Спасение утопающих в сериале "Топи"

Дисклеймер: В статье автор не занимается конспирологией и не объясняет концовку. Это критическая рецензия, изложенная в литературной форме (или около того). Ваше мнение может не совпадать с мнением автора и это прекрасно, ибо только в этом случае возможен диалог.

26 февраля вышел финальный эпизод "Топей", не то отпевание случившейся Руси, не то предупреждение о Руси грядущей. Демарш Глуховского суров, а прогноз неутешителен — выхода нет, как пелось у Сплина, — сколько лет прошло, все о том же гудят провода, все того же ждут самолеты.

В центре истории пятеро молодых москвичей, решивших обменять столичные пробки на областную хтонь. У каждого своя мотивация — один едет в монастырь излечиться от болезни, второй жаждет приключений, третья убегает от родителей в качестве протеста. И каждого ждет свое счастье, или разочарование?

Контраст Москвы и остальной страны в картине звучит сильной долей, нашептывая безмолвным рефреном, — "Москва — не Россия". И вернувшись на "Родину", герои попадают в провинциальный лимб, в котором время течет иначе, "айфоном" никого не удивить, а деньги потеряли всякую ценность. И правильно, завод вон выплачивает повышенную компенсацию. А нам больше и не надо.

Больше в Telegram-канале Filmziila: https://t.me/filmzilla
Больше в Telegram-канале Filmziila: https://t.me/filmzilla

Далее героев ждет долгое путешествие, точно посмертие по Данте, разве что с иным количеством кругов (если принимать эпизоды за круги). Но если в комедии итальянского il sommo poeta герою посчастливилось узреть свет в конце тоннеля истину в лице Господа, то нашим героям хочется посочувствовать, ибо даже божий промысел тут бессилен.

"Топи" типичный долгострой, дождавшийся своего стриминга (спасибо, КиноПоиск HD), где бутафорию можно натурой заменить, а пресный спич разбавить благим русским. Очевидно, диктат телевизионных рамок лишил бы картину реализма, а так позволил воссоздать живое и объемное полотно, которому веришь нутром и на которое банально приятно смотреть. И несмотря на ирреальность происходящего, картина вполне аутентична заявленным пейзажам.

Спасение утопающих в сериале "Топи"

К слову про ирреальность. Библейский сюжет о спасении московских душ кокетливо и тонко намекает на жирные обстоятельства, едва прикрывая свои намерения цепляющим сюжетом. Не нужно страдать синдромом поиска глубинного смысла, чтобы узреть в сериале критику современной России (при том, что по заверениям самого Глуховского сценарий был написан еще в 2011 году). Герои в "Топях" максимально огосударствленны, архетипы очеловечивают отдельно взятую институцию и силу. Подобно Джордану Пилу ("Прочь", "Мы") автор использует жанр хоррора в качестве упаковки, за которой иллюстрируется нынешняя власть, неумолимо и в глухом бреду пускающая состав к безутешному будущему, а может и по кругу.

Так, к примеру, небольшая зона двух фактурных зэков огорожена бессмысленной лентой, символизирующей границы дозволенного. Воруй, убивай, но у себя во дворе, дальше сунешься — пиняй на себя, отрубят голову и не говори, что не предупреждали.

Любопытен и заголовок, который предвосхищает финал. "Топи" значит трясина, болото. А болото, как мы знаем, имеет свойство засасывать. Именно так, спойлером к финалу служит само название, что лишний раз добавляет шарма и художественности продукту.

Спасение утопающих в сериале "Топи"

За дефлекацию ложно истолкованных смыслов хочется себя раскритиковать. Но допускаю, — если самый русский Алексей Октябринович признавался в любви и сочувствии своим гражданам через эстетизацию крови и говна постсоветской эпохи, то почему так не мог поступить кто-нибудь другой? Напрашивается вывод, — любовь многолика и язык у ней не один. И одним из них вполне может служить коммерческая фотожаба о неумолимом будущем страны, в которой некогда родился и рос космополитичный писатель-патриот Глуховский.

2.2K2.2K открытий
40 комментариев

Насколько Глуховский вырос как драматург убедительнейшим образом демонстрирует сцена с ментом из финала в которой он сидит и, блядь, просто проговаривает какого, собственно, хрена происходит с нелолей и её поехавшей матушкой, просто потому что светило русской драматургии не смогло придумать как эту хуйню на экране показать. 

Ответить

Самое смешное, это не нужно было проговаривать, вся ситуация стала понятна ещё после пикантной сцена с Янковским

Ответить

Так ведь смысл он передал еще ранее, когда они трахались, фраза мента же скорее была постусловием, прологом что-ли.

Ответить

Сериал балдеж, глуховский конечно вырос как драматург 

Ответить

Чота пафоса до}{ya. Что вы Родину хороните раньше времени. Не нравится, валите нахер, вас там ждут горы посуды и засраные ватерклозеты. То же мне эстеты. Мизинчик оттопыренный не прищемите, когда дверью хлопать будете. 

Ответить

+15

Ответить

Родину, шта? Может, всё же, страну и руководство?

Ответить