Квентин Тарантино о «Джокере»: «Зрителей заставили думать как долбаных психов»
«Если вы не видели этот фильм в кинотеатре, то вы не смотрели фильм».
В рамках совместного проекта с режиссёром «Скотта Пилигрима» и «Зомби по имени Шон» Эдгаром Райтом, журнал Empire выпустил масштабный эпизод своего подкаста — трёхчасовую беседу Райта с постановщиком и сценаристом Квентином Тарантино. Кинематографисты пообщались на самые разные темы и речь зашла в том числе о манипуляции зрителем, особенно с целью заставить его «болеть» за злодея и наслаждаться вещами, которые были бы отвратительны человеку в реальной жизни.
В качестве примера Тарантино привёл сцену из «Психо» Альфреда Хичкока, в которой убийца Норман Бэйтс топит в болоте машину своей жертвы, пытаясь замести следы. В определённый момент автомобиль перестаёт тонуть — и аудитория нервничает вместе с самим преступником, возможно даже неосознанно.
Похожий эпизод, который, по мнению Тарантино, «работает на глубочайшем уровне» — это сцена на ток-шоу Мюррея Франклина в «Джокере» с Хоакином Фениксом. Режиссёр остался в восторге от того, какой эффект она может произвести, особенно в полном зале кинотеатра.
В этой сцене чувствуешь, как меняется атмосфера во всём кинотеатре. Это не просто напряжение, не просто саспенс, это нечто за гранью. Люди заворожены и погружены в действие, никто не может оторвать от экрана взгляд.
Если вы посмотрели этот фильм в самолёте, в онлайн-кинотеатре, на DVD, то вы, *****, не видели фильма. Это как если бы вам отдрочили вместо хорошего секса.
Постановщик подчеркнул, что в этом эпизоде вся аудитория находится под таким впечатлением, что желает смерти персонажу Роберта де Ниро, который, по сути своей, не так уж и плох.
Это не просто напряжённая сцена, она не просто завораживает. Режиссёр будто переворачивает с ног на голову то, как мыслят зрители. Потому что Джокер — ******* [сумасшедший]. Он псих.
Герой де Ниро, ведущий ток-шоу… Он не кинозлодей. Да, он, вроде как, мудак, но он не больший мудак, чем какой-нибудь Дэвид Леттерман. Он просто комик, он не заслуживает смерти, он просто мудила, а людям ведь нравятся комики, которые ведут себя, как уроды.
И всё же. Когда люди сидят в кинотеатре и смотрят «Джокера», они хотят, чтобы главный герой убил Роберта де Ниро. Они хотят, чтобы он достал пистолет, ткнул ему прямо в глаз и вынес мозги к чёртовой матери. И если бы Джокер не убил его, вас бы это выбесило.
Вот это и есть «манипуляция огромных масштабов». Зрителей заставили думать как ******** [психов], хотеть чего-то, чего бы они никогда… И ведь они будут врать! Говорить: «Нет, не хотел я этого!» Но всё это чушь собачья, конечно же, хотел.
При этом Тарантино отметил, что в целом картина Тодда Филлипса ему понравилась. Он похвалил то, как стремительно развивается действие, и как фильм удерживает внимание зрителя, но кино показалось ему «довольно однобоким», и не слишком оригинальным.
Когда я посмотрел «Джокера» в первый раз, фильм мне, в общем-то, понравился. Но во время просмотра я постоянно размышлял, спрашивал себя: «И что, вот в таком мире мы теперь живём? Мы будем просто брать великие фильмы семидесятых и переделывать их, чтобы они стали поп-культурными поделками?»
«Таксист» у нас стал «Джокером», из «Апокалипсиса сегодня» сделали «К звёздам», мы что, теперь будем низводить сложные фильмы к таким странным продуктам поп-культуры?