"Остров доктора Моро": сложная судьба потенциального шедевра

"Остров доктора Моро": сложная судьба потенциального шедевра

Вероятно каждый из нас слышал об "Острове доктора Моро": кто-то читал книгу, а кто-то видел одну из экранизаций произведения Герберта Уэллса. Но мало кто представляет каким напряженным выдался производственный процесс киноадаптации 1996 года. В 2014 году вышел документальный фильм " Lost Soul: The Doomed Journey of Richard Stanley’s Island of Dr. Moreau ", где вовлеченные в съемочный процесс стороны рассказали о злополучной картине.

Режиссер и сценарист Ричард Стэнли родился в 1966 году в Южной Африке. По окончании школы он увлекся кинематографом и снял несколько короткометражных фильмов. Отучившись в Кейптаунском университете, Стэнли перебрался в Лондон и снимал клипы для групп вроде Fields of the Nephilim, Public Image limited и Renegade Soundwave, позже отправившись в Афганистан для съемок документального фильма о войне и выводе советских войск. Успех пришел к нему после выхода постапокалиптического триллера "Железо" в 1990 году, выпущенного в прокат компанией братьев Вайнштейн, и последовавшего за ним хоррора "Песчаный дьявол" в 1992.

Трейлер фильма "Железо" (1990)

После этого режиссер всерьез загорелся идеей правильной экранизации "Острова доктора Моро", так как предыдущие были по-своему провальные. "Остров потерянных душ"(1932) Стэнли считает лучшей адаптацией, хотя она не понравилась Уэллсу, который в корне был не согласен с изображением ученого садистом, в то время как в книге он видел себя спасителем. "Остров доктора Моро" (1977) он наоборот посчитал отвратным по сравнению с предшественником, отметив в нем только игру Бёрта Ланкастера в роли Моро. Ричард решил восстановить историческую справедливость и снять фильм достойный первоисточника.

Я помню, что на плакате фильма 1977 был профиль девушки, которая превращалась в пантеру. И в фильме этой сцены не было. Я впервые почувствовал, что меня обманули, и я хотел свои деньги обратно.

Ричард Стэнли, режиссер

Написание сценария затянулось на несколько лет, после чего режиссер отправился в Голливуд с папкой концепт артов. Картиной заинтересовались "New Line Cinema", известная по фильмам "Кошмар на улице Вязов" и "Черепашки-ниндзя". Хотя режиссер видел в роли доктора немецкого актера Юргена Прохнова, студия привлекла к съёмкам Марлона Брондо, но пост режиссера планировали отдать Роману Поланскому. Эта новость шокировала Стэнли, и , не видя другого выхода, он обратился к колдуну, с которым познакомился в Англии, чтобы тот провёл обряд на удачу. На следующий день Брандо изъявил желание встретиться с ним, и лимузин повёз режиссера к резиденции известного актёра.

В ходе встречи Ричард рассказал ему своё видение картины и историю о том, как Герберт Уэллс поссорился с писателем Джозефом Конрадом, всего через год после публикации "Острова доктора Моро" выпустившим книгу "Сердце тьмы", которую Уэллс посчитал плагиатом. Книга Конрада легла в основу фильма "Апокалипсис сегодня", где Брандо сыграл главного героя-полковника Курца. Курц в свою очередь восхищался известным африканским исследователем Генри Мортоном Стэнли, который приходился Ричарду прадедушкой. Брандо, очарованный Курцем и историей Стэнли, уговорил студию вернуть его на пост режиссера. Студия также позволила выбрать актеров на две другие главные роли. На роль агента ООН Эдварда Дугласа, пережившего кораблекрушение вблизи острова, режиссер выбрал Брюса Уиллиса, который был на волне популярности и мог принести фильму солидные кассовые сборы, а на роль ассистента Моро Монтгомери был выбран Джеймс Вудс. Воодушевленный Стэнли начал трудиться и выбрал местом съемок джунгли на северо-восточном побережье Австралии близ города Кернс. Внезапно от роли отказался Брюс Уиллис, объяснив это невозможностью покинуть США на тот момент, и необходимо было найти другого популярного актёра на его роль. Выбор пал на Вэла Килмера, находившегося в Японии на премьерном показе "Бэтмен навсегда". Прилетев для переговоров в Токио, режиссер поразился высокомерию актёра, который не желал тратить много времени на этот фильм и требовал сократить число съемочных дней на 40%. Стэнли решил дать Килмеру второстепенную роль ассистента Монтгомери, а на роль главного героя был приглашён актёр Роб Морроу.

Напряжение нарастало: Брандо, омраченный суицидом дочери, на время покинул Австралию; Стэнли выводил из себя руководство студии нежеланием посещать встречи и своим причудливым характером, а Килмер опаздывал на съемки на 2 дня. Съемочной группе он запомнился своим вызывающе враждебным поведением, как оказалось вызванным новостью о том, что его жена подает на развод. Место съемок оказалось локацией повышенной влажности, где шли проливные дожди; непогода вместе с враждебной атмосферой на съемочной площадке довела до нервного срыва Морроу, который позвонил директору студии и попросил его отпустить домой. Неспособность Стэнли взять контроль над Килмером стала последней каплей для руководства студии, и режиссеру был отправлен факс о его увольнении. Разбитый Ричард в гневе начал уничтожать документы со съемок, после чего студия пообещала выплатить ему гонорар, но при условии, что он срочно улетит в Голливуд и не будет приближаться к съемочной площадке. Он сел в машину, которая высадила его в аэропорту, но не зарегистрировался на рейс и пропал без вести. Актриса Файруза Балк в знак протеста села в лимузин и направилась в Сидней, не подозревая, что до него ехать 2500 километров. Агент убедил ее вернуться, иначе студия поставит крест на её карьере. Опасаясь за безопасность, на съемочной площадке усилили охрану, так как , уходя, Стэнли в шутку сказал одному из сотрудников сжечь площадку. На роль агента наняли актёра Дэвида Льюиса, позднее сыгравшего профессора Римуса Люпина в серии фильмов о Гарри Поттере.

"Остров доктора Моро": сложная судьба потенциального шедевра

В срочном порядке студия занялась поиском нового режиссера, остановив свой выбор на Джоне Франкенхаймере. Джон был известен как последний классический режиссер, и , хотя среди его фильмов было не мало промахов, руководство знало, что этот человек наведет порядок и закончит этот фильм, а он в свою очередь получил контракт на 3 фильма со студией и возможность поработать с Брандо, о чем мечтали все. Джон связался со своим давним партнером Роном Хатчинсоном, чтобы переписать сценарий. Франкенхаймер отличался от Стэнли твёрдым авторитарным характером, из-за чего оттолкнул большую часть съемочной группы. В ожидании возвращения Брандо он переживал и поднял на уши всю площадку. Когда наконец Марлон вышел из джунглей, укутанный в тонкие ткани и с раскрашенным в белый цвет лицом, это сильно удивило присутствующих, которые приняли его за одного из зверолюдей. Позже выяснилось, что так он спасался от жары. В этом же виде Моро впервые предстает перед нами на экране.

"Остров доктора Моро": сложная судьба потенциального шедевра

Брандо вносил и другие странные правки вроде сцены с ведерком на голове, в которое ему засыпали лёд, чтобы охладиться. Влияние его на съемочной площадке было велико. К примеру он пропитался тёплыми чувствами к актёру-карлику Нельсону де ла Роса и требовал дать ему больше экранного времени: ему сшили костюм как у Марлона, и он стал его маленькой копией в кадре. Считается, что их дуэт вдохновил сценаристов серии фильмов про Остина Пауэрса на создание персонажа-клона Мини-мы.

Килмер и Брандо не ладили друг с другом. Их неприязнь дошла до открытого конфликта. В итоге один отказывался выходить из своего трейлера раньше другого, вынуждая загримированных актёров ждать часами под палящим солнцем.

Я в любой день недели готов сказать в защиту Ричарда, что Килмер и Брандо мешали съемке насколько это было возможно. Марлон знаменит своим презрением к работе, но при этом делал это в шутку и относился к нам с уважением. Вэла проще всего описать фразой "школьный хулиган".

Брюс Фуллер, художник по гриму

По воспоминаниям одного из членов съемочной группы во время съемок очередной сцены оператор, забывший подстричь неаккуратные бакенбарды настраивал камеру, а Килмер сидел за кадром, читал сценарий и курил сигарету. Внезапно Вэл взял и подпалил оператору волосы у виска сигаретой.

Если причуды Брандо режиссер был готов терпеть, то заносчивость и упрямство Килмера выводило из себя. По завершении съемок последней сцены с Килмером он потребовал убрать его поскорее с площадки.

Если бы я режиссировал фильм "Жизнь Вэла Килмера", я бы не позвал туда этого мудака.

Джон Франкенхаймер, режиссер

Файруза Балк рассказывала, как подошла однажды к Брандо, решив обсудить с ним отношения между их героями и то, как они их будут отыгрывать, на что он ответил:

Не надо. Всё это - сплошное безумие. Тебе платят, мне платят, сценарий не несёт никакого смысла. Я этот сценарий даже не дочитал. Зачем волноваться? Расслабься. Делай то, что делала. Ты прекрасна.

Марлон Брандо, актёр

Он как-то сказал режиссеру: "Нет, нет. Вместо того, чтобы рассказать историю о боли и страдании, я считаю, что все зверолюди должны собраться вместе и устроить празднование вроде Бар-мицвы". И тогда я поняла, что он над ним потешается.

Файруза Балк, актриса

Направляясь в один из дней на съемочную площадку с режиссером, Брандо и вовсе потребовал остановить машину, чтобы обсудить картину. Он предложил Франкенхаймеру заморозить съемки на 8 недель и совместными усилиями переделать сценарий, но режиссеру эта идея оказалась не по душе, о чем он жаловался продюсеру по телефону.

Мне приходилось работать с трудными актёрами, но никто не идет в сравнение с Марлоном Брандо. У него была задумка, что доктор Моро весь фильм будет носить шляпу, а в конце он её снимет, и окажется дельфином.

Джон Франкенхаймер, режиссер

Дэвид Тьюлис вспоминает, что сценарий переписывался так часто, что никто не мог в нём разобраться, поэтому половину диалогов с Брандо они просто импровизировали. Кроме того Брандо не в первый раз отказывался учить сценарий, и ассистенка начитывала ему текст в наушник, что заметно в некоторых сценах.

Марлон посреди одной из сцен поймал сигнал с полицейской рации и начал повторять: "Ограбление на Вулворт стрит!"

Дэвид Тьюлис, актёр

Франкенхаймер требовал увеличить число актёров массовки с десятка до сотни. На место съемок прибыли новые статисты, большинство из которых были хиппи. По воспоминаниям других актеров это напоминало бродячий цирк: они спали под открытым небом, многие увлекались алкоголем и наркотиками, играли музыку, показывали трюки с огнём. В какой-то момент они забыли, что у них была обычная жизнь, и им казалось , что они всегда жили словно животные гибриды Моро на отдаленном острове. Во время одной из посиделок кто-то из членов съемочной группы услышал от друга, который ездил за фруктами на отдаленную плантацию, про безумного парня, что живет на ней и бредит о том, как Вэл Килмер разрушил его карьеру. Так нашелся пропавший без вести режиссер и сценарист Ричард Стэнли: после поездки в аэропорт он скрылся в джунглях, нашел плантацию, которой владел парализованный мужчина, и остался там поправлять свой дух. Группа добровольцев встретилась с ним и предложила вернуться с ними на съемочную площадку. Стэнли не хотелось этого делать, так как за нарушение условий контракта ему могли не заплатить и гроша, но любопытство взяло вверх. В итоге была осуществлена хитрая задумка: Ричард переоделся в одного из зверолюдей, проник на площадку вместе со знакомыми и даже снялся в одной из сцен. Слухи о возвращении оригинально режиссера на площадку волновали других актеров, так как они по-прежнему боялись саботажа съемочного процесса. Особенно волнительно приходилось тем, кто видел, как незнакомец в маске трётся возле канистр с керосином.

В конце меня осенило, что я совершил нисхождение от создателя картины до роли человека-пса в этой картине.

Ричард Стэнли, режиссер

Все сложности сказались на сроках. Фильм, на который планировалось потратить несколько недель, был завершен через пол года. Картина принесла убытки студии, получила отвратные отзывы зрителей и критиков, а также номинации на "Золотую Малину". Ричард Стэнли долго не мог отойти от произошедших событий:в Голливуде про него забыли, а сам он опасался, что никогда больше не возьмётся за новый фильм. Следующим его большим проектом должен стать фильм по произведению Лавкрафта "Цвет из иных миров" с Николасом Кейджем в главной роли. Идею этой экранизации Стэнли вынашивал с 2013 года. Остаётся лишь пожелать режиссеру удачи и гадать, какой могла бы получиться лента "Остров доктора Моро", если бы всё произошло иначе.

8787
25 комментариев

Господи, история съёмок этого фильма сама достойна стать фильмом. Как это случилось с той же "Комнатой".

18
Ответить

Мне эта история чем-то напомнила сюжет "Солдат неудачи" с Беном стиллером, Робертом Дауни мл и другими

14
Ответить

так документальный фильм есть) может однажды и художественный выйдет

Ответить

Какой именно "Комнатой"? 2015 года которая?

Ответить

Марлон посреди одной из сцен поймал сигнал с полицейской рации и начал повторять: "Ограбление на Вулворт стрит!"

Боже, как же я смеялся прочитав это. Не представляю как было смешно тем, кто находился там в тот момент.

8
Ответить

Всё это - сплошное безумие. Тебе платят, мне платят, сценарий не несёт никакого смысла. Зачем волноваться? Расслабься. Я этот сценарий даже не дочитал.

Великий актер!

5
Ответить

В Апокалипсисе он вроде все сцены сымпровизировал.

Ответить