Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Статья первично написана для блога студии Паровоз.

Советы художника-постановщика мультсериала «Герои Энвелла»

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Как художнику понять героя? Какие вопросы он должен задать режиссеру перед стартом работы над дизайном персонажа? С чего начать? Мы стремимся быть полезными нашим читателям и рассказывать о профессиональных тонкостях работы в анимации. И решили открыть новую рубрику — «Профессиональные лайфхаки». Сегодня мы поделимся советами художника-постановщика мультсериала «Герои Энвелла» Сергея Моисеева.

Любую историю делают интересной прежде всего жители, которые ее населяют. Столкновение характеров и мотивов разных персонажей рождает интригу всего повествования. От правильного выбора типажа героя, определения его амплуа зависит успех всего проекта. Поэтому концепт-художнику к идеям режиссера нужно подходить очень вдумчиво. Прежде всего важно понять характер персонажа, дизайн которого нужно разработать.

До написания сценария любого мультфильма в анимационной студии «Паровоз» пишут так называемую Библию: автор, сценарист и режиссер описывают персонажей, их бэкграунд и характер. В ней указываются не только характеристики персонажей, но и их поведенческие атрибуты.

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

После изучения Библии проекта, концепт-художнику значительно проще понять будущего героя. Но иногда этого недостаточно. В таком случае приходится лезть автору в голову, хочет он того или нет. В начале архиважно увидеть силуэт будущего персонажа; почувствовать, как он будет выглядеть в целом, без деталей. Как будто мы пытаемся посмотреть на него против света. После, к сложившейся форме прибавить крупными мазками лицо, руки, одежду. Далее посмотреть на него в «расфокусе».

Только после этого можно браться за мелкие детали. Они должны быть хорошо видны, и их не должно быть слишком много. Начать хорошо с основных — тех, что придают уникальность. Это может быть все, что угодно — от формы лица до родинки. Звучит просто, но это не все.

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Теперь помещаем персонажа в мир, в котором он будет жить. Пока он состоит из грубых мазков цвета и формы. Но, с появлением нового жильца, мир начинает обретать четкость. Герой как бы обживает его, входя с ним во взаимодействие. Мир тоже влияет на персонажа, придавая ему цвет, свет и точку опоры.

Когда мир и персонаж окончательно подружатся, можно считать, что большая часть работы завершена. Теперь нужно все почистить, убрать оставшиеся шероховатости. И — вуаля! — персонаж готов рассказывать нашу историю.

Работа концепт-художника похожа на актерский труд. Главное здесь — почувствовать суть, вжиться в персонажа; передать идею режиссера, усилив яркие нюансы. Чтобы прийти к этому, силуэт персонажа нужно «нащупать», протянуть к нему руку. Эскизы — очень важный и личный процесс концептинга. В них художник старается визуализировать свой внутренний мир, фантазию. В этих невнятных черточках скрыта сама суть персонажа, часто понятная только автору. За самыми успешными и красивыми работами зачастую стоит невзрачный набросок на салфетке. После эскиза остается «самое простое» — раскрыть через изобразительное искусство все невидимое, что в нем скрыто.

Если говорить о пропорциях персонажа, их выбор в анимации зависит от большого количества факторов. Это может быть и упрощение в угоду легкости восприятия, например, детского. Может — для преувеличения эмоций, в угоду яркого характера, уникальности.

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?

Добрым или злым персонажа делает его характер. Самый простой способ его обозначить — придать персонажу определенную форму. Например, заострить, наделить острыми углами или изобразить в мрачных тонах, чтобы он казался опаснее. Добрый герой приемлет круглые формы и светлые тона.

Анимация в первую очередь существует для того, чтобы показать несуществующее: вымышленный мир, полет фантазии. Для всего остального есть кино.

После рождения персонажа эстафету у концепт-художника перенимают моделлеры, риггеры и другие аниматоры. На производстве мультсериала «Герои Энвелла» работали около 50-ти специалистов.

В анимации, кинематографе и литературе существует множество типажей героев, часто используемых авторами в тех или иных историях. Периодическая таблица сторителлинга, разработанная дизайнером Джеймсом Харрисом в 2014-м году, помимо прочих элементов, заявляет о 21-м типаже персонажей.

Дизайн анимационного персонажа. С чего начать?
  • Классический главный герой (H) — лидер, которого уважают и любят. Наделён множеством ценных качеств: высоким ростом, орлиным взором, необычайной красотой, интеллектом, физической силой и прочими выдающимися характеристиками.
  • Антигерой (Ah) — асоциальный и странный тип. Несмотря на внешнюю непривлекательность, в критических ситуациях ведёт себя исключительно правильно, совершает необходимые подвиги, и добро всё равно торжествует.
  • Герой-идиот (Ih)— чудак и аутсайдер. Странный, внешне отличается от других «нормальных» людей. Чаще всего добряк, терпящий непонимание и унижение со стороны других людей. В финале сюжета герою-идиоту чаще всего «везёт» и все его злоключения заканчиваются хорошо.
  • Группа из пяти персонажей (5ma) — это своего рода «максимальный набор» эдаких альтер-эго («вторых Я») главного героя. Все пять (или менее) персонажей — как бы совокупный главный герой. Это единая команда, которая совместно движется по сюжету, совместно реагирует на возникающие перипетии; при этом взаимодействие между членами команды добавляет драматизма, и усиливает динамику сюжета. Такая группа персонажей встречается в мультсериале «Сказочный патруль», произведенном студией «Паровоз». Типичные представители группы: Главный герой, Союзник (L), Умник (S), Верзила (B), Барышня (Ch). Но качественные характеристики персонажей группы могут сильно видоизменяться.
  • Ботаник-плохиш (Bbw) — зеркальный вариант «гениального верзилы». При всей своей заурядной внешности и хилости, в критической ситуации проявляет чудеса выносливости, ловкости, а иногда и физической силы. В серьёзных разборках оказывается неожиданно смертоносным персонажем.
  • Ребенок−герой (Kh) — разновидность супергероя, только в возрасте до 18 лет. Любимый типаж главных героев мультфильмов студии «Паровоз».
  • Коварный герой (Gh)— положительный персонаж, который действует как политик, манипулирующий отрицательными персонажами. Вместо мечей и пушек он использует свое обаяние, интеллект, хитрость и тонкое знание человеческой натуры.
  • Трагический герой (Th) — классический образ персонажа с фатальным изъяном, который, как бы ни старался, не сможет достичь своей высокой цели, от чего страдает еще больше. Может быть как положительным, так и отрицательным героем.
  • Рыцарь (Kni) — благородный, позитивный и правильный во всех отношениях, непримиримый борец со Злом.
  • Избранный (Neo) — герой с масштабной миссией (спасти страну, человечество, весь мир). Обычно наделён не только ответственностью, но и соответствующими талантами, позволяющими ему сделать это.
  • Крутая девчонка (Ag) — девочка-пацанка, которая периодически спасает провальные миссии своих товарищей.
  • Отважная девчонка (Pg) — в отличие от персонажа «крутой девчонки», это, скорее, женственный персонаж. Побеждает не всегда, но проявляет чудеса оптимизма в экстремально трудных ситуациях. Судьба может побить ее, но не сломать.
  • Супергерой (Sh) — как правило, сверхчеловек, одетый в броский костюм (может, и в маску), ведущий двойную жизнь и борющийся со злом. Его основной целью является победа над неким сверхзлодеем и, конечно же, спасение мира.
  • Гениальный верзила (Gb) — здоровенный парниша, который неожиданно оказывается еще и гением. Полная противоположность «тупой горе мускулов», у этого парня есть не только мускулы и тяжелые кулаки, но и светлый ум.
  • Детерминатор (Det) — персонаж, который, независимо от того, мужчина он или женщина, хороший он или плохой, никогда не сдается. Для детерминатора нет разницы между «настойчивостью» и «безумием».
  • Отважный репортер — журналист, который идет и находит потрясающие истории, не дожидаясь, пока они сами придут к нему.
  • Формальный пацифист — убивает людей в зависимости от своих принципов и от ситуации. Если у него будет выбор между убийством и неубийством злодея, то он всегда сохранит ему жизнь.
  • Ас — не может являться главным героем, он может появиться в одном эпизоде, для того чтобы поддержать, или, напротив, низвергнуть зазнавшегося героя. Это может быть Учитель героя, его кумир или просто некто легендарный, достигший высшего мастерства.
  • Капитан — тот, кто всегда в ответе за других. Лидер, организатор; человек невысокого ранга, ответственный за судьбы людей.
  • Стрелок — типовой главный герой для всех «силовых» жанров. Специалист по борьбе с плохими парнями.
  • Приключенческий археолог — его деятельность практически не имеет ничего общего с настоящей археологией, а ее методы кажутся современной науке варварскими и неуместными. Он проникает в ушедшие под землю следы древних цивилизаций, древние храмы и руины в поисках сокровищ, артефактов, утраченных технологий, замурованного зла, после чего начинается главный экшен.

Итак, художник по персонажам начинает свою работу с поиска визуального образа героя, в набросках и эскизах отражает его характер, разрабатывает «схему построения» персонажа, а также производит финальную отрисовку по утвержденному концепту. Затем он создает характерные позы героя, особенности, эмоции, отдельные сцены и т.д. Также может разрабатывать антураж анимационного мира.

Необходимые навыки и качества художника по персонажам:

  • Основы живописи и рисунка, колористики, композиции, перспективы
  • Развитая фантазия, воображение
  • Анатомия человека и животных
  • Основы режиссуры и сценария
  • Принципы психологии восприятия визуальной информации
  • Понимание основ сторибординга
  • Понимание законов анимации
  • Создание образа через конструкцию персонажа, движение и мимику
  • Работа разными художественными и живописными материалами и техниками
  • Свободное умение рисовать от руки/на планшете
  • Уверенное владение растровыми и векторными графическими редакторами (Adobe CC, QuarkXPress‚ CorelDraw, SketchApp и т.д.)
  • Коллажирование
  • Работа в разных стилях
  • Профессиональная коммуникация
  • Тайм-менеджмент, рациональная организация рабочего процесса
  • Многозадачность, умение вести несколько проектов параллельно
  • Внимание к деталям
  • Ответственность за результат
  • Саморазвитие, повышение своего профессионального уровня

Автор: Сергей Моисеев

Статья переопубликована c Паровоза на AnimationSchool.ru с разрешения автора.

99 показов
2.6K2.6K открытий
34 комментария

Я больше чем уверен, что  ANIMATIONSСHOOL как и все кто выкладывает подобные статьи не снизойдут до общения с пользователями DTF, но не могу не прокомментировать. Я смотрел Герои Энвелла.
 Герои Энвелла - яркий пример того как наши очень хотели, но как обычно не смогли, пытаясь сделать "свой ответ Голливуду"  а вопроса Голливуд им не задавал! 
Наше время. Санкт-Петербург. Четверо друзей Арт, Кира, Фил и Вик рядовые школьники Питера. Синявка.. батан...  стример.. и я даже не понял какой у четвертого героя шаблон... 
Ошибки у мультика начинаются на уровне базового арта.. когда персонажи сливаются с фоном. Лица персонажей одинаковые и на них потрачено меньше полигонов чем на кусты. Общее освещение для всей сцены.. диалоги поставлены как в театральной сцене старшеклассников. Непонятна даже целевая аудитория этого мульта.. для тех кто играет в игры и понимает суть терминов он примитивен.. для маленьких детей он сложен. А ведь задумка была интересная.. и пиксельные вставки забавны. но все просрали из-за незнания или не желания заниматься постановкой и учиться. 
Эх.. а ведь там даже одного из персонажей озвучивает Борис Репетур. Но озвучивает по бумажке.. он же робот! он же может играть голосом. все персонажи звучат одинаково, складывается ощущение, что  актеры озвучки даже не смотрели материал, а Озвучка, как и в большинстве фильмов, создает ощущение что сделана без  без фильтров.. чистой с микрофона -  чужеродная закадровая болтовня. Я уже молчу про банальное нарушения правил подачи сцен в самом мультике.. и все эти ошибки настолько очевидны стороннему зрителю, что складывается ощущение, что создатели сего творения игнорировали их намеренно.   
 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Это от создателей "дети против волшебников"? Или их схожесть в уродстве – это случайность?

Ответить

не.. те делала другая студия
они вот этим сейчас занимаются

Ответить

Ох едрить ну и дизайн персонажей... Извините меня, но когда 3Д персонажи м/ф "Reboot" из 94ого, где были жёсткие ограничения в ресурсах (первый сезон даже теней не имел) выглядят при своей простоте приятнее, живее и не сливаются с фоном...

То нужно бить по шапке таких аниматоров. 

Ответить