, прежде чем Плоский мир получил новое телевизионное воплощение. В 2006 году продюсерская компания The Mob приобрела права на экранизацию романа «Санта-Хрякус». Премьера двухсерийного фильма режиссёра Вадима Жана состоялась на Sky One в декабре 2006 года и заняла центральное место в рождественской программе канала.

Роль Смерти оказалась последней для Иэна Ричардсона — шотландский актёр умер вскоре после завершения съёмок
Роль Смерти оказалась последней для Иэна Ричардсона — шотландский актёр умер вскоре после завершения съёмок

Скорее всего, телевизионщиков привлекла почти что рождественская тематика романа (в конце концов, в Плоском мире Страшдество — это аналог Рождества, только приходится на 32 декабря, а Санта-Хрякус выполняет функции Санта-Клауса), но в их выборе была некая символика. «Санта-Хрякус» — это следующий за «Роковой музыкой» роман из цикла о Смерти и Сьюзен, которой снова приходится примерить на себя дедушкину мантию.

Потому что Смерть опять ушёл в самоволку. ХО. ХО. ХО.
Потому что Смерть опять ушёл в самоволку. ХО. ХО. ХО.

Правда, на этот раз у Смерти более важная причина отвлечься от своих непосредственных обязанностей — в ночь перед Страшдеством таинственным образом исчезает Санта-Хрякус. Казалось бы, какая разница, есть он или нет, ведь дети всё равно рано или поздно перестают верить и в него, и в Зубную фею, и в прочих героев детских сказок? Однако Смерть, в отличие от человечества, помнит всё, что случилось в истории Плоского мира. Он помнит, что поначалу Санта-Хрякус выполнял совсем иные, куда более важные функции, и если вера в него не восстановится до страшдественского утра, солнце просто больше никогда не взойдёт.

Поэтому Смерть напяливает накладную бороду и красный костюм, натягивает остроконечные эльфийские уши на своего слугу Альберта, собирает в упряжку могучих кабанов и отправляется разносить подарки по печным трубам и носкам. На плечи Сьюзен тем временем ложится задача разобраться в причинах исчезновения духа Страшдества.

Санта-Хрякус исчез. Казалось бы, причём здесь мистер Питчай из Гильдии Убийц?
Санта-Хрякус исчез. Казалось бы, причём здесь мистер Питчай из Гильдии Убийц?

«Санта-Хрякус» относится уже к более позднему периоду творчества Пратчетта, когда автор перестал писать откровенные пародии и стал работать над более сложными, серьёзными многослойными, хотя и не лишёнными сатиры и юмора произведениями. И Жан, казалось бы, обращается с первоисточником весьма бережно — роман перенесён на экран с минимальными купюрами. Но одним из изменений оказался оказался более мрачный по сравнению с ранними книгами тон — фильм получился излишне легкомысленным.

В принципе, подобное решение режиссёра вполне объяснимо. Sky One позиционировал «Санту-Хрякуса» как рождественский фильм, рождественский фильм Вадим Жан и снял. У него получилась очень камерная, неспешная и атмосферная картина, почти целиком снятая в интерьерных локациях.

И в этом кроется главная проблема — Жан так хотел передать атмосферу и букву оригинала, что упустил из вида динамику. Терри Пратчетт пишет весьма размеренные книги, сюжет в них развивается неспешно, однако текст обладает каким-то удивительным магнетизмом, заставляющим в нетерпении перелистывать страницу за страницей до самого конца. Жан таким талантом не обладает, поэтому у него события на экране порой развиваются настолько медленно, что от этого клонит в сон.

Кроме того, из-за излишней камерности и стилизации под исторические костюмные драмы о викторианской эпохе, «Санта-Хрякус» порой и воспринимается как историческая костюмная драма, просто с кабанами вместо оленей и двухметровым скелетом с косой, которой пытается выдавать себя за духа Страшдества.

А вот что режиссёру удалось, так это подобрать отличный актёрский состав. Найджел Планёр и Тони Робинсон на двоих зачитали великое множество аудиокниг по Плоскому миру, Иэн Ричардсон сыграл Фрэнсиса Уркхарта в оригинальной версии «Карточного домика», а у Марка Уоррена были отличные образы в «Виртуозах» и «Мушкетёрах».

Ну а на роль Сьюзен Жан пригласил начинающую актрису Мишель Докери. Позже она сыграет одну из главных ролей в «Аббатстве Даунтон», а в 2020 году Мишель перевоплотилась в жену Микки Пирсона для фильма Гая Ричи «Джентельмены».

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Какого цвета магия?

Премьера «Санта-Хрякуса» оказалась невероятно успешной, и Sky One оперативно заказал производство следующей экранизации Пратчетта. На этот раз The Mob приобрела у писателя права на «Цвет волшебства» и «Безумную звезду» — два самых первых романа о Плоском мире.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Пратчетт был доволен получившимся в первый раз результатом и всегда довольно критически относился к своим ранним произведениям, поэтому сохранивший за собой режиссёрское кресло Вадим Жан получил своего рода карт-бланш — благословение на любые расхождения с первоисточником. И отдельные расхождения действительно последовали, хотя по большей части сюжет остался неизменным.

«Цвет волшебства» и «Безумная звезда» по сути являются двумя частями одной книги. В самом начале в Анк-Морпорк прибывает Двацветок — первый турист в истории Плоского мира. Поскольку, как и всех туристов, Двацветка отличали удивительная наивность и неумение замечать очевидные опасности, лорд Ветинари, правитель города, поручил опальному волшебнику Ринсвинду, исключённому из Незримого университета за неспособность выучить хотя бы одно банальное заклинание, присмотреть за туристом.

Лорду Ветинари нет равных в искусстве убеждения
Лорду Ветинари нет равных в искусстве убеждения

После того, как в результате неосторожных действий Двацветка (парень застраховал одну из местных таверн от пожара) Анк-Морпорк едва не сгорел в опустошительном пожаре, парочка сбежала из города и отправилась в странствия по Плоскому миру. По пути они повстречали знаменитого и престарелого Коэна-варвара (легенда при жизни, жизнь при легенде, 92 года, всё ещё варварствует), спасли от жертвоприношения очаровательную девственницу Бэтан (вы хоть знаете, как тяжело уберечь себя для такого важного дня, когда в пятницу вечером на протяжении пяти последних лет больше и заняться нечем?) и нажили себе немало могущественных врагов.

Тем временем в небе Плоского мира с каждым днём всё ярче светит таинственная и безумная звезда, к которой постепенно приближается А’Туин, великая черепаха. Но зачем А’Туин летит к звезде? И почему все подозревают, что ключ к спасению Плоского мира хранится в голове у Ринсвинда?

Ринсвинд, а как по морпоркски будет «Я — платёжеспособный клиент»?
Ринсвинд, а как по морпоркски будет «Я — платёжеспособный клиент»?

Сделанные Жаном изменения в основном были направлены на оптимизацию и «выпрямление» сценария. Из сюжета были удалены лишние сцены и персонажи, а вот линия борьбы за власть между волшебниками Незримого университета, напротив, была существенно расширена.

Правда, главную проблему первоисточника всё это не решило. «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» — это самые простенькие в плане идей книги Пратчетта. По сути, это банальные пародии на все известные и существующие клише жанра фэнтези, объединённые подобием сюжета — серьёзное миростроение и развитие собственной вселенной писатель начнёт уже в будущих книгах.

Однако по «Цвету волшебства» невозможно понять, куда в дальнейшем вывернет карьера автора, так что люди, впервые узнавшие о его творчестве по этой экранизации, лишь сильнее укрепятся во мнении, что Терри Пратчетт — всего лишь талантливый пародист.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

И всё же по сравнению с «Санта-Хрякусом» Жан проделал небольшую работу над ошибками. Увеличившийся бюджет позволил режиссёру не экономить на спецэффектах, выбраться за пределы павильонов и снять несколько действительно впечатляющих крупных планов Плоского мира во всём его великолепии. Однако другие огрехи остались на том же месте: у Жана по-прежнему проблемы с динамикой, и в некоторых местах сюжет буксует сверх меры.

Краепад. Если мир плоский, значит, где-то он заканчивается
Краепад. Если мир плоский, значит, где-то он заканчивается

Жан снова угадал с кастингом, хотя перед выходом фильма кандидатура исполнителя роли Ринсвинда Дэвида Джейсона вызвала немало критики со стороны фанатов. По книгам Ринсвинду не больше 40 лет, в то время как Джейсону на момент начала съемок уже исполнилось 68. Однако эта роль долгое время была заветной мечтой актёра, и, познакомившись с Жаном на съёмочной площадке «Санта-Хрякуса» (где, к слову, Джейсон сыграл роль слуги Смерти Альберта), он сумел донести эту мысль до режиссёра.

Все сомнения были напрасными. Может, из Джейсона и не получился эталонный книжный волшебник (по книгам Ринсвинд куда трусливее и эгоистичнее), сыграл он выше всяких похвал. На другую главную роль продюсеры хотели увидеть настоящую звезду, и в конце концов в Двацветка перевоплотился Шон Эстин, более всего известный по кинотрилогии «Властелин колец».

Фанаты, правда, опять возмутились, поскольку по книгам Агатовая империя, откуда турист родом, является аналогом Китая. Тут за продюсеров экранизации заступился Пратчетт, напомнивший, что на момент публикации «Цвета волшебства» он ещё понятия не имел, к какой расе принадлежит персонаж.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Это не единственные известные личности в актёрском составе. После смерти Иэна Ричардсона роль Смерти вернулась к Кристоферу Ли (кстати, короткие виньетки со Смертью, который охотится на Ринсвинда — одна из самых забавных частей фильма), образ патриция Ветинари блестяще воплотил Джереми Айронс, ну а Коэна-варвара сыграл Дэвид Брэдли, прекрасно всем знакомый по роли Уолдера Фрея в «Игре престолов».

Карен Дэвис, сыгравшая эпизодическую роль Льессы, повелительницы драконов из Червеберга, позже появится в «Новобранце», «Однажды в сказке» и исполнит роль принцессы Изабеллы в Галаванте, а Лора Хэддок (Бэтан, неудавшаяся жертва друидов) станет звездой сериалов «Как не стоит жить» и «Демоны да Винчи» и сыграет мать Звёздного лорда в «Стражах галактики».

Почтамт открыт!

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

После выхода «Цвета волшебства» экранизации Терри Пратчетта, казалось бы, встали на поток. Следующим делом The Mob планировала экранизировать ещё несколько историй о Ринсвинде. К сожалению, из-за занятости Дэвида Джейсона на других проектах от этой идеи пришлось отказаться в пользу «Опочтарения» («Держи марку!»), первого романа нового цикла о Мокристе фон Губвиге, гениальном мошеннике, ставшем столь же гениальным государственным служащим. Вадим Жан сохранил за собой должность исполнительного продюсера, но в режиссёрском кресле его сменил Джон Джонс.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Долгие годы обаятельный мошенник Мокрист фон Губвиг обманывал, мошенничал, подделывал, воровал, хитрил и ускользал от наказания, но в один не столь прекрасный день удача ему улыбнулась — кто же знал, что в городскую стражу Анк-Морпорка поступил на службу вервольф, способный выслеживать фальшивомонетчиков по запаху?

За свои многочисленные преступления Мокриста приговаривают к смертной казни, однако вместо могилы Губвиг попадает на приём к патрицию Ветинари, правителю Анк-Морпорка. Ветинари предлагает Губвигу простой выбор — или умереть, или поступить на государственную службу и возродить давно захиревший городской почтамт.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Натянув полагающуюся с должностью фуражку, Мокрист начинает узнавать подробности, о которых Ветинари не счёл нужным его информировать. Оказалось, почтамт закрыт уже много лет, внутри здания скопились огромные запасы почты, почтовую связь между городами заведует семафорная компания «Великий путь», а четыре последних почтмейстера, пытавшиеся возродить работу почты, погибли при таинственных обстоятельствах.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

«Опочтарение» оказалась лучшей из всех адаптаций Sky One. Первоисточник был не самым удачным романом Пратчетта, но представлял собой весьма динамичную смесь детектива с триллером, а телевизионный сценарий только исправил недостатки текста, сгладив неудачные места, избавившись от лишних сюжетных линий и усилив определённые сцены.

На выходе получилось лихое, в стиле «Золотого телёнка», кино с обаятельными и яркими персонажами, захватывающим сюжетом, коварным злодеем, узнаваемой книжной атмосферой и довольно качественными спецэффектами.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Актёрский состав в очередной раз удался превыше всяких похвал. Мантия лорда Ветинари от Джереми Айронса перешла к Чарльзу Дэнсу (он словно бы создан для этой роли), главный Пуаро телеэкрана Дэвид Суше совершенно неузнаваем в роли главного злодея Взяткера Позолота, а роль романтического интереса главного героя сыграла будущая королева Елизавета II Клэр Фой. Единственный, у кого после «Опочтарения» карьера не задалась — это исполнитель роли Мокриста Ричард Койл, у которого из запоминающихся проектов за последние десять лет — лишь главный герой в «Грэбберсах».

Вы были очень плохим мальчиком, мистер Губвиг
Вы были очень плохим мальчиком, мистер Губвиг

После премьеры «Опочтарения» Жан говорил о планах на экранизацию «Посоха и шляпы», а «Незримые академики» даже обзавелись датой премьеры, но из этого уже ничего не вышло. «Опочтарение» стало последней на следующие десять лет экранизацией Терри Пратчетта.

Кстати, Терри засветился в камео во всех трёх фильмах от The Mob

После «Опочтарения» новые фильмы по Терри Пратчетту исчезли с экранов, хотя сам автор всё чаще мелькал на экране телевизора, пусть и по печальному поводу: после того, как у него диагностировали болезнь Альцгеймера, Пратчетт всё чаще выступал адвокатом эвтаназии.

После его смерти тоже ничего не менялось. Добрую половину десятых в разработке находилась «Стража» (причём, судя по всему, за это время концепция сериала несколько раз кардинально изменилась), Нил Гейман довёл до реализации экранизацию их совместного романа «Добрые начала», и всё…

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

Однако теперь всё изменилось. И хотя «Стража», скорее всего, оставит недовольными большинство поклонников Плоского мира, дело сдвинулось с мёртвой точки.

В 2020 году созданная специально для работы над телевизионными адаптациями автора компания Narrativia (в работе над «Стражей» она не участвовала) заключила эксклюзивную сделку с компаниями Motive Pictures и Endeavor Content на производство сразу нескольких сериалов по «Плоскому миру»).

Студии Ulysses Filmproduktion и Cantilever Media работают над анимационной адаптацией детского романа «Изумительный Моррис и его учёные грызуны». В прокат мультфильм должен выйти уже в следующем году. Пока что у него крайне впечатляющий актёрский состав: роли озвучат Хью Лори, Эмилия Кларк, Дэвид Тьюлис, Джемма Артертон и Хью Бонневилль.

Плоский мир на плоском экране: какими были экранизации Терри Пратчетта

А ещё, у нас всегда есть замечательные фанатские проекты.

Так что скоро зрителей ждут новые визиты в телевизионные Плоские миры — и это повод для радости.

188188
144 комментария

На DTF любят нытье?
Планирую после просмотра всего сезона написать максимально субъективное и длинное нытье, чем же сериал плох, лично для меня

62

Почет и уважение тебе, человек, за готовность досмотреть до конца. Меня на первой серии так утомило бить рукой вы лицо, что дальше я смотреть не решился.

29

Думал объективно поныть, там дыр в логике, мотивации и характерах хватает и без того, что это ни хрена не Пратчетт, по сути.

6

Получаю огромное удовольствие от сериала, даже подумаю из вредности написать парный лонгрид о том, чем же сериал хорош 

3

Комментарий недоступен

2

Очень любят, точнее не так. Затупки любят любую критику в адрес своей любимой игры или другого медиа называть нытьем. Особенно иронично когда они в итоге признают что проблемы есть, но считают их не значительными. Поэтому да, пиши детальный разбор.

1

Неделя фанатского нытья по поводу экранизаций вчера стартовала, не опоздай!

1