«Земля кочевников» — гроздья (не)свободы

Победитель Венецианского кинофестиваля, объединивший размышления о свободе, пластиковые нужники и завораживающие американские пейзажи.

«Земля кочевников» — гроздья (не)свободы

Занавес падает на сцену, чтобы наконец слиться с ней в недвижимое целое, а за ним проступает пасторальный пейзаж Великой американской равнины. Опрятная асфальтированная дорога тянется сквозь бесцветную пустошь, чтобы, скрывшись от посторонних глаз, нырнуть под заточенные ветром горы. Вокруг ни души, разве что в стороне, осторожно держась за колючую ограду для скота, женщина справляет малую нужду.

Ее зовут Ферн и недавно она справила 60-летие. Экстравагантное поведение обусловлено не столько запустением трассы, вероятно, питающей неприязнь к отапливаемым туалетам, и любовью потрясти гузкой на морозе, сколько плачевной жизненной ситуацией. Последние месяцы Ферн живет в крохотном фургоне, единственное из удобств которого — неустойчивое пластиковое ведро с впивающимся в задницу ободком.

«Земля кочевников» — гроздья (не)свободы

После смерти мужа главная героиня «Земли кочевников» до последнего боролась за родной дом — собирала редьку, помогала готовить фаст-фуд в крохотных забегаловках и была учителем на замену. Ее последним официальным местом работы стала фабрика гипсокартона, после закрытия которой пришла пора признать — привычной жизни настал конец.

С каждым годом одноэтажная Америка недосчитывается тысяч рабочих мест. Предприятия, некоторые из которых надрывно пыхтели десятилетиями, разоряются, чтобы уступить место труженикам из Китая, Индии и прочих развивающихся стран, где человеческий труд стоит не больше подножного корма. Самой же Америке нужно все больше обслуживающего персонала — еще немного и соль земли скроется меж пластиковых стаканчиков.

Современные США столкнулись с озлобленностью капитализма, который они культивировали поколениями и возвели на пьедестал, нареченный американской мечтой. Именно страна, что отчаянно желала уравнять достаток и заслуги каждого отдельно взятого гражданина, оставила Ферн ни с чем. Зачем держать производство под боком, оплачивая чей-то соцпакет, если можно перенести его на другой континент, позволив коптить лоскут чужого неба?

Хотя американская экономика продолжает развиваться, для работяг самых разных возрастов, не имеющих приличного образования, перспективы возвести очаг и завести счет в банке лишь тают. Вот и Ферн вместо мирной пенсии не только лишилась возможности работать в родном городе, но и потеряла за долги дом. Все, что у нее осталось — немного надежды и ржавеющий фургон.

Теперь она, совсем как обездоленные оки во времена Великой депрессии, колесит по Соединенным Штатам в поисках сезонной работы. Но не в надежде вернуть прошлую жизнь, а из желания сохранить достоинство. Ферн не просто кочует от одной кормушки к другой, а исследует Дикий Запад, который, как оказалось, не обжили ни миллионы поселенцев, ни вездесущие длани капитализма. Америка по-прежнему остается слегка растрепанной, разве что теперь не придает былого значения золотым лихорадкам.

«Земля кочевников» — гроздья (не)свободы

В своем предыдущем фильме «Наездник» Хлоя Чжао запечатлела личную трагедию — застывшего в шаге от смерти любителя родео. Но в «Земле кочевников» она ступила во владения коллективных страданий. Ферн не единственная, кто живет в трейлере и перебивается сезонными заработками. На задворках американской мечты и в шаге от бродяжничества застыли тысячи пожилых и добропорядочных американцев.

Тем не менее между ними имеется существенная разница. Если одни колесят по прериям из нужды, то другие — по собственному желанию. Для последних, к которым по большому счету принадлежит и Ферн, отсутствие ухватившегося за землю дома — это своеобразная форма свободы. Отрешенность от обязательств, в глубине которой теплится желание мчаться за горизонт и разглядывать небо. Будто общество так сильно давило на них, что по чистой случайности они выскользнули из его тисков.

«У свободы есть цена».‍

— потрепанный плакат, «Земля кочевников»

Жизнь Ферн непроста и хаотична, но спит она в относительном тепле и ест горячую пищу. Обаятельная героиня Фрэнсис МакДорманд не бездомная, просто у нее нет привычного крова. Она олицетворяет человека, застывшего на перепутье, который вот-вот сделает важный выбор — вернется в лоно общества, примирившись с его ограничениями, или окончательно порвет с ним связь и однажды очнется под открытым небом.

«Земля кочевников» — гроздья (не)свободы

Хлоя Чжао осталась верна себе и сняла еще один меланхоличный фильм, в котором пейзажи сонной Америки, затерявшейся в глубине континента, затмевают человеческие переживания. Герои ее картин, трагичные и преисполненные сожалений, почти растворяются на фоне бесконечно вьющихся дорог, пестрых закатов и гор, издалека похожих на задремавших божков.

Но в «Земле кочевников» эта поэтичность оформилась в полноценного героя. Она не просто оттеняет Ферн и ее спутников, а выделяет их потаенные страхи и черты. Именно под звездным небом, меж песчаных холмов, свернувшихся в замысловатые клубки, и среди леденящих порывов ветра свобода предстает в обнаженном виде. В окружении природы ей нечего утаивать, она печальна, безмерно красива и открыта для любых интерпретаций.

«Земля кочевников» поднимает актуальные для Соединенных Штатов проблемы бродяжничества и непреклонности капитализма, и на их фоне рассуждает о свободе, ее сути и цене. Это кино о людях, которые лишились крова, но не собственного достоинства. Они, словно Отцы-основатели, отреклись от былых чаяний и устремились за горизонт — вслед за преобразившейся американской мечтой.

PS. Если понравился текст — заглядывайте к нам на сайт, там материалы выходят раньше.

33 показа
1.8K1.8K открытий
11 репост
13 комментариев

Сорян за духоту, но это не лонг

Ответить

короткий лонг

Ответить

уже статей пять подобных было до этой

Ответить

Какой-то странный форс фильма идет.

Ответить

По прогнозам — главный фаворит Оскара же.

Ответить

Очень грустная картина, про то как люди доживают, а не живут. Только старику повезло зажить вместе с семьей на ферме. 

Ответить

Так то и у Ферн была возможность к нему присоединиться, но что-то помешало.

Ответить